Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ
1.1 Сущность и содержание понятия «эмпатия» 9
1.2 Психолого-педагогические предпосылки формирования эмпатии
у подростков среднего школьного возраста 19
1.3 Возможности формирования эмпатии у подростков в образовательном
процессе современной школы 27
Выводы по 1 главе 32
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
2.1 Организация опытно-экспериментальной работы по формированию эмпатии у подростков в современной школе 35
2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию эмпатии у подростков в современной школе 47
Выводы по 2 главе 50
Заключение 53
Список литературы 58
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность. В настоящее время одной из важнейших задач развития России является гуманизация общества, которая требует нового типа взаимоотношений между людьми, отношений, построенных на гуманистической основе, на уважении к индивидуальности каждого. Особую актуальность приобретает процесс утверждения новых ценностей, главной из которых является формирование духовной культуры личности, неотъемлемой частью которой является эмоциональная зрелость, богатство чувств, способность к сопереживанию, сочувствию, умение радоваться за другого. Но те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека, не даны ребенку от рождения. Они возникают и формируются.
О возникновении понятия «эмпатия» и о том, какой смысл в него вкладывают, написано много научных трудов, но проникнуть в суть этого феномена, в сущность явления пока остается проблемой, которую психологическая наука пытается разрешить.
Термин «эмпатия» введен Э. Титченером, обобщившим развивавшиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями вчувствования Э.Клиффорда и Т. Липпса. Эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение - вчувствование в переживания другого человека. Так сформировался научный термин, теперь ставший достаточно знакомым для современной науки словом, но только сейчас начинает появляться на страницах трудов по философии и психологии анализ этого понятия. Противоречия в понимании явления учёными и многоаспектность самого феномена «эмпатия» не позволяют дать строгое определение эмпатии, что предполагало бы полное понимание и описание её сути. Хотя уже существуют методики для реальной регистрации эмпатии, как явления психики остаётся ещё проблема более точной фиксации эмпирических данных и их интерпретации.
Различают эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека; когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т. п.), и предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях. Умение сотрудничать, ладить с окружающими, и адаптироваться в обществе было необходимо для выживания первобытных обществ.
Проявление эмпатии наблюдаются уже на первых этапах онтогенеза: поведение младенца, который, например, расплакался в ответ на сильный плач лежащего рядом «товарища», демонстрирует один из первых видов эмпатийного реагирования - недифференцированное, когда ребёнок по существу ещё не способен отделить своё эмоциональное состояние от эмоционального состояния другого. Доказано, что эмпатическая способность возрастает с увеличением жизненного опыта.
Проблема повышения роли эмпатии в личностном развитии давно стала предметом научного исследования в психологии. Это связано с тем обстоятельством, что эмпатия как психологический феномен оказывает существенное влияние на всю личность в целом, повышает мотивацию и продуктивность деятельности и расширяет представление об ее эффективности. Эмпатия - это не согласие с точкой зрения собеседника, а умение её понять и выразить со слова «вы» («вы должны думать и чувствовать то-то!»)
Ещё недавно, в XX веке официальное сообщество предполагало, что эмпатия чисто человеческое чувство. Хотя примеры сопереживания и взаимопомощи высокоразвиты у животных были распространены повсеместно, сообщество игнорировало данный факт, благо сравнивать людей с животными не решалось.
Эмпатия является наиболее важным и значимым компонентов в воспитании подростка, она способствуют процессу его социализации, становлению его отношений с окружающими. Но, к сожалению, в образовательном процессе современной школы её формированию не уделяется особого внимания.
Объект исследования: образовательный процесс в современной школе.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования эмпатии у подростков.
Цель исследования: выявление психолого-педагогических условий, способствующих формированию эмпатии у подростков.
Достижению поставленной цели способствует решение сопутствующих задач исследования, среди которых основными являются:
- анализ состояния проблемы в современной психолого-педагогической литературе;
- выявление сущности понятия «эмпатия»;
- разработка и реализация программы опытно-экспериментальной работы по формированию эмпатии у учащихся 8 классов.
При формулировке гипотезы исследования мы исходили из того, что организация специальной работы по обогащению эмпатийного опыта подростков позволит обеспечить им успешность межличностного взаимодействия, а вместе с тем и социализации.
