РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 7
1.1. Развитие речи и речевая деятельность учащихся в современной
школе 7
1.2. Основные направления работы по развитию речи 13
Глава 2. МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ
2.1. Развитие устной речи учащихся в средних и старших
классах 18
2.2. Элективный курс как одна из форм совершенствования речевой
деятельности 31
2.3. Самостоятельная деятельность учащихся на уроках литературы как
средство развития речевой креативности 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 7
1.1. Развитие речи и речевая деятельность учащихся в современной
школе 7
1.2. Основные направления работы по развитию речи 13
Глава 2. МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ
2.1. Развитие устной речи учащихся в средних и старших
классах 18
2.2. Элективный курс как одна из форм совершенствования речевой
деятельности 31
2.3. Самостоятельная деятельность учащихся на уроках литературы как
средство развития речевой креативности 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Развитие речи учащихся - одно из основных направлений в методике преподавания литературы. Развитие речи и речевая деятельность представляют собой постоянно протекающий в течение всей жизни человека процесс овладения речью и ее механизмами во взаимосвязи с духовным становлением личности, обогащением ее внутреннего мира. Расширение словарного запаса учащихся на материале художественных произведений, обучение связной речи, развитие ее выразительности - это основные задачи, которые ставят перед собой методисты и учителя-словесники.
Важной проблемой методики преподавания литературы является также развитие творческих способностей и воспитание неординарной личности, что в полной мере должно реализовываться на уроках литературы.
В современной методике преподавания существует целый ряд исследований, посвященных развитию речи учащихся в процессе обучения литературе. Большой вклад в разработку проблемы развития речи учащихся внесли Ф.И. Буслаев, В.Я. Стоюнин, В.П. Острогорский. Огромное внимание развитию речи в своих работах уделяют О.Ю. Богданова, Н.М. Соколов, М.А. Рыбникова, В.В. Голубков, Н.И. Кудряшев. В методических пособиях В.Я. Коровина и Т.А. Ладыженская разработали и реализовали определенные варианты структуры урока развития речи. Проблемы методики преподавания литературы рассматривают современные ученые М.Р. Львов, Н.А. Демидова, Л.М. Зельманова, Т.Ф. Курдюмова, Н.И. Кудряшев. Большое внимание проблеме развития речи учащихся в процессе изучения литературы уделяют Г.В. Пранцова, В.И. Капинос и др.
Методистами уделяется огромное внимание как развитию устной, так и письменной речи учащихся, а также самостоятельной работе учащихся по развитию речи. Немаловажным является вопрос о разработке новых технологий урока литературы, позволяющих работать над развитием творческих способностей и речевой креативности учащихся.
Тема нашей дипломной работы выбрана неслучайно, это объясняется рядом причин:
1. Необходимостью изучения работы по развитию речи учащихся на уроках литературы с целью ее усовершенствования.
2. Недостаточным вниманием к данной проблеме со стороны методистов и учителей-словесников.
3. Необходимостью сопоставления разных точек зрения на проблему для более полного ее раскрытия.
4. Снижением уровня речевого развития учащихся.
5. Необходимостью применять новые методики и технологии в процессе развития речи на уроках литературы.
6. Работа по развитию речи на уроках литературы изучена не в полном объеме.
Анализ методической литературы показал, что тема исследования недостаточно раскрыта, поэтому наша работа является актуальной.
Объект исследования работы - процесс развития речи учащихся на уроках литературы.
Предметом исследования является методическая система обучения развитию речи на основе деятельностного подхода.
Целью работы является рассмотрение различных видов работы по развитию речи учащихся в процессе изучения литературы.
Осуществление поставленной цели предполагает решение ряда задач:
1) рассмотреть сущность развития речи, основные подходы в работе над речевой деятельностью;
2) рассмотреть основные направления работы по развитию речи;
3) рассмотреть различные приемы работы по развитию устной речи учащихся в средних и старших классах;
4) проанализировать элективный курс как одну из форм совершенствования речевой деятельности;
5) рассмотреть современные технологии проведения урока, направленные на усовершенствование речевой деятельности учащихся и формирование речевой креативности.
Научная новизна исследования заключается в попытке привлечь внимание педагогов к данной проблеме, необходимости применения новых методик и технологий в развитии речевой деятельности учащихся.
