Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №87569

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы116
Год сдачи2013
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
204
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 8
1.1 Сущность и природа нравственного развития личности 8
1.2 Содержание и направление формирования нравственных ценностей
как основа нравственного воспитания младших школьников 13
1.3 Формирование нравственных ценностей младших школьников
в процессе проведения этических бесед 26
Выводы по 1 главе 33
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ВО ВРЕМЯ
ПРОВЕДЕНИЯ ЭТИЧЕСКИХ БЕСЕД 35
2.1 Процедура и методика исследования нравственных ценностей
младших школьников 35
2.2 Разработка содержания этических бесед, способствующих
формированию нравственных ценностей у младших школьников 45
2.3 Анализ эффективности формирования нравственных ценностей
у младших школьников 52
Выводы по 2 главе 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования. Задача формирования нравственных ценностей молодого поколения имеет огромное значение и в настоящее время является приоритетной для нашего государства. Ежедневно, сталкиваясь с проявлением жестокости, ростом компьютерной зависимости, игромании, беспризорности среди детей, можно с уверенностью сказать, что всё это проявления падения нравственности. На государственном уровне был принят ряд документов, определяющих основные тенденции политики в образовании на ближайшую перспективу: национальная доктрина образования в Российской Федерации (постановление Правительства РФ № 751 от 04.10.2000. «О национальной доктрине образования Российской Федерации»); Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года программа модернизации педагогического образования (приказ Минобразования России от 01.04.2003 № 1313 «О программе модернизации педагогического образования»); Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы. (Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61)
Среди основных задач, сформулированных в документах, были названы следующие: Обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры. Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Воспитание патриотов России, обладающих высокой нравственностью, гражданской ответственностью, правовым самосознанием, духовностью и культурой. Но, во-первых, механизмы реализации данных задач не раскрыты, а, во-вторых, современные реалии требуют (по мнению молодых людей) жёсткости, уверенности, своего рода приспособленчества, умения поступиться с моральными нормами ради выгоды. И все эти качества направлены на конечный результат: благосостояние. Сложилось основное противоречие между средой и личностью, а именно: между сегодняшней жизнью школьника (с её экономическими, нравственными, духовными, экологическими проблемами) и необходимостью подготовки его к взрослой жизни в быстро меняющемся мире, чтобы ребёнок не только многому научился и мог применять опыт в современной жизни, но и не растерял нравственные ценности, самые лучшие качества личности.
Состояние и степень разработанности проблемы. Для исследования нравственных ценностей личности большое значение имели теории самоопределения человека, которым были посвящены работы М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, Л.И. Божович, теории взаимодействия человека с другими людьми в «зоне ближайшего развития» по Л.С. Выготскому, общения человека, в котором все явления и ценности могут быть освоены только в диалоге, как отметили Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, саморазвития личности утверждают В.И. Андреев, Л.Н. Куликова, С.Д. Поляков, И.Ф. Харламов.
Для нашего исследования представляются важными положения, затрагивающие проблемы формирования нравственных ценностей подрастающего поколения, которой посвятили свои труды Б.Т. Лихачёв, Е.Н. Медынский, Л.М. Архангельский, Ю.П. Сокольников, Ю.Л. Азаров, О.С. Богданова, Н.И. Болдырев, В.И. Петрова. Необходимо также отметить значимость для нашего исследования определений сущности морали и нравственных ценностей для воспитания подрастающего поколения, которые стали предметом изучения таких учёных, как С.И. Архангельский, В.А. Блюмкин, Г.Н. Волков, Д.М. Гришин, С.А. Козлова, Л.В. Рувинский, П.С. Гуревич, Н.Е. Щуркова.
Эффективность формирования нравственных ценностей у младших школьников будет заключаться в том, что воспитательные приемы будут способствовать раскрытию и развитию духовно-нравственных качеств школьников, а именно доброты, справедливости, уважения к другим людям. Всё это возможно реализовать в организации и проведении этических бесед.
Если у личности не сформированы этические нормы поведения и взаимоотношений, то формирование нравственности будет носить характер усвоения знания, запоминания, а не понимания и принятия этих норм. Обществу нужна личность, обладающая позитивными этическми знаниями и нравственными качествами. Основой формирования нравственных ценностей личности является этическая беседа с младшим школьником отмечает Е.О.Смирнова.
