Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТРЕСС В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Работа №87601

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы65
Год сдачи2013
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
343
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРЕССА
У СТУДЕНТОВ 9
1.1 Многообразие понятия стресс 9
1.2. Психологические особенности юношеского возраста 19
1.3. Стрессы в студенческой среде 26
Выводы 34
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫРАЖЕННОСТИ
СТРЕССА У СТУДЕНТОВ ВУЗА 36
2.1. Подготовка и проведение эмпирического исследования 36
2.2. Анализ, интерпретация полученных результатов 38
Выводы 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ

Стресс - естественная и неотъемлемая часть нашей повседневной жизни. На сегодняшний день данный термин распространился очень широко и используется очень часто. Употребляя этот термин, люди обычно подразумевают, что они находятся в состоянии нервного напряжения, что они утомлены или подавлены.
В наши дни проблема стресса изучена достаточно глубоко. Актуальность проблемы защиты человека от действий неблагоприятных факторов среды значительно возросла. Это способствовало возникновению и широкому распространению учения о стрессе. Стресс проявляется в различных формах. Он играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности человека или ряда заболеваний внутренних органов. Стресс может спровоцировать любое заболевание. С этим связана актуальность данной проблемы. Люди пытаются все больше узнать о стрессе. Но есть и положительные стороны данного феномена. Стресс может привести к вершинам творчества. Правильное понимание положительных и отрицательных сторон стресса, их предотвращение играет важную роль в сохранении здоровья человека. Все это свидетельствует о несомненной актуальности темы стресса и его изучения. Также актуальность данной проблемы подтверждается тем, что стресс оказывает воздействие на физическое здоровье организма, на психические процессы и на социально-психологические функции человека. Это все отражается во всех сферах жизнедеятельности человека и откладывает свой отпечаток на его возможности и способы взаимодействия с окружающим миром. В связи с этим изучение стресса вызывает большой интерес у психологов и физиологов.
Проблемой стресса занимались такие авторы как Г. Селье, В. Л. Марищук, В. Я. Апчел, В. Н. Цыган, Ю. В. Щербатых и т. д.
Разработки проблемы стресса (эмоционального, психического, спортивного, военного и др.) нашли отражение в работах, которые посвящены биохимическим (А. А. Виру, 1981; Л. Е. Панин, 1983; А. И. Робу, 1989), физиологическим (Ф. З. Меерсон, 1981; В. М. Федотов, 1991), клиническим (П. Д. Горизонтов, 1976; Ц. П. Короленко, 1978), психофизиологическим и психологическим (Л. А. Китаев-Смык, 1983; Е. П. Ильин, 2001; Н. И. Наенко, 1970) аспектам его проявлений.
Основоположником учения о стрессе является канадский ученый Ганс Селье (1907-1982 гг.). Начало утверждения основ учения о стрессе - его знаменитая статья «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами», опубликованная в 1936 году. Это сообщение положило начало учению о стрессе. Она было опубликована в 1950 году, а наиболее полное ее представление и развитие нашло отражение в более поздних работах автора. В теории Г. Селье стресс рассматривается с позиции физиологической реакции на физические, химические и органические факторы. Основное содержание теории обобщено в четырех положениях.
1. Все биологические организмы имеют механизмы поддержания состояния внутреннего баланса, равновесия.
2. Стрессоры - внешние раздражители. Они способны разрушить внутренне равновесие. Организм реагирует на любой стрессор.
3. Развитие стресса и приспособление к нему проходит несколько стадий. Продолжительность стадий и переход на каждую стадию зависит от
интенсивности, длительности воздействия стрессора и от индивидуальности организма.
4. Организм человека имеет определенный резерв адаптационных возможностей, а их истощение может привести к заболеванию и к смерти.
