Введение 3
Глава I. Теоретические и педагогические аспекты организации и проведения элективных курсов 7
1. Организация профильного обучения. Педагогические подходы при использовании элективных курсов 7
2. Психолого-педагогическая характеристика учащихся старших
классов 12
3. Организация элективных курсов. Теория проведения элективного курса 14
4. Язык программирования С++. Почему С++ 19
Вывод по первой главе 25
Глава II. Проектирование и разработка курса по теме «Программируем на С++» для учащихся технического профиля
1. Тематическое планирование 26
2. Дидактические материалы 33
3. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины .... 45
4. Учебно-методическое обеспечение рабочей программы
Вывод по второй главе 48
Заключение 49
Список литературы 50
Приложение 1 53
Приложение 2 58
Приложение 3
Концепция модернизации российского образования предусматривает введение профильного обучения на старшей ступени школы. Целью профильного обучения является создание условий для образования старшеклассников с учётом их склонностей и способностей, для их обучения в соответствии с профильными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Известно, что неотъемлемой частью профильного обучения является организация и проведение элективных курсов по предметам[11].
Выбор правильного соотношения теории и практики - это самая сложная проблема в организации учебного процесса по любому предмету.
Элективные курсы - это обязательные для посещения старшеклассниками курсы по выбору, целями которых является развитие, дополнение, углубление содержания базового и профильного курсов, удовлетворение познавательных интересов школьников, развитие различных сторон алгоритмического мышления, воспитание мировоззрения и личностных качеств, средствами углублённого изучения[18]. При разработке содержания, выборе форм и методов работы с учащимися различных профилей на занятиях элективного курса должны быть учтены психолого-педагогические особенности, типы мышления, склонности и способности школьников [16].
Профильное обучение должно обеспечивать социальную адаптацию учащихся к нынешним социально-экономическим условиям в стране, помочь найти им свое место в жизни, дать определенные знания, умения и навыки для реализации профессиональной деятельности. Представляется, что особую роль в этом должны сыграть элективные курсы[3].
Актуальность темы сопровождается тем, что программирование остается одной из наиболее востребованных направлений и учащиеся в дальнейшем своем, профессиональном, обучении смогут отталкиваться от полученных на этих курсах знаний.
В обоснование межпредметных связей математики и информатики следует отметить, что глубокая внутренняя взаимосвязь этих наук сложилась исторически: информатика возникла как раздел прикладной математики и лишь постепенно выделилась в самостоятельную науку, но двусторонние связи между этими предметами по-прежнему актуальны [17]. Кроме того, информатика имеет дело с информационно-вычислительными моделями, методами их построения и анализа и ее успехи в этой области были бы невозможны без алгоритмов, разработанных на базе математических методов[12].
Элективные курсы должны помогать ребенку в самоопределении, вызывать интерес к определенной области знаний. В качестве учебных материалов для межпредметных курсов для предпрофильной подготовки может использоваться научно-популярная литература, информация СМИ, Интернет и т.п [17].
Объект исследования - процесс обучения программированию.
Предмет исследования - обоснование методики организации и проведения элективного курса «Программирование на C++» для учащихся профильного уровня.
Цель исследования - организация методики и проведения элективного курса.
В целях более эффективного усвоения учебного материала курс построен по принципу лабораторных работ, разбитых по типам задач.
Реализация поставленной цели потребовала решение ряда следующих задач:
1) проанализировать учебную и методическую литературу по теме исследования;
2) разработать структуру, содержание и тематическое планирование;
3) разработать методические рекомендации для изучения материала по теме «Программирование на C++».
Решение этих задач потребовало применение следующих методов исследования: анализ учебных, нормативных документов, школьных учебных программ, учебников и учебных пособий.
Гипотеза:
Проведение элективных курсов в профильной школе будет более эффективным, если:
1. Отбор содержания будет проведён в соответствии с целями, которые ставятся при изучении программированию в профильном уровне, в соответствии с профессиональными интересами, склонностями и способностями учащихся;
2. Учтены психолого-педагогические особенности учащихся;
3. Методы, формы и средства обучения на элективных курсах будут соответствовать психолого-педагогическим особенностям учащихся.
Для реализации поставленных целей и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть основные положения о профильном обучении.
2. Разработать элективный курс по данной теме.
Данная работа состоит из двух глав (теоретической и практической части). В первой главе мы рассматриваем курс с педагогической точки зрения: изучаем методы и подходы, выявляем преимущества и недостатки, применяемые в элективных курсах данного направления.
Вторая глава посвящена практической значимости. Разработано календарно-тематическое планирование, в котором указаны основные понятия для учащихся (уметь, знать), организована методика, для лучшего освоения задач по программированию, организовано тематическое планирования для самостоятельного изучения, подобраны методические пособия.
