Связь тревожности и реакции на фрустрацию в зрелом возрасте
|
Проведено экспериментальное исследование .
База исследования: Новосибирский государственный университет.
Выборка: студенты заочного отделения, находящиеся на возрастном этапе средней зрелости (возраст испытуемых – от 32 до 44 лет). Количество испытуемых составило 30 человек, 26 женщин и 4 мужчины.
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде).
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ И РЕАКЦИИ НА ФРУСТРАЦИЮ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ 5
1.1. Современные представления о тревожности 5
1.2. Понятие фрустрации и особенности реакции на фрустрацию 11
1.3. Связь тревожности и реакции на фрустрацию в зрелом возрасте 14
Выводы по главе 1 18
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛНДОВАНИЕ СВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ И РЕАКЦИИ НА ФРУСТРАЦИЮ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ 20
2.1. Организация и процедура исследования 20
2.2. Результаты исследования 22
2.2.1. Результаты описательной статистики 22
2.3.2. Результаты сравнительной статистики 28
Выводы по главе 2 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЯ 40
База исследования: Новосибирский государственный университет.
Выборка: студенты заочного отделения, находящиеся на возрастном этапе средней зрелости (возраст испытуемых – от 32 до 44 лет). Количество испытуемых составило 30 человек, 26 женщин и 4 мужчины.
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде).
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ И РЕАКЦИИ НА ФРУСТРАЦИЮ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ 5
1.1. Современные представления о тревожности 5
1.2. Понятие фрустрации и особенности реакции на фрустрацию 11
1.3. Связь тревожности и реакции на фрустрацию в зрелом возрасте 14
Выводы по главе 1 18
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛНДОВАНИЕ СВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ И РЕАКЦИИ НА ФРУСТРАЦИЮ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ 20
2.1. Организация и процедура исследования 20
2.2. Результаты исследования 22
2.2.1. Результаты описательной статистики 22
2.3.2. Результаты сравнительной статистики 28
Выводы по главе 2 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЯ 40
Период зрелости связывается с построением карьеры, созданием семьи, рождением и воспитанием детей. В тесной связи со степенью реализации личности в профессии и личных отношениях, с оценкой результативности и продуктивности собственной жизнедеятельности на данном этапе находится эмоциональное состояние личности – в особенности, на более поздних этапах данного возрастного периода.
Также период зрелости сопряжен с высокой трудовой, социальной активностью личности, с развитием организаторских способностей, процессом продвижения по карьерной лестнице, принятием на себя ответственности за членов созданной человеком семьи, за деятельность коллектива и т.д., что сопряжено с возникновением различных стрессовых ситуаций. В этой связи, актуальным представляется исследование в данном возрастном периоде особенностей возникновения и проявлений тревожности, фрустрации, а также связи данных явлений.
Рассматриваемые явления в отношении испытуемых зрелого возраста изучены недостаточно, в доступной нам литературе не представлены исследования о взаимосвязи данных явлений в зрелом возрасте. В то же время, изучение связи данных явлений позволило бы расширить представления об особенностях эмоциональной сферы в данном возрастном периоде, в том числе, о проявлениях, относимых к категории эмоционального неблагополучия, и направить усилия на поиск возможностей коррекций проявлений, затрудняющих адаптацию и различные виды деятельности личности.
Объект данного исследования: тревожность в зрелом возрасте. Предмет исследования: связь тревожности и реакции на фрустрацию в зрелом возрасте.
Цель исследования: изучение связи тревожности и реакции на фрустрацию в зрелом возрасте.
Исходя из цели исследования, нами были сформулированы следующие задачи:
1. изучить литературу по проблеме исследования;
2. проанализировать современные представления о тревожности;
3. рассмотреть понятие фрустрации;
4. изучить на основе теоретических источников связь тревожности и реакции на фрустрацию в зрелом возрасте;
5. эмпирически исследовать связь тревожности и реакции на фрустрацию в зрелом возрасте.
Методологическую основу исследования составили: принцип единства сознания и деятельности, культурно-историческая теория развития.
В исследовании использовались следующие методы: общенаучные методы, анализ литературы, тестирование, статистический метод.
