ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ
РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 7
1.1 История становление профориентационной работы в России и за
рубежом 7
1.2 Формы, методы и виды профориентационной работы в школе 14
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ
НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 26
2.1 Характеристика деятельности учителя технологии по организации
профориентационной работы со школьниками 26
2.2 Виды учебно-методической работы учителя технологии по
профориентации школьников 31
2.3 Методика проведения урока технологии по теме «Профессиональные и
жизненные планы. Профессиональная пригодность» 36
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Актуальность исследования. Социально-экономические преобразования в нашей стране, связанные с переходом к рыночным отношениям, породили множество проблем, одной из которых является проблема безработицы и трудоустройства подрастающего поколения. Возникновение данной проблемы вызвало необходимость нового подхода к решению задач самореализации и самоопределения личности в профессиональной деятельности, адекватного выбора карьеры, сферы приложения личных возможностей в соответствии с определёнными способностями и склонностями к выбранной профессии.
По мнению большинства учёных, выбор жизненного и профессионального пути учащимися начинается не с момента обучения в вузе, а задолго до этого - ещё в школе. В связи с этим одной из важнейших задач общеобразовательной школы является создание условий для самоопределения личности, обеспечение высокого уровня профессиональной мобильности человека в современных условиях. Её решению может содействовать профессионально ориентированная работа, которая является важным гарантом свободы личности в профессиональном самоопределении, соответствующем не только потребностям и запросам общества, но и возможностям и способностям отдельного человека. Именно профориентационная работа является одной из самых перспективных психолого-педагогических форм помощи учащейся молодёжи на современном этапе развития общества, когда постоянно меняющиеся политические, экономические и социальные условия затрудняют и без того довольно сложный выбор профессии.
Государственная важность и социально-экономическая значимость проблем, связанных с самоопределением молодёжи, вызвали большую активность учёных и практиков различных областей знаний, работающих над разработкой ряда аспектов профориентационной работы.
Основоположниками профориентационной работы считают А. Бине, Ф. Гальтона, Г. Мюнстерберга, Ф. Парсонса и Л. Термена, которыми впервые были разработаны психологические тесты, позволяющие выявлять профессиональные способности человека.
Выделению путей построения профессиональной ориентации в условиях общеобразовательной школы посвящены работы А.Е. Голомштока, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, А.Д. Сазонова, А.П. Чернявской, В.Д. Шадрикова и др. Исследованиями факторов и мотивов, влияющих на выбор профессиональной деятельности учащихся старших классов, занимались Дж. Аткинсон, Е.П. Ильин, И.А. Заборская, Е.А. Климов, Ю.А. Корреляков, О.П. Неменова, Н.С. Пряжников, Л.А. Храмцова и др. Процессы формирования профессиональной направленности в старшем школьном возрасте отражены в работах Э.Ф. Зеера, В.В. Кревневича, К.Д. Левитова, B.C. Лукиной, В.Н. Парамзина, Т.И. Шалавиной и др.
Анализ научно-педагогической литературы по проблеме организации профориентационной работы в общеобразовательной школе, а также учёт её реального состояния позволяют выделить ряд устойчивых противоречий между:
- наличием требований социально-экономической ситуации развития общества в профессионалах высокого качества, способных самообразовываться и профессионально совершенствоваться на протяжении всей жизни, и несформированностью профессиональной направленности у большинства учащихся общеобразовательных школ;
- наличием социально-педагогических требований сознательности и самостоятельности выбора профессии и недостаточной информированностью подрастающего поколения о сложном мире профессий.
Не последнюю роль в формировании профессиональной направленности старшеклассников играет учитель технологии, который как никто другой из учителей-предметников готов адекватно оценить потенциал ребенка, помочь ему разобраться в своих способностях.
В этой связи возникает проблема исследования: каковы особенности организации учебно-методической работы учителя технологии по профессиональной ориентации школьников?
Цель исследования - выявить специфику деятельности учителя технологии по организации профориентационной работы в общеобразовательной школе и разработать учебно-методические материалы для ее проведения в рамках образовательной области «Технология».
Объект исследования: деятельность учителя технологии по организации профориентационной работы со школьниками.
Предмет исследования: учебно-методическая составляющая профориентационной работы учителя технологии.
