ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ В
РАМКАХ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» 7
1.1 Анализ современного содержания школьного предмета «Технология» .. 7
1.2 Методы и формы организации профессиональной ориентации учащихся в рамках предмета «Технология» 14
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РАЗДЕЛА
ТЕХНОЛОГИИ «СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» 27
2.1 Современное учебно-методическое сопровождение программ по
технологии 27
2.2 Содержание обучения школьников по разделу технологии
«Современное производство и профессиональное образование» 32
2.3 Особенности использования современных обучающих средств на
уроках технологии по разделу «Современное производство и профессиональное образование» 34
2.4 Методика проведения урока технологии на тему «Понятие о профессии, специальности, квалификации и компетентности работника» в 7 классе ... 38
Выводы по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого школьника, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Поэтому в качестве главного результата общего среднего образования рассматривается готовность выпускников к непрерывному образованию, способность к самостоятельному и успешному выбору профессии.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования по технологии ставит масштабные педагогические цели в формировании личности школьника. В каждом из разделов обязательного минимума содержания образования независимо от выбранного направления технологического обучения предусмотрено наличие ряда сквозных тематических линий. Эти линии имеют следующее содержание: культура и эстетика труда; безопасность технической деятельности; получение и использование информации в текстовой и графической форме с применением ЭВМ; элементы прикладной экономики и предпринимательства; мир профессий, средства и методы формирования жизненных и профессиональных планов; влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека; тенденции развития техники и технологии. При этом учителю предоставлена большая свобода в выборе изучаемых технологий и объектов труда с учетом возможностей образовательного учреждения, уровня технологической подготовленности и интересов учащихся.
Одним из разделов предмета «Технология» является раздел «Современное производство и профессиональное самоопределение», входящий в программы всех направлений, основной задачей которого являются профориентационная подготовка обучающихся с учётом формирования технологической культуры, культуры труда, развития критического мышления и профессиональных интересов.
Исследования показывают, что на практике наблюдается недостаток учебно-методических материалов, помогающих учителю технологии на качественно высоком уровне проводить занятия по различным разделам и темам. В арсенале учителя технологии должны быть наглядные пособия, мультимедийные презентации и другие средства обучения.
Учитывая актуальность данной проблемы, мы выбрали следующую тему для нашей выпускной квалификационной работы - «Методическое обеспечение преподавания раздела технологии «Современное производство и профессиональное самоопределение».
Цель работы - разработать методические материалы для поддержки процесса преподавания раздела технологии «Современное производство и профессиональное самоопределение».
Объект исследования - процесс преподавания раздела технологии «Современное производство и профессиональное самоопределение» в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - методические средства, обеспечивающие преподавание раздела технологии «Современное производство и профессиональное самоопределение».
Задачи исследования:
1. Проанализировать источники информации по теме исследования.
2. Рассмотреть перечень учебно-методических материалов, поддерживающих процесс преподавания технологии
3. Изучить содержание раздела «Современное производство и профессиональное самоопределение» школьного предмета «Технология».
4. Разработать методические материалы для обеспечения преподавания раздела технологии «Современное производство и профессиональное самоопределение» по теме «Понятие о профессии, специальности, квалификации и компетентности работника».
Теоретико-методологическая база исследования. В своем исследовании мы опирались на работы ученых в области технологической подготовки школьников: П.Н. Андрианова, П.Р. Атутова, А.К. Бешенкова, В.М. Казакевича, О.А. Кожиной, А.В. Марченко, В.А. Полякова, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева и др.; на исследования ученых, занимавшихся разработкой педагогических технологий в системе развивающего обучения Ш.А. Амонашвили, А.А. Окунева, И.П. Волкова, С.А. Смирнова, В.Ф. Шаталова, ОД. Шевченко и др.; на труды ученых в области профессиональной ориентации Г.В. Пичугиной, Н.С. Пряжникова, Л.Н. Серебренникова, Т.В. Черниковой, С.Н. Чистяковой и др.
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования: теоретические - изучение и анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, а также анализ учебных программ, пособий и других материалов по трудовому обучению и технологии в соответствии с темой исследования; эмпирические - изучение и анализ педагогической практики, педагогическое наблюдение, беседа, устный опрос.
