ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.
1.1 Педагогическое оценивание как психолого-педагогическая
проблема 7
1.2 Взаимосвязь оценки учителя и самооценки старшеклассника 14
1.3 Современные технологии оценивания 20
Выводы 30
Глава 2. ПРОЦЕСС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОЦЕНИВАНИЯ
ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.
2.1 Анализ опыта работы учителей по совершенствованию педагогического оценивания учащихся в современной школе 32
2.2 Изучение значимости педагогической оценки и отметки для учителей, учеников и родителей 46
Выводы 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 58
Становление гуманистической системы обучения, ориентация на развитие личности ученика, внедрение в учебно-воспитательный процесс школы новых технологий обучения вызывает необходимость пересмотра традиционных подходов к педагогическому оцениванию учащихся.
Система оценивания и регистрации достижений учащихся является неотъемлемой составляющей образовательного процесса. Место системы оценивания в развитии образовательной системы уникально, так как именно она является наиболее очевидным интегрирующим фактором школьного образовательного пространства, основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи. При этом под системой оценивания понимается не только шкала, которая используется при выставлении отметок, но и весь в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, а также понимание этой связи самим учащимся. Система оценивания и самооценивания является естественным механизмом саморегуляции образовательного процесса, что и определяет его исключительную важность.
Педагогическая оценка может являться действенным средством активизации познавательной деятельности ученика, а также формирования его личностных качеств. Однако официально действующая сегодня в российской школе 5-балльная шкала оценивания дает мало информации об успешности ученика самому обучающемуся, мало способствует развитию навыков самоконтроля, самооценки и самокоррекции, а, следовательно, не стимулирует включение внутренних мотивов школьника. Кроме того, к недостаткам существующей практики проверки и оценки знаний следует отнести имеющие место стихийность, нерациональное использование методов и форм, отсутствие дидактической целенаправленности и систематичности, игнорирование учителем характерных особенностей материала предмета и условий работы в классе.
Объект исследования: образовательный процесс в современной общеобразовательной школе.
Предмет исследования: условия организации педагогического оценивания достижений учащихся в процессе обучения.
Цель данной работы: выявление педагогических условий, способствующих повышению эффективности педагогического оценивания достижений учащихся в современной школе.
В процессе достижения данной цели решались следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
2) раскрыть сущность педагогического оценивания;
3) проанализировать современные технологии оценивания;
4) изучить и проанализировать опыт работы учителей по
совершенствованию педагогического оценивания;
5) изучить значимость отметок для учителей, учащихся и родителей.
Гипотеза исследования: педагогическое оценивание является
существенным компонентом образовательного процесса, повышающим его эффект в обучении, развитии и воспитании школьников при наличии следующих условий:
- обеспечение субъектной позиции учащихся в процессе оценивания хода и результатов их деятельности;
- обращённость оценочной деятельности педагога к сознанию и самосознанию учащихся;
- организация специальной работы по ознакомлению учащихся с
возможностями, целями, содержанием и способами оценочной деятельности;
- осуществление сравнительного анализа результатов оценочной деятельности различными субъектами с целью приближения к объективной оценке и самооценке.
Методологической основой работы являются:
- важнейшие философские положения о причинности и обусловленности познавательных процессов и активности личности;
- ориентация на системный, деятельностный и личностный подходы в исследовании;
- выявление и разрешение противоречий в процессе обучения и саморазвития личности школьника.
Теоретические основы проблемы педагогического оценивания в средней общеобразовательной школе получили освещение в трудах Б.Г. Ананьева, Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанского, Л.С. Выготского, И.П. Подласого, С.Л. Рубинштейна, В.П. Симонова, Л.М. Фридмана и др.
В ходе исследования были использованы следующие методы научно-педагогического исследования: анализ и обобщение передового педагогического опыта, беседа, анкетирование, теоретический анализ литературы в аспекте изучаемой проблемы; абстрагирование, сравнение, синтез, обобщение.
Базой исследования послужила средняя общеобразовательная школа №2 г. Елабуга. Анкетированием было охвачено 26 старшеклассников, 26 родителей, 15 учителей.
Научная новизна исследования заключается в том, что отношение к контролю и оценке достижений учащихся рассмотрено с позиции трех участников педагогического процесса: учителей, учащихся и родителей. Выявлены предпочтения технологий оценивания учащихся и учителей, показаны психолого-педагогические особенности оценочной деятельности учителей и связь успеваемости учащихся с их личностными особенностями.
Практическая значимость исследования состоит в том, что нами разработаны анкеты для учителей, учащихся и их родителей; рекомендации по педагогическому оцениванию для начинающего учителя.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы, приложением.
В первой главе раскрываются теоретические основы педагогического оценивания, освещается оценивание как психолого-педагогическая проблема, современные требования к педагогическому оцениванию, а также современные технологии оценивания. Во второй главе представлен анализ опыта работы учителей по совершенствованию педагогического оценивания учащихся, результаты изучения значимости отметок для учителей, учащихся и родителей.
В заключении обобщены результаты исследования, сформулированы основные выводы.
