Введение 3
Глава 1. Теоретические основы подготовки учащихся общеобразовательных школ к решению тестовых задач ЕГЭ по разделам «электричество и
магнетизм, оптика» курса общей физики 6
1.1 Структура и задачи контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по физике 6
1.2. Задачи как средство обучения и воспитания учащихся на занятиях по физике 17
Глава 2. Подготовка учащихся общеобразовательных школ к выполнению заданий ЕГЭ при изучении разделов электричество и оптика 22
2.1. Значение разделов «электричество и оптика» в общем физическом
образовании школьников 22
2.2. Решение тестовых задач ЕГЭ по разделам «электричество и оптика»... 32
Заключение 63
Список литературы
Исходя из задач, формы обучения и в целях улучшения образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях выпускные экзамены сдают по материалам ЕГЭ и по форме тестов ЕГЭ.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) - это процедура, совмещающая государственную (итоговую) аттестацию выпускников XI классов, освоивших общеобразовательную программу за курс среднего (полного) общего образования, и вступительные испытания для поступления в вуз.
Единый государственный экзамен по физике призван оценить подготовку выпускников XI классов общеобразовательных учреждений с целью государственной (итоговой) аттестации и отбора выпускников для поступления в средние специальные и высшие учебные заведения. Контрольно - измерительные материалы (КИМы) для проведения ЕГЭ по физике представляют собой письменную работу, в которой используются задания и задачи, различающиеся как по форме, так и по уровню сложности.
Физической задачей в учебной практике обычно называют небольшую проблему, которая в общем случае решается с помощью логических умозаключений, математических действий и эксперимента на основе законов и методов физики. По существу, на занятиях по физике каждый вопрос, возникший в связи с изучением учебного материала, является для учащихся задачей. Активное целенаправленное мышление всегда есть решение задач в широком понимании этого слова.
Решение физических задач — одно из важнейших средств развития мыслительных, творческих способностей учащихся. Часто на уроках проблемные ситуации создаются с помощью задач, а этим активизируется мыслительная деятельность учащихся.
Ценность задач определяется, прежде всего, той физической информацией, которую они содержат. Поэтому особого внимания заслуживают задачи, в которых описываются фундаментальные классические опыты и открытия, заложившие основу современной физики, а также задачи, показывающие присущие физике методы исследования. Некоторое понятие об основном физическом методе исследования явлений природы — эксперименте, основу которого составляют измерения и математические исследования функциональной зависимости между физическими величинами, целесообразно дать учащимся с помощью экспериментальных задач.
Задачи с историческим содержанием позволяют показать борьбу идей, возникавшие перед учеными трудности и пути их преодоления. «Ничто так не способствует общему развитию и формированию детского сознания, как знакомство с историей человеческих усилий в области науки, отраженной в жизнеописаниях великих ученых прошлого и в постепенной эволюции идей»,— писал П. Ланжевен. Примерами могут служить задачи об опытах по определению скорости света, изучению строения атома и т. д.
Основная цель, которая ставится при решении задач— развивать физическое мышление учащихся в частности способность анализировать физические явления, обобщать сведения о них, находить черты сходства и различия.
Цель исследования: разработка системы, форм организации обучения, способствующих формированию у учащихся готовности к решению задач ЕГЭ по разделам «электричество и оптика» курса общей физики.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс, связанный с решением задач ЕГЭ по разделам «электричество и оптика» курса общей физики.
Предмет исследования: процесс подготовки учащихся общеобразовательных школ к выполнению тестовых заданий ЕГЭ по разделам «электричество и оптика» курса общей физики.
Гипотеза исследования:
эффективность подготовки учащихся к решению задании ЕГЭ значительно повысится если:
- будет выявлен весь спектр задач решаемых разделам «электричество и оптика»
- будет учтен требуемый уровень сложности изучаемого материала при подготовки к выполнению заданий ЕГЭ
- будет реализована разработанная методика подготовки учащихся к решению тестовых задач ЕГЭ
В соответствии с целью и гипотезой в ходе исследования решались следующие задачи исследования:
1. На основании анализа структуру содержания контрольно измерительных материалов ЕГЭ определить их уровень сложности.
2. Проанализировать физическую и методическую литературу с целью определения методики подготовки учащихся к решению задач разделам «электричество и оптика» курса общей физики.
3. Разработать методику подготовки учащихся к решению тестовых задач по разделам «электричество и оптика».
В работе использовались следующие методы исследований:
Теоретический анализ физической и методической литературы по проблеме исследования, анализ процесса обучения решению задач в практике работы школы.
Структура и объем работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Список литературы содержит 19 источник на русском языке.
Единый государственный экзамен стал мощным фактором, влияющим на состояние и развитие школьного образования. Разработка контрольных измерительных материалов (КИМ) ведется под руководством Научно-методического совета, в который входят авторы школьных учебников физики, разработчики образовательных стандартов, видные ученые-методисты, преподаватели вузов. Все варианты КИМ проходят строгую экспертизу на предмет их соответствия обязательному минимуму содержания образовательных стандартов и зафиксированным в них требованиям к уровню подготовки выпускников. Публикуемые варианты КИМ дают учителям ориентиры, помогающие определить планируемые результаты обучения по отдельным темам.