Научная новизна состоит в анализе связи тревожности и реакции на фрустрацию у испытуемых зрелого возраста.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в преподавании возрастной психологи, а также в дальнейшем исследовании данной проблематики и для разработки стратегии работы с негативными эмоциональными проявлениями у лиц зрелого возраста.
Исследовательская работа включает в себя введение, теоретическую и практическую главы, заключение, список использованных источников и приложение.
Также период зрелости сопряжен с высокой трудовой, социальной активностью личности, с развитием организаторских способностей, процессом продвижения по карьерной лестнице, принятием на себя ответственности за членов созданной человеком семьи, за деятельность коллектива и т.д., что сопряжено с возникновением различных стрессовых ситуаций. В этой связи, актуальным представляется исследование в данном возрастном периоде особенностей возникновения и проявлений тревожности, фрустрации, а также связи данных явлений.
Рассматриваемые явления в отношении испытуемых зрелого возраста изучены недостаточно, в доступной нам литературе не представлены исследования о взаимосвязи данных явлений в зрелом возрасте. В то же время, изучение связи данных явлений позволило бы расширить представления об особенностях эмоциональной сферы в данном возрастном периоде, в том числе, о проявлениях, относимых к категории эмоционального неблагополучия, и направить усилия на поиск возможностей коррекций проявлений, затрудняющих адаптацию и различные виды деятельности личности.
Объект данного исследования: тревожность в зрелом возрасте. Предмет исследования: связь тревожности и реакции на фрустрацию в зрелом возрасте.
Цель исследования: изучение связи тревожности и реакции на фрустрацию в зрелом возрасте.
Исходя из цели исследования, нами были сформулированы следующие задачи:
1. изучить литературу по проблеме исследования;
2. проанализировать современные представления о тревожности;
3. рассмотреть понятие фрустрации;
4. изучить на основе теоретических источников связь тревожности и реакции на фрустрацию в зрелом возрасте;
5. эмпирически исследовать связь тревожности и реакции на фрустрацию в зрелом возрасте.
Методологическую основу исследования составили: принцип единства сознания и деятельности, культурно-историческая теория развития.
В исследовании использовались следующие методы: общенаучные методы, анализ литературы, тестирование, статистический метод.
Научная новизна состоит в анализе связи тревожности и реакции на фрустрацию у испытуемых зрелого возраста.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в преподавании возрастной психологи, а также в дальнейшем исследовании данной проблематики и для разработки стратегии работы с негативными эмоциональными проявлениями у лиц зрелого возраста.
Исследовательская работа включает в себя введение, теоретическую и практическую главы, заключение, список использованных источников и приложение.
Мы исходили из представлений о влиянии на формирование тревожности как биологических, так и социальных факторов, а также из представлений существовании личностной тревожности (тревожность как свойство личности) и ситуативной тревожности (тревожности как реакции на определенную категорию ситуаций). Фрустрацию мы рассматривали как В практической части исследования нами был проведен анализ взаимосвязи тревожности студентов зрелого возраста заочного отделения с реакциями на фрустрацию. Выборку составили 30 студентов в возрасте средней зрелости, 26 женщин и 4 мужчины.
Для группы испытуемых были характерны высокие значения ситуативной тревожности при средних значениях личностной тревожности, преобладание экстрапунитивных реакций и реакций с фиксацией на самозащите.
В результате проведенного при помощи метода ранговой корреляции Спирмена анализа было выявлено, что личностная тревожность находится в прямой взаимосвязи с количеством интропунитивных реакций (rs=0,462, p<0,05), с количеством реакций с фиксацией на самозащите (rs=0,492, p<0,01), с числом интропунитивных реакций с фиксацией на препятствии (rs=0,484, p<0,01). При этом наблюдается обратная корреляция данного показателя с количеством экстрапунитивных реакций (rs= - 0,341, p<0,05), импунитивных реакций (rs= - 0,386, p<0,05), необходимо-упорствующих реакций (rs=0,81, p<0,01), интропунитивных реакций, направленных на разрешение ситуации (rs= - 0,382, p<0,05).
Показатели ситуативной тревожности положительно коррелируют с количеством реакций, направленных на самозащиту (rs=0,392, p<0,05), с количеством интропунитивных реакций с фиксацией на препятствии (rs=0,387, p<0,05). Также выявлена обратная корреляция данного показателя с числом необходимо-упорствующих реакций (rs= - 0,412, p<0,05).
