Дидактическая игра как одна из форм познавательной деятельности
|
Введение 3
Глава 1.Теоретические основы использования дидактических игр в развитии познавательной деятельности младших школьников 6
1.1. Психолого-педагогические основы познавательной деятельности
младших школьников 6
1.2. Понятие, сущность, виды и функции дидактической игры 11
1.3. Роль дидактической игры в развитии познавательной деятельности
младших школьников 21
Выводы 28
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательной деятельности младших школьников в процессе дидактической игры 30
2.1. Подготовка эксперимента и констатирующий этап 30
2.2. Формирующий эксперимент опытно-экспериментальной работы . . . 37
2.3. Диагностика развития познавательной деятельности младших
школьников на контрольном этапе эксперимента 40
Выводы 44
Заключение 45
Список использованной литературы 48
Приложения
Глава 1.Теоретические основы использования дидактических игр в развитии познавательной деятельности младших школьников 6
1.1. Психолого-педагогические основы познавательной деятельности
младших школьников 6
1.2. Понятие, сущность, виды и функции дидактической игры 11
1.3. Роль дидактической игры в развитии познавательной деятельности
младших школьников 21
Выводы 28
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательной деятельности младших школьников в процессе дидактической игры 30
2.1. Подготовка эксперимента и констатирующий этап 30
2.2. Формирующий эксперимент опытно-экспериментальной работы . . . 37
2.3. Диагностика развития познавательной деятельности младших
школьников на контрольном этапе эксперимента 40
Выводы 44
Заключение 45
Список использованной литературы 48
Приложения
Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).
Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания как психология и философия. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм дошкольников (Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, А.И. Сорокина, Н.Р. Эйгес и др.) и младших школьников (Ф.К. Блехер, А.С. Ибрагимова, Н.М. Конышева, М.Т. Салихова и др.). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно дошкольного и младшего школьного возраста. Ряд специальных исследований по игровой деятельности дошкольников осуществили выдающиеся педагоги нашего времени (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались С.В. Арутюняном, О.С. Газманом, В.М. Григорьевым, О.А. Дьячковой, Ф.И. Фрадкиной, Г.П. Щедровицким и др.
В перестроечный период произошел резкий скачок интереса к дидактической игре (В.В. Петрусинский, П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров, С.А. Шмаков, М.В. Кларин, А.С. Прутченков и др.).
В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии.
Объектом исследования является познавательная деятельность младших школьников.
Предмет исследования: игра как одна из форм организации познавательной деятельности младших школьников.
Гипотезой исследования является предположение о том, что применение дидактических игр в процессе обучения младших школьников будет способствовать развитию их познавательной деятельности.
Цель исследования заключалась в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке использования дидактических игр для развития познавательной деятельности младших школьников.
Достижение указанной цели потребовало решения следующих задач:
- рассмотреть психолого-педагогические основы познавательной деятельности младших школьников;
- определить понятие, сущность, виды и функции дидактической игры;
- выявить роль дидактической игры в развитии познавательной деятельности младших школьников;
- провести опытно-экспериментальную работу по развитию познавательной деятельности младших школьников в процессе дидактической игры;
- предложить рекомендации по организации познавательной деятельности младших школьников.
Методами исследования в работе выступают анализ теоретической и методической литературы, обобщение и систематизация аналитического материала, его интерпретация в соответствии с поставленной целью и решаемыми задачами.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования в практике учебной деятельности студентов. Теоретический анализ понятия «дидактическая игра» может быть использован студентами при подготовке к семинарским занятиям, выступлениям на студенческих научно-практических конференциях и т.д.
В структурном отношении выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания как психология и философия. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм дошкольников (Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, А.И. Сорокина, Н.Р. Эйгес и др.) и младших школьников (Ф.К. Блехер, А.С. Ибрагимова, Н.М. Конышева, М.Т. Салихова и др.). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно дошкольного и младшего школьного возраста. Ряд специальных исследований по игровой деятельности дошкольников осуществили выдающиеся педагоги нашего времени (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались С.В. Арутюняном, О.С. Газманом, В.М. Григорьевым, О.А. Дьячковой, Ф.И. Фрадкиной, Г.П. Щедровицким и др.
В перестроечный период произошел резкий скачок интереса к дидактической игре (В.В. Петрусинский, П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров, С.А. Шмаков, М.В. Кларин, А.С. Прутченков и др.).
В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии.
Объектом исследования является познавательная деятельность младших школьников.
Предмет исследования: игра как одна из форм организации познавательной деятельности младших школьников.
Гипотезой исследования является предположение о том, что применение дидактических игр в процессе обучения младших школьников будет способствовать развитию их познавательной деятельности.
Цель исследования заключалась в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке использования дидактических игр для развития познавательной деятельности младших школьников.
Достижение указанной цели потребовало решения следующих задач:
- рассмотреть психолого-педагогические основы познавательной деятельности младших школьников;
- определить понятие, сущность, виды и функции дидактической игры;
- выявить роль дидактической игры в развитии познавательной деятельности младших школьников;
- провести опытно-экспериментальную работу по развитию познавательной деятельности младших школьников в процессе дидактической игры;
- предложить рекомендации по организации познавательной деятельности младших школьников.
Методами исследования в работе выступают анализ теоретической и методической литературы, обобщение и систематизация аналитического материала, его интерпретация в соответствии с поставленной целью и решаемыми задачами.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования в практике учебной деятельности студентов. Теоретический анализ понятия «дидактическая игра» может быть использован студентами при подготовке к семинарским занятиям, выступлениям на студенческих научно-практических конференциях и т.д.