История вопроса. Наиболее значимыми явились работы А.А. Леонтьева «Язык, речь, речевая деятельность», М.А. Рыбниковой «Очерки по методике литературного чтения», Г.В. Пранцовой «Совершенствование речевой деятельности старшеклассников в процессе освоения элективного курса», С.А. Леонова «Развитие речи учащихся на уроках литературы», Н.К. Бутер «Использование технологии развития критического мышления на уроке».
Теоретическая значимость работы заключается в использовании ее материалов для дальнейшего исследования проблемы развития речи.
Практическая значимость работы заключается в возможности широкого применения представленного материала в школьной практике.
Структура дипломной работы традиционна и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Основное содержание работы. Во введении обосновываются актуальность темы, определяются объект и предмет исследования, ставятся цель и задачи, описываются используемые источники и материалы, обосновываются теоретическая и практическая значимость работы.
В главе I «Теоретические основы и проблемы речевой деятельности при изучении литературы» мы рассмотрели теоретические проблемы развития речи, понятие речевой деятельности, а также основные направления работы по развитию речи. В главе «Методика работы по развитию речи в процессе обучения литературе» рассмотрены приемы работы по развитию устной речи учащихся средних и старших классов, элективный курс как одна из форм совершенствования речевой деятельности учащихся, а также самостоятельная деятельность учащихся как средство развития речевой креативности.
В заключении, в соответствии с обозначенными целью и задачами, представлены основные выводы и положения, полученные в результате проведенного нами исследования.
Список используемой литературы насчитывает 50 источников.
Апробация результатов исследования. Материалы работы представлены и обсуждены на итоговой образовательно-научной конференции студентов Казанского университета (г. Елабуга, 2013). По теме исследования была опубликована работа «Самостоятельная деятельность учащихся на уроках литературы как средство развития речевой креативности» в научном журнале «Социально-гуманитарный вестник Юга России» (г. Краснодар, 2013).
Важной проблемой методики преподавания литературы является также развитие творческих способностей и воспитание неординарной личности, что в полной мере должно реализовываться на уроках литературы.
В современной методике преподавания существует целый ряд исследований, посвященных развитию речи учащихся в процессе обучения литературе. Большой вклад в разработку проблемы развития речи учащихся внесли Ф.И. Буслаев, В.Я. Стоюнин, В.П. Острогорский. Огромное внимание развитию речи в своих работах уделяют О.Ю. Богданова, Н.М. Соколов, М.А. Рыбникова, В.В. Голубков, Н.И. Кудряшев. В методических пособиях В.Я. Коровина и Т.А. Ладыженская разработали и реализовали определенные варианты структуры урока развития речи. Проблемы методики преподавания литературы рассматривают современные ученые М.Р. Львов, Н.А. Демидова, Л.М. Зельманова, Т.Ф. Курдюмова, Н.И. Кудряшев. Большое внимание проблеме развития речи учащихся в процессе изучения литературы уделяют Г.В. Пранцова, В.И. Капинос и др.
Методистами уделяется огромное внимание как развитию устной, так и письменной речи учащихся, а также самостоятельной работе учащихся по развитию речи. Немаловажным является вопрос о разработке новых технологий урока литературы, позволяющих работать над развитием творческих способностей и речевой креативности учащихся.
Тема нашей дипломной работы выбрана неслучайно, это объясняется рядом причин:
1. Необходимостью изучения работы по развитию речи учащихся на уроках литературы с целью ее усовершенствования.
2. Недостаточным вниманием к данной проблеме со стороны методистов и учителей-словесников.
3. Необходимостью сопоставления разных точек зрения на проблему для более полного ее раскрытия.
4. Снижением уровня речевого развития учащихся.
5. Необходимостью применять новые методики и технологии в процессе развития речи на уроках литературы.
6. Работа по развитию речи на уроках литературы изучена не в полном объеме.
Анализ методической литературы показал, что тема исследования недостаточно раскрыта, поэтому наша работа является актуальной.
Объект исследования работы - процесс развития речи учащихся на уроках литературы.
Предметом исследования является методическая система обучения развитию речи на основе деятельностного подхода.
Целью работы является рассмотрение различных видов работы по развитию речи учащихся в процессе изучения литературы.
