Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Работа №87639

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы96
Год сдачи2013
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
185
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ 7
1.1 Социально-педагогические предпосылки формирования
толерантности у подростков 7
1.2 Сущность и содержание понятия «толерантность» 12
1.3 Подросток как субъект воспитания 21
Выводы 29
Глава 2. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ
ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 32
2.1 Условия эффективности формирования толерантности
подростков в учебно-воспитательном процессе 32
2.2 Опытно-экспериментальная работа по формированию
толерантности учащихся 9 класса во внеклассной воспитательной работе 40
Выводы 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ

В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Это связано с учащающимися случаями нетерпимости по отношению к инакомыслящим людям со стороны враждебно настроенных оппонентов. При этом нередки случаи откровенных конфликтов, выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. По мнению большинства аналитиков, подобная тенденция связана с уменьшением уровня терпимости к людям, жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая значимые аспекты жизни других людей. Именно поэтому мы бы хотели рассмотреть проблему формирования толерантности в современном обществе. Нам кажется, что наибольший акцент следует сделать на подростковом возрасте, так как именно в этот период человек обретает пути и способы грамотной адаптации во взрослом мире. Мышление подростка еще впитывает в себя все с детской непосредственностью, но уже способно к грамотному анализу ситуаций и вынесению соответствующих выводов из неё. Сейчас формируется мировоззренческая картина подростка и всё, что он впитает в себя, будет в будущем определять его жизненную позицию и способы поведения в обществе.
Понятие «толерантность» происходит от лат. tolerantia - «терпеть», «выдерживать», «переносить». В разных языках данное понятие приобретает свои смысловые оттенки. Так, в английском языке оно означает готовность, способность без протеста воспринимать личность; во французском языке - это уважение свободы другого, его образа мысли; в китайском - проявление великодушия в отношении других; в арабском - прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность; в персидском - терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению [22].
Согласно «Толковому словарю русского языка» (под редакцией Д. Н. Ушакова), «толерантность» - производное от французского tolerant - «терпимый» [19], «терпимость» - свойство, качество, способность что- либо или кого-либо терпеть только по милосердию, снисхожденью. «Большой энциклопедический словарь» определяет «толерантность» как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению [34].
Понятие «толерантность» активно используется в психологии развития личности, здесь оно рассматривается как личностное образование (О. А. Овсянникова, A. M. Байбаков, Г. У. Солдатова, Д. В. Зиновьев, Е. Г. Виноградова, О. Б. Скрябина), включающее в себя следующие свойства: адекватную самооценку; знание себя, признание других; ответственность за свои поступки; чувство юмора; расположенность к другим; самообладание; терпение; способность к рефлексии; отсутствие тревожности; высокий уровень общительности; умение выражать свое несогласие, аргументировать отказ от сотрудничества; отсутствие стереотипов, предрассудков [12].
В исследованиях А. Г. Асмолова, P. P. Валитовой, В. А. Лекторского, А. П. Садохина, Г. В. Безюлевой, А. А. Глебова, М. Уолцера толерантность характеризуется комплексом взаимосвязанных критериев (когнитивный, эмоциональный и практически-действенный) [27].
Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где необходимо не допускать ситуаций проявления неравенства детей в правах и обязанностях. Различие национально-этнических особенностей, которым ученики зачастую придают оценочный оттенок, а также специфика семейного уклада, традиций накладывают определенный негативный отпечаток на поведение и взаимоотношения подростков с окружающими.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования - условия, способствующие повышению эффективности воспитания толерантности подростков.
Цель исследования: выявление и обоснование условий эффективности воспитания толерантности у подростков.
В соответствии с поставленной целью в работе определяются следующие задачи:
- проанализировать научно - педагогическую литературу по проблеме исследования;
- раскрыть содержание и сущность понятия «толерантность»;
- рассмотреть пути и средства развития толерантности подростков во внеклассной воспитательной работе;
- разработать реализовать программу опытно-экспериментальной работы по формированию толерантности подростков во внеклассной воспитательной работе.
В соответствии с целью и задачами исследования была выдвинута гипотеза о том, что формирование толерантности подростков будет эффективным, если:
- учтен уровень развития толерантности учащихся;
- отобраны адекватные формы воспитательной работы в соответствии с возрастом школьников, их социальной и национально-культурной принадлежностью;
- в процессе воспитания созданы ситуации свободного выбора детьми видов, способов деятельности, ролей;
- классный руководитель является образцом толерантности.