В соответствии с темой, целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать в исторической ретроспективе становление, развитие и особенности профориентационной работы в отечественной и зарубежной системе образования.
2. Рассмотреть формы, методы и виды профориентационной работы в современной школе.
3. Дать характеристику деятельности учителя технологии по организации профориентационной работы со школьниками.
4. Определить виды учебно-методической работы учителя технологии по профориентации школьников.
5. Разработать методику проведения урока технологии по профессиональной ориентации школьников.
Методологическую основу исследования составили современные концепции педагогики и психологии, определяющие содержание, формы и методы профориентационной работы в образовательном процессе.
Для реализации поставленной цели и решения задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по исследуемой проблеме, нормативно-правовых документов и учебных программ школы; ретроспективный анализ становления и развития профориентации в отечественном и зарубежном образовании; изучение школьной документации, анкетирование.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методики проведения урока технологии по профессиональной ориентации школьников и составлении сборника профориентационных игр и упражнений, которые можно использовать в практике учителей технологии.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В заключении данной выпускной квалификационной работы можно сделать следующие выводы:
1. Профессиональная ориентация - это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер помощи человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.
2. Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности учащегося - познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде.
3. Важная роль в осуществлении профориентационной работы в школе принадлежит учителю технологии, который в рамках предмета знакомит учащихся с профессиями, воспитывает интерес к ним. На уроках технологии школьники не только получают определенные знания, но в процессе создания конкретных объектов труда приобретают специальные умения и навыки, пробуют свои силы в практической деятельности, развивают профессиональные интересы и способности.
4. В учебно-методической работе учителя технологии по
профессиональной ориентации можно выделить следующие направления: профессиональное просвещение; профессиональное воспитание; изучение личности школьника в целях профессиональной ориентации, формирование трудовых и профессиональных интересов; педагогическая профконсультация.
5. К основным видам учебно-методической работы учителя технологии по профориентации школьников относятся профориентационные игры и упражнения, профконсультации, анкеты, тесты, опросники.
Нами разработана методика проведения урока технологии по профессиональной ориентации по теме «Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность», а также составлен сборник профориентационных игр и упражнений, которые можно использовать в педагогической практике учителей технологии.
1. Аванесов, В.С. Методологический анализ понятия
«профориентация» / В.С. Аванесов // Проблемы профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях осуществления реформы общеобразовательной и профессиональной школы: межвузовский сборник научных трудов. - Красноярск: КПИ, 1985. - 128 с.
2. Барбарига, А. Подготовка к труду в школах Англии / А. Барбарига // Народное образование. - 1987. - № 1. - С. 23-25.
3. Бобровская, Л.Н. Элективный курс профориентационной направленности «Информационная подготовка» / Л.Н. Бобровская, Е.А. Просихина, Е.А. Сапрыкина. - М.: Образование, 2007. - 189 с.
4. Бобровская, Л.Н. Элективный курс профориентационной направленности «Человек и профессия» / Л.Н. Бобровская, Е.А. Просихина, Е.А. Сапрыкина. - М.: Образование, 2007. - 180 с.
5. Голомшток, А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника: (Воспитательная концепция профессиональной ориентации) / А.М. Голомшток. - М.: Педагогика, 1979. - 160 с.
6. Грецов, А.Г. Выбираем профессию / А.Г. Грецов. - СПб.: Питер, 2007. - 216 с.
7. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С.Н. Чистяковой. - М.: Просвещение, 1998. - 112 с.
8. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования в ФРГ / Э.Ф. Зеер // Педагогика. - 1993. - №4. - С. 106-110.
9. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития / Э.Ф. Зеер. - М.: Академия, 2007. - 240 с.
10. Климов, Е.А. Как выбрать профессию. Книга для учащихся старших классов / Е.А. Климов. - М.: Просвещение, 2007. - 390 с.
11. Кон, И.С. В поисках себя / И.С. Кон. - М.: Наука, 2006. - 329 с.
12. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Министерство образования Российской Федерации, Российская академия образования) // Стратегии образования, 2002. - № 3. - С. 23-26.
13. Крицкий А. Планирование карьеры старшеклассников / А. Крицкий // Народное образование - 2009. - № 1. - С. 207-213.