Постепенно по мере изучения стресса Селье понял, что психологический фактор является основным в развитии стресса. В публикациях все чаще стали появляться такие понятия, как «психический стресс», «эмоциональный стресс». Это привело к размыванию понятия «стресс», так как в их содержание стали включать и первичные эмоциональные реакции, возникающие при критических психологических воздействиях, и эмоционально-психические синдромы, порожденные телесными повреждениями, и аффективные реакции с сопутствующими им физиологическими механизмами. Это привело к смешению психофизиологического и физиологического подходов к изучению стресса1.
Естественным продолжением теории Г. Селье является теория эмоционального стресса Р. Лазаруса, которая проводит разделение системного (физиологического) и психического (эмоционального) стресса. При физиологическом стрессе на ранних стадиях эмоционального напряжения нарушаются информационные связи между различными функциональными системами организма человека. Данные системы начинают работать напряженно, изолированно. Если стрессоры влияют на организм долгое время, то нарушается деятельность какой-либо системы организма. У человека может повыситься артериальное давление, снижается иммунитет. Со временем это может привести к болезни. Эмоциональный стресс выступает как ответ организма на внутренние и внешние процессы, при котором физиологические и психологические способности напрягаются до уровней, близких к пределу или
их превышающих. Но нужно подчеркнуть, что при эмоциональном стрессе прямого воздействия на организм может и не быть.
В. Л. Марищуком (1984, 1995) высказано мнение, что наименования
стресса (эмоциональный, боевой, учебный, авиационный, спортивный и др.) определяется содержанием стресс-фактора. В. А. Бодров изучил информационный стресс. В. Я. Апчел, В. Н. Цыган (1999) рассмотрели проблему стресса с общебиологических позиций и системных реакций организма.
В настоящее время накоплено много знаний о проблеме стресса, но многие авторы отмечают, что достаточной концептуальной и методологической разработки данного феномена нет. Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности, несомненно. Студенческая жизнь полна чрезвычайных и стрессогенных ситуаций, поэтому студенты часто испытывают стресс и нервно - психическое напряжение. Учебный стресс - один из важнейших причин, которые вызывают психическое напряжение. В основном у студентов стресс развивается из-за большого потока информации, из-за отсутствия системной работы в семестре и, как правило, стресс в период сессии и т.д.
Цель исследования: изучение выраженности стресса в студенческой среде.
Гипотеза исследования. Выраженность стресса у студентов имеет возрастные различия. Значительный процент студентов имеет превышение нормы выраженности стресса.
В соответствии с целью и гипотезой решались следующие задачи:
1. рассмотреть понятие стресс, его характеристики и особенности;
2. дать психологическую характеристику юношескому возрасту;
3. рассмотреть особенности стресса в юношеском возрасте;
4. провести эмпирическое исследование выраженности стресса у студентов.
Для решения поставленных задач были использованы методы:
1. теоретические: теоретический анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования;
2. эмпирические: метод тестирования «Тест на учебный стресс» Ю. В. Щербатых и тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона.
Объект исследования: студенты 1, 5 курса ЕИ КФУ и 1 курса УдГУ.
Предмет исследования: стресс и его выраженность у студентов ЕИ КФУ и УдГУ.
База исследования: ЕИ КФУ и УдГУ. В исследовании приняли участие 70 студентов. Общая выборка ЕИ КФУ составила 50 студентов: 25 студентов первого курса, 25 студентов пятого курса; 20 студентов УдГУ.
В качестве методов исследования были использованы методика Ю. В. Щербатых «Тест на учебный стресс» и тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона.
Научная новизна. В работе проведен психологический анализ состояния стресса у студентов ЕИ КФУ и УдГУ.
Теоретико-методологической основой является положение В. Л. Марищука о том, что стресс - физическое и психическое напряженное состояние организма человека.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе рассмотрен стресс и его выраженность в юношеском возрасте.
