Введение…………………………………………………………………………...3
1. Адаптация персонала: понятие и сущность………………………………….6
2. Цели адаптации персонала…………………………………………………..11
3. Виды адаптации персонала…………………………………13
4. Этапы адаптации персонала в организации…………………………………21
Заключение ………………………………………………………………………24
Библиографический список……………………………………………………..26
Работа с человеком как ресурсом компании начинается на этапе адаптации. От того, насколько эффективно организован данный процесс, зависит результативность дальнейшей работы и возможность реализации способностей как самого сотрудника, так и достижения целей всей организации. Считается, что персонал является ценным ресурсом организации. Однако без грамотного управления персоналом как ресурсом компания может его потерять. Управление адаптацией новых сотрудников в коллективе – одна из важнейших задач, которую приходится решать службе персонала.
Объективные результаты успешной адаптации персонала:
снижение издержек по поиску нового персонала;
снижение количества увольнений сотрудников, проходящих испытательный срок, как по инициативе администрации компании, так и по желанию самого сотрудника;
сокращение времени, которое необходимо, чтобы деятельность каждого отдельного сотрудника начала влиять на конкурентоспособность организации.
Субъективные результаты успешной адаптации персонала:
улучшение организационного климата в компании;
формирование лояльности у сотрудника с первых дней его работы в организации, тем самым создавая стимулы и желание работать в организации длительное время;
удовлетворенность работой и компанией в целом [2, с. 23].
Если в результате процесса адаптации, организация в короткие сроки получает мотивированных сотрудников, работающих не только в соответствии со своими личными целями (например, денежный фактор), но и с организационными задачами, то можно говорить о том, что механизм адаптации в данной организации правильно разработан, внедрен, управляем и, следовательно, эффективен. Таким образом, новый сотрудник становится ресурсом компании уже на начальном этапе работы, и его деятельность начинает позитивно влиять на конкурентные преимущества организации. Это обуславливает актуальность данной проблемы.
Адаптация – приспособление организма, индивидуума, коллектива к изменяющимся условиям среды или к своим внутренним изменениям, что приводит к повышению эффективности их существования и функционирования. Адаптация новых сотрудников – это комплекс мероприятий, которые компания предлагает пройти новому сотруднику для освоения навыков, необходимых в решении рабочих задач, знакомства с корпоративной культурой и максимально быстрого вхождения в коллектив.
Цель данной контрольной работы заключается в исследовании сущности понятия и этапов адаптации персонала в организации.
Для реализации поставленной цели выделим следующие задачи:
1. Изучить понятие «адаптация персонала»;
2. Определить основные цели адаптация персонала;
3. Дать характеристику видов адаптации персонала;
4. Выявить этапы адаптации персонала в организации;
Объектом исследования выступает адаптация персонала в организации. Предметом исследования являются понятие и сущность адаптации персонала в организации, этапы этого процесса.
В качестве методов исследования был использован метод изучения научной, специальной литературы, метод анализа формализованных кадровых процедур.
Анализ литературы показал, что данная тема еще недостаточно изучена. В данной работе в качестве теоретико-методологической базы были использованы труды отечественных ученых: Т.Ю. Базарова, В.Р. Веснина, Н.В. Володиной, А.Я. Кибанова, Е.В. Маслова, Ю.Г. Одегова, С.Г. Попова, А.Г. Поршнева, Н.И. Шаталовой и др.
Структура контрольной работы традиционная. Работа включает введение, четыре теоретических параграфа, заключение и библиографический список.
На сегодняшний момент очень многие компании активно занимаются подбором и обучением персонала, но очень мало уделяют внимание адаптации персонала.
В данной курсовой работе нами было проведено исследование сущности адаптации персонала в организации и этапов данного процесса.
В первом параграфе курсовой работы нами были рассмотрены различные толкования исследуемого нами термина. В качестве рабочего определения мы использовали трактовку А.Я. Кибанова: адаптация – это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда.
В рамках второго параграфа были обозначены основные цели адаптации персонала. Целью адаптации является в основном снижение издержек организации за счет:
ускорения процесса вхождения нового сотрудника в должность;
сокращения уровня текучести кадров;
экономии времени руководителя и сотрудников, так как проводимая по программе работа помогает экономить время каждого из них;
развития позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой.
Кроме того, способы включения новых сотрудников в жизнь организации могут существенно активизировать творческий потенциал уже работающих сотрудников и усилить их включенность в корпоративную культуру организации.
