Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Применение арт-терапии в работе педагога-психолога

Работа №87537

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2022
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: дошкольного образовательного учреждения «Бэби-сад».
Выборка: 50 детей в возрасте 5-5,5 лет, 28 мальчиков и 22 девочки
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ О ВОЗМОЖНОСТЯХ ПРИМЕНЕНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА 6
1.1. Арт-терапия как направление психологической помощи 6
1.2. Особенности применения арт-терапии в деятельности педагога-психолога 12
1.3. Возможности применения арт-терапии для развития познавательных способностей 22
1.3.1. Характеристика познавательных способностей в дошкольном возрасте 22
1.3.2. Обзор исследований по теме применения арт-терапии для развития познавательных способностей 28
Выводы по главе 1 34
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА 35
2.1. Организация исследования применения арт-терапии для развития познавательных способностей дошкольников 35
2.2. Результаты исследования познавательных способностей дошкольников 41
2.3. Оценка эффективности арт-терапии для развития познавательных способностей дошкольников 45
2.4. Рекомендации по результатам исследования 53
Выводы по главе 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 65



Цель: изучение возможностей применения арт-терапии в работе педагога-психолога.
Объект: арт-терапия как метод работы педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет: применение арт-терапии для развития познавательных процессов детей дошкольного возраста.
Общая гипотеза: занятия арт-терапией способствуют развитию познавательных процессов детей дошкольного возраста.
Частные гипотезы:
1. Занятия арт-терапией способствуют развитию креативности дошкольников;
2. Занятия арт-терапией способствуют развитию воображения дошкольников;
3. Занятия арт-терапией способствуют развитию мышления дошкольников.
Задачи:
1. Изучить сущность и принципы арт-терапии;
2. Рассмотреть особенности применения арт-терапии в работе педагога-психолога;
3. Проанализировать возможности применения арт-терапии для развития познавательных способностей;
4. Определить актуальный уровень развития познавательных способностей дошкольников;
5. Реализовать программу развития познавательных способностей с помощью метода арт-терапии;
6. Оценить эффективность программы.
Теоретические подходы к изучаемой проблеме:
В работе мы опирались на большое количество работ, в которых представлены возможности и ограничения использования арт-терапии в развивающей и коррекционной работе (М.К. Акимова, Л.В. Будяк, Е.А. Жилина, А.И. Копытин, А.Р. Нуриева и др.). Также мы учитывали идеи Л.С. Выготского о взаимосвязи мышления и воображения. Кроме того, мы опирались на исследования А.В. Левченко, Е.Н. Когана, А.А. Гладыш, в которых рассматривались вопросы развития познавательной сферы детей.
Методы:
1. Теоретический анализ источников;
2. Проективные методы диагностики;
3. Метод тестирования;
4. Качественная обработка данных;
5. Методы статистической обработки.
Методики:
1. Тест креативности Торренса
2. «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко
3. Цветные прогрессивные матрицы


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальность данного исследования связана с тем, что работа педагога-психолога в системе образования достаточно высока, поскольку нередко детям требуется помощь в вопросах психического развития, готовности к школе, социализации, отношений родителей и ребенка. Большой спектр проблем, с которыми осуществляет работу педагог-психолог, требует эффективных инструментов для помощи ребенку. Одним из эффективных и перспективных методов психологической помощи является арт-терапия. В рамках данного исследования была изучена эффективность занятий арт-терапией в рамках дошкольного учреждения для развития познавательных способностей детей дошкольного возраста.
В теоретической главе были рассмотрены особенности метода арт-терапии, история его развития, механизм терапевтической работы, роль терапевтических отношений, преимущества арт-терапии. Были изучены особенности работы педагога-психолога в образовательном учреждении, направления работы специалиста, целевые группы психолого-педагогической помощи, а также возможности арт-терапии в работе с детьми в образовательном учреждении. Далее мы рассмотрели познавательное развитие детей в дошкольном возрасте и возможности применения арт-терапии для развития познавательных способностей.
В эмпирической главе были описаны план исследования, характеристика выборки, описание методик, организация проведения исследования с детьми. Исследование включало первоначальную диагностику познавательных способностей, проведение развивающей работы с применением метода арт-терапии, повторное проведение диагностики для определения динамики изменений. В результате первого этапа исследования был определен уровень развития познавательных способностей детей, который в большинстве случае соответствует норме. Показатели креативности являются нормальными для дошкольников, воображение чаще имеет средний уровень, по мышлению также получены средние результаты. Был проведен сравнительный анализ показателей контрольной и экспериментальной группы, а также сравнение результатов первой и второй диагностики у каждой группы. На основании результатов сформулирован вывод об эффективности арт-терапии для развития познавательных способностей детей дошкольного возраста.
