МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РАЗДЕЛА ТЕХНОЛОГИИ «СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ В
РАМКАХ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» 7
1.1 Анализ современного содержания школьного предмета «Технология» .. 7
1.2 Методы и формы организации профессиональной ориентации учащихся в рамках предмета «Технология» 14
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РАЗДЕЛА
ТЕХНОЛОГИИ «СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» 27
2.1 Современное учебно-методическое сопровождение программ по
технологии 27
2.2 Содержание обучения школьников по разделу технологии
«Современное производство и профессиональное образование» 32
2.3 Особенности использования современных обучающих средств на
уроках технологии по разделу «Современное производство и профессиональное образование» 34
2.4 Методика проведения урока технологии на тему «Понятие о профессии, специальности, квалификации и компетентности работника» в 7 классе ... 38
Выводы по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 1 ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ В
РАМКАХ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» 7
1.1 Анализ современного содержания школьного предмета «Технология» .. 7
1.2 Методы и формы организации профессиональной ориентации учащихся в рамках предмета «Технология» 14
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РАЗДЕЛА
ТЕХНОЛОГИИ «СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» 27
2.1 Современное учебно-методическое сопровождение программ по
технологии 27
2.2 Содержание обучения школьников по разделу технологии
«Современное производство и профессиональное образование» 32
2.3 Особенности использования современных обучающих средств на
уроках технологии по разделу «Современное производство и профессиональное образование» 34
2.4 Методика проведения урока технологии на тему «Понятие о профессии, специальности, квалификации и компетентности работника» в 7 классе ... 38
Выводы по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого школьника, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Поэтому в качестве главного результата общего среднего образования рассматривается готовность выпускников к непрерывному образованию, способность к самостоятельному и успешному выбору профессии.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования по технологии ставит масштабные педагогические цели в формировании личности школьника. В каждом из разделов обязательного минимума содержания образования независимо от выбранного направления технологического обучения предусмотрено наличие ряда сквозных тематических линий. Эти линии имеют следующее содержание: культура и эстетика труда; безопасность технической деятельности; получение и использование информации в текстовой и графической форме с применением ЭВМ; элементы прикладной экономики и предпринимательства; мир профессий, средства и методы формирования жизненных и профессиональных планов; влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека; тенденции развития техники и технологии. При этом учителю предоставлена большая свобода в выборе изучаемых технологий и объектов труда с учетом возможностей образовательного учреждения, уровня технологической подготовленности и интересов учащихся.
Одним из разделов предмета «Технология» является раздел «Современное производство и профессиональное самоопределение», входящий в программы всех направлений, основной задачей которого являются профориентационная подготовка обучающихся с учётом формирования технологической культуры, культуры труда, развития критического мышления и профессиональных интересов.
Исследования показывают, что на практике наблюдается недостаток учебно-методических материалов, помогающих учителю технологии на качественно высоком уровне проводить занятия по различным разделам и темам. В арсенале учителя технологии должны быть наглядные пособия, мультимедийные презентации и другие средства обучения.
Учитывая актуальность данной проблемы, мы выбрали следующую тему для нашей выпускной квалификационной работы - «Методическое обеспечение преподавания раздела технологии «Современное производство и профессиональное самоопределение».
Цель работы - разработать методические материалы для поддержки процесса преподавания раздела технологии «Современное производство и профессиональное самоопределение».
Объект исследования - процесс преподавания раздела технологии «Современное производство и профессиональное самоопределение» в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - методические средства, обеспечивающие преподавание раздела технологии «Современное производство и профессиональное самоопределение».
Задачи исследования:
1. Проанализировать источники информации по теме исследования.
2. Рассмотреть перечень учебно-методических материалов, поддерживающих процесс преподавания технологии
3. Изучить содержание раздела «Современное производство и профессиональное самоопределение» школьного предмета «Технология».
4. Разработать методические материалы для обеспечения преподавания раздела технологии «Современное производство и профессиональное самоопределение» по теме «Понятие о профессии, специальности, квалификации и компетентности работника».