Следовательно, если выявить условия, способствующие формированию эмпатии у подростков в школе, а именно:
психологические условия:
- психодиагностика качеств, обеспечивающих развитие эмпатии;
- учёт возрастных и психологических особенностей;
- формирование у учащихся мотивации к эмпатии;
- создание благоприятного психологического климата в образовательном процессе;
педагогические условия:
- организация внеклассной работы, направленной на развитие знаний и приобретение опыта эмпатии;
- применение нетрадиционных форм и методов в процессе обучения и воспитания;
- демонстрация учителем образца эмпатийного поведения, то с их учетом учитель сможет разработать программу действий, которая составит ориентир для формирования эмпатии у подростков.
Методологической основой работы являются:
- выявление и разрешение противоречий в образовательном процессе;
-ориентация на интеракционную модель социализации личности ученика;
- разработка связи теории и практики, идей и их реализации.
Теоретическую базу исследования составили труды по вопросам изучения эмпатии следующих отечественных и зарубежных ученых: А.Е.Айви. А.А. Бодалев, В.В.Бойко, А.А. Борисова, Т.П. Гаврилова Ю.Б. Гиппенрейтер, Ю.А. Менджерицкая А.К. Нитченко, А.Б. Орлов, Т.И. Пашукова, К.Роджерс, А.П. Сопиков и др.
В ходе исследования были использованы следующие взаимодополняющие методы научно-педагогического исследования:
эмпирические методы:
- анализ и обобщение педагогического опыта;
- наблюдение;
- тестирование;
- педагогический эксперимент и др.
теоретические методы:
- теоретический анализ литературы в аспекте изучаемой проблемы;
- изучение и обобщение зарубежного и отечественного опыта;
- абстрагирование, сравнение, синтез, аналогии, обобщение;
- классификация и систематизация;
- эксперимент.
Исследование проводилось в три этапа:
На I этапе выполнялся анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы, направленный на изучение проблемы формирования эмпатии у подростков. На этом этапе были определены цель, задачи, гипотеза исследования.
На II этапе был осуществлён анализ работы школ по решению данной проблемы; определены задачи, содержание, формы, методы и средства формирования эмпатии. данной проблемы
На III этапе были выявлены психолого-педагогические условия, способствующие формированию эмпатии; разработана и реализована программа опытно-экспериментальной работы по развитию эмпатии у учащихся среднего школьного возраста во внеклассной воспитательной работе; осуществлены обработка и анализ экспериментальных данных, их обобщение и оформление работы.
Базой исследования послужили средняя общеобразовательная школа № 1 г.Менделеевска, 8 «Б» класс.
Практическая значимость исследования заключается в определении психолого-педагогических условий и разработке программы опытно-экспериментальной работы по формированию эмпатии подростков, включающей в себя игры, упражнения, направленные на развитие способностей к сопереживанию, сочувствию, а также в том, что представленные материалы могут быть использованы педагогами и студентами для повышения эффективности работы по решению данной проблемы.
На защиту выносятся следующее:
- психолого-педагогические условия, способствующие повышению эффективности формирования эмпатии у подростков.
- программа опытно-экспериментальной работы по формированию эмпатии подростков.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении дается методологический аппарат исследования, определяются его цели и задачи.
Первая глава содержит теоретические основы формирования эмпатии у подростков в образовательном процессе.
Во второй главе рассматриваются практические аспекты исследуемой проблемы, приводятся результаты опытно-экспериментальной работы.
Заключение содержит выводы по проведенному исследованию.
Для определения понятия эмпатия мы воспользовались данной формулировкой Э. Титченером, который ввёл это понятие. Он обобщил развивавшиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями вчувствования Э.Клиффорда и Т. Липпса. Эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение - вчувствование в переживания другого человека. Так сформировался научный термин, теперь ставший достаточно знакомым для современной науки словом, но только сейчас начинает появляться на страницах трудов по философии и психологии анализ этого понятия.
Анализ для условий формировании эмпатии у подростков показал, что эффективность формирования личности зависит не только от характера деятельности педагога в этом направлении, но и от особенностей развития ученика как субъекта воспитания. Особое внимание также необходимо обращать на возрастные характеристики подростков и связанные с ними, психологически обусловленные основные виды деятельности.