Осуществление поставленной цели предполагает решение ряда задач:
1) рассмотреть сущность развития речи, основные подходы в работе над речевой деятельностью;
2) рассмотреть основные направления работы по развитию речи;
3) рассмотреть различные приемы работы по развитию устной речи учащихся в средних и старших классах;
4) проанализировать элективный курс как одну из форм совершенствования речевой деятельности;
5) рассмотреть современные технологии проведения урока, направленные на усовершенствование речевой деятельности учащихся и формирование речевой креативности.
Научная новизна исследования заключается в попытке привлечь внимание педагогов к данной проблеме, необходимости применения новых методик и технологий в развитии речевой деятельности учащихся.
История вопроса. Наиболее значимыми явились работы А.А. Леонтьева «Язык, речь, речевая деятельность», М.А. Рыбниковой «Очерки по методике литературного чтения», Г.В. Пранцовой «Совершенствование речевой деятельности старшеклассников в процессе освоения элективного курса», С.А. Леонова «Развитие речи учащихся на уроках литературы», Н.К. Бутер «Использование технологии развития критического мышления на уроке».
Теоретическая значимость работы заключается в использовании ее материалов для дальнейшего исследования проблемы развития речи.
Практическая значимость работы заключается в возможности широкого применения представленного материала в школьной практике.
Структура дипломной работы традиционна и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Основное содержание работы. Во введении обосновываются актуальность темы, определяются объект и предмет исследования, ставятся цель и задачи, описываются используемые источники и материалы, обосновываются теоретическая и практическая значимость работы.
В главе I «Теоретические основы и проблемы речевой деятельности при изучении литературы» мы рассмотрели теоретические проблемы развития речи, понятие речевой деятельности, а также основные направления работы по развитию речи. В главе «Методика работы по развитию речи в процессе обучения литературе» рассмотрены приемы работы по развитию устной речи учащихся средних и старших классов, элективный курс как одна из форм совершенствования речевой деятельности учащихся, а также самостоятельная деятельность учащихся как средство развития речевой креативности.
В заключении, в соответствии с обозначенными целью и задачами, представлены основные выводы и положения, полученные в результате проведенного нами исследования.
Список используемой литературы насчитывает 50 источников.
Апробация результатов исследования. Материалы работы представлены и обсуждены на итоговой образовательно-научной конференции студентов Казанского университета (г. Елабуга, 2013). По теме исследования была опубликована работа «Самостоятельная деятельность учащихся на уроках литературы как средство развития речевой креативности» в научном журнале «Социально-гуманитарный вестник Юга России» (г. Краснодар, 2013).
В заключении работы отметим, что исследование велось в соответствии с обозначенными во введении целью и рядом практических задач. В результате этого нами была рассмотрена речевая деятельность учащихся в процессе изучения литературы.
Развитие речи представляет собой постоянно протекающий в течение всей жизни человека процесс овладения речью и ее механизмами. В научно-методическом значении под развитием речи понимается «специальная учебная деятельность учителя и учащихся, направленная на овладение речью» [31, с. 169].
В теоретической главе нами рассмотрены основные подходы в работе по развитию речи, выделены критерии речевого развития учащихся, которые служат ориентирами для организации речевой деятельности в процессе изучения литературы, а также пять основных направлений работы по развитию речи, которые предлагает О.Ю. Богданова.
Мы пришли к выводу, что совершенствование речевой деятельности учащихся на уроках литературы является сложным творческим процессом, требующим от учителя хорошей подготовки и реализующимся на всех этапах литературного образования. При подготовке класса к урокам развития речи учителю необходимо учитывать множество факторов - возрастные и психологические особенности учащихся, уровень литературного образования, читательский интерес, особенности восприятия ими текста. Следует учитывать, что речевая деятельность лучше всего будет развиваться в условиях обратной связи и обмена информацией, а не одностороннего общения. Общение - практическая деятельность. Речевое общение - это один из видов коммуникативной деятельности.
В Главе «Методика работы по развитию речи в процессе обучения литературе» мы рассмотрели приемы работы по развитию устной речи учащихся средних и старших классов, элективный курс как одну из форм совершенствования речевой деятельности, а также самостоятельную деятельность учащихся как средство развития речевой креативности.
Проблема развития устной речи у школьников играет важную роль, как в преподавании литературы, так и других учебных предметов, поскольку речь является показателем духовной культуры личности. На современном этапе уровень развития речи учащихся зависит от общего речевого режима школы, от того, насколько активно учителя вовлекают учеников в речевую деятельность и какие задания для этого используют.
