Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Дидактическая игра как одна из форм познавательной деятельности

Работа №87598

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2013
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
150
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1.Теоретические основы использования дидактических игр в развитии познавательной деятельности младших школьников 6
1.1. Психолого-педагогические основы познавательной деятельности
младших школьников 6
1.2. Понятие, сущность, виды и функции дидактической игры 11
1.3. Роль дидактической игры в развитии познавательной деятельности
младших школьников 21
Выводы 28
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательной деятельности младших школьников в процессе дидактической игры 30
2.1. Подготовка эксперимента и констатирующий этап 30
2.2. Формирующий эксперимент опытно-экспериментальной работы . . . 37
2.3. Диагностика развития познавательной деятельности младших
школьников на контрольном этапе эксперимента 40
Выводы 44
Заключение 45
Список использованной литературы 48
Приложения

Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).
Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания как психология и философия. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм дошкольников (Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, А.И. Сорокина, Н.Р. Эйгес и др.) и младших школьников (Ф.К. Блехер, А.С. Ибрагимова, Н.М. Конышева, М.Т. Салихова и др.). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно дошкольного и младшего школьного возраста. Ряд специальных исследований по игровой деятельности дошкольников осуществили выдающиеся педагоги нашего времени (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались С.В. Арутюняном, О.С. Газманом, В.М. Григорьевым, О.А. Дьячковой, Ф.И. Фрадкиной, Г.П. Щедровицким и др.
В перестроечный период произошел резкий скачок интереса к дидактической игре (В.В. Петрусинский, П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров, С.А. Шмаков, М.В. Кларин, А.С. Прутченков и др.).
В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии.
Объектом исследования является познавательная деятельность младших школьников.
Предмет исследования: игра как одна из форм организации познавательной деятельности младших школьников.
Гипотезой исследования является предположение о том, что применение дидактических игр в процессе обучения младших школьников будет способствовать развитию их познавательной деятельности.
Цель исследования заключалась в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке использования дидактических игр для развития познавательной деятельности младших школьников.
Достижение указанной цели потребовало решения следующих задач:
- рассмотреть психолого-педагогические основы познавательной деятельности младших школьников;
- определить понятие, сущность, виды и функции дидактической игры;
- выявить роль дидактической игры в развитии познавательной деятельности младших школьников;
- провести опытно-экспериментальную работу по развитию познавательной деятельности младших школьников в процессе дидактической игры;
- предложить рекомендации по организации познавательной деятельности младших школьников.
Методами исследования в работе выступают анализ теоретической и методической литературы, обобщение и систематизация аналитического материала, его интерпретация в соответствии с поставленной целью и решаемыми задачами.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования в практике учебной деятельности студентов. Теоретический анализ понятия «дидактическая игра» может быть использован студентами при подготовке к семинарским занятиям, выступлениям на студенческих научно-практических конференциях и т.д.
В структурном отношении выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка. И не случайно все в большей степени возрастает роль практических знаний в профессиональной подготовке педагогических кадров.
Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).
В связи с этим возникает актуальность в разработках игровых технологий для современной школы.
Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дают возможность определить теоретические основы конструирования и использования дидактических игр разных типов, предназначенных для применения на уроке математики.
Анализ литературы и практики преподавания подвел к необходимости разработки комплекса игр, направленных на активизацию познавательной деятельности школьников.
Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.
Исследование показало, что дидактические игры активизируют познавательную деятельность, развивают умения учащихся решать практические задачи.
Проведенная на констатирующем этапе диагностика познавательной деятельности позволила выявить преобладание, в основном, среднего и низкого уровней их развития у младших школьников.
В ходе проведения формирующего эксперимента было отмечено повышение интереса младших школьников к урокам математики.
Диагностика познавательной деятельности младших школьников, проведенная на контрольном этапе эксперимента, позволила обнаружить существенные изменения в результатах тестирования, продемонстрированных учащимися экспериментальной группы, что подтвердило гипотезу исследования.
Данные нашего исследования позволяют рекомендовать учителям основные подходы к организации и проведению дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности учащихся при изучении математики и русского языка:
1. Учителю требуется чётко представлять способы управления познавательной деятельностью учащихся конкретного класса.
2. В содержание учебного материала должна входить совокупность дидактических игр. С этой целью перед началом учебного года учитель в календарно-тематическом планировании предусматривает виды дидактических игр, распределяя их по темам и урокам.
3. Предварительная подготовка содержания и методики проведения игры необходима всегда, чтобы уяснить и выделить цели и задачи конкретного урока с учётом применения дидактических игр, учесть уровень подготовки учеников, их количество и время для проведения игры.
4. Организация игры требует подготовку участников и включает следующие этапы:
- постановка и объяснение сущности заданий игры. Разъяснение учащимся цели их участия в игре;
- распределение учащихся по группам, определение содержания их деятельности, разъяснение отдельных поручений как части общей игры;
- планирование каждым участником игры своих действий;
- тренировка перед решением игровых ситуаций;
- выбор и подготовка руководителя игровой ситуации. При этом учитель полностью сам руководит игрой либо учитель готовит ученика для этого, а в отдельных случаях идёт сочетание руководства учителем с ученическим активом.
Дидактическая игра требует объективных критериев оценки участников и динамичности её проведения. Учителю следует предусмотреть выходы из затруднений учащихся, способы оказания помощи, средства стимулирования по промежуточным моментам.
Участники дидактической игры получают оценки всей работы и рекомендации по совершенствованию знаний и умений.
Учитель анализирует подготовку и проведение дидактической игры на уроке с позиции достижения цели урока.



