Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование у подростков коммуникативной компетенции в процессе преподавания немецкого языка

Работа №87563

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы89
Год сдачи2013
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
164
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава I. Теоретические основания процесса формирования коммуникативной компетенции у подростков в ходе преподавания немецкого языка 8
1.1. Понятие «коммуникативная компетенция» и его сущность 8
1.2. Формирование коммуникативной компетенции как цель обучения
иностранному языку 17
1.3. Психолого-педагогические условия эффективного формирования
коммуникативной компетенции у подростков в процессе преподавания немецкого языка 26
Выводы по I главе 37
Глава II. Процесс формирования коммуникативной компетенции у подростков в ходе преподавания немецкого языка 39
2.1. Анализ опыта работы учителей немецкого языка по формированию коммуникативной компетенции у подростков в процессе преподавания
немецкого языка 39
2.2. Результаты констатирующего эксперимента по формированию
коммуникативной компетенции у подростков в процессе преподавания немецкого языка и их анализ 48
2.3. Технология эффективного формирования коммуникативной
компетенции у подростков в процессе преподавания немецкого языка 56
Выводы по II главе 68
Заключение 70
Литература 74
Приложения


Всеобщая информатизация и модернизация общества оказывает все возрастающее влияние на систему образования, которая направлена на интеллектуальное, нравственное, эмоциональное и физическое развитие личности; формирование общей культуры личности, умения адаптироваться к жизни в обществе, а также коммуникативной компетенции школьников. Вхождение России в мировое образовательное пространство, тесное международное сотрудничество требует дальнейшего совершенствования процесса формирования коммуникативной компетенции, что обеспечивает способность школьников участвовать в различных семинарах и конференциях, а также готовность к формированию коммуникативной компетенции как основы самореализации и саморазвития.
На государственно-правовом уровне необходимость формирования коммуникативных навыков и умений отражена в Законе РФ «Об образовании», «Национальной доктрине образования в Российской Федерации (на период до 2025 г.)». Коммуникативная компетенция признана одной из ключевых компетенций, которая обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни. Она означает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.
Проблема формирования коммуникативной компетенции особенно актуальна в основной школе, поскольку отвечает возрастным задачам развития в подростковом и юношеском возрасте и является условием успешного личностного развития школьников.
Коммуникативная компетенция включает знание необходимых для общения языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
В связи с этим особенно актуальной становится проблема формирования коммуникативной компетенции у подростков в процессе обучения немецкому языку в условиях современной информационной среды.
Изучением проблем формирования коммуникативной компетенции у подростков занимались такие известные педагоги и методисты, как И.Л. Бим, Е.Д. Божович, Л.С. Выготский, И.Д. Гальскова, Н.И. Гез, И.А. Зимняя, Г.И. Ибрагимова, В.А. Кан-Калик, И.Ю. Кулагина, Т.П. Леонтьева, Е.И. Пассов, А.В. Хуторской, С.Е. Шишов, А.Н. Щукин и многие др.
Актуальность данной проблемы определили выбор темы исследования: «Формирование коммуникативной компетенции у подростков в процессе преподавания немецкого языка».
Объект исследования - обучение подростков немецкому языку.
Предмет исследования - процесс формирования коммуникативной компетенции у подростков в процессе их обучения немецкому языку.
Целью исследования является выявление психолого-педагогических условий, способствующих успешному формированию коммуникативной компетенции у подростков в процессе обучения немецкому языку, и разработка технологии ее эффективного формирования.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были определены следующие задачи:
1) провести теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по проблеме формирования коммуникативной компетенции у подростков в процессе преподавания немецкого языка и определить структуру коммуникативной компетенции подростков;
2) выявить психолого-педагогические условия эффективного формирования коммуникативной компетенции у подростков в процессе преподавания немецкого языка;
3) обосновать возможности формирования коммуникативной компетенции у подростков в процессе их обучения немецкому языку;
4) разработать и провести констатирующий эксперимент с целью выявления уровней сформированности коммуникативной компетенции учащихся подросткового возраста;
5) разработать технологию эффективного формирования коммуникативной компетенции у подростков в процессе преподавания немецкого языка.
Гипотеза исследования состоит в следующем: эффективность формирования коммуникативной компетенции подростков повысится, если:
1) разработанная технология формирования коммуникативной компетенции у подростков в процессе преподавания иностранного языка будет являться основой данного процесса в реальной педагогической практике;
2) разработанные критерии и показатели позволят эффективно оценить уровни сформированности коммуникативной компетенции у подростков в процессе преподавания немецкого языка;
4) выявленные в процессе реализации разработанной технологии психолого-педагогические условия будут способствовать эффективному формированию коммуникативной компетенции у подростков в процессе преподавания немецкого языка.