Методологической основой являются важнейшие философские положения о причинности и обусловленности протекающих процессов, о социальной, творчески - деятельностной сущности личности подростка, закономерностях ее формирования и развития, а также положение о ведущей роли деятельности и общения в развитии и формировании личности.
В качестве методов исследования были использованы: теоретический анализ литературы по проблеме; педагогический эксперимент; наблюдение; беседа; качественный и количественный анализ данных.
Практической базой исследования послужила средняя общеобразовательная школа №6 города Заинска, были задействованы учащиеся 9 «А» класса в количестве 28 человек, а также классный руководитель.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты, теоретические и практические материалы можно использовать: в выступлениях на научно-практических конференциях, учителям школ в организации процесса воспитания толерантности подростков, всем интересующимся данной проблемой.
На защиту выносятся:
-сущностно-содержательные характеристики понятия «толерантность», её функции;
- условия, способствующие повышению эффективности воспитания толерантности подростков в современной школе.
В структурном отношении работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении дается методологический аппарат исследования, определяются его цель и задачи. Первая глава содержит теоретические основы воспитания толерантности подростков в школе. Во второй главе рассматриваются условия эффективности развития толерантности, представлены материалы опытно-экспериментальной работы. В заключении содержатся основные выводы по проведенному исследованию. В списке использованной литературы отражены как цитируемые источники, так и те, которые были положены в основу содержания данной дипломной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе анализа научно-педагогической литературы по проблеме развития толерантности мы пришли к выводу о не достаточной ее разработанности.
Для определения понятия «толерантность» мы воспользовались формулировкой принятой ООН в 1995г., это понятие рассматривается как правильное понимание всего многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений.
Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Она полностью соответствует тем гуманитарным задачам, которые ставит перед нами новый век в новом тысячелетии.
Толерантность является ключевым духовно-нравственным принципом гражданского общества. Уровень толерантности отдельного человека во многом характеризует его личные качества, нравственную зрелость и культуру, обусловливает его отношения с другими людьми. Исходя из этого, во многих социологических и политологических теориях (прежде всего западных) уровень, степень толерантности социума рассматривается как один из ведущих, иногда главных критериев духовно-нравственного, социального, политико-государственного развития общества.
Следует исходить из того, что основа толерантности - формирование гуманных отношений между людьми независимо от их национальности. Это возможно осуществлять в учебное и внеурочное время через всю систему отношений в коллективе класса, школы, любого образовательного учреждения. Отметим, что толерантная личность - это человек, хорошо знающий себя и понимающий других людей. Личность интолерантную можно охарактеризовать как человека, не обладающего гибкостью во взаимодействии с окружающими и эмпатией по отношению к ним.
Эффективными средствами развития толерантности являются: обсуждение толерантных тем на классных часах, привлечение школьников к подготовке и проведению воспитательных мероприятий.
В работе по развитию толерантности необходимо использовать широкий спектр таких методов как этическая беседа, дискуссия, диспут, убеждение, творческое задание, упражнение, игра, тренинг и др.
В рамках поставленных задач нами была разработана и реализована программа опытно-экспериментальной работы по развитию толерантности учащихся 9 класса. В эксперименте приняли участие 28 человек. Базой для реализации программы послужила СОШ №6 г. Заинска. Целью опытно-экспериментальной работы стало достижение положительной динамики развития толерантности школьников после проведения формирующего педагогического эксперимента.
Для выявления уровней сформированности толерантности у подростков нами был использован экспресс - опросник «Индекс толерантности», разработанный Г.У. Солдатовой, О.А.Кравцовой, О.Е. Хухлаевым, Л.А.Шайгеровой, анализ ответов на который показал, что:
До реализации программы опытно-экспериментальной работы по развитию толерантности учащихся 9 класса результаты оказались следующими:
у 7% подростков - низкий уровень сформированности толерантности;
у 75% - средний уровень;
у 18% - высокий уровень.
По её окончанию результаты немного улучшились:
у 3% - низкий уровень сформированности толерантности;
у 75% - средний уровень;
у 22% - высокий уровень.
Для того чтобы оценить различные экспериментальные данные, полученные на одной и той же выборке испытуемых, но в разных условиях, мы использовали критерий математической статистики Т- Вилкоксона (Приложение 9). Он позволяет установить, на сколько сдвиг показателей, в каком то одном направлении является более интенсивным, чем в другом. Интенсивный сдвиг произошел в положительном направлении, и Тэмп попала в зону значимости, что означает преобладание изменений в лучшую сторону. На этом основании можно сделать вывод о том, что гипотеза о введении внеклассных мероприятий на формирование толерантности будет способствовать повышению развития данного качества у подростков в учебно-воспитательном процессе, подтвердилась.