Систему адаптации в организации нужно выстраивать так, чтобы она затрагивала по возможности все ее виды, поэтому в третьем параграфе нами были рассмотрены различные виды адаптации персонала.
В четвертом разделе нами описаны основные этапы процесса адаптации персонала:
Этап 1. Оценка уровня подготовленности новичка;
Этап 2. Ориентация;
Этап 3. Действенная адаптация;
Этап 4. Функционирование.
При этом необходимо иметь в виду следующее: чтобы сформировать эффективную программу, недостаточно усилий менеджера по персоналу, – в этот процесс должны быть вовлечены руководители подразделений и будущие наставники, которые определяются также в рамках общей системы адаптации.
1. Бердяева Т.В., Захаров А.С. Управление персоналом на предприятии туризма: Учебник / Под ред. проф. Е.И. Богданова. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 180 с. – (Высшее образование: Магистратура).
2. Брасс А.А. Кадровый менеджмент : учеб.-метод. пособие. – Минск: РИВШ, 2008. – 248 с.
3. Грошев И. В. Организационная культура / И. В. Грошев. – М. : ЮНИТИ- ДАНА, 2004. – 288 с.
4. Дайнека А.В. Управление персоналом: Учебник/ А.В. Дайнека. – М.: Издательско-торговая корпорация «Горшков и Ко», 2011. – 292 с.
5. Егоршин А.П. Основы управления персоналом: Учеб. пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 352 с. – (Высшее образование: Бакалавриат).
6. Зайцева Н.А. Управление персоналом в гостиницах: учеб. пособие. / Н.А. Зайцева. – М.: ФОРУМ : ИНФРА-М, 2013. – 416 с. – (Высшее образование. Бакалавриат).
7. Зайцева Т.В., Зуб А.Т. Управление перcоналом: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2012. – 336 с. – (Профессиональное образование).
8. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации – М.: ИНФРА – М., 2008 – 512 с.
9. Крутцова М.Н. Управление адаптацией персонала: учебное пособие / М.Н. Крутцова, Вологда: Легия, 2010. – 128 с.
10. Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. – М., 1996. – 311 с.
11. Маслов Е.В. Управление персоналом: Учебное пособие. – М.Новосибирск: ИНФРА-МНГАЭиУ, 2003. – 312 с.
12. Одегов, Ю. Г. Управление персоналом в структурно-логических схе- мах : учебник. – М. : Альфа-Пресс, 2008. – 944 с.
13. Организационное поведение: современные аспекты трудовых отношений: Учебное пособие / В.П Басенко, Б.М. Жуков , А.А. Романов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. – 384 с.
14. Пихало В.Т., Царегородцев Ю.Н., Петрова С.А., Ефремова Ю.Е. Управление персоналом организации : учебное пособие / В.Т. Пихало, Ю.Н. Царегородцев, С.А. Петрова, Ю.Е. Ефремова ; под общ. Ред. В.Т. Пихало, Ю.Н. Царегородцева. – М.: ФОРУМ, 2010. – 400 с.: ил. – (Професиональное образование).
15. Попов С.Г. Управление персоналом: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2007. – 144 с.
16. Рудавина Е. Р. Книга директора по персоналу / Е. Р. Рудавина, В. В. Еко- масов. – СПб. : Питер, 2009. – 368 с.
17. Соломанидина Т. О. Организационная культура в таблицах, тестах, кейсах и схемах : учебно-метод. материалы / Т. О. Соломанидина. – М. : ИН- ФРА-М, 2007. – 395 c.
18. Управление персоналом на производстве : учеб. пособ. для вузов / под ред. Н. И. Шаталовой, Н. М. Бурносова. – М. : ИНИТИ-ДАНА, 2003. – 381 с,
19. Управление персоналом организации: Учеб. пособие / Под ред. проф. П.Э. Шлендера. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010. – 398 с.
20. Управление персоналом: Толковый словарь / Авт.-сост. В. М. Маслова. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. – 120 с.
21. Управление персоналом : учебник для ВУЗов / под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Ерёмина – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ, 2005. – 560 с.
22. Володина Н.А. Особенности адаптации: от рабочего до руководителя // Справочник по управлению персоналом. – 2009. – № 3. – С. 52-57.
23. Гусарова Н.В. Стоим эффективную адаптацию// Отдел кадров: профессиональный ежемесячный журнал. – 2009. – № 1. – С. 107-111.