ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ
РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 7
1.1 История становление профориентационной работы в России и за
рубежом 7
1.2 Формы, методы и виды профориентационной работы в школе 14
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ
НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 26
2.1 Характеристика деятельности учителя технологии по организации
профориентационной работы со школьниками 26
2.2 Виды учебно-методической работы учителя технологии по
профориентации школьников 31
2.3 Методика проведения урока технологии по теме «Профессиональные и
жизненные планы. Профессиональная пригодность» 36
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ
РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 7
1.1 История становление профориентационной работы в России и за
рубежом 7
1.2 Формы, методы и виды профориентационной работы в школе 14
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ
НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 26
2.1 Характеристика деятельности учителя технологии по организации
профориентационной работы со школьниками 26
2.2 Виды учебно-методической работы учителя технологии по
профориентации школьников 31
2.3 Методика проведения урока технологии по теме «Профессиональные и
жизненные планы. Профессиональная пригодность» 36
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Актуальность исследования. Социально-экономические преобразования в нашей стране, связанные с переходом к рыночным отношениям, породили множество проблем, одной из которых является проблема безработицы и трудоустройства подрастающего поколения. Возникновение данной проблемы вызвало необходимость нового подхода к решению задач самореализации и самоопределения личности в профессиональной деятельности, адекватного выбора карьеры, сферы приложения личных возможностей в соответствии с определёнными способностями и склонностями к выбранной профессии.
По мнению большинства учёных, выбор жизненного и профессионального пути учащимися начинается не с момента обучения в вузе, а задолго до этого - ещё в школе. В связи с этим одной из важнейших задач общеобразовательной школы является создание условий для самоопределения личности, обеспечение высокого уровня профессиональной мобильности человека в современных условиях. Её решению может содействовать профессионально ориентированная работа, которая является важным гарантом свободы личности в профессиональном самоопределении, соответствующем не только потребностям и запросам общества, но и возможностям и способностям отдельного человека. Именно профориентационная работа является одной из самых перспективных психолого-педагогических форм помощи учащейся молодёжи на современном этапе развития общества, когда постоянно меняющиеся политические, экономические и социальные условия затрудняют и без того довольно сложный выбор профессии.
Государственная важность и социально-экономическая значимость проблем, связанных с самоопределением молодёжи, вызвали большую активность учёных и практиков различных областей знаний, работающих над разработкой ряда аспектов профориентационной работы.
Основоположниками профориентационной работы считают А. Бине, Ф. Гальтона, Г. Мюнстерберга, Ф. Парсонса и Л. Термена, которыми впервые были разработаны психологические тесты, позволяющие выявлять профессиональные способности человека.
Выделению путей построения профессиональной ориентации в условиях общеобразовательной школы посвящены работы А.Е. Голомштока, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, А.Д. Сазонова, А.П. Чернявской, В.Д. Шадрикова и др. Исследованиями факторов и мотивов, влияющих на выбор профессиональной деятельности учащихся старших классов, занимались Дж. Аткинсон, Е.П. Ильин, И.А. Заборская, Е.А. Климов, Ю.А. Корреляков, О.П. Неменова, Н.С. Пряжников, Л.А. Храмцова и др. Процессы формирования профессиональной направленности в старшем школьном возрасте отражены в работах Э.Ф. Зеера, В.В. Кревневича, К.Д. Левитова, B.C. Лукиной, В.Н. Парамзина, Т.И. Шалавиной и др.
Анализ научно-педагогической литературы по проблеме организации профориентационной работы в общеобразовательной школе, а также учёт её реального состояния позволяют выделить ряд устойчивых противоречий между:
- наличием требований социально-экономической ситуации развития общества в профессионалах высокого качества, способных самообразовываться и профессионально совершенствоваться на протяжении всей жизни, и несформированностью профессиональной направленности у большинства учащихся общеобразовательных школ;
- наличием социально-педагогических требований сознательности и самостоятельности выбора профессии и недостаточной информированностью подрастающего поколения о сложном мире профессий.
Не последнюю роль в формировании профессиональной направленности старшеклассников играет учитель технологии, который как никто другой из учителей-предметников готов адекватно оценить потенциал ребенка, помочь ему разобраться в своих способностях.
В этой связи возникает проблема исследования: каковы особенности организации учебно-методической работы учителя технологии по профессиональной ориентации школьников?
