Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА НА МОТИВАЦИЮ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

Работа №87628

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы63
Год сдачи2013
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
145
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА НА МОТИВАЦИЮ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ 4
1.1 Социальная ситуация развития старшеклассников 4
1.2 Факторы, определяющие выбор профессии 10
1.3 Влияние темперамента на выбор профессии 18
Выводы 30
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА НА МОТИВАЦИЮ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ 32
2.1 Организация исследования 32
2.2 Результаты исследования 37
Выводы 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность. Проблема профессионального самоопределения молодежи является одной из важнейших в плане становления человека как полноценного члена современного общества. Молодой человек должен осуществить выбор профессии, соответствующего учебного заведения, а так же быть готовым к возможным переменам на пути своего профессионального становления в связи с общими социально-экономическими изменениями страны.
Выбор профессии - один из важных шагов в человеческой жизни. При правильном выборе индивидуальные особенности старшеклассника совпадают с требованиями профессии.
Наблюдая за поведением людей, за тем, как они трудятся, учатся и отдыхают, как реагируют на внешние воздействия, как переживают радости и горести, мы, несомненно, обращаем внимание на большие индивидуальные различия. Один человек быстр, порывист, шумлив - другой, наоборот, медлителен, спокоен, невозмутим. Эти различия характеризуются понятием «темперамент».
Темперамент - качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности. Темперамент относится к биологически обусловленным подструктурам личности. Различают четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.
Человек может иметь любое сочетание силы, уравновешенности и подвижности нервной системы и принадлежать к любому из типов темперамента. Никто из нас не является представителем только одного типа темперамента, каждый в той или иной мере склонен к одному из них, но имеет и черты других.
Старшеклассники мало задумываются о плюсах и минусах своего темперамента. А ведь, зная себя, человек намного увереннее чувствует себя в каком-либо деле.
Предмет исследования: мотивы выбора профессии, тип темперамента.
Объект исследования: учащиеся старших классов.
Цель исследования: выявить влияние типа темперамента учащихся старших классов на мотивацию выбора профессии.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Выявить мотивы выбора профессии старшеклассниками;
3. Исследовать влияние типа темперамента на мотивацию выбора профессии.
Методики исследования:
- «Опросник Структуры Темперамента (ОСТ)» (В.М. Русалов);
- «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)» (Е.А.Климов);
- Методика «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