В ходе выполнения данной работы был разработан элективный курс, который состоит из теоретической и практической части.
Была достигнута цель исследования: организация методики и проведения элективного курса по теме «программирование на С++» на профильном уровне и реализованы следующие задачи:
1) проанализировать учебную и методическую литературу по теме исследования;
2) разработать примерную структуру, содержание и тематическое планирование
3) разработать методические рекомендации для изучения материала по теме «Программирование на С++» на факультативах информатики.
Разработанный элективный курс, можно порекомендовать учителям информатики в качестве методического обеспечения темы «Программирование на С++». Для проведения элективного курса разработаны тематические планы: лекций, лабораторных работ; практические задания, и самостоятельные работы для проверки полученных знаний.
1. Кузнецов А.А. Элективные курсы образовательной области «Информатика»/Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Информатика». - М.: Вита-Пресс, 2004.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002.
3. Артемова Л.К. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути решения. - Саратов.: Школьные технологии, 2003.
4. Богомолова О. Б., Преемственность школьного и вузовского образования в условиях введения профильного обучения в старшем звене средней школы. - Нижний Новгород.: Материалы Всероссийский научно-методической конференции «XX лет школьной и вузовской информатики: проблемы и перспективы», 2006.
5. Давыдов В.Г. Технологии программирования C++. - СПб.: БХВ- Петербург, 2005.
6. Иванова Г.С. Технологии программирования. Учебное пособие для старших классов. - М., «МГТУ имени Баумана», 2007.
7. Павловская Т.А., Щупак Ю.А. C/C++. Объектно-ориентированное программирование. Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005.
8. Меньшиков Ф.В. Олимпиадные задачи по программированию. - СПб.: Питер, 2007.
9. Феськов С.В. Информатика 10-11 классы. Программирование на языке С++ (материалы к занятиям). - В.: Учитель, 2009.
10. Иванова Г.С. Основы программирования. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002.
11. Жужжалов В.Е. Специфика обучения программированию при подготовке студентов-информатиков. - М.: Вестник МГПУ. Сер. «Информатика и информатизация образования» № 1 (2), 2004.
12. Карпович Н. А., Карпович Т. А. Методические особенности преподавания курса «Программирование». - Минск: Информационные системы и технологии, 2009.
13. Карпович Н. А. К методике проведения практических занятий по программированию. Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь,
2008.
14. Побегайло А. П. C/C++ для школьника. - СПб.: БХВ-Петербург, 2006.
15. Прата С. Язык программирования C++. Лекции и упражнения. 5-е издание. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2007.
16. Лапчик М.П. и др. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ М.П.Лапчик, И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер; Под общей ред. М. П. Лапчика. — М.: Издательский центр, 2003.
17. Малев В.В. Общая методика преподавания информатики: учеб. пособие / Малеев В.В.-Воронеж: ВГПУ, 2005.
18. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
19. Березин Б.И., Березин С.Б. Начальный курс C и C++. - M.: Диалог- МИФИ, 2001.
20. Шилдт Г. Полный справочник по C++. - M.: Издательский дом “Вильямс”, 2004.
21. Глушаков С.В., Коваль А.В., Смирнов С.В. Язык программирования C++. - Харьков: “Фолио”, Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2001.
22. Бен-Ари М. Языки программирования. Практический сравнительный анализ. -М. : Мир, 2000.
23. Культин Н.Б. Основы программирования на C++. - СПб.: БХВ- Петербург, 2007.
24. Уоррен Г. Алгоритмические трюки для программистов. - М.: Издательский дом “Вильямс”, 2003.
25. Батраева И.А., Кудрина Е.В., Огнева М.В., Родин А.М. Программируем на С++. Учеб. Пособие. Структуры данных и алгоритмы. - Саратов: Науч. книга, 2004.
26. Каррано Ф.М., Причард Дж.Дж. Абстракция данных и решение задач на C++. Стены и зеркала: Пер. с англ. 3-е изд. - М.: Изд. дом «Вильямс»,
2003.
27. Кубенский А.А. Структуры и алгоритмы обработки данных: объектно-ориентированный подход и реализация на С++. - СПб.: БХВ-Петербург,2004.
28. Мэйн М., Савитч У. Структуры данных и другие объекты в С++: Пер. с англ. 2-е изд. - М.: Изд. дом «Вильямс», 2002.
29. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Режим досту-па:http:ZZru.wikipedia.org- 22.03.2013.
30. Гладков В.П. Курс лабораторных работ по программированию: Учебное пособие для специальностей факультета физики и математики ПГТУ /Перм. гос. техн. ун-т. — Пермь, 2003.