В процессе этической беседы с младшим школьником происходит накопление знаний о нормах и требованиях морали приобретает важное значение. В связи с этим очевидна необходимость организации этического просвещения младших школьников, формирование у них норм нравственности и морали. Очевидна и необходимость организации специальной работы педагога над разъяснением сущности этических норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе.
Объект исследования - этические беседы с детьми младшего школьного возраста.
Предмет исследования - этические беседы в формировании нравственных ценностей детей младшего школьного возраста.
Цель - теоретически обосновать эмпирически проверить влияние этической беседы на формирование нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
- определить сущность и природу нравственного развития личности
- рассмотреть содержание и направление формирования нравственных ценностей как основу нравственного воспитания младших школьников.
- охарактеризовать особенности формирования нравственных ценностей младших школьников в процессе проведения этических бесед
- организовать и провести исследование нравственных ценностей во время проведения этических бесед.
- проанализировать эффективность формирования нравственных ценностей у младших школьников.
Гипотеза работы. Формирование у младших школьников нравственных ценностей в этической беседе будет эффективным при использовании приемов:
- способствующих формированию нравственных убеждений на основе выявления идейного содержания;
- способствующих формированию нравственных чувств посредством сопоставления чувств персонажей беседы и собственных чувств;
- направленных на применение усвоенных ценностей в поведении.
- методическое сопровождение формирования нравственных ценностей детей в этической беседе формирует их нравственные представления.
Методологическая основа исследования. В основе предлагаемой технологии формирования нравственных ценностей лежит гуманистический подход, берущий своё начало в трудах Б. Спинозы, И. Канта, К.Д. Ушинского, Я. Корчака, и др., целостный подход, рассматривающий человека (педагога и ребёнка) в единстве телесного, душевного и духовного аспектов, как отмечали Н.А. Бердяев, Л.С. Рубинштейн, М.М. Бахтин. Аксиологический (ценностный) подход, изучением которого занимались В.А. Караковский, Н.Е. Щуркова, ориентированный на определённый набор ценностей, в нашей технологии представлен общечеловеческими ценностями, Добро, Мир, Красота, Знания, Семья, Культура, Труд, Отечество.
Методы:
теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, прогнозирование;
- эмпирические: анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности, создание ситуаций выбора;
- методы обработки данных: количественный и качественный анализ экспериментальных данных;
- методы презентаций данных: таблицы, диаграмма.
Практическая значимость исследования. Описанные классные часы и этические беседы могут быть использованы педагогами в работе с детьми младшего школьного возраста.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил раскрыть сущность понятий «воспитание», «нравственность», «мораль», «нравственное воспитание», «ценности». В соответствии c И.С. Артюховой понятие «нравственные ценности» в работе определялось как высшие ценности человека, главными категориями их определяющими являются категории добра и совести, должного во благо; они охватывают совокупность действий, принципов, норм нравственного поведения и слагаются на основе тех реальностей и поступков, на основе которых человек оценивает, одобряет, то есть воспринимает их как добрые, благие, справедливые [5]. У младших школьников в первую очередь должны быть сформированы такие ценности, как доброта, честность, внимательное и уважительное отношение к другим людям. В процессе изучения литературы, на основе исследования работ Б.Т. Лихачева, Т.В. Рыжковой, Б.И. Додонова, М.Н. Аплетаева, Т.Ю. Сычева, С.И. Маслова, Л.Ю. Сироткина и др. были сделаны следующие выводы: во всех исследованиях традиционно выделяют три направления формирования нравственных ценностей: когнитивное, эмоциональное и поведенческое. В связи с этим психолого-педагогический механизм формирования у младших школьников нравственных ценностей включает три существенных компонента: знания, эмоции и воля.
Для проверки эффективности названных приемов была проведена опытно-экспериментальная работа. Экспериментальной базой являлся 2 «А» класс МОУ СОШ №8 г. Лениногорск. Критериями и показателями оценивания уровня сформированности нравственных ценностей у учащихся являлись: когнитивный (наличие ценностных убеждений, устойчивость ценностных убеждений), эмоциональный (наличие положительных эмоциональных переживаний, связанных с ценностью, устойчивость положительных эмоциональных переживаний, связанных с ценностью), поведенческий (проявление ценностей в поведении, устойчивость проявления ценностей в поведении).
