Проведена опытно-экспериментальная работа.
Выборка: 17 детей дошкольного возраста.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название, то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложения.
Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы 5
1.1 Формирование культуры поведения детей как психолого - педагогическая проблема 5
1.2 Художественная литература как средство воспитания культуры общения 8
1.3 Особенности формирования культуры поведения при помощи художественной литературы 11
2. Анализ воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы 14
2.1 Организация опытно-экспериментальной работы 14
2.2 Результаты проведенного исследования 16
Заключение 21
Список использованной литературы 22
Приложения 24
У современных детей наблюдается повышенная агрессивность, искажены представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, поскольку книги ушли на второй план, их место занял компьютер, а персонажи мультфильмов, которые часто смотрят дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Ребёнок дошкольного возраста особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований, образцов поведения, установленных в обществе. Поэтому важно не упустить период дошкольного детства в нравственном воспитании.
Актуальность данной работы заключается в том, что воспитание культуры поведения – одна из значимых и проблематичных тем. Культура поведения неразрывна с развитием и воспитанием личности до одного из самых важных учреждений в жизни ребенка - школы.
Цель работы: изучить процесс формирования представлений о культуре поведения у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.
Задачи:
1. Рассмотреть формирование культуры поведения детей как психолого – педагогическую проблему.
2. Охарактеризовать художественную литературу как средство воспитания культуры общения.
3. Выделить особенности формирования произведений художественной литературы.
4. Провести анализ воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.
Объект исследования – процесс формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.
Предмет исследования: художественная литература как средство формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста.
Теоретические основы исследования: научные работы отечественных исследователей, занимавшихся изучением воспитания книгой и изучением формирования у детей дошкольного возраста культуры поведения посредством художественной литературы Н. В. Микляевой, О. М. Поповой, Л. М. Гурович, А. А. Грибовской, М. Т. Рюминой, Н. С. Карпинской, Е. А. Флериной.
Методы исследования: изучение философской, психологической и педагогической литературы; общенаучные методы теоретического исследования (анализ, синтез, классификация, моделирование); проективно-экспериментальные методы; эмпирические методы (беседа, социометрия, изучение нормативной и методической литературы).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что теоретически обоснованы способы формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций (конспектов занятий, детского журнала комиксов) для воспитателей детских садов с целью формирования культуры поведения у дошкольников посредством художественной литературы.
Цель курсовой работы достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме «Формирование представлений о культуре поведения у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы» можно сделать ряд выводов.
Культура воспитания, рассматриваемая в данном исследовании включает следующие компоненты и показатели: когнитивный (знания о эмоциональных состояниях, о нравственных нормах, нормах поведения, знания о разрешении разных ситуаций, отношения к окружающим), эмоциональный (проявление сопереживания и сочувствия, стремления помочь окружающим) и поведенческий (использование в поведении знаний о нормах вежливости, проявление бесконфликтного поведения, проявления сопереживания, сочувствия) компоненты.
Исходя из результатов исследования, использование художественной литературы является эффективным средством повышения уровня культуры воспитания у детей дошкольного возраста.
Эффективность работы по повышению уровня нравственного развития у детей дошкольного возраста требует соблюдения следующих условий:
- концептуальной определенности основных, соответствующих сферам личностного развития параметров (показателей, критериев оценки, уровней) нравственного развития;
- разработанности и соотнесенности всех структурных компонентов повышения уровня нравственного развития как единой целостной педагогической системы: программно-целевого, технологического, мониторингового;
- целенаправленного подбора содержательной основы педагогического проекта, включающей яркие, образные проявления основных качеств положительно - нравственного героя.
1. Авраменко О. В. Воспитательная направленность работы по ознакомлению дошкольников с фольклором // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2016. - № 3 (31). - С. 76-82.
2. Бакаева Е. А. Формирование культуры поведения дошкольника на природе средствами экологической тропы // Наука и образование: новое время. - 2018. - № 6 (29). - С. 1178-1182.
3. Галкина И. А. Воспитание интереса к длительному чтению у детей старшего дошкольного возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - № 4 (33). - С. 76-78.
4. Гриценко Н. М. Проблема формирования культуры поведения дошкольников в условиях ДОУ // Молодой ученый. - 2021. - № 6 (348). - С. 413-416.
5. Гринштей Н. А. Особенности формирования культуры поведения у дошкольников в разных возрастных группах // Наука и молодежь – 2021: взгляд в будущее. - 2021. - С. 272-275.
6. Давлетшина А. А. Художественная литература как средство воспитания культуры общения детей старшего дошкольного возраста // Вестник Саратовского областного института развития образования. - 2018. - № 4 (16). - С. 29-31.
7. Зайцева С. А. Использование художественных произведений в воспитании культуры поведения детей дошкольного возраста // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. - 2020. - С. 109-110.
8. Корсунова Т. Е. Художественная литература как средство формирования культуры поведения у дошкольников // В сборнике: Основные вопросы лингвистики, лингводидактики и межкультурной коммуникации. - 2021. - С. 192-198.
9. Носкова Н. Е. Художественная литература как средство формирования культуры поведения у старших дошкольников // Технологии образования. - 2020. - № 2 (8). - С. 24-27.
10. Пшеничникова В. А. Нравственное воспитание и формирование культуры поведения у старших дошкольников // В сборнике: Воспитание и обучение: теория, методика и практика. - 2016. - С. 146-147.
11. Редичева Л. А. Основы формирования культуры поведения у младших дошкольников // В сборнике: роль науки и образования в модернизации современного общества. - 2021. - С. 108-110.
12. Свистушкина С. Г. Формирование основ культуры поведения у младших дошкольников посредством художественного слова // В сборнике: глобализация и национальная безопасность: человек и общество в меняющемся мире. - 2019. - С. 287-290.
13. Труфанова Н. А. Формирование культуры поведения у дошкольников // В сборнике: Теория и практика образования в современном мире. Материалы VIII Международной научной конференции. - 2016. - С. 78-80.
14. Шатикова Э. Г. Формирование культуры поведения у старших дошкольников в детском саду // Молодой ученый. - 2019. - № 9 (247). - С. 148-151.
15. Шинкарёва Н. А. Педагогические условия формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста // В сборнике: Педагогика: традиции и инновации. - 2016. - С. 46-49.