Практическая значимость заключается в том, что данные полученные на основе сравнительного анализа могут использоваться в работе психологов и педагогов, а также в организации экзаменационной ситуации. Проблема стресса сложна и многогранна. Стресс в учебном процессе необходимо регулировать. Это задача самих студентов и их педагогов, социальных педагогов, психологов. Возможно, пути ее решения в профессиональной мотивации студентов и во внедрении в учебный процесс основ здорового образа жизни, тренинговых курсов. Полученные данные могут использоваться для разработки методических рекомендаций.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка используемой литературы и приложения. Во введении обозначена актуальность проблемы, насколько изучена данная проблема, сформулированы цели и задачи исследования, указан объект, предмет, база исследования и методы исследования, определена теоретическая и практическая значимость изучаемой проблемы, описана структура работы.
Первая глава - теоретические аспекты изучения стресса у студентов. В первой главе рассматривается теоретический аспект изучения стресса у студентов. Данная глава состоит из 3 параграфов: многообразие понятия стресс, психологические особенности юношеского возраста, стрессы в студенческой среде. Мы выявили особенности феномена стресс, рассмотрели некоторые особенности юношеского возраста, разновидности и особенности стрессов в студенческой среде.
Вторая глава - эмпирическое исследование выраженности стресса у студентов вуза. Эмпирическая часть работы посвящена исследованию выраженности стресса у студентов ЕИ КФУ и УдГУ. Каждая глава заканчивается выводом. Библиография включает список литературы из 57 наименований. В работе имеется 6 таблиц. В приложении даны таблицы и анкетные листы студентов.
Работа была доложена на итоговой образовательно-научной конференции студентов Казанского федерального университета (16 апреля 2013 г.).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Во введении исследования была выдвинута гипотеза: выраженность стресса у студентов имеет возрастные различия и значительный процент студентов имеет превышение нормы выраженности стресса. Данная гипотеза была доказана.
В соответствии с целью и гипотезой мы решили задачи. А именно:
1. рассмотрели понятие стресс, его некоторые особенности и характеристики;
2. дали характеристику юношескому возрасту;
3. рассмотрели особенности стресса в юношеском возрасте;
4. провели эмпирическое исследование выраженности стресса у студентов
Основоположником учения о стрессе является Ганс Селье. Он уделяет внимание физиологическим и психологическим аспектам стресса. Стресс имеет три стадии: реакция тревоги, стадия устойчивости, стадия истощения.
Психологи и физиологи выделяют следующие виды стрессов:
физиологический, психологический, информационный, эмоциональный, коммуникативный. Проявления стресса делятся на поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления.
Существуют факторы, которые влияют на развитие стресса: врожденные особенности организма и ранний детский опыт; родительский сценарий; личностные особенности; факторы социальной среды; когнитивные факторы.
Мы рассмотрели стресс в студенческой среде. В основном студенчество - это период юношеского возраста. Юность - это время выбора жизненного пути, работа по выбранной специальности (поиск ее), учеба в вузе, создание семьи, для юношей - служба в армии.
В этот период одной из характерных черт личности является личностное и профессиональное самоопределение; ведущая деятельность - учебно-профессиональная. В этом возрасте развивается теоретическое и творческое мышление.
В юности важную роль играет общение со сверстниками. Общение со сверстниками - это специфический канал информации, специфический вид межличностных отношений, а также один из видов эмоционального контакта. Период юности характеризуется наличием кризиса, суть которого в разрыве, расхождении образовательной системы и системы взросления.
Рассмотрев теорию стресса и психологические особенности юношеского возраста, переходим к тем видам стресса, которые проявляются в студенческой среде.
В наиболее общей классификации выделяется стресс физиологический и психологический. Переживания психологического стресса в студенческом возрасте обусловлены социальными факторами, социально-психологическими факторами, личностными факторами.
Следующий рассматриваемый вид стресса в студенческой среде - коммуникативный стресс. Коммуникативный стресс представляет собой вид психосоциального стресса, обусловленного влиянием на личность коммуникативных барьеров, конфликтов, негативных социально-психологических установок, противоречий в восприятии и осмыслении социальных ролей и других деструктивных явлений, действие которых проявляется в процессе общения.