В ходе экспериментальной работы нами были выявлены условия эффективности развития толерантности учащихся:
•учёт уровней развития толерантности учащихся;
•использование адекватных форм воспитательной работы в соответствии с возрастом школьников, их социальной и национально-культурной принадлежностью;
•в процессе воспитания создание ситуации свободного выбора детьми видов, способов деятельности, ролей;
•классный руководитель должен являть собой образец толерантности;
• создание специальных ситуаций, позволяющих каждому школьнику проявить независимость своих суждений, совмещая это с уважительным отношением к мнению других;
•создание ситуации развития самокритичности и объективности детей, самооценки и взаимооценки, формирования умения корректно высказывать мнение о поведении и действиях других;
•обращение особого внимания при анализе итогов совместной работы на оценку взаимоотношений детей, комфортность каждого в групповой работе, а также показ значимости действий каждого в достижении общих результатов;
•недопущение подавления, ущемления достоинства одних детей другими.
Таким образом, цель исследования: выявление и обоснование условий эффективности воспитания толерантности у подростков достигнута. В ходе достижения цели решены все поставленные нами задачи, и гипотеза подтверждена.



1. Абдулкаримов Г.Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания/ Образование в современной школе. 2002. - №4. - с. 35-43.
2. Абозина Г.А. Классный час для старшеклассников «Толерантность»/ Классный руководитель. 2006. - №4. - с. 88-92.
3. Антонова Л.И. Влияние родительской семьи на содержание представлений о толерантности у старшеклассников// Вопросы гуманитарных наук. 2006. - №2. - с. 326-331.
4. Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. // Ярославский педагогический вестник. 2003 №1
5. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности. СПб.,2005
6. Вафина Э.Д. Формирование толерантных отношений у молодежи/ Преподавание истории в школе. 2004. - № 3. - с.56-58.
7. Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления/ Воспитание школьников. 2008. - № 3. - с.15-20
8. Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания
толерантности учащихся., М., 2007
9. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования// Педагогика. 2002.-№8.- с. 3-12.
10. Головина С.Ю. Словарь практического психолога/ Минск, 1997.
11. Гревцева И. Классный час «Что такое толерантность?»// Классный руководитель. 2006. - №4. - с. 81-88.
12. Громова Е. Развитие этнической толерантности в школе // Воспитание школьников. 2006. №1.
13. Гурьянов А. Воспитание толерантной личности// Воспитание школьников. 2008. - № 2. - с.25-28.
14. Дворникова Е. Воспитание толерантности у будущих педагогов в процессе изучения литературы/ Е. Дворникова// Учитель. 2006. - №6. - с. 35-38.
15. Девина И. Мы с тобой одной крови [Текст] // Школьный психолог
- 2009.- №20 - 46-47 с.
16. Дробижева Л. Понимаю, принимаю. Социальные и политические условия формирования толерантности в российском обществе// Татарстан.
2007. - №10. - с. 18-22.
17. Желнович О.В. Теоретические основы воспитания толерантности у студентов// Казанский педагогический журнал. 2007. - №6. - с. 106-109.
18. Ивонина А.И. Толерантность// Право в школе. 2006. - №1. - с. 20¬21.
19. Ионина О.С. Формирование толерантности как средство устранения внутриличностных конфликтов подростков: Автореф. дис. . канд. психол. наук. Казань, 2005.
20. Исмагилова З.А. Основные направления образовательной стратегии формирования позитивных толерантных отношений у студентов// Казанский педагогический журнал. 2006. - №3. - с. 50-58.
21. Казарова Е. Эмблема толерантности [Текст]// Школьный психолог
- 2009.- №23 - с. 8-9.
22. Капустина Н.Г. Психологические особенности формирования толерантности в структуре мировоззрения на ранних этапах онтогенеза: Монография. Шадринск, 2008
23. Кожухарь Г.С. Проблема толерантности в межличностном
общении// Вопросы психологии. 2006. - №2. - с. 3-12.
24. Коржуев А.В. Толерантность в контексте педагогической
культуры преподавателя вуза// Педагогика. 2003. - № 5. - с.44-49.
25. Мацковский М.С. Толерантность как объект социологического исследования // Межкультурный диалог: исследования и практика / Под ред. Г. У. Солдатовой, 2005.