Теоретико-методологическая база исследования. В своем исследовании мы опирались на работы ученых в области технологической подготовки школьников: П.Н. Андрианова, П.Р. Атутова, А.К. Бешенкова, В.М. Казакевича, О.А. Кожиной, А.В. Марченко, В.А. Полякова, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева и др.; на исследования ученых, занимавшихся разработкой педагогических технологий в системе развивающего обучения Ш.А. Амонашвили, А.А. Окунева, И.П. Волкова, С.А. Смирнова, В.Ф. Шаталова, ОД. Шевченко и др.; на труды ученых в области профессиональной ориентации Г.В. Пичугиной, Н.С. Пряжникова, Л.Н. Серебренникова, Т.В. Черниковой, С.Н. Чистяковой и др.
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования: теоретические - изучение и анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, а также анализ учебных программ, пособий и других материалов по трудовому обучению и технологии в соответствии с темой исследования; эмпирические - изучение и анализ педагогической практики, педагогическое наблюдение, беседа, устный опрос.
Практическая значимость исследования заключается в разработке учебно-методических материалов для обеспечения процесса преподавания раздела технологии «Современное производство и профессиональное самоопределение» в общеобразовательной школе, которые можно использовать в практике учителей технологии.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования по технологии ставит масштабные педагогические цели в формировании личности школьника. В каждом из разделов обязательного минимума содержания образования независимо от выбранного направления технологического обучения предусмотрено наличие ряда сквозных тематических линий. Эти линии имеют следующее содержание: культура и эстетика труда; безопасность технической деятельности; получение и использование информации в текстовой и графической форме с применением ЭВМ; элементы прикладной экономики и предпринимательства; мир профессий, средства и методы формирования жизненных и профессиональных планов; влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека; тенденции развития техники и технологии. При этом учителю предоставлена большая свобода в выборе изучаемых технологий и объектов труда с учетом возможностей образовательного учреждения, уровня технологической подготовленности и интересов учащихся.
Одним из разделов предмета «Технология» является раздел «Современное производство и профессиональное самоопределение», входящий в программы всех направлений, основной задачей которого являются профориентационная подготовка обучающихся с учётом формирования технологической культуры, культуры труда, развития критического мышления и профессиональных интересов.
Исследования показывают, что на практике наблюдается недостаток учебно-методических материалов, помогающих учителю технологии на качественно высоком уровне проводить занятия по различным разделам и темам. В арсенале учителя технологии должны быть наглядные пособия, мультимедийные презентации и другие средства обучения.
Учитывая актуальность данной проблемы, мы выбрали следующую тему для нашей выпускной квалификационной работы - «Методическое обеспечение преподавания раздела технологии «Современное производство и профессиональное самоопределение».
Цель работы - разработать методические материалы для поддержки процесса преподавания раздела технологии «Современное производство и профессиональное самоопределение».
Объект исследования - процесс преподавания раздела технологии «Современное производство и профессиональное самоопределение» в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - методические средства, обеспечивающие преподавание раздела технологии «Современное производство и профессиональное самоопределение».
Задачи исследования:
1. Проанализировать источники информации по теме исследования.
2. Рассмотреть перечень учебно-методических материалов, поддерживающих процесс преподавания технологии
3. Изучить содержание раздела «Современное производство и профессиональное самоопределение» школьного предмета «Технология».
4. Разработать методические материалы для обеспечения преподавания раздела технологии «Современное производство и профессиональное самоопределение» по теме «Понятие о профессии, специальности, квалификации и компетентности работника».
Теоретико-методологическая база исследования. В своем исследовании мы опирались на работы ученых в области технологической подготовки школьников: П.Н. Андрианова, П.Р. Атутова, А.К. Бешенкова, В.М. Казакевича, О.А. Кожиной, А.В. Марченко, В.А. Полякова, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева и др.; на исследования ученых, занимавшихся разработкой педагогических технологий в системе развивающего обучения Ш.А. Амонашвили, А.А. Окунева, И.П. Волкова, С.А. Смирнова, В.Ф. Шаталова, ОД. Шевченко и др.; на труды ученых в области профессиональной ориентации Г.В. Пичугиной, Н.С. Пряжникова, Л.Н. Серебренникова, Т.В. Черниковой, С.Н. Чистяковой и др.
