ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КОНЦЕПТА «ЖИЗНЬ» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В.М. ШУКШИНА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ КОНЦЕПТА 6
1.1. Исследования когнитивной лингвистики 6
1.2. Понятие концепта в языкознании 11
1.3. Структура и методы описания концепта 19
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 26
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КОНЦЕПТА «ЖИЗНЬ» В
ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В.М. ШУКШИНА 27
2.1. Концептуальное поле «Жизнь» в общих характеристиках 27
2.2. Репрезентанты, раскрывающие понятийную составляющую
концепта «Жизнь» в произведениях В.М. Шукшина 33
2.3. Репрезентанты, раскрывающие образную составляющую
концепта «Жизнь» в произведениях В.М. Шукшина 39
2.4. Репрезентанты, раскрывающие ценностную составляющую
концепта «Жизнь» в произведениях В.М. Шукшина 44
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ КОНЦЕПТА 6
1.1. Исследования когнитивной лингвистики 6
1.2. Понятие концепта в языкознании 11
1.3. Структура и методы описания концепта 19
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 26
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КОНЦЕПТА «ЖИЗНЬ» В
ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В.М. ШУКШИНА 27
2.1. Концептуальное поле «Жизнь» в общих характеристиках 27
2.2. Репрезентанты, раскрывающие понятийную составляющую
концепта «Жизнь» в произведениях В.М. Шукшина 33
2.3. Репрезентанты, раскрывающие образную составляющую
концепта «Жизнь» в произведениях В.М. Шукшина 39
2.4. Репрезентанты, раскрывающие ценностную составляющую
концепта «Жизнь» в произведениях В.М. Шукшина 44
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ
В середине XX века в лингвистике начинает меняться научная парадигма. На смену системно-структурной парадигме приходит антропоцентрическая. Причем если целью структурной лингвистики было исследование структуры языковой системы и выявление ее характеристик, то при антропоцентрическом подходе внимание акцентируется уже на человеке. Особенность новой научной парадигмы состоит в следующем: раскрывается связь языковых явлений с человеком как субъектом познания и культурной деятельности.
Актуальность настоящего исследования обусловлена, во-первых, его включенностью в проблематику современной научной парадигмы: в настоящее время интерес к менталитету носителей языка, национальной специфике языковых картин мира в научной литературе несомненен; во- вторых, важностью концепта «Жизнь» в системе постигаемых человеком ценностей. Актуальность исследования определяется также тем, что концепт «Жизнь» в произведениях В.М. Шукшина до настоящего времени не подвергался научному исследованию как целостное явление.
Существует целый ряд авторитетных исследований, в рамках которых ставится задача описания различных фрагментов языковой картины мира (В.Ю. Апресян, А.А. Вержбицкая, Н.Д. Арутюнова, Е.С. Яковлева, А.А. Талицкая, О.А. Ипанова и др.).
Объектом исследования данной работы является концепт «Жизнь» как фрагмент концептуальной картины мира.
Предметом исследования служит совокупность концептуальных признаков, концептуальных метафор, системных и ассоциативных характеристик слов-репрезентантов концепта, формирующих концепт «Жизнь» в произведениях В.М. Шукшина.
Цель исследования - выявить художественные способы выражения различных граней концепта «Жизнь» в творчестве В.М. Шукшина и уточнить, какие стороны его содержательного наполнения являются для писателя наиболее значимыми.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы лингвокультурологического исследования концептов;
- охарактеризовать лексические единицы, репрезентирующие концепт «Жизнь» в творчестве В.М. Шукшина;
- проанализировать понятийную, образную и ценностную составляющие концепта «Жизнь» в произведениях автора;
- выявить особенности репрезентации концепта «Жизнь» в произведениях В.М. Шукшина.
Материалом исследования послужили выборки из словарей и сборников русских пословиц, высказывания великих людей о жизни, а также тексты произведений В.М. Шукшина.
Методы лингвистического исследования, используемые в работе, обусловлены ее целью, задачами и характером материала. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: метод концептуального анализа (при исследовании и описании концепта «Жизнь»), компонентный анализ (при выявлении концептуальных признаков), метод семантического определения (при толковании значений образных средств), описательный метод (при описании полученных в ходе исследования результатов), а также метод сплошной выборки (для анализа выражений концепта «Жизнь» в творчестве В.М. Шукшина).