Таким образом, гипотеза исследования была подтверждена, так как были улучшены показатели познавательных способностей детей после проведения арт-терапевтических занятий.



1. Абашина, А.Д. Современная социальная ситуация развития ребенка и способы ее преобразования [Текст] / А.Д. Абашина // Письма в Эмиссия. Оффлайн. – 2017. – № 7. – С. 2541.
2. Акимова, М.К. Эффективность различных модальностей психотерапии искусством: исследование детей-сирот [Текст] / М.К. Акимова, С.В. Персиянцева // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. – 2021. – № 4. – С. 23-30.
3. Ахметова, К. И. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды [Текст] / К. И. Ахметова, Д. Худаибергенова // 30 лет Конвенции о правах ребенка: современные вызовы и пути решения проблем в сфере защиты прав детей. – 2020. – С. 471-475.
4. Барабанов, Р. Е. Организация работы специалистов социально-психологической службы образовательного учреждения с детьми группы риска [Текст] / Р.Е. Барабанов // Вестник Московского информационно-технологического университета–Московского архитектурно-строительного института. – 2020. – №. 2. – С. 39-48.
5. Бовгира, М.Н. Развитие мышления дошкольников средствами арт-терапии: Методическое пособие [Текст] / М.Н. Бовгира. – Ачинск, 2015. – 49 с.
6. Будяк, Л. В. Развитие познавательной сферы младших школьников методами арт-терапии [Текст] / Л.В. Будяк // Научная палитра. – 2018. – № 3(21). – С. 9.
7. Гладыш, А. А. Анализ и систематизация методик развития воображения младших школьников [Текст] / А.А. Гладыш // APRIORI. Cерия: Гуманитарные науки. – 2016. – № 3. – С. 26.
8. Глебова, И. Ю. Методы и приемы развития творческого воображения дошкольников в процессе лепки [Электронный ресурс] / И.Ю. Глебова // Актуальные задачи педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). – Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. – С. 31-34. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4134/
9. Долгова, В. И. Развитие воображения у дошкольников [Текст] / В.И. Долгова, Н.В. Крыжановская. – Челябинск : Атоксо, 2010. – 124 с.
10. Дубинская, Е. Методы арт-терапии в работе с дошкольниками [Текст] / Е. Дубинская //Дошкольное воспитание. – 2015. – № 5. – С. 27.
11. Дьяченко, О.М. Особенности развития воображения умственно одарённых детей [Текст] / О.М. Дьяченко // Дошкольное воспитание. – 2015. – №8. – С. 46-51.
12. Ермачкова, Е. Е. Арт-терапия как средство активизации познавательного интереса детей дошкольного возраста при изучении иностранного языка [Текст] / Е.Е. Ермачкова // Известия института педагогики и психологии образования. – 2021. – № 1. – С. 99-103.
13. Жилина, Е. А. Влияние арт-методов на развитие когнитивных функций и мелкой моторики у детей дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Жилина // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2017. – № 3(7). – С. 8-9.
14. Кахнович, С. В. Теоретические и прикладные аспекты формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства [Текст] / С.В. Кахнович // Гуманитарные науки и образование. – 2018. – Т. 9. – № 4(36). – С. 52-59.
15. Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих
с детьми [Текст] / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с.
16. Киселева, С. Л. Воображение как универсальная способность человека [Текст] / С.Л. Киселева // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2015. – № 4(39). – С. 108-117.
17. Коган, Е.Н. Интеллектуальное развитие и проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению [Текст] / Е.Н. Коган, Е.В. Скворцова // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – М.: Академия социального управления, 2015. – № 3. – С. 66-79.
18. Копытин, А.И. Арт-терапия детей и подростков [Текст] / А.И. Копытин. – М.: Когито-Центр, 2014. – 197 c.
19. Кравцова, Е.Е. Развитие идей Л. С. Выготского о мышлении и речи в современной образовательной практике [Текст] / Е.Е. Скворцова // Вестник РГГУ. Серия "Психология. Педагогика. Образование". – 2015. – № 2. – С. 46-53.
