ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ 5
1.1 Состояние научной разработанности исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Понятие « стиль управления» 12
1.3 Изучение характера взаимосвязи стиля управления и социально-психологического климата в коллективе медработников 28
Выводы по первой главе 32
Глава 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ МЕДРАБОТНИКОВ 35
2.1 Описание методов исследования 35
2.2 Результаты исследования 37
Выводы по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность данной темы заключается в том что, при управлении организацией руководитель часто не задумывается о том, какой стиль будет более эффективным, как его методы - взаимодействие с подчиненными, построение системы мотивации - влияют на работу коллектива, построение взаимоотношений в организации, а соответственно и на результаты деятельности всей организации. Искусство управлять людьми - это самое сложное и высокое из искусств, к которым надо подходить с большой ответственностью.
Умение руководить - это прирожденное свойство человека, которое можно лишь развить в течение жизни, приобретая для этого необходимые знания, навыки и переосмысливая личный опыт.
Вопросы эффективного управления вызывали интерес людей с давних времен, однако, систематическое, целенаправленное их изучение началось только со времен Ф. Тейлора. Наиболее плодотворно в изучении стилей руководства работали К. Левин, А.М. Омаров, Т.С. Кабаченко. Проблема изучения социально-психологического климата в коллективе поставлена такими авторами, как А.И. Донцов, Ю.К. Стрелков, О.Г. Носкова, А.В. Петровский, Е.А. Климов, Б.Д. Парыгин, Г.М. Андреева.
Цель исследования заключается в выявлении взаимосвязи стиля управления и социально-психологического климата в коллективе медработников.
Объект исследования: коллектив медработников МБУЗ « ЕЛАБУЖСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА».
Предмет исследования: взаимосвязь стиля управления и социально-психологического климата коллектива медработников.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между стилями управления и показателями социально- психологического климата коллектива.
Задачи исследования:
1) рассмотреть состояние научной разработанности исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе;
2) дать психологическую характеристику понятию «стиль управления»;
3) изучить характер взаимосвязи стиля управления и психологического климата в коллективе медработников;
4) провести эмпирическое исследование;
5) анализ и интерпретация результатов исследования.
Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы теоретические исследования (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и т.д.); изучение научной литературы по проблеме; специальные психологические методы сбора информации: наблюдение, тестовые опросы (опросник «Определения стиля руководства трудовым коллективом» В.П.Захарова и тест «Оценки психологической атмосферы в коллективе» (по А.Ф. Фидлеру); методы статистической обработки эмпирической информации (корреляционный анализ Пирсона).
Практическая значимость исследования: данные результаты эмпирического исследования могут представлять интерес для практических психологов, занимающихся консультированием.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, теоретической части, эмпирической части, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения. В тексте работы 3 таблицы и 1 рисунок.
В теоретической части работы была изучена научная литература по проблеме стиля управления и социально-психологического климата. Были выявлены основные стили управления: авторитарный, демократический и либеральный.
Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле. Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль руководства данного руководителя.
Социально-психологический климат - это результат совместной деятельности людей, их межличностного взаимодействия. Социально-психологический климат есть состояние группового настроения и качественная сторона межличностных отношений в группе, проявляющихся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в организации.
Признаками благоприятного психологического климата являются: высокая требовательность и доверие членов организации друг к другу, доброжелательная и деловая критика, свободное выражение собственного мнения членами организации при обсуждении всех вопросов групповой жизни, удовлетворенность принадлежностью к организации, высокая степень взаимопомощи, достаточная информированность членов организации обо всех аспектах ее внутренней жизни.
В ходе работы была выдвинута гипотеза, существует взаимосвязь между стилями управления и компонентами социально-психологического климата коллектива. Для проверки гипотезы было проведено эмпирическое исследование, в результате которого были выявлены значимые корреляционные связи. Анализ показал, что между демократическим стилем управления и благоприятным психологическим климатом существует взаимосвязь.
Говоря о взаимосвязи стиля управления и социально-психологического климата, нужно подчеркнуть, что нет заведомо лучших и худших стилей управления коллективом. Все зависит от множества объективных факторов существования коллектива, определяющих его жизнедеятельность. Стиль управления- один из субъективных факторов, способный в определенных условиях определять формирование социально-психологического климата.
1. Аверченко, Л.К., Психология управления: курс лекций/ Л.К.
Аверченко, Г.М. Залесов, Р.И. Мокашомцев, В.М. Николашко - М.: ИНФРА-М, 2001. - 150 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология [Текст]/ Г.М. Андреева, -
М., «Академический Проект», 2001. - 367 с.