Научная новизна выполненной работы состоит в определении конститутивных признаков концепта «Жизнь», установлении специфических характеристик этого концепта в русской лингвокультуре на материале текстов произведений В.М. Шукшина.
Новизна предопределяет и теоретическую значимость данного исследования, которое представляется актуальным с точки зрения подхода к проблеме соотношения языка и культуры, и отображения в языке определенного фрагмента ценностной картины мира. Результаты исследования концепта «Жизнь» могут способствовать проведению анализа иных концептов на материале разных языков.
Практическая ценность работы определяется тем, что её результаты могут быть учтены при дальнейшем изучении творчества В.М. Шукшина, использованы в лекционных курсах общего языкознания, стилистики, лексикологии, в спецкурсах по лингвокультурологии, литературоведению и истории русской литературы.
Апробация работы. Результаты данного исследования отражены в статье «Репрезентанты концепта «Жизнь» в произведениях В.М. Шукшина», принятой к публикации в сборнике материалов Международной научно-практической конференции «Непрерывное образование личности как феномен XXI века» (Соликамск, 2013), а также были изложены в докладе на итоговой студенческой научно-образовательной конференции ЕИ КФУ (апрель 2013 г.).
Настоящая ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В I главе дается обзор научной литературы по вопросу трактовок понятия «концепт» и «языковая картина мира» различными исследователями, а также рассматриваются методы описания концептов.
Во II главе исследуется концептуальное поле «Жизнь» в общих характеристиках, а также рассматривается понятийная, образная и ценностная стороны исследуемого концепта в произведениях В.М. Шукшина.
В заключении содержатся выводы по проведенному исследованию.
Актуальность настоящего исследования обусловлена, во-первых, его включенностью в проблематику современной научной парадигмы: в настоящее время интерес к менталитету носителей языка, национальной специфике языковых картин мира в научной литературе несомненен; во- вторых, важностью концепта «Жизнь» в системе постигаемых человеком ценностей. Актуальность исследования определяется также тем, что концепт «Жизнь» в произведениях В.М. Шукшина до настоящего времени не подвергался научному исследованию как целостное явление.
Существует целый ряд авторитетных исследований, в рамках которых ставится задача описания различных фрагментов языковой картины мира (В.Ю. Апресян, А.А. Вержбицкая, Н.Д. Арутюнова, Е.С. Яковлева, А.А. Талицкая, О.А. Ипанова и др.).
Объектом исследования данной работы является концепт «Жизнь» как фрагмент концептуальной картины мира.
Предметом исследования служит совокупность концептуальных признаков, концептуальных метафор, системных и ассоциативных характеристик слов-репрезентантов концепта, формирующих концепт «Жизнь» в произведениях В.М. Шукшина.
Цель исследования - выявить художественные способы выражения различных граней концепта «Жизнь» в творчестве В.М. Шукшина и уточнить, какие стороны его содержательного наполнения являются для писателя наиболее значимыми.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы лингвокультурологического исследования концептов;
- охарактеризовать лексические единицы, репрезентирующие концепт «Жизнь» в творчестве В.М. Шукшина;
- проанализировать понятийную, образную и ценностную составляющие концепта «Жизнь» в произведениях автора;
- выявить особенности репрезентации концепта «Жизнь» в произведениях В.М. Шукшина.
Материалом исследования послужили выборки из словарей и сборников русских пословиц, высказывания великих людей о жизни, а также тексты произведений В.М. Шукшина.
Методы лингвистического исследования, используемые в работе, обусловлены ее целью, задачами и характером материала. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: метод концептуального анализа (при исследовании и описании концепта «Жизнь»), компонентный анализ (при выявлении концептуальных признаков), метод семантического определения (при толковании значений образных средств), описательный метод (при описании полученных в ходе исследования результатов), а также метод сплошной выборки (для анализа выражений концепта «Жизнь» в творчестве В.М. Шукшина).
Научная новизна выполненной работы состоит в определении конститутивных признаков концепта «Жизнь», установлении специфических характеристик этого концепта в русской лингвокультуре на материале текстов произведений В.М. Шукшина.
Новизна предопределяет и теоретическую значимость данного исследования, которое представляется актуальным с точки зрения подхода к проблеме соотношения языка и культуры, и отображения в языке определенного фрагмента ценностной картины мира. Результаты исследования концепта «Жизнь» могут способствовать проведению анализа иных концептов на материале разных языков.