20. Кудряшова, О. В. Возможности и ограничения арт-терапевтических техник в исследовании картины мира [Текст] / О.В. Кудряшова //Научный диалог. – 2012. – №. 11. – С. 100-108.
21. Куликанова, Е. В. Развитие воображения в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / Е.В. Куликанова // Молодой ученый. – 2017. – № 34 (168). – С. 106-108. – URL: https://moluch.ru/archive/168/45461/
22. Лагутина, Е. В. Использование арт-терапевтических методов в работе педагога-психолога [Текст] / Е.В. Лагутина, К.Д. Силантьева // педагогика и современное образование: традиции и инновации. – 2022. – С. 114-121.
23. Левина, И.Р. Развитие социальных навыков ребенка // Гуманистическое наследие просветителей в культуре образования [Текст] / И.Р. Левина, Л.Р. Набиуллина. – Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2018. – С. 289-293.
24. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики [Текст] / А. Н. Леонтьев ; под редакцией и с предисловием Д. А. Леонтьева. - 5-е, испр. и доп. изд. - Москва : Смысл, 2020. - 526 с.
25. Левченко, А.В. Развитие познавательной сферы младших школьников методами арт-терапии [Текст] / А.В. Левченко // Образовательная система: новации в сфере современного научного знания : сборник научных трудов. – Казань : ООО "СитИвент", 2019. – С. 163-167.
26. Левченко, А. В. Развитие познавательных процессов у детей методами арт-терапии на уроках английского языка [Текст] / А.В. Левченко // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 68-3. – С. 346-351.
27. Литвинова, О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий [Текст] / О.Э. Литвинова // Ч. 1. – СПб.: Детство-Пресс, 2016. – 128 c.
28. Лукиянова, Д. В. Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством изобразительного искусства [Электронный ресурс] / Д.В. Лукианова // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2016. – С. 27-29. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9402/
29. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2001. – 592 с.
30. Марцинковская, Т.Д. История детской психологии: Учебник для студ. пед. Вузов [Текст] / Т.Д. Марцинковская. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 272 с.
31. Морякова, И. А. Арт-терапия при когнитивных расстройствах у пожилых людей [Текст] / И.А Морякова // Актуальные исследования. – 2020. – № 14(17). – С. 91-93.
32. Нуриева, А. Р. Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста [Текст] / А. Р. Нуриева, Ф.С. Газизова, Т.Н. Галич // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 61-3. – С. 142-146.
33. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Текст]: учебник / Л. Ф. Обухова. – М. : Издательство Юрайт ; МГППУ, 2011. – 460 с.
34. Останов, Ш. Ш. Использование техник арт-терапии и арт-педагогики в работе педагога-психолога [Текст] / Ш.Ш. Останов // Актуальные вопросы психологии, педагогики, философии ХХІ века. – 2020. – С. 135.
35. Пасев, М.К. Понимание понятия воображение [Электронный ресурс] / М.К. Пасев // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 6. – Ч. 2. – URL: https://human.snauka.ru/2015/06/11774
36. Платонова, А.В. Арт-терапия в работе психолога [Текст] / А.В. Платонова // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2014. – №1. – С. 71-73.
37. Прогрессивные матрицы Равена: методические рекомендации [Текст] /сост. и общая редакция О.Е.Мухордовой, Т.В.Шрейбер. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2011. – 70с.
38. Рендикова, А.В. Практическое значение законов психического развития в воспитании детей 3-4 лет [Текст] / А.В. Рендикова // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях физической культуры. – Челябинск: Уральский государственный университет физической культуры, 2017. - С. 179-181.
39. Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие [Текст] / Сост. Е.Е.Миронова. – Минск: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. – 146 с.
40. Сидоров, П.И. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов [Текст] / П.И. Сидоров, А.В. Парняков. – М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 416 с.
41. Cистема функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях [Электронный ресурс]: методические рекомендации. - Министерство просвещения российской федерации, 2020. – URL: http://k-obr.spb.ru/media/uploads/userfiles/2021/04/06/Mietod_riek_funktsionir_psikh_sluzhb_2020_itogh.pdf
42. Смирнова, Е.О. Состояние игровой деятельности современных дошкольников и ее влияние на развитие личности детей [Текст] / Е.О. Смирнова, О.В. Гударева // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2006. – №1. – С.51-61
43. Содержание деятельности педагога-психолога [Текст]: методические рекомендации / авт.-сост.: Н.П. Ансимова, О.В. Большакова, И.В. Кузнецова, Н.Г. Рукавишникова, И.В. Серафимович, М.Н. Хахунова; под общ. ред. И.В. Кузнецовой. – Ярославль: Центр «Ресурс», 2015. – 226 с.
