ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗА 6
1.1 Состояние научной разработанности исследуемой проблемы в
психолого- педагогической литературе 6
1.2 Коммуникативные способности: понятие, структура, виды, функции,
средства 14
1.3 Изучение коммуникативных способностей у студентов ВУЗа 40
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 42
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗА 43
2.1 Организация и проведение эмпирического исследования 43
2.2 Обработка результатов исследования 45
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования: общение для учителя выступает как цель, содержание и способ деятельности. Это средство реализации трех основных функций образовательного процесса: обучающей, развивающей и воспитательной. Следовательно, возникает необходимость развития у будущего педагога коммуникативных способностей, умений, навыков. Решение этой проблемы имеет значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
Российское образование на современном этапе своего развития вошло в период основательной качественной трансформации, причем одной из самых приоритетных задач в этой области явилась задача подготовки педагогических кадров, способных творчески и с энтузиазмом эффективно работать в совершенно новых, динамичных условиях современной российской педагогической действительности. Кардинальные изменения социально-экономического уклада жизни россиян привели к смене методологических приоритетов в образовании, возникновению и распространению новой, постиндустриальной философии и новых образовательных ценностей, мощной волне инноваций, охватившей образовательные системы всех без исключения уровней. Все это требует качественно новых подходов в подготовке учителя, способного на высоком профессиональном уровне самостоятельно, творчески и ответственно решать проблемы образования.
Главное направление перемен в образовании — это развитие его гуманистический ориентации. В этом контексте образование рассматривается как личностно-ориентированное, обращенное к ученику. На первый план педагогической деятельности выдвигается духовно - нравственное взаимодействие учителя и учащегося, процесс обмена гуманистическими ценностями. Все это может быть реализовано только в процессе интенсивного и эффективного общения. Общение для учителя выступает как цель, содержание и способ деятельности, а, следовательно, возникает необходимость развития у будущего педагога коммуникативных способностей, умений, навыков и всего другого, что может быть обозначено общим понятием «коммуникативная компетентность». Общение - одна из важнейших сфер жизнедеятельности человека. В процессе взаимодействия у людей возникают и формируются межличностные отношения, происходит обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Общение является органической потребностью человека. Человек становится личностью в результате общения и взаимодействия с другими людьми.
Цель исследования: выявление коммуникативных способностей у студентов ВУЗа.
Объект исследования: студенты I и III курса филиала КФУ в г. Елабуга.
Предмет исследования: коммуникативные способности у студентов ВУЗа.
Гипотеза: уровень сформированности коммуникативных способностей студентов III курса выше, чем у студентов I курса.
Для решения поставленных задач использовались методы научно- педагогического исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение; изучение научной литературы, специальные психологические методы сбора эмпирической информации: тест-опросник В.Ф. Ряховского «Оценка уровня общительности», тест-опросник КОС (коммуникативные и организаторские способности), наблюдение; методы математической обработки материала.
Теоретическая значимость: изучение коммуникативных способностей студентов является актуальной проблемой социальной психологии, решение которой имеет важное значение как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
Практическая значимость: общение является связующим звеном между педагогом и учениками. Очень важно рассматривать эту проблему именно на этапе освоения студентами выбранной профессии, ведь именно школа является институтом формирования будущего поколения, а педагог несет персональную ответственность перед человечеством за результаты своей работы. Только хорошо подготовленный, квалифицированный учитель сможет справиться с данной задачей. Получение необходимых для будущей профессиональной деятельности знаний, умений и навыков является неотъемлемой частью формирования коммуникативной культуры педагога.
Результаты эмпирического исследования могут быть использованы в работе практического психолога.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, насчитывающего более 50 наименований, приложения. Результаты эмпирического исследования представлены в виде двух диаграмм, таблицы, интерпретации.
Коммуникативные способности - это способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.
Как можно заметить, важность и актуальность этих способностей трудно переоценить.
От уровня развития этих способностей зависит успешность работы педагога и учащегося, легкость установления контактов преподавателя с учеником и другими преподавателями, а также функцию эмоционального заряжения, возбуждения интереса, побуждение к совместной деятельности.
Сегодня гуманизация и демократизация заявлены как основные принципы реформы системы образования, а само образование рассматривается как средство безопасности комфортного существования личности в современном мире, как способ саморазвития личности.
Отсюда - ключевая роль развитых коммуникативных и организаторских способностей в профессиональной деятельности педагога.
Теоретическое исследование показало, что понятие общение достаточно сложно и многообразное. В научной среде не сложилось единой точки зрения на структуру и компоненты данного процесса. Каждый автор на основании идей своих предшественников предлагает свою концепцию решения данной проблемы. Мы считаем, что общение является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. А в процессе педагогической деятельности коммуникация становится средством как обучения, так и воспитания. От уровня сформированности коммуникативных навыков и умений во многом зависит результат работы учителя - гармоничная всесторонне развитая личность, с большим творческим потенциалом и адаптированная к бесконечно изменяющимся условиям жизни.
Результаты эмпирического исследования свидетельствуют, что студенты первого курса только начинают знакомиться с такими науками как психология и педагогика. На данном этапе еще рано говорить о том, что приобретенные ими знания уже являются достоянием их собственной культуры личности. В то время как студенты третьего курса уже в полной мере осознают всю важность и необходимость не только накопления научной информации, но и ее практического применения. О чем и свидетельствует более высокий уровень общительности студентов старших курсов. Данное исследование можно провести через два года при участии тех же студентов, и это позволит проследить динамику развития личности каждого студента, результат его работы над собой. Это будет одним из критериев профессиональной пригодности выпускников педагогических ВУЗов. Результаты эмпирического исследования могут быть использованы в работе практического психолога.