Практическая ценность работы определяется тем, что её результаты могут быть учтены при дальнейшем изучении творчества В.М. Шукшина, использованы в лекционных курсах общего языкознания, стилистики, лексикологии, в спецкурсах по лингвокультурологии, литературоведению и истории русской литературы.
Апробация работы. Результаты данного исследования отражены в статье «Репрезентанты концепта «Жизнь» в произведениях В.М. Шукшина», принятой к публикации в сборнике материалов Международной научно-практической конференции «Непрерывное образование личности как феномен XXI века» (Соликамск, 2013), а также были изложены в докладе на итоговой студенческой научно-образовательной конференции ЕИ КФУ (апрель 2013 г.).
Настоящая ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В I главе дается обзор научной литературы по вопросу трактовок понятия «концепт» и «языковая картина мира» различными исследователями, а также рассматриваются методы описания концептов.
Во II главе исследуется концептуальное поле «Жизнь» в общих характеристиках, а также рассматривается понятийная, образная и ценностная стороны исследуемого концепта в произведениях В.М. Шукшина.
В заключении содержатся выводы по проведенному исследованию.
В настоящее время задача исследования концептов является одной из приоритетных для языкознания в целом и лингвокультурологии в частности. Изучение концептов позволяет выявить национально-культурную специфику языковой картины мира того или иного языкового сообщества, описать менталитет носителей языка посредством анализа языковых средств.
В отечественной литературе термин концепт стал активно употребляться с начала 90-х годов в работах Д.С. Лихачева, Ю.С. Степанова, Н.Д. Артюновой и др. На сегодняшний день целый ряд авторитетных исследователей ставит задачу описать различные подходы к анализу концептов (В.Ю. Апресян, Р.И. Павилёнис, Р.М. Фрумкина, A. А. Вержбицкая, Е.С. Яковлева, А.А. Талицкая, О.А. Ипанова и др.).
В данной работе, опираясь на теорию лингвиста Юрия Сергеевича Степанова, под концептом понимается совокупность знаний, связанных с данным концептом, и ассоциаций (как индивидуальных, так и культурно закреплённых), связывающих его с другими явлениями [6: 174].
Важнейшим феноменом в русской лингвокультуре является концепт «Жизнь». Данный концепт играет в науке особую роль, поскольку, по данным некоторых исследователей, в русском языковом сознании он стоит на третьем месте по значимости после концептов «Человек» и «Дом».
В нашем исследовании мы рассмотрели понимание концепта «Жизнь» не только носителями русского языка, но и его индивидуально-авторское восприятие. Нами были проанализированы произведения B. М. Шукшина и выявлены особенности понимания писателем исследуемого концепта.
Следует отметить, что индивидуально-авторская картина мира имеет в тексте отраженный характер, она в большей степени субъективна и содержит в себе черты языковой личности ее создателя, что связано с эстетическим характером отражения действительности.
Для исследования данного концепта нами были рассмотрены понятийная, образная и ценностная составляющие концепта «Жизнь» в произведениях В.М. Шукшина.
Для выявления репрезентантов, раскрывающих стороны концепта «Жизнь» в произведениях автора, мы вслед за Талицкой Анной Александровной использовали концептуальные модели.
Понятийная составляющая рассматриваемого нами концепта «жизнь» в произведениях В.М. Шукшина такова: автор воспринимает жизнь как реальность, как существование в этом мире, как целостность и как деятельность или движение. Данная составляющая исследуемого концепта в творчестве писателя представлена следующими концептуальными моделями:
1. «Жизнь как существование».
Жизнь воспринимается как состояние человеческого существования, судьба, реальная действительность:
Что же это такое было - жил человек. Этот и вовсе трудно жил. Значит, нужно, что ли, чтобы мы жили? [9: 194].
2. «Жизнь как живое существо».
И далекая синяя полоска леса, и облако, белое, кудрявое, над этой полоской, и солнце в вышине - все была жизнь, и перла она через край, и не заботилась ни о чем, и никого не страшилась [8: 307].
Жизни приписываются все функции живого организма, такие, как: оживление, полнота проявления физических и духовных сил.
3. «Жизнь как движение».
И в душе ювелира назревал какой-то тоже не вполне определенный протест, что жизнь - идет и идет [8: 97].
Истинная жизнь для В.М. Шукшина - никогда не прерывающийся цикл, постоянное движение во времени.
4. «Жизнь как длительность».