Практическая значимость исследования заключается в разработке учебно-методических материалов для обеспечения процесса преподавания раздела технологии «Современное производство и профессиональное самоопределение» в общеобразовательной школе, которые можно использовать в практике учителей технологии.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Проведенное нами исследование позволило сформулировать следующие выводы.
1. Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.
2. В содержание раздела «Современное производство и профессиональное образование» учебного предмета «Технология» по направлению «Индустриальные технологии» входят такие темы как «Сферы производства и разделение труда», «Профессиональное образование и профессиональная карьера».
3. К учебно-методическим материалам, поддерживающим процесс преподавания различных разделов технологии, в том числе и раздела «Современное производство и профессиональное образование», следует отнести учебники, учебные пособия, учебно-методические пособия и т.п.; наглядные пособия и оснащение для технических средств обучения, таблицы, комплекты иллюстраций и т.п.; программное обеспечение для персональных компьютеров, мультимедийные средства и т.п.
4. Разработанные нами методические материалы для поддержки преподавания раздела технологии «Современное производство и профессиональное образование», содержащие наглядный иллюстративный материал, презентации, деловые и ролевые игры, упражнения, план-конспект урока и пр. могут значительно повысить познавательную активность учащихся на уроках, способствовать их самоопределению и формированию необходимых компетенций.
Таким образом, все задачи, поставленные в исследовании, решены, цель работы достигнута.
1. Бобровская, А.Н. Технология. 9 класс : материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д. Симоненко / А.Н. Бобровская. - Волгоград : Учитель, 2005. - 171 с.
2. Бондаренко, Е.А. Технические средства обучения в современной школе / Е.А. Бондаренко, А.А. Журин, И.А. Милютина. - М.: ЮНВЕС, 2004. - 416 с.
3. Бордовская, Н.В. Педагогика: Учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб. : Питер, 2006. - 304 с.
4. Борисова, Е.М. Профессиональное самоопределение учащихся / Е.М. Борисова // Рабочая книга школьного психолога; под ред. И.В. Дубровиной. - М. : Просвещение, 1991. - С. 250-273.
5. Воронина, Е.В. Профильное обучение: модели организации, управленческое и методическое сопровождение / Е.В. Воронина. - М. : 5 за знания, 2006. - 256 с.
6. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка. - М. : Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2006. - 512 с.
7. Геронимус, Т.М. Технология / Т.М. Геронимус. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 186 с.
8. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер - М. : Че Ро, 1996. - 336 с.
9. Гладкая, И.В. Диагностические методики предпрофильной подготовки / И.В. Гладкая. - М.: КАРО, 2006. - 176 с.
10. Гордиевских, В.М. Технические средства обучения: Учебное пособие / В.М. Гордиевских, Д.В. Петухов. - Шадринск: ШГПИ, 2006. - 152 с.
11. Дорошенко, Ю.И. Сравнительный анализ роли и места учебного предмета технология в действующем стандарте общего образования и проекте стандарта второго поколения / Ю.И. Дорошенко [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.proshkolu.ru/club/tech/file2/493710,свободный.
12. Занков, Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении / Л.В. Занков. - М.: Издательский дом «Федоров», 2005. - 244 с.
13. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Г. Захарова. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 192 с.
14. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер,
2004. - 509 с.
15. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - Ростов-н/Д. : Феникс, 1996. - 314 с.
16. Коджаспирова, Г.М. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 252 с.
17. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. - М. : Б.и., 2002. - 24 с.
18. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с
практикумом: Учебное пособие для студентов высших учебных
педагогических заведений / Г.И. Кругликов. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 448 с.
19. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Г. И. Кругликов. - М. : Изд. центр «Академия», 2002. - 480 с.
20. Методика трудового обучения с практикумом: Учебное пособие для студентов. / Под ред. Д.А. Тхоржевского. - М. : Просвещение, 1987. - 447 с.
21. Мордовская, А.В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников / А.В. Мордовская. - М. : Академия, 2000. - 268 с.