Наша работа имеет большую практическую значимость. Общение является связующим звеном между педагогом и учениками. Очень важно рассматривать эту проблему именно на этапе освоения студентами выбранной профессии, ведь именно школа является институтом формирования будущего поколения, а педагог несет персональную ответственность перед человечеством за результаты своей работы. Только хорошо подготовленный, квалифицированный учитель сможет справиться с данной задачей. Получение необходимых для будущей профессиональной деятельности знаний, умений и навыков является неотъемлемой частью формирования коммуникативной культуры педагога.
Таким образом, сформированность коммуникативной культуры личности - это не только психологическое свойство личности, она должна стать неотъемлемым профессиональным качеством будущего педагога.
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Мысль,
2007.- 261 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 2009.
3. Андреева Г.М. Межличностное восприятие в группе. - М.: Смысл,
2008.- 231 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 376 с.
5. Батаршев А.В. Психология личности и общения. - М.: Центр ВЛАДОС,
2003. - 248 с.
6. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Смысл, 2003.- 327 с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1998. - 78 с.
8. Воробьев Г.Г. Молодежь в информационном обществе. - М.: Смысл,
2001. - 193 с.
9. Гамезо М.В. Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. - М., 1999. - 123 с.
10. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М.: Прометей,
2007. - 274 с.
11. Гоноболин Ф.Н. Психология. - М: Просвещение, 2003. - 205 с.
12. Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности. - М.: Академия, 2005.¬208 с.
13. Гранин Д.В. Зубр. // Новый мир.- 1997.- № 1. - С.19 - 95.
14. Григорьева Е.В. Психология общения: Методическое пособие для учителей средних школ. - Н.Новгород: Пульс, 2004.- 55 с.
15. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. -М.: Наука,
1999.-120 с.
16. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учеб пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.- 264 с.
17. Дерябо С. Гроссмейстер общения. - М.: Смысл, 2000.- 224 с.
18. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 2007.- 207с.
19. Зарецкая И.И. Профессиональная культура педагога. Учеб. пособие. - М.: АПК и ПРО, 2005.- 104 с.
20. Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. - М.: Мысль, 2001. - 250 с.
21. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М.: Мысль, 2004. - 250 с.
22. Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровского и М.Г.Ярошевского.- М.: аспект Пресс, 2003.- 841 с.
23. Кузин B.C. Психология. - М.: Высшая школа, 1994. - с. 37.
24. Кулак А.И. Организация речевого общения на учебных занятиях . // Материалы VIII Всесоюзного симпозиума по психолингвистике. - М., 1995.- с. 29-30.
25. Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Высшая школа, 1997.- 357 с.
26. Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования. // Методологические проблемы социальной психологии: Сб.ст.- М., 1995.- с. 109.
27. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М.: Высшая школа, 2004.¬336 с.
28. Леонтьев А.Н. О некоторых психологических вопросах сознательности учения // Хрестоматия по педагогической психологии.- М.: Международная педагогическая академия, 2005.- с.5-6.
29. Лисина М.И. Общение, личность и психика. - Воронеж: Старт, 2001. - 289 с.
30. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения: Учеб. пособие для студ. высших пед. учебных заведений. - М. : Изд.центр «Академия», 2008.-192 с.
31. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М.: Изд. центр «Академия», 1996. - 297 с.
32. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 194 с.
33. Митина Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии: научно-методическое пособие.- М.: Прогресс, 2005.- 114 с.
34. Общение и оптимизация совместной деятельности / под ред. Г.М.Андреевой и Я.М. Яноушека.- М.: Изд-во Моск. ун-та , 1997.- 81 с.
35. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова.- 4-е издание, дополненное.- М.: Азбуковник, 1997.- 944 с.
36. Парыгин Б.Д. Анатомия общения: Учебное пособие.- СПб.: Азбука,
2002. - 381 с.
37. Петровский А.В. Компетентность в общении. - М.: Изд-во. МГУ, 1999.¬216с.
38. Платонова К.К., Голубев Г.Г. Психология. - М.: Высшая школа, 1977. - 63 с.
39. Психологические тесты / под ред. А.А.Карелина: В 2 т.- М.:
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007.-т.2.-248 с.: ил.
40. Рузская А.Г. Речевое развитие детей до семи лет в общении со взрослыми. - М.: Наука, 1996.- 290 с.
41. Сент- Экзюпери А.де. Планета людей. - М.: Мир Детства, 1997.- 136 с.
42. Сластенин В.А.: Педагогика: Учеб пособие для студентов
педагогических учебных заведений. - 3-е изд.- М.: Школа - Пресс, 2003.¬512 с.
43. Слободчиков В.И., Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие для вузов. - М.: Издательский центр Академия, 2002.- 371 с.
44. Смелкова З.С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. - М.: Флинта: Наука, 2001.- 232 с.
45. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Наука, 1993.- 275 с.
46. Столяренко Л.Д. Психология: Учеб.для вузов. - СПб.: Лидер, 2006.- 592 с.
47. Толстых А.В. Возраст жизни. - М.- Издательский центр Академия, 1998.- 496 с.
48. Фридман Л.М., Калугина И.Ю. Психологический справочник учителя.
М.: Просвещение, 2001.
49. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость.
Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр Академия, 2006.- 208 с.
50. Цицерон Марк Туллий. Из трактатов об ораторском искусстве. - М.: Наука, 1998.- с.15-19.
51. Чистякова М.И. Психоглинастика. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160с.
52. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2008.- 349 с.
53. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. - М.: Издательский центр Академия, 2002. - 128 с.
54. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии .- 1991.- №4. - С.6.