1. Аргинская И.И. Математика. 3 класс. Пособие к ребенку для четырехлетней начальной школы. - М.: Федеральный научно-методический центр им. Занкова Л.В., 2011. - 110 с.
2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985. - 208 с.
3. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. Учебное пособие для учащихся школьных отделений педагогических училищ. - 3-е изд., исправл. - М.: Просвещение, 1984. - 335с.
4. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. - М.: Фаир-Пресс, 2009. - 480 с.
5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика,
1989. - 192 с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1988. - 464 с.
7. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. - М.: ИЛЛ,
2007. - 96 с.
8. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Академ-А,
2008. - 311 с.
9. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 62-76.
10. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1986. - 573 с.
11. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986. - 120с.
12. Дубровина И.В. Психология. - 2-е изд., стереотип. / И.В. Дубровина, А.М. Данилова, Н.П. Прихожан. - М.: Академ А, 2011. - 256 с.
13. Епишина О.Б., Крупич В.И. Учить школьников учиться математике. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1990. - 115с.
14. Жикалкина Т.К., Бредихина Э.М. Педагогические основы построения программы по математике для начальных классов // Начальная школа: плюс, минус. - 2000. - № 4. - С. 30-31.
15. Истомина Н.Б. Методика обучения математики в начальных классах. Учебное пособие для средних и высших учебных заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академ А, 2010. - 268 с.
16. Истомина Н.Б. Практикум по методике преподавания математики в начальных классах. - М.: Просвещение, 1986. - 231 с.
17. Истомина Н.Б. Тетрадь по математике. Учимся решать задачи. 3 класс. / Н.Б. Истомина. - М.: Линка-Пресс, 2011. - 32 с.
18. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.
19. Крутецкий В.А. Психология: Учеб. для учащихся пед. уч-щ. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 336 с.
20. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учеб. пособие. - М.: Изд-во УРАО, 1997. - 176 с.
21. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - 2-е изд. - М.: УРАО, 1997. - 160с.
22. Кульбякина Л.Я. Работа над простой задачей на этапе поиска ее решения // Начальная школа. - 2002. - №10. - С. 57-58.
23. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М.: Знание, 1979. - 47 с.
24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат,
1975. - 304 с.
25. Матвеева Н.А. Различные арифметические способы решения задач // Начальная школа. - 2011. - № 3. - С. 26-29.
26. Мельник Н.В. Развитие логического мышления при изучении математики // Начальная школа. - 2007. - №5. - С. 61-63.
27. Меньшикова Е.А. О психолого-педагогической природе активной познавательной позиции младших школьников // Начальная школа. - 2009. - № 10. - С. 18-20.
28. Методика начального обучения математике / Под ред. А.А. Столяра и В.Л. Дрозда. - Мн.: Высшая школа, 1988. - 203 с.
29. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. Книга первая, 4-е изд. - М.: Владос, 2011. - 628 с.
30. Педагогические технологии: Учебное пособие / Под ред. В.С. Кукушкина.
- Ростов н/Д.: Феникс, 2012. - 320 с.
31. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
-270 с.
32. Пидкасистый П.Н. Педагогика. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 356 с.
33. Плешакова А.Б. Игровые технологии в учебном процессе // Современные проблемы философского знания. - Пенза, 2010. - Вып. 3. - C. 44-53.
34. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. - М.: Просвещение, 1990. - 186 с.
35. Пойа Д. Математическое открытие. - 2-е изд., стереотип. - М.: Наука,
1976.- 415 с.
36. Психологический словарь. - М.: Вега-АСТ, 2011. - 565 с.
37. Психология и педагогика / Под ред. Радугина А.А. - 4-е изд., исправл. и доп. - М.: Центр, 2009. - 185 с.
38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М.: Педагогика, 1989.
39. Свищ М.А. развитие школьников в процессе обучения решению задач по альтернативным учебникам // Начальная школа. - 2010. - № 4. - С. 48-50.
40. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
41. Степанова О.А. Дидактические игры на уроках в начальной школе. - М.: Сфера, 2012. - 96 с.
42. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие. - М.: Сфера, 2008. - 128 с.
43. Стойлова Л.П. Математика. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - 5-е изд., испр. - М.: Академ-А, 2010.
- 358 с.
44. Технология игровой деятельности: Учеб. Пособие / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина; Науч. ред. В.А. Фадеев. - Рязань: РГПУ,
1994.- 227 с.
45. Тимашова Л.С. развитие логического мышления школьников на уроках математики // Начальная школа. - 2009. - №10. - С.69.
46. Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: Учеб.-метод. пособие. - Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2010. - 89 с.
47. Фридман Л.М. Как научиться решать задачи. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2009. - 240с.
48. Хейзинга Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры. - М.: Прогресс- Традиция, 1997. - 416 с.
49. Царева С.Е. Обучение решению задач // Начальная школа. - 2007. - №11.
- С. 92-93.
50. Шикова Р.Н., Шикова Л.Р. О более полной реализации функций текстовых задач в практической деятельности // Начальная школа. - 2005. - № 3. - С. 76-77.
51. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М.: Новая школа, 1994. - 240 с.
52.Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Просвещение, 1989. - 544 с.
53.Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1999. - 360 с.
54.Эрдниев П.М. Взаимно обратное действие в арифметике. 2-4 классы. - М.: Просвещение, 1969. - 231с.
55.Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников // Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. - Петрозаводск, 1992. - С. 153-155.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