К концу-то жизни люди умней делаются [10: 215].
Длительность можно структурировать, поэтому в жизни выделяются временные отрезки, то есть эпизоды, периоды:
Да господь с вами! Пугаю... Просто рассказываю про некоторые эпизоды своей жизни [9: 110].
Местоимение «вся» употребляется для того, чтобы подчеркнуть значение длительности:
Я бы хотел не врать, Люба, - заговорил он решительно. - Мне всю жизнь противно врать. [8: 275].
Таким образом, в данных примерах жизнь - это период существования человека, жизненный процесс, подчеркивается текучесть жизни, ее преходящий характер.
5. «Жизнь как целостность (целостный набор событий)».
И он еще сказал полосатому несколько разных слов - выругался, но ругался беззлобно, не грязно - получилось больше, что он всю жизнь свою целиком отматерил - за все, и за то, что под конец пришлось еще сидеть и вот так «кафыкать» и терпеливо ждать [10: 192].
Для В.М. Шукшина и героев его произведений духовное бытие человека и физиологическое существование - неразделимые понятия. Для автора важно, чтобы жизнь человека была наполнена и насыщена.
6. «Жизнь как реальность».
Данная концептуальная модель подчеркивает, что герои произведений В.М. Шукшина принимали жизнь такой, какая она есть, со всеми ее недостатками. Но герои только принимают жизнь, а не подчиняются обстоятельствам:
Жизнь... как жизнь, - сказал он. - А тебе что, кажется, скучно? [8: 39].
7. «Жизнь как качество».
Нужно отметить, что качественная характеристика жизни у В.М. Шукшина разная: в произведениях эта лексема содержит как положительную, так и отрицательную коннотацию:
...И пошла тут жизнь - вполне конкретная, но и вполне тоже необъяснимая - до краев дорогая и родная [9: 279].
А за окнами больницы - большой ясный день. Большая милая жизнь... [8: 54].
Образная сторона исследуемого концепта отражает субъективный опыт автора и включает различные ассоциации, позволяющие говорить о ярко выраженной индивидуально-авторской картине мира.
Образная составляющая концепта представлена следующими основными моделями:
1. «Жизнь как путь».
Оттого, может, и завела его житейская дорога так далеко вбок, что всегда, и смолоду, тянулся к людям, очерченным резко, хоть иногда кривой линией, но резко, определен [9: 267].
Данный тип метафоры подчеркивает длительность жизненного пути, а также его изменчивость. В некоторых примерах метафора трактуется как время подводить итоги, как оценка всего жизненного пути героя.
2. Модель «жизнь как музыка» реализуется посредством слов, представляющих любые проявления голосовой активности человека, животного (шепот, зов, крик и т.д.) или звуков окружающей природы:
«В окна палаты в упор било яркое солнце. Августовский полдень вызванивал за окнами светлую тихую музыку жизни» [8: 280].
3. «Жизнь как вкусовое ощущение».
Калина красная,
Калина вызрела,
Я у залеточки
Характер вызнала [8: 754].
В данном примере «калина красная» становится символом горькой и трудной жизни.
Прямо не жизнь, а малина. Ну, нет!.. [9: 285].
Сравнение, основанное на противопоставлении «жизнь - малина» помогает более ярко, точно выразить мировосприятие главного героя.
4. «Жизнь - радость».
И опять охватила Егора радость воли, радость жизни [8: 256].
В.Шукшин при помощи метафоры радость передает эмоциональное состояние своих героев, раскрывает их положительное восприятие жизни.
Неизбежное взросление человека, его совершенствование, приобретение и накопление им жизненного опыта, жизненных ценностей - это естественная закономерность, поэтому важно научиться плавно и безболезненно переходить от одного этапа жизни к другому, забирая с собой накопленные знания и опыт:
Может, где-нибудь есть такие человекоподобные, что мы все у них поучимся. Вот тогда будет жизнь! [8: 685].
Таким образом, В.М. Шукшин, следуя поставленной цели - определить сущностные, важнейшие черты человеческой жизни, - выражает особое отношение к различным жизненным вопросам, высказывая свое субъективное мнение, что дает возможность взглянуть на понятие «Жизнь» широко, раскрывая ее смысл и многоаспектность проявлений. Это свидетельствует о глубокой психологической сложности устройства жизни, о том, что концепт «Жизнь» является базовым концептом русской культуры.