Цель исследования - выявить специфику деятельности учителя технологии по организации профориентационной работы в общеобразовательной школе и разработать учебно-методические материалы для ее проведения в рамках образовательной области «Технология».
Объект исследования: деятельность учителя технологии по организации профориентационной работы со школьниками.
Предмет исследования: учебно-методическая составляющая профориентационной работы учителя технологии.
В соответствии с темой, целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать в исторической ретроспективе становление, развитие и особенности профориентационной работы в отечественной и зарубежной системе образования.
2. Рассмотреть формы, методы и виды профориентационной работы в современной школе.
3. Дать характеристику деятельности учителя технологии по организации профориентационной работы со школьниками.
4. Определить виды учебно-методической работы учителя технологии по профориентации школьников.
5. Разработать методику проведения урока технологии по профессиональной ориентации школьников.
Методологическую основу исследования составили современные концепции педагогики и психологии, определяющие содержание, формы и методы профориентационной работы в образовательном процессе.
Для реализации поставленной цели и решения задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по исследуемой проблеме, нормативно-правовых документов и учебных программ школы; ретроспективный анализ становления и развития профориентации в отечественном и зарубежном образовании; изучение школьной документации, анкетирование.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методики проведения урока технологии по профессиональной ориентации школьников и составлении сборника профориентационных игр и упражнений, которые можно использовать в практике учителей технологии.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
По мнению большинства учёных, выбор жизненного и профессионального пути учащимися начинается не с момента обучения в вузе, а задолго до этого - ещё в школе. В связи с этим одной из важнейших задач общеобразовательной школы является создание условий для самоопределения личности, обеспечение высокого уровня профессиональной мобильности человека в современных условиях. Её решению может содействовать профессионально ориентированная работа, которая является важным гарантом свободы личности в профессиональном самоопределении, соответствующем не только потребностям и запросам общества, но и возможностям и способностям отдельного человека. Именно профориентационная работа является одной из самых перспективных психолого-педагогических форм помощи учащейся молодёжи на современном этапе развития общества, когда постоянно меняющиеся политические, экономические и социальные условия затрудняют и без того довольно сложный выбор профессии.
Государственная важность и социально-экономическая значимость проблем, связанных с самоопределением молодёжи, вызвали большую активность учёных и практиков различных областей знаний, работающих над разработкой ряда аспектов профориентационной работы.
Основоположниками профориентационной работы считают А. Бине, Ф. Гальтона, Г. Мюнстерберга, Ф. Парсонса и Л. Термена, которыми впервые были разработаны психологические тесты, позволяющие выявлять профессиональные способности человека.
Выделению путей построения профессиональной ориентации в условиях общеобразовательной школы посвящены работы А.Е. Голомштока, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, А.Д. Сазонова, А.П. Чернявской, В.Д. Шадрикова и др. Исследованиями факторов и мотивов, влияющих на выбор профессиональной деятельности учащихся старших классов, занимались Дж. Аткинсон, Е.П. Ильин, И.А. Заборская, Е.А. Климов, Ю.А. Корреляков, О.П. Неменова, Н.С. Пряжников, Л.А. Храмцова и др. Процессы формирования профессиональной направленности в старшем школьном возрасте отражены в работах Э.Ф. Зеера, В.В. Кревневича, К.Д. Левитова, B.C. Лукиной, В.Н. Парамзина, Т.И. Шалавиной и др.
Анализ научно-педагогической литературы по проблеме организации профориентационной работы в общеобразовательной школе, а также учёт её реального состояния позволяют выделить ряд устойчивых противоречий между:
- наличием требований социально-экономической ситуации развития общества в профессионалах высокого качества, способных самообразовываться и профессионально совершенствоваться на протяжении всей жизни, и несформированностью профессиональной направленности у большинства учащихся общеобразовательных школ;
- наличием социально-педагогических требований сознательности и самостоятельности выбора профессии и недостаточной информированностью подрастающего поколения о сложном мире профессий.
Не последнюю роль в формировании профессиональной направленности старшеклассников играет учитель технологии, который как никто другой из учителей-предметников готов адекватно оценить потенциал ребенка, помочь ему разобраться в своих способностях.
В этой связи возникает проблема исследования: каковы особенности организации учебно-методической работы учителя технологии по профессиональной ориентации школьников?