Результаты показали, что 5 человек экспериментального класса имеют высокий уровень сформированности нравственных ценностей, 9 учеников находятся на среднем уровне и у 6 человек низкий уровень. Анкетирование и анализ продуктов деятельности показали, что нравственные убеждения у детей были сформированы не в полной мере, учащиеся проявляли неустойчивые ценностные убеждения, их мнение во многом зависело от мнения окружающих. Создание ситуаций выбора показало, что дети относились невнимательно и неуважительно к старшим и ровесникам. Ценности в поведении проявлялись только при явном контроле со стороны взрослых.
С целью повышения уровня сформированности у учащихся нравственных ценностей был проведен формирующий этап экспериментальной работы.
Для эффективного формирования нравственных ценностей нами были разработаны и апробированы этические беседы. Форма организации работы: классные часы в виде этической беседы.
Все приемы в запланированных мероприятиях были удачно реализованы. Для детей такая работа была интересна, познавательна и носила воспитывающий характер, они активно включались в работу и с охотой делились своими чувствами и переживаниями, стали задумываться о нравственном смысле слов и поступков, что проявилось и в поведении.
По окончании формирующего эксперимента был проведен контрольный срез.
Проведение формирующего эксперимента дало положительные результаты, что подтвердилось на контрольном этапе эксперимента. Для диагностики использовался тот же инструментарий, что и на констатирующем этапе. По итогам эксперимента 3 детей с низкого уровня
поднялись на средний и 3 детей со среднего уровня поднялись на высокий. У детей, уровень сформированности нравственных ценностей которых остался без изменения, была заметна благоприятная тенденция к нравственному совершенствованию. Разработанные нами этические беседы помогли сформировать у детей уважительное и внимательное отношение к окружающим, честность, доброту. Исследование показало, что у детей стали появляться собственные нравственные убеждения, дети отвечали на вопросы анкеты и теста более полно, осмысленно. Из наблюдения и создания ситуаций выбора было видно, что дети стали внимательнее, уважительнее относится друг к другу, помогать, в отношениях между одноклассниками стало меньше равнодушия к чужим проблемам.
Сравнение результатов первого и второго срезов доказывает эффективность приемов формирования нравственных ценностей у младших школьников в этической беседе, то есть гипотеза была подтверждена, задачи реализованы, цель исследования достигнута.



1. Аверина Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников // Начальная школа. 2007. № 11.
2. Азбука нравственного воспитания [Текст]/ под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. - М.: Просвещение, 2003. - 317 с.
3. Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография / М.Н.Аплетаев:- Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000.-112с.
4. Аппаева, Ж. Г. Знания неотделимы от нравственности [Текст]/ Ж.Г. Аппаева// Начальная школа. -2009. - №8. - С. 105-107.
5. Артюхова, И.С. Ценности и воспитание [Текст]/ И.С. Артюхова// Педагогика. - 1999.- №4.- С. 42-48.
6. Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание [Текст]/ Н.В. Архангельский. - М.: Просвещение, 2002. - 176 с.
7. Бабанский Ю.К. Педагогика: уч. пособие / Ю.К. Бабанский: - Москва: Изд-во Просвещение, 2001.-374с.
8. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебном - воспитательном процессе. М.: Школьная пресса, 2008.
9. Биери П. Что значит быть образованным человеком? // Новые Знания № 4, 2008
10. Бобровская, Г.В. Формирование нравственных представлений у младших школьников в процессе чтения произведений детской литературы [Текст]/ Г.В. Бобровская// Начальная школа. - 2011. - № 2. - С. 5-7.
11. Богданова О.С. Этические беседы со школьниками: текст / О.С. Богданова: - Москва, 2007.-310с.
12. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей [Текст]/ Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2005. - 179 с.
13. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание
школьников [Текст]/ Н.И. Болдырев. - М.: Просвещение, 2003. - 155 с.
14. Васильева, З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности [Текст] / З.Н. Васильева. - М.: Просвещение, 1978. - 196 с.
15. Величко, О.Ю. Методы стимулирования нравственного развития младших школьников [Текст]/ О.Ю. Величко//Начальная школа. - 2010. - №7. - С. 97 - 100.
16. Воробьева К.Н. Семьеведение // Учебно-методическое пособие. - Калуга: Изд- во КГПУ им. К.Э. Циолковского. - 2008.