Проблема повышения роли эмпатии в личностном развитии давно стала предметом научного исследования в психологии. Это связано с тем обстоятельством, что эмпатия как психологический феномен оказывает существенное влияние на всю личность в целом, повышает мотивацию и продуктивность деятельности, и расширяет представление об ее эффективности.
В настоящее время одной из важнейших задач развития России является гуманизация общества, которая требует нового типа взаимоотношений между людьми, отношений, построенных на гуманистической основе, на уважении к индивидуальности каждого. Особую актуальность приобретает процесс утверждения новых ценностей, главной из которых является формирование духовной культуры личности, неотъемлемой частью которой является эмоциональная зрелость, богатство чувств, способность к сопереживанию, сочувствию, умение радоваться за другого. Но те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека, не даны ребенку от рождения. Они возникают и формируются, согласно теории культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского, под влиянием воспитания, в процессе присвоения достижений предшествующих поколений, в процессе развития активности личности.
Раскрытие актуальности и научной ценности проблемы эмпатии заключается в узловом характере феномена при интерпретации сложных психологических явлений (идентификации, рефлексии, аттракции, межличностного познания и т.п.), понимание которых имеет значение для педагогической, возрастной и социальной психологии. «Эмпатия как научная проблема входит в круг общих проблем становления личности, без ее осмысления сложно провести продуктивный анализ механизмов и основных свойств духовно-нравственного развития личности. Выявление ее специфики требует обращения к предварительному анализу эмпатии».
На степень эмпатии у школьников влияет ряд факторов: дети, которые менее склонны к эмпатии, нуждаются в большем времени для ее развития и укоренения. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь.
В ходе социализации подросток усваивает все черты сознания и поведения, культивируемые в обществе. Но, порой некоторые из них могут быть непонятными и казаться ненужными. Осознать их важность, они могут, прочувствовав их влияние и роль для других людей. Например, ученик может не осознавать необходимость уступать место старшему или делиться со своим сверстником.
Опытный педагог-психолог должен помочь такому ребенку научиться ставить себя на место взрослого или сверстника и чувствовать испытываемый ими дискомфорт в различных ситуациях поведения.
В педагогических работах В. Сухомлинского, Ш. Амонашвили, в частности, отмечается, что симпатия, аттракция к другому человеку обязательно возникает при предоставлении ему помощи, поддержке, сочувствие. «Истинно человеческую радость можно пережить тогда, когда видишь, что подарил радость другому человеку» утверждал Ш.А. Амонашвили.
Для подростка благоприятное межличностное взаимодействие оказывает содействие формированию доверия к другим людям и установлению тесных контактов с ними, неблагоприятное - настороженности в отношениях с другими и враждебности. Это приобретается в детстве как эталон и не подлежит изменениям. При невозможности применить обычный опыт взаимоотношений к более широкому социальному сообществу происходит социализация по типу «инкапсуляции». В этом случае круг общения подростка ограничивается или неправомерно суживается (дружить с детьми своего двора, выйти замуж за мальчика из соседнего подъезда и т.п.)
В условиях современной школы существуют широкие возможности развития эмпатии подростков.
Развитие эмпатии заключается в проведении тренингов и уроков, дополнительных занятиях, организуемых на классных часах.
На базе развития творческого воображения подростков возможно успешное воспитание эмпатии и эмпатийного поведения - сопереживания и содействия другим при сочетании деятельности (восприятие художественной литературы, деловой игры и т.д.), опосредствующих общение и взаимодействие педагога и подростка: сопереживание персонажам художественного произведения, представляет собой комплекс чувств, в состав которого входят такие эмоции, как сострадание, осуждение, гнев, удивление.
Изучать эмпатию и её развитие в подростковом возрасте интересно тем, что:
-во-первых, эмпатия в большинстве исследований рассматривается как условие, необходимое для успешного осуществления процесса межличностного взаимодействия;
-а во-вторых, эмпатия, как психическое личностное образование, достигнув своей выраженности в период пубертата, является в дальнейшем стимулятором просоциального поведения и альтруизма.
По результатам многих исследований на протяжении длительного времени было установлено, что подростковый возраст является одним из самых сложных периодов в жизни человека.