В отечественной литературе термин концепт стал активно употребляться с начала 90-х годов в работах Д.С. Лихачева, Ю.С. Степанова, Н.Д. Артюновой и др. На сегодняшний день целый ряд авторитетных исследователей ставит задачу описать различные подходы к анализу концептов (В.Ю. Апресян, Р.И. Павилёнис, Р.М. Фрумкина, A. А. Вержбицкая, Е.С. Яковлева, А.А. Талицкая, О.А. Ипанова и др.).
В данной работе, опираясь на теорию лингвиста Юрия Сергеевича Степанова, под концептом понимается совокупность знаний, связанных с данным концептом, и ассоциаций (как индивидуальных, так и культурно закреплённых), связывающих его с другими явлениями [6: 174].
Важнейшим феноменом в русской лингвокультуре является концепт «Жизнь». Данный концепт играет в науке особую роль, поскольку, по данным некоторых исследователей, в русском языковом сознании он стоит на третьем месте по значимости после концептов «Человек» и «Дом».
В нашем исследовании мы рассмотрели понимание концепта «Жизнь» не только носителями русского языка, но и его индивидуально-авторское восприятие. Нами были проанализированы произведения B. М. Шукшина и выявлены особенности понимания писателем исследуемого концепта.
Следует отметить, что индивидуально-авторская картина мира имеет в тексте отраженный характер, она в большей степени субъективна и содержит в себе черты языковой личности ее создателя, что связано с эстетическим характером отражения действительности.
Для исследования данного концепта нами были рассмотрены понятийная, образная и ценностная составляющие концепта «Жизнь» в произведениях В.М. Шукшина.
Для выявления репрезентантов, раскрывающих стороны концепта «Жизнь» в произведениях автора, мы вслед за Талицкой Анной Александровной использовали концептуальные модели.
Понятийная составляющая рассматриваемого нами концепта «жизнь» в произведениях В.М. Шукшина такова: автор воспринимает жизнь как реальность, как существование в этом мире, как целостность и как деятельность или движение. Данная составляющая исследуемого концепта в творчестве писателя представлена следующими концептуальными моделями:
1. «Жизнь как существование».
Жизнь воспринимается как состояние человеческого существования, судьба, реальная действительность:
Что же это такое было - жил человек. Этот и вовсе трудно жил. Значит, нужно, что ли, чтобы мы жили? [9: 194].
2. «Жизнь как живое существо».
И далекая синяя полоска леса, и облако, белое, кудрявое, над этой полоской, и солнце в вышине - все была жизнь, и перла она через край, и не заботилась ни о чем, и никого не страшилась [8: 307].
Жизни приписываются все функции живого организма, такие, как: оживление, полнота проявления физических и духовных сил.
3. «Жизнь как движение».
И в душе ювелира назревал какой-то тоже не вполне определенный протест, что жизнь - идет и идет [8: 97].
Истинная жизнь для В.М. Шукшина - никогда не прерывающийся цикл, постоянное движение во времени.
4. «Жизнь как длительность».
К концу-то жизни люди умней делаются [10: 215].
Длительность можно структурировать, поэтому в жизни выделяются временные отрезки, то есть эпизоды, периоды:
Да господь с вами! Пугаю... Просто рассказываю про некоторые эпизоды своей жизни [9: 110].
Местоимение «вся» употребляется для того, чтобы подчеркнуть значение длительности:
Я бы хотел не врать, Люба, - заговорил он решительно. - Мне всю жизнь противно врать. [8: 275].
Таким образом, в данных примерах жизнь - это период существования человека, жизненный процесс, подчеркивается текучесть жизни, ее преходящий характер.
5. «Жизнь как целостность (целостный набор событий)».
И он еще сказал полосатому несколько разных слов - выругался, но ругался беззлобно, не грязно - получилось больше, что он всю жизнь свою целиком отматерил - за все, и за то, что под конец пришлось еще сидеть и вот так «кафыкать» и терпеливо ждать [10: 192].
Для В.М. Шукшина и героев его произведений духовное бытие человека и физиологическое существование - неразделимые понятия. Для автора важно, чтобы жизнь человека была наполнена и насыщена.
6. «Жизнь как реальность».
Данная концептуальная модель подчеркивает, что герои произведений В.М. Шукшина принимали жизнь такой, какая она есть, со всеми ее недостатками. Но герои только принимают жизнь, а не подчиняются обстоятельствам:
Жизнь... как жизнь, - сказал он. - А тебе что, кажется, скучно? [8: 39].