Показатели тревожности, измеренные по шкале Шихана, положительно коррелируют с числом интропунитивных реакций (rs=0,382, p<0,05), реакций с фиксацией на самозащите (rs=0,384, p<0,05), числом интропунитивных реакций с фиксации на препятствии (rs=0,412, p<0,05). При этом данный показатель обратно коррелирует с числом экстрапунитивных реакций (rs= -0,386, p<0,05), необходимо-упорствующих реакций (rs= - 0,44, p<0,05).
Таким образом, были выявлены статистически значимые взаимосвязи между тревожностью (особенно выражены они при личностной тревожности) и типом реакции на фрустрацию.
Таким образом, гипотеза, поставленная в рамках исследования, нашла свое подтверждение. Цель работы достигнута, задачи реализованы.
Материалы исследования могут быть использованы в преподавании возрастной психологи, а также в дальнейшем исследовании данной проблематики и для разработки стратегии работы с негативными эмоциональными проявлениями у лиц зрелого возраста.
Для группы испытуемых были характерны высокие значения ситуативной тревожности при средних значениях личностной тревожности, преобладание экстрапунитивных реакций и реакций с фиксацией на самозащите.
В результате проведенного при помощи метода ранговой корреляции Спирмена анализа было выявлено, что личностная тревожность находится в прямой взаимосвязи с количеством интропунитивных реакций (rs=0,462, p<0,05), с количеством реакций с фиксацией на самозащите (rs=0,492, p<0,01), с числом интропунитивных реакций с фиксацией на препятствии (rs=0,484, p<0,01). При этом наблюдается обратная корреляция данного показателя с количеством экстрапунитивных реакций (rs= - 0,341, p<0,05), импунитивных реакций (rs= - 0,386, p<0,05), необходимо-упорствующих реакций (rs=0,81, p<0,01), интропунитивных реакций, направленных на разрешение ситуации (rs= - 0,382, p<0,05).
Показатели ситуативной тревожности положительно коррелируют с количеством реакций, направленных на самозащиту (rs=0,392, p<0,05), с количеством интропунитивных реакций с фиксацией на препятствии (rs=0,387, p<0,05). Также выявлена обратная корреляция данного показателя с числом необходимо-упорствующих реакций (rs= - 0,412, p<0,05).
Показатели тревожности, измеренные по шкале Шихана, положительно коррелируют с числом интропунитивных реакций (rs=0,382, p<0,05), реакций с фиксацией на самозащите (rs=0,384, p<0,05), числом интропунитивных реакций с фиксации на препятствии (rs=0,412, p<0,05). При этом данный показатель обратно коррелирует с числом экстрапунитивных реакций (rs= -0,386, p<0,05), необходимо-упорствующих реакций (rs= - 0,44, p<0,05).
Таким образом, были выявлены статистически значимые взаимосвязи между тревожностью (особенно выражены они при личностной тревожности) и типом реакции на фрустрацию.
Таким образом, гипотеза, поставленная в рамках исследования, нашла свое подтверждение. Цель работы достигнута, задачи реализованы.
Материалы исследования могут быть использованы в преподавании возрастной психологи, а также в дальнейшем исследовании данной проблематики и для разработки стратегии работы с негативными эмоциональными проявлениями у лиц зрелого возраста.
Подобные работы
- Связь личностной тревожности с мотивационными особенностями и копинг-стратегиями у мужчин и женщин зрелого возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2021 - ФРУСТРАЦИЯ И ДЕТСКИЕ СТРАХИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - КОРРЕКЦИЯ СОСТОЯНИЯ ФРУСТРАЦИИ ПОДРОСТКОВ С АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Психологические особенности девушек юношеского возраста, имеющих проблемы пищевого поведения (Московский педагогический государственный университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2025 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ЛИЧНОСТИ
В СИСТЕМЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (19.00.11)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 1998 - Психологические условия реабилитации эмоциональной сферы женщин среднего возраста с патологией опорно-двигательного аппарата
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2020 - Психологическое принятие ситуации материнства несовершеннолетними девушками в контексте копинг-стратегий
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2021



