ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭОР (ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ) В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 6
1.1 Теоретическое обоснование использования мультимедиа 6
1.2 Особенности использования информационных технологий в учебном
процессе 11
1.3 Основные преимущества применения мультимедиа в образовании....20
Выводы по первой главе
ГЛАВА II ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ В ЛАБОРАТОРНОМ ПРАКТИКУМЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ГИДРАВЛИКА И ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ МАШИНЫ» 26
2.1 Методика использования мультимедиа в лабораторной работе «Построение напорной и пьезометрической линий трубопровода»...27
2.2 Методика использования мультимедиа в лабораторной работе
«Изучение устройства и определение рабочих характеристик шестеренного
насоса» 40
Выводы по второй главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
Приложение
Использование мультимедиа в учебном процессе позволяет изменить характер учебно-познавательной деятельности студентов, активизировать самостоятельную работу студентов с различными электронными средствами учебного назначения. Наиболее эффективно применение мультимедиа в процессе овладения студентами первичными знаниями (в условиях отсутствия преподавателей, читающих лекции), а также отработки навыков и умений, необходимых для профессиональной подготовки. Применение в учебном процессе мультимедиа приводит к сокращению объемов и одновременному усложнению деятельности преподавателя по сопровождению учебного процесса. Так, например, для усвоения теоретического лекционного материала при дистанционном обучении используются не только аудиторные занятия, но и созданная система педагогической поддержки, включающая сетевое консультирование, осуществление текущего контроля, проведение компьютерного тестирования, работу с мультимедиа курсами и другими учебно-методическими материалами. Для проведения практических занятий применяются не только традиционные аудиторные занятия, проводимые обычно под руководством преподавателя, но и сетевые консультации, работа с тренажерами, осуществление контроля и самоконтроля. Усложняется структура и таких форм учебной деятельности, как контроль, консультации и самостоятельная работа студентов. При этом изменяются цели консультаций: они теперь более предметно ориентированы на то, чтобы помочь студентам усвоить теоретический материал курса, приобрести практические навыки, осуществить лабораторный практикум и т.д.
Особенно важную роль мультимедийные технологии могут сыграть в дистанционном и заочном обучении ВУЗов. В последние годы заметно увеличилась доля студентов ОЗО, не посещающая в установленные сроки экзаменационные сессии. Чаще всего это связано с их работой в частных фирмах. Руководители фирм (как правило, небольших) не разрешают студентам оставить работу на период экзаменационных под угрозой увольнения. Положение усугубляется тем, что для специальности 050502-«Технология и предпринимательство» до сих пор нет учебников и учебно-методических пособий, которые они могли бы использовать при самостоятельном изучении той или иной дисциплины. Речь идёт в первую очередь о технических дисциплинах. Поэтому у них возникают трудности при отработке пропущенных занятий, особенно семинарских занятий и лабораторных практикумов. В связи с этим перед коллективом преподавателей инженерно-технологического ЕИ К(П)ФУ факультета стоит задача создания мультимедийных комплексов, включающих электронные учебники, методики решения типовых задач, виртуальных лабораторных практикумов, систему контроля за усвоением изученного материала. Для студентов дистантной формы обучения данные комплексы практически необходимы. Без них нет смысла говорить о качестве подготовки студентов.
Это и определило актуальность данной работы.
Объект исследования: мультимедиа технологии в системе образования.
Предмет исследования: использование мультимедиа в лабораторном практикуме по гидравлическим машинам и гидроприводу.
Цель работы: разработать методику использования мультимедийных материалов в лабораторном практикуме по предмету «Гидравлика. Гидравлические машины и гидропривод».
Задачи исследования:
1) изучить возможности, способы и методы применения компьютерных технологий в образовании;
2) изучить психолого-педагогический аспект применения мультимедийных технологий в образовании.
3) разработать методику выполнения двух лабораторных работ по гидравлике и гидравлическим машинам с широким использованием мультимедиа.
Практическая значимость: для студентов ОЗО инженерно-технологического факультета (бакалавры, специальность 051000) подготовлены описания двух лабораторных работ по гидравлике, гидравлическим машинам и гидроприводу с широким использованием мультимедиа (фото, видеофрагменты и т.п). Они помогут студентам виртуально ознакомиться с устройством стендов, используемых при проведении лабораторного практикума, методикой снятия необходимых характеристик исследуемых явлений и проведения расчётов, а так же построением необходимых графиков.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и электронного приложения в виде диска CD-R.
Основной целью данной ВКР является использование мультимедиа при выполнении лабораторных работ по гидравлике, гидравлическим машинам и гидроприводу, дающая возможность студентам дистантной формы обучения и ОЗО выполнить работы вне учебной лаборатории.