Методы исследования:
- теоретические: изучение, отбор, систематизация и анализ отечественной литературы по педагогике, психологии и методике преподавания иностранного языка, прогнозирование, моделирование;
- эмпирические: обобщение педагогического опыта, опрос,
наблюдение, метод экспертной оценки, констатирующий эксперимент, анкетирование, педагогическая интерпретация результатов исследования.
- математические: сравнительно-сопоставительный анализ,
обработка полученных данных (диаграмма, схема).
Исследование проходило в три этапа:
- изучение и анализ теоретических основ данной проблемы в области педагогики, психологии и методики;
- проведение констатирующего эксперимента;
- обобщение и анализ результатов исследования.
Апробация результатов исследования осуществлялась путем участия его автора в итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского Федерального университета.
Основные результаты проведенного исследования приняты в печать: Касимова Л.Р. Формирование коммуникативной компетенции у подростков в процессе преподавания немецкого языка // Материалы заочной Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного общества и роль образования в их разрешении». - Нижнекамск, 2013.
Теоретическая значимость нашего исследования заключается в том, что обобщена и систематизирована сущность коммуникативной компетенции подростков, выявлены возможности уроков иностранного языка для ее формирования, построена теоретическая технология эффективного формирования коммуникативной компетенции подростков.
Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы не только учителями иностранного языка средней общеобразовательной школы, но и учителями других общеобразовательных дисциплин.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Темой нашего исследования является «Формирование коммуникативной компетенции у подростков в процессе обучения немецкому языку». Коммуникативная направленность процесса обучения является одной из основных направлений гуманизации образования. Готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы - требования, предъявляемые сегодняшним обществом к школьнику подросткового возраста. Формирование коммуникативной компетенции, определенной в основополагающих документах об образовании как ключевой, решающей проблему активной социализации личности, обеспечивается достаточным уровнем развития у школьников коммуникативных умений и навыков.
Школа призвана развивать способности школьника реализовать себя в динамичных социально-экономических условиях, уметь адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Нет сомнения, что одной из характеристик его личности становятся коммуникабельность, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных общественных сферах применения языка.
Формирование коммуникативной компетенции один из аспектов гармоничного развития эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Одним из важнейших коммуникативных навыков является умение адекватно реагировать и отвечать на высказывания собеседника, а также, способность поддержать разговор на определенную тему. Решение проблемы коммуникативного развития учащихся подросткового возраста в условиях образовательно-педагогической среды непосредственно зависит от глубокого знания и эффективного использования законов и механизмов развития психики и личности ребенка на каждой ступени онтогенеза, а также специфики и направлений современного образования. Формирование коммуникативной компетенции подростка должно опираться на фундаментальные положения психолого-педагогической науки об основных закономерностях подросткового развития с учетом особенностей школьного процесса обучения, адекватного современным социально-образовательным условиям.
Коммуникативная компетенция, будучи успешно сформированной, обеспечивает растущей личности подростка способность более эффективно решать свои жизненно важные проблемы, усовершенствовать свою личностно-психологическую готовность глубже понимать переживания другого человека, в самых различных жизненных ситуациях выбирать адекватные стратегии коммуникации, в конечном счете, быть готовым к осмысленному непрерывному изменению собственного речевого и социального поведения.
Целью исследования является выявление психолого-педагогических условий, способствующих успешному формированию коммуникативной компетенции у подростков в процессе обучения немецкому языку, а также разработка технологии ее эффективного формирования. В процессе работы над данной проблемой поставленная цель была достигнута.
В ходе нашей работы были реализованы поставленные нами задачи, было проведено анкетирование учителей иностранного языка и учащихся VIII-IX классов средней общеобразовательной школы. В результате работы мы выяснили, что учащиеся VIII-IX класса, изучая иностранный язык, считают необходимым его знание, уверены, что он пригодится им в будущем, но на уроках повышение уровня письменной коммуникативной компетенции происходит недостаточно интенсивно. Они с удовольствием выполняют различные задания, требующие от них самостоятельности, инициативности и творчества. По мнению учителей иностранного языка, применение эффективных методов обучения стимулирует речевое творчество учащихся, создает условия для формирования у них коммуникативных умений.
В теоретическом плане работа показала, что современная теория и практика преподавания иностранного языка имеет ярко выраженную коммуникативную направленность, что способствует всестороннему развитию личности, развитию духовных ценностей учащихся. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что существует проблема формирования коммуникативной компетенции подростков в процессе обучения немецкому языку. В исследовании проблемы изучения коммуникативной компетенции у подростков особенно важными оказались взгляды И.Л. Бим, Е.Д. Божович, Е.А. Быстровой, Н.Д. Гальсковой, Е.С. Полат.
