ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 8
1.1 Сущность и природа нравственного развития личности 8
1.2 Содержание и направление формирования нравственных ценностей
как основа нравственного воспитания младших школьников 13
1.3 Формирование нравственных ценностей младших школьников
в процессе проведения этических бесед 26
Выводы по 1 главе 33
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ВО ВРЕМЯ
ПРОВЕДЕНИЯ ЭТИЧЕСКИХ БЕСЕД 35
2.1 Процедура и методика исследования нравственных ценностей
младших школьников 35
2.2 Разработка содержания этических бесед, способствующих
формированию нравственных ценностей у младших школьников 45
2.3 Анализ эффективности формирования нравственных ценностей
у младших школьников 52
Выводы по 2 главе 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Задача формирования нравственных ценностей молодого поколения имеет огромное значение и в настоящее время является приоритетной для нашего государства. Ежедневно, сталкиваясь с проявлением жестокости, ростом компьютерной зависимости, игромании, беспризорности среди детей, можно с уверенностью сказать, что всё это проявления падения нравственности. На государственном уровне был принят ряд документов, определяющих основные тенденции политики в образовании на ближайшую перспективу: национальная доктрина образования в Российской Федерации (постановление Правительства РФ № 751 от 04.10.2000. «О национальной доктрине образования Российской Федерации»); Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года программа модернизации педагогического образования (приказ Минобразования России от 01.04.2003 № 1313 «О программе модернизации педагогического образования»); Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы. (Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61)
Среди основных задач, сформулированных в документах, были названы следующие: Обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры. Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Воспитание патриотов России, обладающих высокой нравственностью, гражданской ответственностью, правовым самосознанием, духовностью и культурой. Но, во-первых, механизмы реализации данных задач не раскрыты, а, во-вторых, современные реалии требуют (по мнению молодых людей) жёсткости, уверенности, своего рода приспособленчества, умения поступиться с моральными нормами ради выгоды. И все эти качества направлены на конечный результат: благосостояние. Сложилось основное противоречие между средой и личностью, а именно: между сегодняшней жизнью школьника (с её экономическими, нравственными, духовными, экологическими проблемами) и необходимостью подготовки его к взрослой жизни в быстро меняющемся мире, чтобы ребёнок не только многому научился и мог применять опыт в современной жизни, но и не растерял нравственные ценности, самые лучшие качества личности.
Состояние и степень разработанности проблемы. Для исследования нравственных ценностей личности большое значение имели теории самоопределения человека, которым были посвящены работы М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, Л.И. Божович, теории взаимодействия человека с другими людьми в «зоне ближайшего развития» по Л.С. Выготскому, общения человека, в котором все явления и ценности могут быть освоены только в диалоге, как отметили Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, саморазвития личности утверждают В.И. Андреев, Л.Н. Куликова, С.Д. Поляков, И.Ф. Харламов.
Для нашего исследования представляются важными положения, затрагивающие проблемы формирования нравственных ценностей подрастающего поколения, которой посвятили свои труды Б.Т. Лихачёв, Е.Н. Медынский, Л.М. Архангельский, Ю.П. Сокольников, Ю.Л. Азаров, О.С. Богданова, Н.И. Болдырев, В.И. Петрова. Необходимо также отметить значимость для нашего исследования определений сущности морали и нравственных ценностей для воспитания подрастающего поколения, которые стали предметом изучения таких учёных, как С.И. Архангельский, В.А. Блюмкин, Г.Н. Волков, Д.М. Гришин, С.А. Козлова, Л.В. Рувинский, П.С. Гуревич, Н.Е. Щуркова.
Эффективность формирования нравственных ценностей у младших школьников будет заключаться в том, что воспитательные приемы будут способствовать раскрытию и развитию духовно-нравственных качеств школьников, а именно доброты, справедливости, уважения к другим людям. Всё это возможно реализовать в организации и проведении этических бесед.
Если у личности не сформированы этические нормы поведения и взаимоотношений, то формирование нравственности будет носить характер усвоения знания, запоминания, а не понимания и принятия этих норм. Обществу нужна личность, обладающая позитивными этическми знаниями и нравственными качествами. Основой формирования нравственных ценностей личности является этическая беседа с младшим школьником отмечает Е.О.Смирнова.
В процессе этической беседы с младшим школьником происходит накопление знаний о нормах и требованиях морали приобретает важное значение. В связи с этим очевидна необходимость организации этического просвещения младших школьников, формирование у них норм нравственности и морали. Очевидна и необходимость организации специальной работы педагога над разъяснением сущности этических норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе.
Объект исследования - этические беседы с детьми младшего школьного возраста.
Предмет исследования - этические беседы в формировании нравственных ценностей детей младшего школьного возраста.
Цель - теоретически обосновать эмпирически проверить влияние этической беседы на формирование нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
- определить сущность и природу нравственного развития личности
- рассмотреть содержание и направление формирования нравственных ценностей как основу нравственного воспитания младших школьников.
- охарактеризовать особенности формирования нравственных ценностей младших школьников в процессе проведения этических бесед
- организовать и провести исследование нравственных ценностей во время проведения этических бесед.
- проанализировать эффективность формирования нравственных ценностей у младших школьников.
Гипотеза работы. Формирование у младших школьников нравственных ценностей в этической беседе будет эффективным при использовании приемов:
- способствующих формированию нравственных убеждений на основе выявления идейного содержания;
- способствующих формированию нравственных чувств посредством сопоставления чувств персонажей беседы и собственных чувств;
- направленных на применение усвоенных ценностей в поведении.