Мы рассмотрели специфику чтения и его виды: просмотровое, ознакомительное, изучающее. Как особый вид деятельности в рамках развития устной речи мы выделили выразительное чтение.
Далее нами были рассмотрены различные приемы развития устной речи учащихся средних и старших классов: работа над словом, пересказ, составление планов, комментированное чтение, заучивание наизусть, устное словесное рисование, развернутые ответы на вопросы, подготовка устных сообщений и докладов, инсценировка, заочная экскурсия.
Один из методических приемов, позволяющих эффективно работать над развитием речи - это создание речевых ситуаций, которое способствует развитию эмоционально-образной речи учащихся, обогащению словарного запаса, формированию умения строить высказывания различных жанров.
Таким образом, совершенствование устной речи - сложный творческий процесс, реализуемый на каждом этапе литературного образования. В данной работе описывается множество методов и приемов, направленных на обогащение словарного запаса учащихся, формирование умения строить грамотную речь, говорить эмоционально, уметь вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее.
В процессе анализа элективного курса «Рождественская проза в русской литературе 19-20 веков» мы пришли к выводу, что программа данного курса включает в себя огромное количество заданий творческого типа, что способствует развитию креативного мышления, совершенствованию речевых навыков. Данный элективный курс насыщен литературоведческими понятиями, которые должны усвоить учащиеся.
В нашей работе мы рассмотрели также самостоятельную деятельность учащихся на уроках литературы как средство развития речевой креативности.
Для школы сейчас исключительно важной является проблема развития творческих способностей учащихся и воспитания неординарной личности, что в полной мере должно реализовываться и на уроках литературы. Поэтому предметом нашего внимания становится понятие «креативность» - способность к творческим актам, которые ведут к новому необычному видению проблемы или ситуации.
В работе нами описаны результаты анализа педагогического опыта учителей русского языка и литературы «СОШ №7» г. Чайковский Н.К. Бутер и «СОШ №9» г. Елабуга Г.Е. Соколовой.
Н.К. Бутер использует в своей работе «Технологию развития критического мышления через чтение и письмо», которая включает в себя три фазы: фазу вызова, ориентированную на актуализацию имеющихся знаний; фазу осмысления, главной задачей которой является активное получение знаний; фазу рефлексии, направленную на систематизацию полученных знаний.
Г.Е. Соколова применяет в процессе анализа художественного произведения «Технологию модерации». В рамках данной технологии учитель-предметник предлагает классу работу в творческих группах.
Данные технологии позволяют создавать обстановку для самовыражения учащихся, развивать творческие способности, речевую креативность.
Таким образом, работа над речевой деятельностью учащихся является одной из первостепенных задач словесника. Учитель должен ориентироваться в основных направлениях работы по развитию речи, знать критерии речевого развития. Работа по развитию речи может осуществляться в равной степени, как на уроках литературы, так и на курсах по выбору учащихся. Современная школа призвана формировать креативную личность, обладающую нестандартным взглядом на жизнь, поэтому одной из главных задач школы является работа в рамках современных технологий урока, которые способствуют развитию творческих способностей, активности и речевой креативности.
Развитие речи представляет собой постоянно протекающий в течение всей жизни человека процесс овладения речью и ее механизмами. В научно-методическом значении под развитием речи понимается «специальная учебная деятельность учителя и учащихся, направленная на овладение речью» [31, с. 169].
В теоретической главе нами рассмотрены основные подходы в работе по развитию речи, выделены критерии речевого развития учащихся, которые служат ориентирами для организации речевой деятельности в процессе изучения литературы, а также пять основных направлений работы по развитию речи, которые предлагает О.Ю. Богданова.
Мы пришли к выводу, что совершенствование речевой деятельности учащихся на уроках литературы является сложным творческим процессом, требующим от учителя хорошей подготовки и реализующимся на всех этапах литературного образования. При подготовке класса к урокам развития речи учителю необходимо учитывать множество факторов - возрастные и психологические особенности учащихся, уровень литературного образования, читательский интерес, особенности восприятия ими текста. Следует учитывать, что речевая деятельность лучше всего будет развиваться в условиях обратной связи и обмена информацией, а не одностороннего общения. Общение - практическая деятельность. Речевое общение - это один из видов коммуникативной деятельности.