В этот период эмоциональное состояние ребёнка находится на высоком уровне, преобладает повышенная агрессия, часто встречается демонстративный тип характера, наблюдается высокая тревожность и наличие страхов, часто из-за того что ребенку в этот период не удается наладить межличностные отношения с окружающими.
Чаще всего со сверстниками у них занижается самооценка, и вот при всех этих отрицательных факторах эмпатические способности ребенка угасают, ребенок не может сопереживать другим, так как сам иногда не может сопереживать себе, потому, что он настолько агрессивен и тревожен, что не может принять и понять горе другого.
Поэтому мы составили и провели программу по формированию эмпатии у подростков, составленную на 12 часов.
Задачи опытно-экспериментальной программы:
1. Формирование эмпатии;
2. Вооружение навыками самопознания;
3. Формирование интереса к самому себе и своему внутреннему «Я»;
4. Формирование интереса и позитивного отношения к другим людям;
5. Формирование навыков эффективного взаимодействия подростков со сверстниками.
И, проведя её, мы увидели изменения, и, по полученным данным можно сделать вывод о том, что у подростков стал проявляться нормальный уровень эмпатийности- 33% , это значит, что окружающие не могут назвать их «бесчувственными», но в то же время подростки не относятся к числу особо чувствительных лиц.
Эмпирическое значение попало в зону значимости.
А это значит, что программа опытно-экспериментальной работы по формированию эмпатии оказывает влияние на повышения уровня эмпатии подростков.
Следовательно, можно сказать, что мы добились положительного результата, и гипотеза была нами доказана. Различия имеются.
Подводя итог, мы можем сказать, что задачи, стоявшие перед нами, были разрешены с помощью теоретического и практического анализа проблемы эмпатии у подростков. С помощью психодиагностического исследования мы нашли практическое подтверждение выдвинутой нами гипотезы. Таким образом, мы можем констатировать, что цель психолого-педагогического исследования была достигнута.
1. Абдулова Т.П. Психология игры: современный подход: учебное пособие для студентов высших учебных заведений — М.: Издательский центр "Академия",
2009.- 208 с.
2. Авдулова, Т. П.Психология подросткового возраста : учебное пособие для вузов - М. : Академия, 2012. - 240 с.
3. Акрушенко А.В., Ларина О.А., Катарьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций. - М.: Эксмо, 2008.- 128 с.
4. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - М.: Аспект Пресс,2010.- 368 с.
5. Бодалев, А. А. Психология общения. Энциклопедический словарь - М. : Когито-Центр, 2011. - 600 с.
6. Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология. Учебное пособие. М.: «Просвещение»,2008.- 326с.
7. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов всех специальностей педагогических вузов // М.В. Гамезо, Л.М. Орлова. М, изд-во МГОПУ АНОО НОУ, 2008. - 234с
8. Воробьева, О. Я. Коммуникативные технологии в школе.- М. : Учитель, 2008. - 144 с.
9. Гамезо, М.В., Домашенко, И.А. Атлас по психологии. Учебное и методическое пособие. - М.: «Просвещение», 2008. - 340с.
10. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: АСТ, Астрель, 2008.-334 с.
11. Григорович, Л.А. Педагогика и психология- М.: Гардарики, 2008. - 408 с.
12. Гуманистическая, трансперсональная и экзистенциальная психология. К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Мэй: Роберт Фрейджер, Джон Фейдимен — Санкт- Петербург, Прайм-Еврознак, 2007.- 224 с.
13. Диагностика развития ребенка: А. А. Потапчук — Москва, 2007.- 160 с.
14. Дщедушка А.И. Психологическая работа с подростковыми группами. Создание дружного коллектива. СПб, 2008. -256 с.
15. Жданова, Л. Г. Индивидуально-психологическая актуализация эмпатийного потенциала будущего профессионала; РГСУ. - М. : [б. и.], 2010. - 25 с.
16. Искусство и эмпатия: Е. Я. Басин — Москва, Слово, 2010.- 294 с.
17. Ильин Е. П. Психология общения, - СПб.: Питер, 2009.-351 с.
18. Категория "контекст" в психологии и педагогике: А. А. Вербицкий, В. Г. Калашников — Санкт-Петербург, Логос, 2010.- 304 с.
19. Козубовский Валентин Михайлович. Общая психология : учеб. пособие для студ. спец. "Психология" учреждений, обеспечивающих получение высш. обр- 3-е изд. - Минск : Амалфея, 2008. - 367 с.