14. Крупская, Н.К. О профессиональной ориентации школьников / Н.К. Крупская. - М.: Просвещение, 1965. - 276 с.
15. Лернер П.С. Проектирование образовательной среды по формированию профориентационно значимых компетентностей учащихся / П.С. Лернер // Школьные технологии. - 2007. - № 5. - С. 86-92.
16. Макаева, О.А. Я выбираю профессию / О.А. Макаева, Е.С. Григорьева. - М.: Юнекс, 2008. - 390 с.
17. Материалы Минобрнауки России “О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации” // Директор школы. - 2009. - № 2. - С. 20-22.
18. Мир профессий: Человек-техника. Человек-природа. Человек- человек. Человек - знаковая система / Составитель Р.Д. Каверина. - М. Молодая гвардия, 2005. - 276 с.
19. Михайлова, М.В. Особенности профессионального
самоопределения современных старшеклассников / М.В. Михайлова // СОТИС - современные технологии, исследования. - 2006. - № 3. - С. 36-47.
20. Николаева, И.В. Развитие идеи профориентационной работы в отечественной и зарубежной школах / И.В. Николаева [Электронный ресурс].
- Режим доступа:http://festival.1september.ru/articles/510519,свободный.
21. Пинский, А.А. Предпрофильная подготовка: начало эксперимента.
- М.: Альянс Пресс, 2004. - 312 с.
22. Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание
профессионального становления человека / Ю.П. Поваренков. - М.: УРАО, 2002. - 160 с.
23. Профессиональная ориентация молодежи / А.Д. Сазонов [и др.]. - М.: Высшая школа, 1989. - 272 с.
24. Профессиональная ориентация на рынке труда. Образовательная программа / Сост. М.А. Бендюков, О.Е. Александрова. - М.: Прогресс, 2006. -80 с.
25. Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения / Н.С. Пряжников. - М.: Прогресс, 2007. - 109 с.
26. Пряжников, Н.С. Карточные профконсультационные методики. Учебное пособие / Н.С. Пряжников. - М.: Профцентр, 2003. - 256 с.
27. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение/ Н.С. Пряжников. - М.: ИЛЛ, Воронеж: МОДЭК, 2006. - 246 с.
28. Пряжников, Н.С. Профориентационные игры: Проблемные
ситуации, задачи, карточные методики / Н.С. Пряжников. - М.: Изд-во МГУ, 2001. - 87 с.
29. Пряжников, Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) / Н.С. Пряжников. - М.: ВАКО, 2006. - 288 с.
30. Пряжников, Н.С. Теория и практика профессионального
самоопределения / Н.С. Пряжников. - М.: МГ1П1И, 1999. - 108 с.
31. Пряжников, Н.С. Игры и методики для профессионального
самоопределения старшеклассников / Н.С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. - М.: Первое сентября, 2004. - 224 с.
32. Психологические основы профессиональной деятельности: Хрестоматия / Сост. и общ. ред. В.А. Бодров. - М.: Логос, 2007. - 855 с.
33. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М. Митиной. - М.: МПСИ; Флинта, 1998. - 184 с.
34. Резапкина, Г.В. «Я и моя профессия»: Программа
профессионального самоопределения для подростков / Г.В. Резапкина. - М.: Дарнекс, 2000. - 165 с.
общеобразовательной школе Японии / Е.И. Руднева, С.С. Семилетов // Советская педагогика. - 1985. - №4. - C. 12-15.
36. Савченко, М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / М.Ю. Савченко. - М.: ВАКО, 2006. - 240 с.
37. Симоненко, В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения / В.Д. Савченко. - М.: Просвещение, 1990. - 276 с.
38. Укке, Ю.В. Диагностика сознательного выбора профессий у японских школьников / Ю.В. Укке // Вопросы психологии. - 1990. - №6. - С. 150-157.
39. Фадеева, Е.И. От выбора профессии к успеху в жизни: Учебно- методич. пособие / Е.И. Фадеева, М.И. Ясюкевич. - М.: Перспектива, 2008. - 125 с.
40. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: теория,
эксперимент, тренинг: Учеб. пособие / Л.Б. Шнейдер. - М.: МПСИ, 2004. - 600 с.