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования: теоретические - изучение и анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, а также анализ учебных программ, пособий и других материалов по трудовому обучению и технологии в соответствии с темой исследования; эмпирические - изучение и анализ педагогической практики, педагогическое наблюдение, беседа, устный опрос.
Практическая значимость исследования заключается в разработке учебно-методических материалов для обеспечения процесса преподавания раздела технологии «Современное производство и профессиональное самоопределение» в общеобразовательной школе, которые можно использовать в практике учителей технологии.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Проведенное нами исследование позволило сформулировать следующие выводы.
1. Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.
2. В содержание раздела «Современное производство и профессиональное образование» учебного предмета «Технология» по направлению «Индустриальные технологии» входят такие темы как «Сферы производства и разделение труда», «Профессиональное образование и профессиональная карьера».
3. К учебно-методическим материалам, поддерживающим процесс преподавания различных разделов технологии, в том числе и раздела «Современное производство и профессиональное образование», следует отнести учебники, учебные пособия, учебно-методические пособия и т.п.; наглядные пособия и оснащение для технических средств обучения, таблицы, комплекты иллюстраций и т.п.; программное обеспечение для персональных компьютеров, мультимедийные средства и т.п.
4. Разработанные нами методические материалы для поддержки преподавания раздела технологии «Современное производство и профессиональное образование», содержащие наглядный иллюстративный материал, презентации, деловые и ролевые игры, упражнения, план-конспект урока и пр. могут значительно повысить познавательную активность учащихся на уроках, способствовать их самоопределению и формированию необходимых компетенций.
Таким образом, все задачи, поставленные в исследовании, решены, цель работы достигнута.
1. Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.
2. В содержание раздела «Современное производство и профессиональное образование» учебного предмета «Технология» по направлению «Индустриальные технологии» входят такие темы как «Сферы производства и разделение труда», «Профессиональное образование и профессиональная карьера».
3. К учебно-методическим материалам, поддерживающим процесс преподавания различных разделов технологии, в том числе и раздела «Современное производство и профессиональное образование», следует отнести учебники, учебные пособия, учебно-методические пособия и т.п.; наглядные пособия и оснащение для технических средств обучения, таблицы, комплекты иллюстраций и т.п.; программное обеспечение для персональных компьютеров, мультимедийные средства и т.п.
4. Разработанные нами методические материалы для поддержки преподавания раздела технологии «Современное производство и профессиональное образование», содержащие наглядный иллюстративный материал, презентации, деловые и ролевые игры, упражнения, план-конспект урока и пр. могут значительно повысить познавательную активность учащихся на уроках, способствовать их самоопределению и формированию необходимых компетенций.
Таким образом, все задачи, поставленные в исследовании, решены, цель работы достигнута.
Подобные работы
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РАЗДЕЛА ТЕХНОЛОГИИ «СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2013 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РАЗДЕЛУ ТЕХНОЛОГИИ «СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2013 - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РАЗДЕЛА ТЕХНОЛОГИИ «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ» В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2013 - Разработка методического обеспечения дисциплины «Мультимедиа технологии»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Разработка методического обеспечения дисциплины «Методика профессионального обучения»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РАЗДЕЛА «СТРОИТЕЛЬНЫЕ РЕМОНТНО-ОТДЕЛОЧНЫЕ РАБОТЫ» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ «ТЕХНОЛОГИЯ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2013 - Разработка программно-методического обеспечения предмета «Педагогические программные средства»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Межпредметные связи физики и электротехники как дидактическое условие формирования профессиональных компетенций у бакалавров
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2018 - УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «РЕЗАНИЕ МАТЕРИАЛОВ, МЕТАЛЛОРЕЖУЩИЕ СТАНКИ И ИНСТРУМЕНТЫ» (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ОБРАБОТКИ ДЕТАЛИ»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2013