20. Крысько, Владимир Гаврилович. Общая психология в схемах и комментариях: Питер, 2008, 2009. - 253 с.
21. Крысько, В.Г. Психология и педагогика- М.: Омега -Л, 2009. - 336 с.
22. Крысько В. Г. Социальная психология : учебник для вузов- 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Эксмо, 2010. - 688 с.
23. Лютова С.Н. Психолого-педагогические основы преподавания в ВУЗе: курс лекций. - М.: Проспект, 2009.-200 с.
24. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. СПб, 2008.-192 с.
25. Маклаков Анатолий Геннадьевич. Общая психология : учеб. пособие для студ. вузов и слушателей курсов психолог. дисциплин - СПб. [и др.] : Питер, 2009, 2010. - 582 с.
26. Марцинковская Татьяна Давыдовна. Общая психология : учеб. пособие для студ. вузов. - М. : Академия, 2010. - 382 с.
27. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 2008.-319 с.
28. Немов Роберт Семенович. Психология : учеб. для студ. вузов, обуч. по непсих. спец. - М. : Юрайт,2008. - 651 с.
29. Новиков А. М. Основания педагогики./ Пособие для авторов учебников и преподавателей педагогики: Педагогика. — М.: Из-во ЭГВЕС, 2010. - 208 с.
30. Общая психология : в 7 т. : учеб. для студ. вузов. Т. 1 : Е. Е. Соколова. Введение в психологию. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 352 с.
31. Общая психология : учеб. для студ. вузов : в 7 т. Т. 4 : М. В. Фаликман. Внимание. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2010. - 476 с.
32. Общая психология : учеб. пособие для студ. вузов / под общ. ред. Е. И. Рогова.- Изд. 4-е. - Ростов н/Д : Феникс : МарТ, 2010. - 557 с.
33. Педагогика/В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко,Ю Е.Н.Шиянов. -М.: Школа-пресс, 2008. - 512 с.
34. Педагогика. Курс лекций. Пешкова В.Е. (АдыгГУ, 2010, 804с.)
35. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. -М., 2008. - 640 с.
36. рПедагогика современной школы. Курс лекций. Сивашинская Е.Ф. ,2009.¬212с.)
37. Поломошнов А.Ф., Колосова Н.Н., Пойда Е.Е., Поломошнов П.А. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА (учебное пособие) // Успехи современного естествознания, 2010.-70-71 с.
38. Психология. В 3 книгах. Книга 1. Общие основы психологии: Р. С. Немов — Москва, Владос, 2010.- 687 с.
39. Психология и педагогика: учебник//Гуревич П.С. ,издательство: ЮНИТИ- ДАНА, 2012 .-320 с.
40. Психология человека в современном мире. Том 1. Комплексный и системныйподходы в исследованиях психологии человека. Личность как субъектжизненного пути. / Ответственные редакторы: Журавлев А.Л., БарабанщиковВ.А., Воловикова М.И. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - 334 с.
41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, СПб. Питер, 2008- 720 с.
42. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. - СПб. Питер, 2008. - 224с. - (Серия «Учебник нового века»)
43. Семья и школа: грани сотрудничества. Программа работы, разработки мероприятий. Волгоград, 2009.-93 с.
44. Серия «Эрудит». Психология. Под ред. Фатиевой, И.Ю. Справочник. - М.:ООО «Издательство Мир книги», 2008. - 193с
45. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. — М: Школа-Пресс.,
2009. -384 с.
46. Соционика для профессионалов. Соционические технологии в педагогике и управлении персоналом: — Санкт-Петербург, Алмаз, 2008.- 328 с.
47. Специальная педагогика : в 3 т. : учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений / под ред. Н.М. Назаровой — Т. 2 : Общие основы специальнойпедагогики. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 352 с.
48. Специальная педагогика : в 3 т. : учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений / под ред. Н.М. Назаровой — Т. 3 : Педагогические системы
специального образования. —М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 400 с.
49. Тесленко А.Н. Педагогика: Учебное пособие для магистрантов. — Астана: ЕАГИ, 2010. - 465с.
50. Штейнмец, Артур Эмануилович. Общая психология : учеб. пособие для студ. - М. : Академия, 2010. - 284 с.