В условиях введения итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена вполне понятно стремление учителей как можно эффективнее подготовить школьников именно к этой форме контроля. Однако не следует забывать, что наиболее эффективная подготовка осуществляется не в процессе “натаскивания” учащихся на задания ЕГЭ прошлых лет, а в систематической работе, направленной на достижение всего спектра задач школьного курса физики.
Физической задачей в учебной практике обычно называют небольшую проблему, которая в общем случае решается с помощью логических умозаключений, математических действий и эксперимента на основе законов и методов физики. По существу, на занятиях по физике каждый вопрос, возникший в связи с изучением учебного материала, является для учащихся задачей. Активное целенаправленное мышление всегда есть решение задач в широком понимании этого слова.
Решение физических задач — одно из важнейших средств развития мыслительных, творческих способностей учащихся. Часто на уроках проблемные ситуации создаются с помощью задач, а этим активизируется мыслительная деятельность учащихся.
В экзаменационной работе представлены задания трех типов, а также разного уровня сложности (базового, повышенного и высокого). Задания базового уровня контролируют, в основном, знание основных физических явлений, величин или законов на репродуктивном уровне или применения знаний в знакомых ситуациях. Повышенному уровню сложности соответствуют задания, направленные на проверку умений использовать различные физические понятия и законы для анализа достаточно сложных процессов или решать типовые расчетные задачи на применение одной-двух формул. Задания высокого уровня сложности проверяли умение использовать законы и теории физики в измененной или новой ситуации при решении расчетных задач, в том числе и в задачах, сочетающих материал из разных разделов курса физики.
При подготовке к выполнению заданий экзаменационной работы учитывается необходимость контроля не только усвоения элементов знаний, представленных в кодификаторе, но, в равной мере, проверки овладения учащимися основными умениями:
- понимать физический смысл моделей, понятий, величин; объяснять физические явления, различать влияние различных факторов на протекание явлений, проявления явлений в природе или их использования в технических устройствах и повседневной жизни; применять законы физики для анализа процессов на качественном уровне; — применять законы физики для анализа процессов на расчетном уровне;
-анализировать результаты экспериментальных исследований;
-решать задачи различного уровня сложности.
Подготовка учащихся к выполнению заданий ЕГЭ, таким образом, зависит как от выбора самих задач, так и от метода их решения. Поэтому каждый педагог выстраивает систему тренировочных заданий с учетом требований кодификатора и общих целей обучения физике в средней школе.
Предложенные нами задачи и методика их решения, на наш взгляд, наиболее широко охватывает круг вопросов рассматриваемых разделов физики.
1. Т.Н. Алехина, Л.И. Силина О практической направленности обучения физике. // Физика в школе. - 2004,№3.
2. С.С. Аплеснин , Л.И. Черышева , Н.В. Филенкова : Задачи и тесты по оп-тике и квантовой механике. 1-е изд., 2012. 336 с.
3. А.И. Бугаев Методика преподавания физики в средней школе М 1981 г.
4. С.Л. Вольштейн, А.М. Качинский :Уроки физики в 10 классе.
5. В. П. Демковича и Н. Я. Прайсмана «Приближенные вычисления в школь-ном курсе физики» (М.: Просвещение, 1983).
6. С. Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева, Н. Е. Важеевская: Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений ; Под ред. С. Е. Каменецкого, Н. С. Пурышевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 368 с.
7. С. Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева, Т.И.Носова: Теория и методика обучения физике в школе: Частные вопросы : Учеб. пособие для студ. пед. Вузов ; Под ред. С. Е. Каменецкого. - М : Издательский центр «Академия», 2000. - 384 с.
8. В.А. Костицын: Физика в школе. Физика в школе. - 2006,№3.
9. М.Н. Крамм: Сборник задач по основам электродинамики. 1-е изд.,2011. 256 с.
10. Ландсберг. Оптика, Учеб. пособие: Для вузов. — 6-е изд., стереот. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2003 г. - 848 с.
11. А.Н. Матвеев : Электричество и магнетизм. 3-е изд., стер., 2010. 464 с.
12. Д. В. Сивухин : Общий курс физики. В 5 томах. Том 3. Электричество.
2009. 656 с.
13. Д.В. Сивухин : Общий курс физики. В 5 томах. Том 4. Оптика.
3-е изд., стереотип. - М.: физматлит, мфти, 2006. - 792 с.
14. С. К. Стафеев, К. К. Боярский, Г. Л. Башнина. Основы оптики: Учебное пособие. 2006 год. 337 с.
15. Трофимова Т.И. Курс физики, Учеб. пособие для вузов. —11-е изд., стереотип. М.: Academia, 2006, 560 с
16. Н. И. Ширяева, С. И. Лучич: Задачи по общему курсу физики в вопросах и ответах. Электричество и магнетизм. 2011. 272 с.
17. Б.М. Яворский, Ю.А. Селезнев :Физика. Справочное руководство: Для поступающих в вузы. 5-е изд., перераб. 2004 год. 592 с.
18. Б.М. Яворский, А.А. Пинский : Основы физики. В 2-х томах. 5 изд. 2003 год.
19. http:ZZru.wikipedia.org/wiki