Педагогическое оценивание является обязательным компонентом педагогического процесса. Сущность педагогического оценивания состоит в выявлении уровня развития учащихся.
При соблюдении определенных условий педагогическая оценка может являться действенным средством активизации познавательной деятельности ученика, а также формирования его личностных качеств.
Педагогическое оценивание дает педагогу возможность творчески подходить к обучению и воспитанию школьника, обеспечивая ему эмоциональный комфорт и создавая условия для наиболее эффективного личностного и интеллектуального роста.
Педагогическое оценивание состоит не только в объективности оценки. Всесторонний учет психологического эффекта оценки, умение использовать этот эффект в целях желательного для учителя воздействия на учащегося с учетом его индивидуальности является другой, не менее важной стороной этого искусства.
В современной школе активно используются: рейтинговая система оценивания, портфолио достижений и тестирование.
Рейтинговая система оценивания стимулирует ученика к проявлению большей активности в учебной деятельности, уменьшает субъективизм педагога в оценке знаний, стимулирует соревновательность в учебном процессе. Необходимо также отметить, что рейтинговая система обладает ни с чем несравнимой гибкостью, что позволяет выстроить свою систему оценивания по каждому предмету с учетом его специфики и особенностей учащихся, его изучающих.
Безоценочное обучение в реальности остается оценочным, где меняется не только форма, но и содержание самой оценки - она приобретает ярко выраженный индивидуальный характер и не может соотноситься с оценкой достижений другого ребенка в той же области деятельности. Типичным примером безоценочного обучения может служить портфолио достижений. Традиционный портфолио представляет собой коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений школьника. Портфолио, отражая результаты индивидуальной образовательной активности школьника, может быть использован вузами при отборе абитуриентов.
Педагогическое тестирование — один из методов контроля знаний и умений, который получил широкое распространение в мировой практике. Тесты обеспечивают независимость оценки учителя по отношению к ученику. Уже который год в России по окончании средней школы в форме тестирования проводится Единый государственный экзамен (ЕГЭ). ЕГЭ позволяет совместить выпускной экзамен в средней (полной) школе и вступительные экзамены в вуз, т.е. предъявить одинаковые требования к выпускнику и абитуриенту вуза.
Анализ опыта учителей-мастеров позволил выявить следующие позитивные стороны организации контроля и оценки знаний учащихся:
1) обучение учащихся способам самоконтроля, самооценки, взаимопроверке;
2) использование нестандартных форм оценивания (игры, интеллектуальные викторины);
3) дополнение теоретических знаний практическими навыками;
4) внесение в процесс обучения элемента состязательности;
5) активное вовлечение учащихся в процесс контроля и оценки знаний;
6) применение разнообразных средств, форм и видов контроля;
Данные, полученные нами с помощью анкет для учащихся, учителей и родителей, позволяют заключить, что проблема школьных отметок не потеряла своей остроты для всех участников педагогического процесса. В старшем школьном возрасте все большее значение начинает приобретать оценка результатов собственной деятельности. Учителя совсем не уделяют внимания формированию у учащихся умения давать оценку своей деятельности, а также деятельности одноклассников. Подавляющее большинство учителей не до конца осознает роль педагогического оценивания в формировании личности ученика. Тем самым учителя лишают себя действенного средства активизации познавательной деятельности учащихся.
Мы предлагаем к уже известным условиям эффективного педагогического оценивания, таким как объективность, субъективность, систематичность, регулярность, открытость и действенность контроля добавить также:
- специальный отбор содержания образования для контроля;
- структурирование учебного материала;
-использование более дифференцированных, по сравнению с пятибалльной, шкал оценивания;
- ознакомление с критериями оценивания и учеников и их родителей;
- совместная с учащимися выработка критериев оценки;
- оценивание каждого, даже самого незначительного достижения ученика;
- создание условий для самоконтроля и самооценки учащихся;
- делегирование ученикам полномочий в сфере контроля и оценки;
- привлечение учащихся к взаимоконтролю и взаимооценке;
-предоставление учащимся возможности выбора уровня и характера заданий для контроля.
Каждый педагог должен помнить, что решение об оценке всегда носит конкретный характер, и решающим критерием является вопрос о том, стимулируется или тормозится при этом развитие каждого ученика в отдельности и всего коллектива в целом.
1. Аванесов В.С. Единый государственный экзамен в фокусе научного исследования // Школьные технологии. - 2006. - №3. - С. 143-152.
2. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценок и учения школьников. - М.: Просвещение, 1984. - 180 с.
3. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. Избранные
психологические труды: в 2 т. - М.: Педагогика, 1980. - Т. 2. - 266 с.
4. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М.:
Просвещение, 1989. - 224 с.
5. Бабанский Ю.К. Педагогика. Учебное пособие для студентов.
- М.: 1983. - 608 с.
6. Батурин Н.А. Проблема оценивания и оценки в общей психологии
// Вопросы психологии. - 1989. - №2. - С. 81-89.
7. Бахмутинский А.Е. О подходе к тестовой оценке учебных достижений в школе // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2005. - №5. - С.23-30.