Цель исследования - выявить специфику деятельности учителя технологии по организации профориентационной работы в общеобразовательной школе и разработать учебно-методические материалы для ее проведения в рамках образовательной области «Технология».
Объект исследования: деятельность учителя технологии по организации профориентационной работы со школьниками.
Предмет исследования: учебно-методическая составляющая профориентационной работы учителя технологии.
В соответствии с темой, целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать в исторической ретроспективе становление, развитие и особенности профориентационной работы в отечественной и зарубежной системе образования.
2. Рассмотреть формы, методы и виды профориентационной работы в современной школе.
3. Дать характеристику деятельности учителя технологии по организации профориентационной работы со школьниками.
4. Определить виды учебно-методической работы учителя технологии по профориентации школьников.
5. Разработать методику проведения урока технологии по профессиональной ориентации школьников.
Методологическую основу исследования составили современные концепции педагогики и психологии, определяющие содержание, формы и методы профориентационной работы в образовательном процессе.
Для реализации поставленной цели и решения задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по исследуемой проблеме, нормативно-правовых документов и учебных программ школы; ретроспективный анализ становления и развития профориентации в отечественном и зарубежном образовании; изучение школьной документации, анкетирование.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методики проведения урока технологии по профессиональной ориентации школьников и составлении сборника профориентационных игр и упражнений, которые можно использовать в практике учителей технологии.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В заключении данной выпускной квалификационной работы можно сделать следующие выводы:
1. Профессиональная ориентация - это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер помощи человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.
2. Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности учащегося - познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде.
3. Важная роль в осуществлении профориентационной работы в школе принадлежит учителю технологии, который в рамках предмета знакомит учащихся с профессиями, воспитывает интерес к ним. На уроках технологии школьники не только получают определенные знания, но в процессе создания конкретных объектов труда приобретают специальные умения и навыки, пробуют свои силы в практической деятельности, развивают профессиональные интересы и способности.
4. В учебно-методической работе учителя технологии по
профессиональной ориентации можно выделить следующие направления: профессиональное просвещение; профессиональное воспитание; изучение личности школьника в целях профессиональной ориентации, формирование трудовых и профессиональных интересов; педагогическая профконсультация.
5. К основным видам учебно-методической работы учителя технологии по профориентации школьников относятся профориентационные игры и упражнения, профконсультации, анкеты, тесты, опросники.
Нами разработана методика проведения урока технологии по профессиональной ориентации по теме «Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность», а также составлен сборник профориентационных игр и упражнений, которые можно использовать в педагогической практике учителей технологии.
1. Профессиональная ориентация - это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер помощи человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.
2. Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности учащегося - познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде.
3. Важная роль в осуществлении профориентационной работы в школе принадлежит учителю технологии, который в рамках предмета знакомит учащихся с профессиями, воспитывает интерес к ним. На уроках технологии школьники не только получают определенные знания, но в процессе создания конкретных объектов труда приобретают специальные умения и навыки, пробуют свои силы в практической деятельности, развивают профессиональные интересы и способности.
4. В учебно-методической работе учителя технологии по
профессиональной ориентации можно выделить следующие направления: профессиональное просвещение; профессиональное воспитание; изучение личности школьника в целях профессиональной ориентации, формирование трудовых и профессиональных интересов; педагогическая профконсультация.
5. К основным видам учебно-методической работы учителя технологии по профориентации школьников относятся профориентационные игры и упражнения, профконсультации, анкеты, тесты, опросники.
Нами разработана методика проведения урока технологии по профессиональной ориентации по теме «Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность», а также составлен сборник профориентационных игр и упражнений, которые можно использовать в педагогической практике учителей технологии.
Подобные работы
- ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (УЧИТЕЛЬ ХИМИИ)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование готовности школьников к выбору профессии средствами дисциплины «Технология»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2020 - Организация профессиональной ориентации обучающихся инженерных классов на основе использования STEAM-технологий
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2024 - ВЛИЯНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПО ГЕОГРАФИИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ОРИЕНТАЦИЮ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2016 - ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2020 - Управление развитием школьных практик профессиональной ориентации в сфере гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (Томский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОГРАММЫ
ПРОФОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ, КАК
ИНСТРУМЕНТ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Организация внеучебной воспитательной работы в педагогическом колледже
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004