В результате анализа психолого-педагогической литературы и опыта учителей иностранного языка были выявлены противоречия между:
- необходимостью формирования коммуникативной компетенции подростков в процессе преподавания немецкого языка и отсутствием разработанной технологии, позволяющей эффективно формировать данную компетенцию;
- богатыми возможностями предмета «Иностранный язык» в формировании коммуникативной компетенции подростков и недостаточным их использованием в реальной педагогической практике.
Базой исследования являются МБОУ «СОШ №2» г. Елабуга, «СОШ №44» г. Набережные Челны, «СОШ №1» г. Менделеевск, «СОШ №1» г. Мензелинск, «СОШ №3» г. Чистополь, «СОШ № 3» поселка городского типа Аксубаево. В этих школах было проведено анкетирование учителей иностранного языка и проанализирован опыт работы учителей немецкого языка по формированию коммуникативной компетенции у подростков в процессе преподавания немецкого языка, а также было проведено анкетирование школьников подросткового возраста (VIII-IX классы) и проанализированы результаты констатирующего эксперимента по формированию коммуникативной компетенции у подростков в процессе обучения немецкому языку.
В работе получены следующие основные результаты, характеризующиеся научной новизной:
- определена структура коммуникативной компетенции подростков в процессе преподавания немецкого языка;
- разработана технология эффективного формирования коммуникативной компетенции подростков в процессе преподавания немецкого языка;
- выявлены психолого-педагогические условия, активизирующие процесс формирования коммуникативной компетенции подростков в процессе преподавания немецкого языка.
Технология формирования коммуникативной компетенции подростков в процессе преподавания немецкого языка включает цель, задачи, принципы, методы, приемы и психолого-педагогические условия эффективного формирования коммуникативной компетенции у подростков в процессе обучения немецкому языку.



1. Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и школьного возраста средствами театрализованных игр: дисс. канд. пед. наук. - Волгоград, 2001. - 164 с.
2. Астафьева О.Н. Информационно-коммуникативная компетентность личности в условиях становления информационного общества / URL:www.ural-veltsin.ru/useules/media/AstafievaZaharova.doc.
3. Бабкина М.В. О взаимосвязи различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка // Русский язык в школе. - 2004. - № 5. - С. 19-21.
4. Безрукова B.C. Педагогика. - Екатеринбург: СИПИ, 1994. - 380 с.
5. Бермус А.Г Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. URL: www.eidos.ru/joumal/2005/0910-12.htm.
6. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии. - М.: ИПО МО Россия, 1995. - 336 с.
7. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Проблемы и перспективы: учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2103 «Иностр. яз». - М.: Просвещение, 1988. - 256 с.
8. Бим И.Л. Цели обучения иностранному языку в рамках базового курса // Иностранные языки в школе. - 1996. - № 1. - С.15-18.
9. Бодалев А.А. Психология общения. - М.: Просвещение, 1996. - 256 с.
10. Божович Е.Д., Шеина Е.Г. Возможности и ограничения
коммуникативной компетенции подростков // Психологическая наука и образование. - 1999. - №2. - С. 12-15.
11. Божович Е.Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы // Вопросы психологии. - 1997. - №. 7. - С.15¬18.
12. Божович Е.Д. Формирование языковой компетенции // Психология развития. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь. В шести томах. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 118 с.
13. Быстрова Е.А., Львова С.И., Капинос В.И. Обучение русскому языку в школе: учеб.пособие для студентов педагогических вузов. - М.: Дрофа, 2004. - 237 с.
14. Вербицкий A.A. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. - М.: Логос, 2009. - 336 с.
15. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: «Эксмо-Пресс»,
2008. - 672 с.
16. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб.пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.
17. Гальперин Б.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. - М.: Педагогика, 1978. - 424 с.
18. Горелов И.Н., Житников В.Ф., Зюзько М.В., Шкатова Л.А. Умеете ли Вы общаться? - М.: Просвещение, 1991. - 144 с.
19. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. - Школьные технологии. - 2004. - №3. - С. 12-14.
20. Деркач А.А., Щербак С.Ф. Педагогическая эвристика: Искусство овладения иностранным языком. - М.: Педагогика, 1991. - 224 с.
21. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьёва О.В. Введение в практическую и социальную психологию. - М.: Смысл, 1996. - 373 с.
22. ЗеерЭ.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. - М.: Моск. психол.-соц. институт, 2005. -
216 с.
23. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: Московский исследовательский центр подготовки специалистов, 2004. - 108 с.
24. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - Воронеж: ВГУ, 2001. - 193 с.
25. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М.: Педагогика, 1991. - 305 с.
26. Кабардов М.К. Языковые и коммуникативные способности и компетенции // Вопросы психологии. - 1996. - №7. - С. 58-63.
27. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - 190 с.
28. Караулов Ю.Н. Русский язык. Энциклопедия, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия. Дрофа, 1997. - 721 с.
29. Кобзева Н.А. Коммуникативная компетенция как базисная категория современной теории и практики обучения иностранному языку // Молодой ученый. - 2011. - №3. - С. 118-121.
30. Колкер Я.М., Устинова Е.С. Речевые способности: как их формировать? // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 4. - С. 30¬33.
31. Коломиец Б.К., Васильева О.А. Разработка нового поколения
образовательных стандартов высшего образования:
экспериментальный подход // Материалы XIV Всероссийского совещания. - М.: Исследовательский центр проблем качества
подготовки специалистов, 2004. - С. 34-37.
32. Красных В.В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? (Человек. Сознание. Коммуникация). - М.: Диалог, 1998. - 352 с.
33. Круглякова Г.В. Содержание и технология формирования профессиональной информационно-коммуникативной компетенции студентов-филологов: автореф. дис. канд. пед. наук. - Тольятти, 2007. - 243 с.
34. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. - М.:
Просвещение, 1965. - 314 с.
35. Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И и др. Основы специальной психологии. - М.: Издательский центр «Академия»,
2002. - 480 с.
36. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. - М.: Просвещение, 1988. - 192 с.
37. Лебедев O.E. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - №4. - С. 3-12.
38. Левитан К.М. О содержании понятия "коммуникативная компетентность". Перевод и межкультурная коммуникация. - Екатеринбург: Издательство АБМ, 2001. вып. 2. - С. 89-91.
39. Леонтьев А.А. Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия. - М.: Русский язык, 1991. - 360 с.
40. Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе. - М.: Академический проект, 2006. - 588 с.
41. Лубкина Л.В., Позняк Ф.В., Доценко В.И. Формирование
коммуникативных компетенций школьников из опыта работы учителей иностранного языка. /
http://sd1.uchebalegko.ru/docs/100200/index-3271 .html.
42. Мелибурда Е.Л. Психологические возможности улучшения общения. - М.: Прогресс, 1986. - 265 с.
43. Немов Р.С. Психология. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 608 с.
44. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Азъ, 1993. - 819 с.
45. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному
говорению. - М.: Просвещение, 1991. - 245 с.
46. Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М.: Изд-во
МГУ,1989.- 216с.
47. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - 512 с.
48. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. - Иностранные языки в школе. - 1991. - № 2. - С. 3-10.
49. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Новые педагогические и
информационные технологии в системе образования. - М.:
Издательский центр «Академия», 2002. - 272с.
50. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. - М.: ИНФА- М; Новосибирск: ИГАЭиУ, 1997. - 224с.
51. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные
подходы к многоуровневому описанию в методических целях. Серия: О чем спорят в языковой педагогике? - М.: Еврошкола, 2004. - 236 с.
52. Серякова С.Б. Компетентностный подход как направление
модернизации российского образования // Пед. образование и наука. - 2004. - №1. - С. 32-35.
53. Сластенин В.А. Педагогика. - М.: Издательский центр «Академия»,
2003. - 576 с.
54. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. - М.: Просвещение, 2002. - 239 с.
55. Сысоев Л.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка // Иностранные языки в школе. - 2001. - №4. - С. 15-18.
56. Фарисенкова Л.В. Уровни коммуникативной компетенции в теории и практике. - М.: Изд-во «Гуманитарий» Акад. гуманитарн. исслед., 2000. - 268 с.
57. Федорова Л.Л. К построению модели коммуникативной компетенции. Проблемы организации общения. - М.: 1981. - 211 с.
58. Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовка переводчика). - М.: Высшая школа, 1989. - 238 с.
59. Хомский Н. Логические основы лингвистической теории // Новое в лингвистике. Вып. 5. - М., 1965. - 122 с.
60. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416с.
61. Шахнарович А.М. Онтогенез языкового сознания: развитие
познания и коммуникации. - М.: Наука, 1992. - 198 с.
62. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: Мониторинг качества
образования. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 320 с.
63. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как
иностранного. - М.: Высш. шк., 2003. - 332 с.
64. Яноушек Я. Проблемы общения в условиях современной
деятельности // Вопросы психологии. - 1977. - №1. - С. 15.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