26. Мирошниченко Л. Программа воспитания культуры толерантности в университете// Высшее образование в России. 2007. - №9. - с. 94-97.
27. Можейкина Л.Б. Развитие толерантности у подростков в процессе обучения русскому языку: Автореф. дис.канд. психол. наук. Новосибирск,2006.
28. Морозов Н.В. О формировании толерантного поведения учащихся// Преподавание истории в школе. 2005. - № 9. - с.39-40.
29. Нестерова Н.В. Многообразие подходов к пониманию толерантности// Прикладная психология и психоанализ. 2006. - №4. - с. 39¬43.
30. Перцев А.В. Ментальная толерантность // Вестн. Урал, межрегион, ин-та обществ, наук. 2002. №1.
31. Пугачева Е. Толерантность в новом тысячелетии как условие поиска взаимоприемлемых отношений между людьми// Наука и школа.
2007. - №3. - с. 69-70.
32. Пчелинцева И.Г. Толерантность речевого поведения студентов в ходе дискуссии// Высшее образование сегодня. 2006. - №5. - с. 58-60.
33. Рахманинова В.С. Демократия: конфликтность И толерантность /Воронеж, 2002.
34. Ребер А. Большой толковый психологический словарь /В 2 т. Т. 2: Пер. с англ. М., 2000.
35. Риэрдон Б.Э. Толерантность - дорога к миру. М., 2001
36. Рыбак Е.В. Толерантность студента высшего учебного заведения и подходы к ее формированию// Аспирант и Соискатель. 2004. - №1. - с. 95¬97.
37. Самоделова Е. Формирование толерантного поведения в семье// Воспитание школьников. 2007. - №4. - с. 36-40.
38. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.// Семья и школа. 2001 №№11-12.
39. Скрипкина Т.П. Доверие и толерантность: существуют ли границы? // Межкультурный диалог: исследования и практика / Под ред. Г. У. Солдатовой, Т.Ю.Прокофьевой, Т. А. Лютой. М.: Центр СМИ МГУ им. М.В.Ломоносова, 2004.
40. Соколов В.М. Толерантность: состояние и тенденции//
Социологические исследования. 2003. - № 8. - с. 54-63.
41. Солдатова Г.У. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков [Текст] / Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова - М: Генезис, 2000.
42. Степанов П.В. «Как воспитать толерантность?»// Народное образование. 2002. - №1. - с. 159-165.
43. Степанов П.В. Воспитание детей в духе толерантности// Классный руководитель. 2002. - № 2. - с.18-20.
44. Степанов П.В. Феномен толерантности// Классный руководитель. 2004. - № 3. - с .5-14.
45. Сультеев Д. Единство разных (к Международному дню толерантности)// Воспитание школьников. 2008.- № 9.- с .3-7.
46. Тахохов Б.А. Поликультурная компетентность - фактор развития толерантности студентов/// Высшее образование сегодня. 2008. - № 3. - с .24-26.
47. Тыртышная М.А. Описание занятий с подростками по проблеме толерантности// Классный руководитель. 2005. - № 4. - с.125-129.
48. Уолцер М. О терпимости. М., 2000
49. Форсова В.В. О религиозных корнях толерантности// Социологические исследования. 2004. - № 1. - с .54-61.
50. Хабермас Ю. Когда мы должны быть толерантными? О конкуренции видений мира, ценностей и теорий// Социологические исследования. 2006. - №1. - с. 45-53.
51. Харрис Т.Э. «Я - ОК, ты - ОК». [Текст] - М: Академия, 2006.
52. Шипилов А.В. Демократия и толерантность// Социологические исследования. 2005. - № 3. - с.38-43.
53. Шустова Л.П. Воспитание толерантности: приемы для
индивидуальной и групповой работы// Классный руководитель. 2006. - № 4. - с. 77-101.
54. Научный журнал Ярославский педагогический вестник// Им. Ушинского// [Электронный ресурс]. URL: http://www.yspy.yar.ru(дата обращения: 15.05.2013)
55. Электронный журнал «PSY +»//Комплексная служба психолого-педагогического и социального сопровождения// [Электронный ресурс]. URL:http://www.c-psy.ru(дата обращения: 20.05.2013)
56. Электронный журнал «Психологическая наука и образование»// [Электронный ресурс]. URL: www. psyedu. ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail: Psyedu@mgppu. ru 2012, №2 (дата обращения: 12.04.2013)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