Но самая главная проблем студентов - проблема академической перегруженности. Академическая перегруженность - состояние, вызванное избытком предметов или их повышенной сложностью.
Экзаменационный стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы студентов. Также во время экзамена происходят физиологические изменения в организме человека. Эти показатели не сразу приходят в норму. Экзаменационный стресс представляет серьезную угрозу здоровью юношей и девушек.
Экзаменационный стресс не всегда носит вредоносный характер. В определенных ситуациях психологическое напряжение может иметь стимулирующее значение, помогая учащемуся мобилизовать все свои знания и личностные резервы для решения поставленных перед ним учебных задач.
Для выявления выраженности стресса у студентов ЕИ КФУ и у студентов Удмуртского государственного университета мы провели эмпирическое исследование среди студентов ЕИ КФУ и студентов УдГУ. В нашем исследовании приняли участие студенты 1, 5 курсов факультета
Татарской и сопоставительной филологии (ФТиСФ) ЕИ КФУ и 1 курса студентов УдГУ факультета удмуртской филологии. Общая выборка студентов составила 70 человек.
Мы решили поставленные задачи эмпирического исследования, а именно:
1. выявили выраженность учебного стресса у студентов ФТиСФ;
2. выявили уровень стрессоустойчивости у студентов ФТиСФ;
3. выявили выраженность учебного стресса у студентов УдГУ;
4. проанализировали полученные данные.
В результате нашего исследования мы выяснили, что основными причинами появления стресса у студентов являются большие учебные нагрузки. Все это приводит к спешке и постоянной нехватке времени. Чаще всего студенты восстанавливают силы крепким сном и общением с друзьями и близкими людьми, прогулками на свежем воздухе.
Согласно результатам теста С. Коухена и Г. Виллиансона, было выявлено, что стрессоустойчивость у студентов в основном на хорошем, удовлетворительном и плохом уровне.



1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов. - 6-е изд. - М.: Академический проект: Альма Матер, 2006. - 702 с.
2. Апчел В. Я., Цыган В. Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. - СПб.: ВМА, 1999. - 86 с.
3. Бодров В. А. Информационный стресс: учебное пособие для вузов. - М.: ПЕР СЭ, 2000. - 352 с.
4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Под редакцией
Д.И. Фельдштейна. - 2-е изд. - М.: Институт практической
психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.
5. Воробейчик Я. Н. Руководство по аутопсихотерапии (история, теория, практика). - Одесса: 2004. - 360 с.
6. Вяткин Б. А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. - М.: ФиС, 1981. - 112 с.
7. Гаврилова Е. А. Роль поведенческого типа А и психического стресса в
развитии ишемической болезни сердца, возможности
психопрофилактики и психотерапии заболевания // Кардиология. -
1999. - № 9 - С. 72-78.
8. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
9. Гремлинг С. Е., Ауэрбах С. М. Практикум по управлению стрессом. - СПб.: Питер, 2002. - 240 с.
10. Гринберг Д. С.Управление стрессом. - 7-е изд. - СПб.: Питер - 2004. - 496 с.
11. Данилова Н. Н. Физиология высшей нервной деятельности. - Р. н/Д: «Феникс», 2005. - 478 с.
12. Дарвиш О. Б. Возрастная психология: учеб. пособие для высш. учеб, заведений / Под ред. В.Е. Клочко. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 264 с.
13. Доскин В. А. Профилактика экзаменационного стресса // Школа и психическое здоровье учащихся. - М.: Медицина,1988. - С. 147-160.
14. Еникеев М. И. Психологический энциклопедический словарь. - М.:
Проспект, 2009. - 560 с.
15. Ермолаева М. В. Основы возрастной психологии и акмеологии: учебное пособие. - М.: Ось-89, 2003. - 414 с.
16. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001. - 752 с.