22. Мороз, Е.А. Предпрофильная подготовка и профессиональное самоопределение старших подростков в системе «Школа - вуз» / Е.А. Мороз // Школа и производство. - 2005. - №5. - С. 2-7
23. Муравьев, Е.М. Общие основы методики преподавания технологии / Е.М. Муравьев, В.Д. Симоненко. - Брянск: НМЦ «Технология», 2000. - 342 с.
24. Назарова, Т.С. Средства обучения: технология создания и использования / Т.С. Назарова, Е.С. Полат. - М.: Изд-во УРАО, 1998. - 204 с.
25. Некрасова, Г.Н. Организация уроков технологии с применением компьютерной техники в сельской школе / Г.Н. Некрасова, В.А. Крысова // Школа и производство. - 2009. - № 1. - С. 11-15.
26. Писарева, С.А. Профильное обучение как фактор обеспечения
доступности образования: российское видение : Рекомендации по
результатам научных исследований / С.А. Писарева; под ред. акад. Г.А. Бордовского. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. - 84 с.
27. Примерные программы по учебным предметам. Технология 5-9 классы : проект. - М.: Просвещение, 2010. - 96 с.
28. Программы образовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение / Под ред. Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко. - М.: Просвещение, 2008. - 240 с.
29. Прощицкая, Е.Н. Джон Голланд о выборе профессии / Е.Н. Прощицкая // Школа и производство. - 1993. - №4. - С. 20-22.
30. Пряжников, Н.С. Активные методы профессионального самоопределения / Н.С. Пряжников. - М. : МГ1П1И, 2001. - 128 с.
31. Родичев, Н.Ф. Проблемы и перспективы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения школьников / Н.Ф. Родичев // Школа и производство. - 2011. - №4. - С. 12-15.
32. Сборник нормативных документов. Технология / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М. : Дрофа, 2006. - 120 с.
33. Сборник нормативных документов. Технология / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2006. - 120 с.
34. Симоненко, В.Д Основы технологической культуры / В.Д. Симоненко. - Брянск.: Издательство БГПУ, 1998. - 268 с.
35. Скакун, В.А. Организация и методика производственного обучения. Методическое пособие / В.А. Скакун. - М.: Высшая школа, 1990. - 254 с.
36. Сластенин, В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие. / В.А. Сластенин, В.П. Каширин - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 480 с.
37. Технология. 5-11 классы: проектная деятельность / Авт.-сост. Л.Н. Морозова, Н.Г. Кравченко, О.В. Павлова. - Волгоград : Учитель, 2008. - 204 с.
38. Успенский, В.Б. Введение в психолого-педагогическую деятельность / В.Б. Успенский, А.П. Чернявская. - М. : Изд-во ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003. - 176 с.
39. Федеральный перечень учебников на 2012-2013 учебный год
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://regobraz.ru/2010/
regobraz194_1 .html.
40. Фокин, Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход / Ю.Г. Фокин. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 240 с.
41. Хлебунова, С.Ф. Управление современной школой. Профильное обучение: новые подходы / С.Ф. Хлебунова, Н.Д. Тараненко. - Ростов н/Д. : Учитель, 2005. - 96 с.
42. Хотунцев, Ю.Л. Проблема формирования технологической культуры учащихся / Ю.Л. Хотунцев // Педагогика. - 2006. - №4. - С. 10-15.
43. Черникова, Т.В. Профориентационная поддержка
старшеклассников: учеб.-метод. пособие / Т.В. Черникова. - М. : Глобус, 2006. - 256 с.
44. Черноусова Ф.П. Профилизация воспитания в условиях модернизации школьного образования / Ф.П. Черноусова. - М. : Педагогическое общество России, 2007. - 128 с.
45. Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А.П. Чернявская. - М. : Изд-во ВЛАДОС- ПРЕСС, 2001. - 96 с.
46. Чистякова, С.Н. Предмет «Технология», профильное обучение - средства педагогической поддержки самоопределения подростков / С.Н. Чистякова, Н.Ф.Родичев. - М. : ИОСО РАО, 2003. - 142 с.
47. Чистякова, С.Н. Проблемы и риски самоопределения старшеклассников в выборе профиля обучения / С.Н. Чистякова // Профильная школа. - 2004. - №5. - С. 5-10.