В Главе «Методика работы по развитию речи в процессе обучения литературе» мы рассмотрели приемы работы по развитию устной речи учащихся средних и старших классов, элективный курс как одну из форм совершенствования речевой деятельности, а также самостоятельную деятельность учащихся как средство развития речевой креативности.
Проблема развития устной речи у школьников играет важную роль, как в преподавании литературы, так и других учебных предметов, поскольку речь является показателем духовной культуры личности. На современном этапе уровень развития речи учащихся зависит от общего речевого режима школы, от того, насколько активно учителя вовлекают учеников в речевую деятельность и какие задания для этого используют.
Мы рассмотрели специфику чтения и его виды: просмотровое, ознакомительное, изучающее. Как особый вид деятельности в рамках развития устной речи мы выделили выразительное чтение.
Далее нами были рассмотрены различные приемы развития устной речи учащихся средних и старших классов: работа над словом, пересказ, составление планов, комментированное чтение, заучивание наизусть, устное словесное рисование, развернутые ответы на вопросы, подготовка устных сообщений и докладов, инсценировка, заочная экскурсия.
Один из методических приемов, позволяющих эффективно работать над развитием речи - это создание речевых ситуаций, которое способствует развитию эмоционально-образной речи учащихся, обогащению словарного запаса, формированию умения строить высказывания различных жанров.
Таким образом, совершенствование устной речи - сложный творческий процесс, реализуемый на каждом этапе литературного образования. В данной работе описывается множество методов и приемов, направленных на обогащение словарного запаса учащихся, формирование умения строить грамотную речь, говорить эмоционально, уметь вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее.
В процессе анализа элективного курса «Рождественская проза в русской литературе 19-20 веков» мы пришли к выводу, что программа данного курса включает в себя огромное количество заданий творческого типа, что способствует развитию креативного мышления, совершенствованию речевых навыков. Данный элективный курс насыщен литературоведческими понятиями, которые должны усвоить учащиеся.
В нашей работе мы рассмотрели также самостоятельную деятельность учащихся на уроках литературы как средство развития речевой креативности.
Для школы сейчас исключительно важной является проблема развития творческих способностей учащихся и воспитания неординарной личности, что в полной мере должно реализовываться и на уроках литературы. Поэтому предметом нашего внимания становится понятие «креативность» - способность к творческим актам, которые ведут к новому необычному видению проблемы или ситуации.
В работе нами описаны результаты анализа педагогического опыта учителей русского языка и литературы «СОШ №7» г. Чайковский Н.К. Бутер и «СОШ №9» г. Елабуга Г.Е. Соколовой.
Н.К. Бутер использует в своей работе «Технологию развития критического мышления через чтение и письмо», которая включает в себя три фазы: фазу вызова, ориентированную на актуализацию имеющихся знаний; фазу осмысления, главной задачей которой является активное получение знаний; фазу рефлексии, направленную на систематизацию полученных знаний.
Г.Е. Соколова применяет в процессе анализа художественного произведения «Технологию модерации». В рамках данной технологии учитель-предметник предлагает классу работу в творческих группах.
Данные технологии позволяют создавать обстановку для самовыражения учащихся, развивать творческие способности, речевую креативность.
Таким образом, работа над речевой деятельностью учащихся является одной из первостепенных задач словесника. Учитель должен ориентироваться в основных направлениях работы по развитию речи, знать критерии речевого развития. Работа по развитию речи может осуществляться в равной степени, как на уроках литературы, так и на курсах по выбору учащихся. Современная школа призвана формировать креативную личность, обладающую нестандартным взглядом на жизнь, поэтому одной из главных задач школы является работа в рамках современных технологий урока, которые способствуют развитию творческих способностей, активности и речевой креативности.
Подобные работы
- Способы активизации речевой деятельности учащихся на уроке
иностранного языка в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - УСТНАЯ ЧАСТЬ ОГЭ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНИВАНИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 9-х КЛАССОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Основы речевой деятельности школьников на уроке русского языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - Формирование вторичной языковой личности учащихся средней школы в письменной речевой деятельности на уроке немецкого языка на среднем этапе обучения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО В МЛАДШИХ КЛАССАХ ДМШ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - Метафора как средство активизации познавательной деятельности учащихся на старшей ступени обучения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2015 - Игровые формы освоения поэтики малых жанров фольклора на уроках
литературы в средних классах
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020