17. Кабрин В. М. Коммуникативный мир и транс коммуникативный потенциал жизни личности: теории, метод, исследования. - СПб.: 2005.
- 248 с.
18. Каменская Е. Н. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций. - Р. н/Д.: Феникс, 2007. - 256 с.
19. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - Р. н/Д.: Феникс, 1996. - 512 с.
20. Коврова М. В. Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде: метод. пособие. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2000. - 38 с.
21. Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 105 с.
22. Кон И. С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1982. - 221 с.
23. Корыстов Ю. Н. Эмоции, стресс, курение, потребление алкоголя и рак
- корреляционные и причинные связи // Журнал ВНД им. Павлова. -
1997. - № 4. - С. 627-657.
24. Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 349 с.
25. Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. - Калуга: Духовное познание, 1994. - 224 с.
26. Марищук В. Л, Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. - СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2001. - 260 с.
27. Марищук В. Л., Блудов Ю. М. и др. Методики психодиагностики в спорте. - М.: 1984. - 192 с.
28. Марцинковская Т. Д., Марютина Т. М., Стефаненко Т. Г. и др. Психология развития: учеб. для студ. высш. психол. учеб. заведений / Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Академия, 2005. - 528 с.
29. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
30. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. - 9-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2004. - 456 с.
31. Обозов Н. Н. Возрастная психология: юность и зрелость. - СПб.: 2000. - 136 с.
32. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. - 2001. - № 1. - С. 90-101.
33. Педагогическая психология: учебное пособие / Под. ред. И.Ю. Кулагиной. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 480 с.
34. Плотников В. В. Оценка психовегетативных показателей у студентов в условиях экзаменационного стресса // Гигиена труда. - 1983. - № 5. - С. 48-50.
35. Пряжников Л. С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. - 246 с.
36. Пряжников Л. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: учебно-методическое пособие. - 2-е изд., стереотип. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2003. - 400 с.
37. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
38. Психология человека от рождения до смерти / Под редакцией члена- корреспондента РАО А. А. Реана - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 368 с.
39. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000. - 624 с.
40. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. - М.: Мир, 1994. - 320 с.
41. Самоукина Н. В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М.: Экмос, 1999. - 352 с.
42. Сандомирский М. Е. Как справиться со стрессом? - Воронеж: МОДЭК, 2000. - 176с.
43. Сандомирский М. Е. Психосоматика и телесная психотерапия:
практическое руководство. - М.: Независимая фирма «Класс», 2005. - 592 с.
44. Сапогова Е. Е. Психология развития человека: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 460 с.
45. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: 1992. - 192 с.
46. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие для вузов. — М.: 2000. - 421 с.
47. Солдатова Е. Л. Возрастная психология. - Челябинск: Издательство ЮУрГУ 1998. - 58 с.
48. Фаустов Л. С., Щербатых Ю. В. Обучение и здоровье. - Воронеж:
2000. - 30 с.
49. Хессет Дж. Введение в психофизиологию. - М.: Мир, 1981. - 248 с.
50. Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.
51. Шапарь В. Б., Россоха В. Е., Шапарь О. В. Новейший психологический словарь под общ. ред. В. Б. Шапаря. - Изд. 3-е - Р. н/Д.: Феникс, 2007. - 806 с.
52. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.
53. Щербатых Ю. В. Связь особенностей личности студентов-медиков с активностью вегетативной нервной системы // Психологический журнал. - 2002. - № 1. - С. 118-122
54. Щербатых Ю. В. Экзаменационный стресс. - Воронеж: 2000, с. 5-118
55. Щербатых Ю. В. Экзамен и здоровье студентов // Высшее образование в России. - 2000. - № 3. - С. 111-115.
56. Щулшенко И. М. Семестровые экзамены в медицинском вузе: учебная необходимость или дань традиции? // Врачебное дело (Л1кар. справа). -
1998. - № 1. - С. 202-204.
57. Якобсон П. М. Психология чувств и мотивации. - М.: МПСИ, 1998. - 304 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