17. Воробьева К.Н. Социально-педагогические условия совершенствования семейного воспитания в период современного развития общества // Материалы Всероссийского научно-практического семинара «Педагогика и психология домашнего образования». - СПб.: «САГА», 2006.
18. Воронов В. Что нужно знать о молодежной нравственной культуре // Воспитание школьников. - М.: «Школа Пресс», 2008. - №4. - с. 20-25.
19. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]/ под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
20. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка/ В.И. Даль: - Москва: Изд-во АСТ, 2007. - 1280с.
21. Динамика ценностей населения реформируемой России. - М.,
2006. - С. 42.
22. Дробницкий, О.Г. Проблемы нравственности [Текст] / О.Г. Дробницкий. - М. : Просвещение, 2003. - 204 с.
23. Занковские педагогические чтения: Опыт: Достижения: Перспективы / Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова. - М.: Изд. дом «Федоров», 2007.
24. Зубра А.С. Культура личности как духовная ценность: Пособие для педагогов, воспитателей, учителей, студентов. - Мн.: Универс-е, 2008.- с. 184.
25. Иванова, Н.Г., Семенова Л.И. Формирование нравственных качеств личности [Текст]/ Н.Г. Иванова, Л.И. Семенова// Начальная школа.
- 2011. - №10. - С. 10-13.
26. Каиров И.А. Азбука нравственного воспитания: уч. пособие / И.А. Каиров: - Москва: Изд-во Дрофа, 2006.- 201с.
27. Калинина, Л.В. Ориентация младших школьников на нравственные ценности [Текст]/ Л.В. Калинина// Начальная школа. - 2011.
- №1. - С. 46 - 50.
28. Кетова, Т.В. Классные часы духовно нравственной направленности [Текст]/ Т.В. Кетова// Начальная школа. - 2011. - №9. - С.76-78.
29. Коджаспирова Г.М. Педагогика. - М.: Гардарики, 2009.- 528с.
30. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике [Текст]/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: ИКУ «МарТ», 2005. - 448 с.
31. Колдунов Я.И. Нравственное воспитание личности школьника: уч. пособие / Я.И. Колдунова: - Калуга: 2007.-197с.
32. Кузнецова Л.В. Гармоническое развитие личности младшего школьника: уч. пособие / Л.В. Кузнецова: - Москва: Изд-во Просвещение, 2008.-241с.
33. Кучерова О. Е. Воспитание духовности в системе учебно-воспитательной работы// Начальная школа. 2006. № 11.
34. Лаптенок А.С. Нравственная культура личности: Условия формирования / Под. ред. Лаптенка А.С. - Мн.: 2007. - с. 180.
35. Леонова, Н.А. Младший школьник: опыт нравственного поведения [Текст]/ Н.А. Леонова// Начальная школа. - 2010.- №5. - С. 22¬26.
36. Лихачев, Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Б.Т.
Лихачев. - М.: Юрайт, 2008.- 523 с.
37. Луков Вал. А. Исследование молодежной проблематики в России// Знание. Понимание. Умение, 2009
38. Марьенко, И.С. Нравственное становление личности школьника [Текст]/ И.С. Марьенко. - М.: Просвещение, 1985. - 364 с.
39. Маслов Н. В. Чтобы спасти души наших детей // Начальная школа. 2007. № 11.
40. Маслов, С.И. Эмоционально-ценностный компонент начального образования [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов/ С.И. Маслов. - М.: 2000. - 302 с.
41. Матвеева, Л. И. Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения [Текст]/ Л.И. Матвеева. - Л.: ЛГИИ им. А.И. Герцена, 1989. - 242 с.
42. Монастырева Г.О. Роль библиотек в духовно - нравственном воспитании молодежи // Педагогика. - М., 2007. - №5.
43. Морозова Т.В. Обзор информации. «Обзоры по информационному обеспечению общесоюзных науч.-пед. Программ.» / Т.В. Морозова // Обзор информ.вып. - 2001. - №5. - с.3
44. Мулярчик, Н.Н. Ступенька к познанию, что такое хорошо и что такое плохо [Текст]/ Н.Н. Мулярчик// Начальная школа. - 2011. - №10. - С. 8-10.
45. Немов Р.С. Психология: уч. пособие / Р.С. Немов: - Москва: Изд-во Просвещение, 2000.-691с.
46. Нравственно воспитание личности: Учебно - методические рекомендации. / сост. Левчук З. - Брест: Бел ГУ, 2009. - с. 43.
47. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов. Н.Ю. Шведова. - 2 изд. - Москва: Изд-во ЭЛИИС, 2003. - 944 с.
48. Панкова Т.А. О становлении нравственных и гражданских позиций школьников // Социологические исследования. - 2009. - № 5.
49. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов и
пед. колледжей/ под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 608 с.
50. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. институтов/ Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др. / под. ред. Ю.К. Бабанского. - 2-е изд., доп. и перераб. - М., Просвещение, 1998. - 479 с.
51. Подласый П.И. Педагогика: уч. пособие / П.И. Подласый: - Москва: Изд-во Просвещение, 2001. - 437 с.
52. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс [Текст]: учеб.для студ. пед. вузов: в 2 кн. Кн. 2: Процесс воспитания/ И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 575 с.
53. Провоторова, В.П. Нравственное развитие младших школьников во внеучебной деятельности [Текст] / В.П. Проворотова// Начальная школа. - 2011. - № 1. - С . 51-53.
54. Рапацевич, Е.С. Новейший психолого-педагогический словарь [Текст] / Е.С. Рапацевич. - Беларусь: Интерпрессервис, 2010. - 928 с.
55. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности: текст / А.З. Рахимов: - СПб.: Питер, 2008 - 169 с.
56. Реан А.А. Психология и педагогика: уч. пособие / А.А. Реа: - СПб.: Питер, 2000. - 263 с.
57. Рожков, М.И. Байбородова, Л.В. Организация воспитательного процесса в школе[Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 450 с.
58. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников: уч. пособие / С.Л. Рубинштейн: - Москва: Изд-во Просвещение, 1996. - 350с.
59. Русецкая А. Влияние средств массовой коммуникации на формирование нравственных ценностей молодежи // Ученые записки. - М.,2007. - №1.
60. Рыжкова, Т.В. Литературное развитие младших
школьников [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Т.В.Рыжкова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006. - 140 с.
61. Сироткина, Е.Я. Формирование у младших школьников представлений о нравственном поведении [Текст] / Е.Я.Сироткина // Начальная школа. - 2011. - №8. - С. 29 - 32.
62. Скокова Г.В. Современные методы духовно-нравственного воспитания // Начальная школа. 2006. № 11.
63. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под. ред. В.А. Сластенина. - 7-е из., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 576 с.
64. Степанова, Н.Е. Александрова, М.А.Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа [Текст]: классному руководителю о классном часе: / под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой М.А. - М.: Ювента, 2010. - 129 с.
65. Стефаненко, Н.А., Тульская, О.Ф. Нравственно этическая оценка поступка литературного героя [Текст]/ Н.А. Стефаненко, О.Ф. Тульская// Начальная школа. - 2011. - .№11. - С. 34-38.
66. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В 5т. Т.2 / В.А. Сухомлинский: - Москва: Изд-во Харнест, 2000. - 3425с.
67. Тарасова, Г.И. Нравственная значимость современного урока [Текст] / Г.И. Тарасова// Начальная школа. - 2010. - . №1. - С. 29-30.
68. Трофимова Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника: текст / Н.М. Трофимова: - СПб.: Питер, 2007. - 266 с.
69. Урумбасарова Э.А. Проблема нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки: уч. пособие / Э.А. Урумбасарова: - Алмата, 2000. - 364 с.
70. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. В 4т. Т.2 / К.Д.
Ушинский: - Москва: 1985. - 2208с.
71. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание
школьников: Пособие для классных руководителей. - М.: Просвещение, 2007. - с. 160.
72. Чепиков В.Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников / Учеб.-метод. пособие / В.Т. Чепиков. - Гродно: ГрГУ, 2008. - 189 с..
73. Шилова М.И. Проблема ценностей и цели воспитания: уч. пособие / М.И. Шилов: - Москва: Изд-во Просвещение 2001.-329с.
74. Шитякова Н. П. Анализ программ духовно-нравственного воспитания младших школьников // Начальная школа. 2006. № 12.
75. Шмерлина И.А. Учить или воспитывать? // Социальная реальность. - 2008. - № 6.
76. Этическое воспитание: методические рекомендации / А.И. Шемшурина.- электрон. Текстовые данные - Москва: ГосНИИ РАО, 2001.
77. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности: текст / М.Г. Яновская: - СПб.: Питер, 2003.-413с


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