44. Сычева, Т. Ю. Динамика когнитивных и психоэмоциональных нарушений у больных с острым нарушением мозгового кровообращения при проведении арт-терапии [Текст] / Т. Ю. Сычева, И.А. Курусь, Д.О. Шухтуева // ActaMedicaEurasica. – 2017. – № 2. – С. 24-29.
45. Терехова, М. В. Развитие наглядно-образного мышления у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапии [Текст] / М.В. Терехова // ModernScience. – 2021. – № 5-1. – С. 322-324.
46. Федорова, Т. В. Взаимосвязь мышления и воображения в процессе познавательной деятельности младших школьников [Текст] / Т.В. Федорова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2009. – Т. 11. – № 4-5. – С. 1232-1238.
47. Чернова, Е. М. Диагностические возможности оценки задержки нервно-психического развития у детей (обзор литературы) [Текст] / Е.М. Чернова, В.Л. Зеленцова // Уральский медицинский журнал. – 2017. – № 5 (149). – С. 27-32.
48. Шаличева, Т. Н. Разработка и реализация программы по развитию операций мышления у детей 5-6 лет с применением элементов арт-терапии [Текст] / Т.Н. Шаличева // Студенческий вестник. – 2019. – № 48-1(98). – С. 60-62.
49. Шинкарёва, Н. А. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе [Текст] / Н.А. Шинкарева, А.В. Карманова // Молодой ученый. – 2015. – № 24 (104). – С. 1053-1055. – URL: https://moluch.ru/archive/104/24137/
50. Adoni-Kroyanker, M. Practices and challenges in implementing art therapy in the school system [Текст] / M. Adoni-Kroyanker // International Journal of Art Therapy. – 2019. – Т. 24. – №. 1. – С. 40-49.
51. Arkhipova, S. Psychomotor development of preschoolers with speech pathologies by means of art therapy techniques [Текст] / S. Arkhipova, O. Lazutkina // Revista Tempos e Espaços em Educação. – 2022. – Т. 15. – №. 34. – С. 1.
52. Bujari, R. The Role of School Psychologist in Presenting Positive Development Innovations in Learning [Текст] / R. Bujari //Management. – 2021. – Т. 9. – №. 6. – С. 448-461.
53. Case, C., Dalley T. The handbook of art therapy [Текст] / C. Case, T. Dalley. – Routledge, 2014. – 316 c.
54. Edwards, D. Art therapy [Текст] / D. Edwards. – London, Sage, 2004.
55. Fish, B. J. Response art in art therapy: Historical and contemporary overview [Текст] / B. J. Fish // Art Therapy. – 2019. – Т. 36. – №. 3. – С. 122-132.
56. McDonald, A. Primary-school-based art therapy: a mixed methods comparison study on children’s classroom learning [Текст] / A. McDonald, S. Holttum // International Journal of Art Therapy. – 2020. – Т. 25. – №. 3. – С. 119-131.
57. McDonald, A. Primary-school-based art therapy: A review of controlled studies [Текст] / A. McDonald, N. S. J. Drey // International Journal of Art Therapy. – 2018. – Т. 23. – №. 1. – С. 33-44.
58. Moula, Z. A systematic review of the effectiveness of art therapy delivered in school-based settings to children aged 5–12 years [Текст] / Z. Moula // International Journal of Art Therapy. – 2020. – Т. 25. – №. 2. – С. 88-99.
59. Petrenko, N. B. Potentials of speech disorders correction in 4-6 yrs children by means of ergo and art therapy [Текст] / N. B. Petrenko, M.M. Filippov // Pedagogics, Psychology, Medical-Biological Problems of Physical Training and Sports. – 2017. – № 2. – P. 75-81.
60. Van Dooren, K. Interventions in art therapy [Текст] / K. Van Dooren // Scientific Notes Journal of St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work. – 2009. – Vol. 11. – No 1. – P. 110-115.
61. Waller, D. Art Therapy for Children: How It Leads to Change [Текст] / D. Waller // Clinical child psychology and psychiatry. – 2006. – №11. – P. 271-282.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