3. Андреева М.П. Профессиональные задачи социальной психологи в новой ситуации // Психологический журнал. - Том 26. - 2005. - № 5. - С. 9-13.
4. Андреев В.И., Саморазвитие менеджера, М.: 1995г.
5. Аширов Д.А. Управление персоналом М., 2008.
6. Бандура А.М. Психология управления Х., 2000 - 464 с.
7. Бойко В.В. и др. Социально-психологический климат коллектива и личность / В.В. Боко, А.Г.Ковалев, В.Н. Панферов. М, 1983. 196 с.
8. Васильченко О. Социально- психологический климат: диагностик и формирование // Справочник кадровика, 2006. № 3
9. Вендров Е.Е. Психологические проблемы. М., Экономика.1969.
10. Веснин В.Р. Основы менеджмента. - 2-е изд. - М.: ООО ТД «Элит - 2000». - 368 с.
11. Виханский О.С. Менеджмент: учебник для студентов вузов, М.: 1998г.
12. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 2006.
13. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М.,2005. С.98.
14. Евсеева Т.Г. Психология управления: Учебно-практическое пособие для дистанционного обучения. - М., МГТА, - 2000, - 46с.
15. Занковский А.Н. Организационная психология. М. 2002г.- 560с.
16. Жариков, Е.С. Психология управления. Книга для руководителя и менеджера по персоналу/Е.С. Жариков. - М.: МЦФЭР, 2002. - 512 с.
17. Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов. М., Экономика, 1990.
18. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. - 6-изд., стереотип. - Мн.: Новое знание.
19. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие.М., 2004- 584с.
20. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. - М., 2009.
21. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. - М.: Экономика, 1978. - 360 с.
22. Машков В.Н. Практика психологического обеспечения, руководства, управления, менеджмента М: изд. Речь, 2005-304с.
23. Мансуров Н.С. Морально-психологический климат и его изучение. -М., 1992.- 287 с.
24. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Экономика, 1992. - 658 с.
25. Огарков А.А., Управление организацией, учебник, М.: 2006г.
26. Парахина В. Н. Основы теории управления. Москва. Финансы и статистика. 2004г. 557 с.
27. Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебник/Под общ. Ред. Проф. М.П. Переверзевцева. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 228 с.
28. Петровский А.В. Коллектив. Общая психология.- М., 1996.-125 с.
29. Платонов К.К., Казаков В.Г., Развитие системы понятий теории психологического климата в советской психологии // Социально-психологический климат коллектива / Под ред. Е.В. Шороховой и О.И. Зотовой, - М., 1979
30. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие.- СПб: изд. Речь, 2000-298с.
31. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации, - М.: Аспект - Пресс, 1999. - 470 с.
32. Розанова В.А. Психология управленческой деятельности. М,2003- 192с.
33. Самыгин СИ., Столяренко Л,Д. Менеджмент персонала. — Ростов н/Д: Феникс.
34. Травин В.В. Стили управления и руководства. Навыки деятельности. / Кадровый менеджмент, №8, 2006.
35. Управление персоналом: Учебник для вузов /Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: ЮНИТИ, 2002.
36. Урбанович А.А. Психология управления: учебное пособие. М, 2003г. с.59
37. Шепель В.М. Социологические и психолого-педагогические
основы хозяйственного руководства химическими предприятиями.- М., 1974.
38. Шакуров Р.Х., Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. -М., 1982.
39.Энциклопедия психологических тестов.- М.,2008.- 252 с.
40. Юрченко Е.С., Женило М.Ю. Словарь иностранных слов. Р-на Д, 2001-800с.
41. [Электронный ресурс ] http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00- 05/dissertaciya-sotsialno-psihologicheskoe-obespechenie-kachestva-meditsinskoy- pomoschi-v-voenno-meditsinskih-organizatsiyah
42. [Электронный ресурс ] http://www.referun.com/n/teoriya-i-metodologiya- upravleniya-sotsialno-psihologicheskim-klimatom-v-meditsinskih- uchrezhdeniyah#ixzz2SiTvSX5r
43. [Электронный ресурс ]http: //www.referun.com/n/teoriya-i-metodologiya-upravleniya-sotsialno-psihologicheskim-klimatom-v-meditsinskih-uchrezhdeniyah#ixzz2SiTMEbXx
44. http://www.dissers.ru/2meditsina/reformirovanie-sistemi-upravleniya-mnogoprofilnoy-poliklinikoy-14-02-03-obschestvennoe-zdorove-zdravoohranenie-avtoreferat-dissertacii-na-soiskanie.php
45. http://www.elitarium.ru/2007/11/14/klimat_v_kollektive.html
46. [Электронный ресурс ]http://do.gendocs.ru/docs/index-349076.htmlpage=4