Согласно поставленным задачам в рамках данной ВКР:
1. С помощью анализа литературных источников изучены возможности, способы и методы применения компьютерных технологий в образовании;
2. Изучен психолого-педагогический аспект применения мультимедийных технологий в образовании;
3. Разработана методика выполнения двух лабораторных работ по гидравлике и гидравлическим машинам с широким использованием мультимедиа.
Практическая значимость работы: она может оказать помощь студентам ОЗО инженерно-технологического факультета (бакалавры, специальность 051000) в выполнении работ лабораторного практикума по гидравлическим машинам (в том числе дистанционно) и успешной сдачи отчётов по ним.
Можно считать, что поставленные в данной ВКР задачи решены, цель достигнута.
1. Багриновский, К.А. Новые информационные технологии / К.А. Багриновский, Е.Ю. Хрусталев. -М.: ЭКО, 1996. - 287 с.
2. Батышев, С. Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса / С.Я. Батышев. - М.: Инфра-М, 1992. - 169 с.
3 . http://www.griban.ru/blog/item/9-mul’timedia-texnologii-kak-sredstvo-obespecheniya- kachestvennogo-usvoeniya-studentami-programmnogo-materiala-po-novejshej-istorii-analiz- pedagogicheskogo-opy%5C’ta
4. Теория и практика применения наглядных пособий и технических средств обучения в профессиональной школе/ А. В. Баташов и др. М.: Высш. шк., - 1990. -159с.
5. http:www.ido.edu.ru/open/multimedia/mult5.htm
6. Карпов,Г.В. Технические средства обучения: учеб, пособие для студентов пед. вузов/ Г.В. Карпов, В.А. Романин - М.: Просвещение, 1979. -271 с.
7. http:www.ecsocman.edu.ru/univman/msg/145124.html
8. Извозчиков, В.А. Информационные технологии обучения / В.А. Извозчиков. - СПб.: Владос, 1991. - 452 с.
9. http:www.nestor.minsk.by/kg/1999/09/kg90906.htm
10. http:www.ido.edu.ru/open/multimedia/mult4.htm
11. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений/ под ред. ГЛ.Мякишев. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.
12. Карпов, Г.В. Технические средства обучения. Учебное пособие /
Г.В. Карпов, В.А. Романин - М.: Просвещение, 1980. - 520 с.
13. Марков, Ю.М. Эффективность компьютерного обучения / Ю.М. Марков, Е.Ю. Семенова. - М.: Астра, 1991 . - 240 с.
14. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования / И.В. Роберт. - М.: Высшая школа, 1997. - 386 с.
15. Роберт, И.В. Учебный курс: Современные информационные и коммуникативные технологии в образовании / И.В. Роберт // Информатика и образование. - 1997. - №8. - С. 19-21.
16. http:www.ido.edu.ru/open/multimedia/mult2.htm
17. Семенов, О.А. Современная информатика / О.А. Семенов - М.: Издательский Дом «МиМ», 2005. - 246 с
18. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н.Ф. Талызина. -М.: Знание, 1989. -376с.
19. http:www.griban.ra/blog/item/6-murtemedia-tehnologii-v-obrazovanii- istoricheskij-aspekt
20. Теория и практика применения наглядных пособий и технических средств обучения в профессиональной школе / Под ред. А.В. Боташова. - М.: Высшая школа, 2003. - 347 с.
21. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.
-М., 1995. -336с.
22. http:www.ido.edu.ru/open/multimedia/gloss.htm
23. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования; Проблемы и перспективы. - М.: Педагогика, 1987. - 264 с.
24. Гаврилова Т.А., Зудилова Е.В., Ильясов М.З. Интеллектуальные и обучающие системы. Учебное пособие. - СПб: Петербургский гос. техн. ун-т, 1996.- 109с.
25. Джонассен Дэвид X. Компьютеры как инструмент познания: изучение с помощью технологии, а не из технологии // Информатика и образование. - 1996. - № 4. - С.117-131.
26. Дистанционное обучение: Учеб. Пособие / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. - 192 с.
27. http:www.ido.edu.ru/open/multimedia/mult1.htm
28. Ларичева О.И., Нарыжный Е.В., Кузнецова В.П., Брук Э.И. Новые возможности компьютерного обучения // Вестник РАН, М., - 1999, №2. С. 106-119.
29. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения : Проблемы и перспективы. - М.: Знание, 1986
30. Полат Е,С. Дистанционное обучение: организационный и педагогический аспекты // Информатика и образование. -1996. - № 3. - С. 87-91.
31. Развитие информационных технологий в образовании: Аналитический доклад. М.: Изд-во Магистр, 1997.
32. http:www.ido.edu.ru/open/multimedia/chrest2.htm
33. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 1994. -205 с.
34. Шевелева С.С. Открытая модель образования (синергетический подход). М.: Магистр, 1997.