О природе темперамента высказывались различные точки зрения, начиная с Гиппократа и Галена, которые выделили 4 типа темперамента (описание этих типов практически в неизменном виде дошло и до наших дней, и используется в исследованиях современных психологов).
Э.Кречмер связывал природу темперамента с химическим составом крови, его теорию поддержали У. Мак-Дауголл и японский психолог Т. Фурукова; Альбрехт Галлер ввел понятия возбудимости и чувствительности, а его ученик Г. Врисберг связал темперамент с особенностями нервной системы; И.П. Павлов экспериментально подтвердил теорию о физиологической основе темперамента; К.Сиго связал различие темпераментальных особенностей с телосложением, а В. Вундт с силой и скоростью изменения эмоций. На основе этих исследований изучение темперамента продолжается и сегодня.
Немалый вклад в изучение данного вопроса внесли работы Павлова И.П., Теплова Б.М., Мерлина В.С., Палей И.М., Ермолаевой-Томиной Л.Б и многих других.
Таким образом, темперамент - это сложная система закономерно связанных свойств с широкими возможностями взаимокомпенсаций одних свойств другими. Именно соотношение свойств, а не их рядом положенные характеристики определяют реакцию человека на ситуацию. У обладателей слабого типа нервной системы низкая работоспособность в ряде случаев может компенсироваться, например, возрастанием чувствительности, что позволяет более четко улавливать изменения в окружающей действительности. И не только компенсация «отрицательных» свойств «положительными» может влиять на ход профессиональной и другой деятельности. Темперамент непосредственным образом влияет на формирование индивидуального стиля деятельности человека, и за счет именно индивидуального стиля деятельности люди с различными свойствами темперамента могут достичь одинаково высокого результата.
Исследование влияния темперамента на самоопределение подростков показало, что осознанный подход к выбору ими профессии связан с типом темперамента, а именно, у старшеклассников с сильным типом нервной системы профессиональное самоопределение формируется на основе самостоятельного и осознанного выбора исходя из личностных интересов, а старшеклассники со слабым типом нервной системы в профессиональном самоопределении руководствуются влиянием внешних факторов и имеют расплывчатые представления о будущей профессии.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - 3-е изд., испр. - М.: Издательский центр "Академия", 1998. - 672с.
2. Абульханова К.А. Психология и сознание личности. - М.: Просвещение, 1999. - 224с.
3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Просвещение, 1980. - 335с.
4. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 229с.
5. Аверин В.А. Психология личности. - С.-П.: Издательство Михайлова В, 2001. - 191с.
6. Алексеев Ю. Выбирая профессию // Воспитание школьников. - 1982. № 2. С.23.
7. Батаршева А.В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 336с.
8. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. - М.: Просвещение, 1995. - 212с.
9. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.: Просвещение, 1972. - 336с.
10. Болотова Е.Л. Профильное обучение в старшей школе. - М.: Просвещение, 1996. - 264с.
11. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. - М.: «Педагогика», 1999. - 120с.
12. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2002. - 464с.
13. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: Учебное пособие для пединститутов. - М.: «Просвещение», 1998. - 212с.
14. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2003. - 186с.
15. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 1990. - 653с.
16. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону: изд-во "Феникс", 1996. - 475с.
17. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. - М.: Знание, 1983. - 237с.
18. Климов Е.А. Путь в профессию. - Л., 1974. - 190с.
19. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности: Уч. пособие для пед. институтов. - М., 2006. - 175с.
20. Кон И.С. В поисках себя: личность и её самосознание. - М.: Просвещение, 1984. - 672с.
21. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1999. - 396с.
22. Кухарчук А.М. Профессиональное самоопределение учащихся. - Минск, 1976. - 127с.
23. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. - М.: Изд-во МГУ,1971.- 289с.
24. Мартина Н.К. Формирование устойчивой готовности к профессиональному самоопределению в условиях профильного обучения. - Сургут,2006.- 462с.
25. Мартынюк И.О. Жизненные цели личности: понятие, структура, механизмы формирования. - Киев, 1990. - 318с.
26. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. - 478с.
27. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2000. - 456с.
28. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. - М.: Владос, 2000. - Кн.2. - 609с.
29. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. - М.: Владос, 2000. - Кн.3. - 608с.
30. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. - М.: Владос, 2000. - Кн.1 - 608с.
31. Нестер Т.В. Формирование готовности сельских школьников к выбору профессии в условиях региона. - Кемерово, 2001. - 289с.
32. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 512с.
33. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. - М.: Просвещение, 1992. - 332с.
34. Пряжников Н.С. Профессиональное личностное самоопределение. - М.: Просвещение, 1996. - 384с.
35. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства. - М.: Академия, 2001. - 672с.
36. Пряжников Н.С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. - М.: «МОДЭК», 1997. - 120с.
37. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. - М.: Издательство "Флинта", 2000. - 326с.
38. Ретивых М.В. Формирование у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению. - Магнитогорск, 1998. - 442с.
39. Решмидт X. Подростковый и юношеский возраст. - М.: Просвещение, 1994. - 67с.
40. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - С.-П.: Питер, 2000. - 720с.
41. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. - М.: ИП РАН, «Смысл», 1992. - 36с.
42. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - С.-П.: Речь, 2003. - 350с.
43. Чистякова С.Н. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению. - М.: Филология. Институт общего среднего образования РАО, 1997. - 80 с.
44. Шангин Н.А. Психологическая подготовка старшеклассников средней школы к сознательному выбору профессии. - Ярославль, 1969. - 18с.
45. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до средины Х века: Учеб. пособие для высших учеб. заведений. - 2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 416с.
46. Ярошенко В.В. Мотивация выбора профессии и особенности ее развития у учащихся общеобразовательной школы. - М.: Просвещение, 2004. - 235с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