- методическое сопровождение формирования нравственных ценностей детей в этической беседе формирует их нравственные представления.
Методологическая основа исследования. В основе предлагаемой технологии формирования нравственных ценностей лежит гуманистический подход, берущий своё начало в трудах Б. Спинозы, И. Канта, К.Д. Ушинского, Я. Корчака, и др., целостный подход, рассматривающий человека (педагога и ребёнка) в единстве телесного, душевного и духовного аспектов, как отмечали Н.А. Бердяев, Л.С. Рубинштейн, М.М. Бахтин. Аксиологический (ценностный) подход, изучением которого занимались В.А. Караковский, Н.Е. Щуркова, ориентированный на определённый набор ценностей, в нашей технологии представлен общечеловеческими ценностями, Добро, Мир, Красота, Знания, Семья, Культура, Труд, Отечество.
Методы:
теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, прогнозирование;
- эмпирические: анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности, создание ситуаций выбора;
- методы обработки данных: количественный и качественный анализ экспериментальных данных;
- методы презентаций данных: таблицы, диаграмма.
Практическая значимость исследования. Описанные классные часы и этические беседы могут быть использованы педагогами в работе с детьми младшего школьного возраста.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил раскрыть сущность понятий «воспитание», «нравственность», «мораль», «нравственное воспитание», «ценности». В соответствии c И.С. Артюховой понятие «нравственные ценности» в работе определялось как высшие ценности человека, главными категориями их определяющими являются категории добра и совести, должного во благо; они охватывают совокупность действий, принципов, норм нравственного поведения и слагаются на основе тех реальностей и поступков, на основе которых человек оценивает, одобряет, то есть воспринимает их как добрые, благие, справедливые [5]. У младших школьников в первую очередь должны быть сформированы такие ценности, как доброта, честность, внимательное и уважительное отношение к другим людям. В процессе изучения литературы, на основе исследования работ Б.Т. Лихачева, Т.В. Рыжковой, Б.И. Додонова, М.Н. Аплетаева, Т.Ю. Сычева, С.И. Маслова, Л.Ю. Сироткина и др. были сделаны следующие выводы: во всех исследованиях традиционно выделяют три направления формирования нравственных ценностей: когнитивное, эмоциональное и поведенческое. В связи с этим психолого-педагогический механизм формирования у младших школьников нравственных ценностей включает три существенных компонента: знания, эмоции и воля.
Для проверки эффективности названных приемов была проведена опытно-экспериментальная работа. Экспериментальной базой являлся 2 «А» класс МОУ СОШ №8 г. Лениногорск. Критериями и показателями оценивания уровня сформированности нравственных ценностей у учащихся являлись: когнитивный (наличие ценностных убеждений, устойчивость ценностных убеждений), эмоциональный (наличие положительных эмоциональных переживаний, связанных с ценностью, устойчивость положительных эмоциональных переживаний, связанных с ценностью), поведенческий (проявление ценностей в поведении, устойчивость проявления ценностей в поведении).
Результаты показали, что 5 человек экспериментального класса имеют высокий уровень сформированности нравственных ценностей, 9 учеников находятся на среднем уровне и у 6 человек низкий уровень. Анкетирование и анализ продуктов деятельности показали, что нравственные убеждения у детей были сформированы не в полной мере, учащиеся проявляли неустойчивые ценностные убеждения, их мнение во многом зависело от мнения окружающих. Создание ситуаций выбора показало, что дети относились невнимательно и неуважительно к старшим и ровесникам. Ценности в поведении проявлялись только при явном контроле со стороны взрослых.
С целью повышения уровня сформированности у учащихся нравственных ценностей был проведен формирующий этап экспериментальной работы.
Для эффективного формирования нравственных ценностей нами были разработаны и апробированы этические беседы. Форма организации работы: классные часы в виде этической беседы.
Все приемы в запланированных мероприятиях были удачно реализованы. Для детей такая работа была интересна, познавательна и носила воспитывающий характер, они активно включались в работу и с охотой делились своими чувствами и переживаниями, стали задумываться о нравственном смысле слов и поступков, что проявилось и в поведении.
По окончании формирующего эксперимента был проведен контрольный срез.
Проведение формирующего эксперимента дало положительные результаты, что подтвердилось на контрольном этапе эксперимента. Для диагностики использовался тот же инструментарий, что и на констатирующем этапе. По итогам эксперимента 3 детей с низкого уровня
поднялись на средний и 3 детей со среднего уровня поднялись на высокий. У детей, уровень сформированности нравственных ценностей которых остался без изменения, была заметна благоприятная тенденция к нравственному совершенствованию. Разработанные нами этические беседы помогли сформировать у детей уважительное и внимательное отношение к окружающим, честность, доброту. Исследование показало, что у детей стали появляться собственные нравственные убеждения, дети отвечали на вопросы анкеты и теста более полно, осмысленно. Из наблюдения и создания ситуаций выбора было видно, что дети стали внимательнее, уважительнее относится друг к другу, помогать, в отношениях между одноклассниками стало меньше равнодушия к чужим проблемам.
Сравнение результатов первого и второго срезов доказывает эффективность приемов формирования нравственных ценностей у младших школьников в этической беседе, то есть гипотеза была подтверждена, задачи реализованы, цель исследования достигнута.