7. «Жизнь как качество».
Нужно отметить, что качественная характеристика жизни у В.М. Шукшина разная: в произведениях эта лексема содержит как положительную, так и отрицательную коннотацию:
...И пошла тут жизнь - вполне конкретная, но и вполне тоже необъяснимая - до краев дорогая и родная [9: 279].
А за окнами больницы - большой ясный день. Большая милая жизнь... [8: 54].
Образная сторона исследуемого концепта отражает субъективный опыт автора и включает различные ассоциации, позволяющие говорить о ярко выраженной индивидуально-авторской картине мира.
Образная составляющая концепта представлена следующими основными моделями:
1. «Жизнь как путь».
Оттого, может, и завела его житейская дорога так далеко вбок, что всегда, и смолоду, тянулся к людям, очерченным резко, хоть иногда кривой линией, но резко, определен [9: 267].
Данный тип метафоры подчеркивает длительность жизненного пути, а также его изменчивость. В некоторых примерах метафора трактуется как время подводить итоги, как оценка всего жизненного пути героя.
2. Модель «жизнь как музыка» реализуется посредством слов, представляющих любые проявления голосовой активности человека, животного (шепот, зов, крик и т.д.) или звуков окружающей природы:
«В окна палаты в упор било яркое солнце. Августовский полдень вызванивал за окнами светлую тихую музыку жизни» [8: 280].
3. «Жизнь как вкусовое ощущение».
Калина красная,
Калина вызрела,
Я у залеточки
Характер вызнала [8: 754].
В данном примере «калина красная» становится символом горькой и трудной жизни.
Прямо не жизнь, а малина. Ну, нет!.. [9: 285].
Сравнение, основанное на противопоставлении «жизнь - малина» помогает более ярко, точно выразить мировосприятие главного героя.
4. «Жизнь - радость».
И опять охватила Егора радость воли, радость жизни [8: 256].
В.Шукшин при помощи метафоры радость передает эмоциональное состояние своих героев, раскрывает их положительное восприятие жизни.
Неизбежное взросление человека, его совершенствование, приобретение и накопление им жизненного опыта, жизненных ценностей - это естественная закономерность, поэтому важно научиться плавно и безболезненно переходить от одного этапа жизни к другому, забирая с собой накопленные знания и опыт:
Может, где-нибудь есть такие человекоподобные, что мы все у них поучимся. Вот тогда будет жизнь! [8: 685].
Таким образом, В.М. Шукшин, следуя поставленной цели - определить сущностные, важнейшие черты человеческой жизни, - выражает особое отношение к различным жизненным вопросам, высказывая свое субъективное мнение, что дает возможность взглянуть на понятие «Жизнь» широко, раскрывая ее смысл и многоаспектность проявлений. Это свидетельствует о глубокой психологической сложности устройства жизни, о том, что концепт «Жизнь» является базовым концептом русской культуры.
Подобные работы
- ВЕРБАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТА «ДЕРЕВО» В ПОЭЗИИ С.ЕСЕНИНА И М.ЦВЕТАЕВОЙ
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2017 - ВЕРБАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТА «ДЕРЕВО» В
ПОЭЗИИ С.ЕСЕНИНА И М.ЦВЕТАЕВОЙ
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ОБЪЕКТИВАЦИИ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ АНТИНОМИИ СВОИ-ЧУЖИЕ В «ДЕРЕВЕНСКОЙ» ПРОЗЕ
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2013 - Особенности реализации портретного описания пожилого человека (на материале творчества В.П. Астафьева, В.Г. Распутина и Пак Вансо)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2022 - СЕМАНТИЧЕСКАЯ ИЗОТОПИЯ «ЕДА» В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ МАЛОЙ ПРОЗЫ 60-80-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА)
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Языковые средства выражения бинарной оппозиции «духовность-бездуховность» в романе С. Минаева «Духless»
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - Аксиологические коннотации в характеристике персонажей (на материале повести И. Кочергина «Помощник китайца»)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2017 - ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЙ ТИПАЖ ШОТЛАНДЦА В БРИТАНСКОЙ
ПРОЗЕ (В АСПЕКТЕ ПЕРЕВОДА)
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Аксиологические коннотации в характеристике персонажей (на материале повести И. Кочергина «Помощник китайца»)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2017