В структурном отношении выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка. И не случайно все в большей степени возрастает роль практических знаний в профессиональной подготовке педагогических кадров.
Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).
В связи с этим возникает актуальность в разработках игровых технологий для современной школы.
Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дают возможность определить теоретические основы конструирования и использования дидактических игр разных типов, предназначенных для применения на уроке математики.
Анализ литературы и практики преподавания подвел к необходимости разработки комплекса игр, направленных на активизацию познавательной деятельности школьников.
Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.
Исследование показало, что дидактические игры активизируют познавательную деятельность, развивают умения учащихся решать практические задачи.
Проведенная на констатирующем этапе диагностика познавательной деятельности позволила выявить преобладание, в основном, среднего и низкого уровней их развития у младших школьников.
В ходе проведения формирующего эксперимента было отмечено повышение интереса младших школьников к урокам математики.
Диагностика познавательной деятельности младших школьников, проведенная на контрольном этапе эксперимента, позволила обнаружить существенные изменения в результатах тестирования, продемонстрированных учащимися экспериментальной группы, что подтвердило гипотезу исследования.
Данные нашего исследования позволяют рекомендовать учителям основные подходы к организации и проведению дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности учащихся при изучении математики и русского языка:
1. Учителю требуется чётко представлять способы управления познавательной деятельностью учащихся конкретного класса.
2. В содержание учебного материала должна входить совокупность дидактических игр. С этой целью перед началом учебного года учитель в календарно-тематическом планировании предусматривает виды дидактических игр, распределяя их по темам и урокам.
3. Предварительная подготовка содержания и методики проведения игры необходима всегда, чтобы уяснить и выделить цели и задачи конкретного урока с учётом применения дидактических игр, учесть уровень подготовки учеников, их количество и время для проведения игры.
4. Организация игры требует подготовку участников и включает следующие этапы:
- постановка и объяснение сущности заданий игры. Разъяснение учащимся цели их участия в игре;
- распределение учащихся по группам, определение содержания их деятельности, разъяснение отдельных поручений как части общей игры;
- планирование каждым участником игры своих действий;
- тренировка перед решением игровых ситуаций;
- выбор и подготовка руководителя игровой ситуации. При этом учитель полностью сам руководит игрой либо учитель готовит ученика для этого, а в отдельных случаях идёт сочетание руководства учителем с ученическим активом.
Дидактическая игра требует объективных критериев оценки участников и динамичности её проведения. Учителю следует предусмотреть выходы из затруднений учащихся, способы оказания помощи, средства стимулирования по промежуточным моментам.
Участники дидактической игры получают оценки всей работы и рекомендации по совершенствованию знаний и умений.
Учитель анализирует подготовку и проведение дидактической игры на уроке с позиции достижения цели урока.
В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка. И не случайно все в большей степени возрастает роль практических знаний в профессиональной подготовке педагогических кадров.
Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).
В связи с этим возникает актуальность в разработках игровых технологий для современной школы.
Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дают возможность определить теоретические основы конструирования и использования дидактических игр разных типов, предназначенных для применения на уроке математики.
Анализ литературы и практики преподавания подвел к необходимости разработки комплекса игр, направленных на активизацию познавательной деятельности школьников.
Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.
Исследование показало, что дидактические игры активизируют познавательную деятельность, развивают умения учащихся решать практические задачи.
Проведенная на констатирующем этапе диагностика познавательной деятельности позволила выявить преобладание, в основном, среднего и низкого уровней их развития у младших школьников.
В ходе проведения формирующего эксперимента было отмечено повышение интереса младших школьников к урокам математики.
Диагностика познавательной деятельности младших школьников, проведенная на контрольном этапе эксперимента, позволила обнаружить существенные изменения в результатах тестирования, продемонстрированных учащимися экспериментальной группы, что подтвердило гипотезу исследования.
Данные нашего исследования позволяют рекомендовать учителям основные подходы к организации и проведению дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности учащихся при изучении математики и русского языка:
1. Учителю требуется чётко представлять способы управления познавательной деятельностью учащихся конкретного класса.
2. В содержание учебного материала должна входить совокупность дидактических игр. С этой целью перед началом учебного года учитель в календарно-тематическом планировании предусматривает виды дидактических игр, распределяя их по темам и урокам.
3. Предварительная подготовка содержания и методики проведения игры необходима всегда, чтобы уяснить и выделить цели и задачи конкретного урока с учётом применения дидактических игр, учесть уровень подготовки учеников, их количество и время для проведения игры.
4. Организация игры требует подготовку участников и включает следующие этапы:
- постановка и объяснение сущности заданий игры. Разъяснение учащимся цели их участия в игре;
- распределение учащихся по группам, определение содержания их деятельности, разъяснение отдельных поручений как части общей игры;
- планирование каждым участником игры своих действий;
- тренировка перед решением игровых ситуаций;
- выбор и подготовка руководителя игровой ситуации. При этом учитель полностью сам руководит игрой либо учитель готовит ученика для этого, а в отдельных случаях идёт сочетание руководства учителем с ученическим активом.
Дидактическая игра требует объективных критериев оценки участников и динамичности её проведения. Учителю следует предусмотреть выходы из затруднений учащихся, способы оказания помощи, средства стимулирования по промежуточным моментам.
Участники дидактической игры получают оценки всей работы и рекомендации по совершенствованию знаний и умений.
Учитель анализирует подготовку и проведение дидактической игры на уроке с позиции достижения цели урока.
Подобные работы
- РАЗРАБОТКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ИНФОРМАТИКЕ В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Бакалаврская работа, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - КОМАНДНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СОРЕВНОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - Дидактическая игра как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Дидактическая игра как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2020 - Дидактические игры как средство сенсорного развития для детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