8. Боброва Л.Н. Рейтинговая система оценки качества обучения // Наука и школа. - 2005. - №6. - С. 2-4.
9. Богданова Г.А. Тематический зачет как одна из форм ориентации учебного процесса на конечный результат // Русский язык в школе. - 1994.
- №6. - С.35-37.
10. Боданов Ю.Ф., Варнаков А.П. Большая энциклопедия для дома и семьи. - М.: ОЛМАПРЕСС, 2000. - 479 с.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под. ред. В.В. Давыдова.- М.: Педагогика, 1991.- 480 с.
12. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка.
- М.: Изд-во МГУ, 1985. - 100 с.
13. Гамезо М.В., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая
психология. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
14. 14. Журин И.А. Тематический контроль и рейтинговая система оценки //Преподавание истории в школе.- 2008. - №4. - С. 10-14.
15. Камаева Е.В. Оценочная деятельность на уроке // Школьные технологии. - 2004. - №4. - С.184-186.
16. Каменецкий С.Е. Современные методы и средства оценивания результатов обучения в средней школе и высшем учебном заведении // Наука и школа. - 2005. - №2. - С. 7-10.
17. Капинос В.И., Костяева Т.А. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1986. - 144 с.
18. Ковалева Г.С. Мониторинг качества образования и ЕГЭ // Школьные технологии. - 2006. - №4. - С.162-166.
19. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1982. - 207 с.
20. Кон И.С. Открытие «Я».- М.: Просвещение, 1978. - 367 с.
21. Липкина А.И. Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего школьника. Психологические проблемы неуспевающих школьников. - М.: Педагогика, 1971. - 325 с.
22. Лобашев В., Лобашев Н. Характеристики процессов и элементов оценивания // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2005. - №5. - С.23¬30.
23. Максимова Н.Ю. Оценочная деятельность учителя и формирование самооценки школьника // Вопросы психологии. - 1983. - №5. - С.42-47.
24. Максимов В. Г. Педагогическая диагностика в школе. Учебное
пособие для высших педагогических учебных заведений. - М.:
Издательский центр Академия, 2002. - 370 с.
25. Мнацакарян Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991.- 191 с.
26. Науменко Ю.В. Рейтинг учебных достижений как элемент здоровьеформирующего образования // Мониторинг образовательного процесса. - 2006. - №2. - С. 23-30.
27. Науменко Ю.В. Школьный стресс и рейтинговая оценка знаний и умений подростков // Школьные технологии. - 2006.-№2. - С. 173-182.
28. Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С. Портфолио выпускника школы: цели и структура // Школьные технологии. - 2006. - №2. - С. 181-185.
29. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1988. - 750 с.
30. Онучина И. Педагогическое оценивание как средство
активизации познавательной деятельности учащихся // Научно¬
педагогический поиск студентов: Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции. - Елабуга, 2004. - 146 с.
31. Патрина К.Т. Мотивы учения старшеклассников // Вопросы психологии. - 1978. - №2. - С. 111-117.
32. Пахнова Т.М. Работа с текстом как форма проведения экзамена по русому языку // Русский язык в школе. - 1991.- №1. - С.7-12.
33. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
34. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Просвещение, 1996. - 432 с.
35. Рыбченкова Л.М., Капинос В.И., Цыбулько И.П. О ЕГЭ и мониторинге по русскому языку // Русский язык в школе. - 2004. - №3. - С. 3-14.
36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
37. Сабирова А.Х. Смотр знаний по теме «Эпоха Ивана Грозного» // Преподавание истории в школе..- 2010. - №2. - С. 39-41.
38. Сенина О.И. Творческий практикум и рейтинговая система оценки успеваемости // Преподавание истории в школе. - 2008. - №4. - С. 14-19.
39. Сеногноева Н.А. Тестирование как одна из форм оценки учебной деятельности // Педагогика. - 2006. - №5. - С. 38-43.
40. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. Учебное пособие для студентов педвузов, учителей и слушателей ФПК. - М.: 1995. - 192 с.
41. Смирнов С.А., Котова И.Б. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии.- М.: Издательский центр Академия, 1999. - 512 с.
42. Тахтамышева Г.Ч. Оценка в современной школе // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. - №5. - С. 14-20.
43. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 288 с.
44. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - 224 с.
45. Ширшова С.А. Активизация образовательной деятельности в выборе новых способов оценки обучающихся // Дополнительное образование. - 2004. - №12. - С.40-43.
46. Шоков Н.Н. Организация интенсивного обучения русскому языку // Русский язык в школе. - 1996 . - №4. - С.43-46.
47. Щербаков А.И. Психолого-педагогическая подготовка учителя- воспитателя и пути ее оптимизации в высшей школе // Проблемы психолого-педагогической подготовки учителя: межвуз. тематич. сб. науч. тр.- Л.: ЛГПИ, 1980. - С. 70-75.
48. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Возрастные особенности усвоения знаний . - М.: Просвещение, 1966. - 442 с.
49. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М.: Просвещение, 1969. - 317 с.
50. Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. - 160 с.