Введение 3
Глава 1. Особенности литературного процесса США во второй половине XIX века 6
Глава 2. Творческая биография А. Бирса 18
Глава 3. Изображение войны в рассказах А. Бирса 46
Заключение 56
Библиография 59
Амброз Грегори Бирс (Ambrose Gregory Bierce, 1842-1913) - известный американский писатель, творивший на рубеже веков.
Амброз Бирс - «человек, сам себя сделавший», «self made man», как говорят американцы. Он переменил множество профессий, потом поступил в военную школу в Кентукки и всегда очень много читал. После Гражданской войны он начинает писать стихи, рассказы, очерки, статьи; становится корреспондентом газеты «Ньюз Леттер», колумнистом и тридцать лет подряд сотрудничает в разных газетах и журналах; на несколько лет уезжает в Англию, где тоже успешно работает в прессе. По возвращении Бирс становится одним из организаторов Клуба богемы, а в 1887 году - фактическим редактором «Сан- Франциско Экземинер». Бирс - один из самых ярких, примечательных людей своего времени, но как писатель при жизни был почти неизвестен. В отличие от Брет Гарта, Джека Лондона и других, его дебютный рассказ («Долина призраков»), как и первый сборник «Самородки и пыль» (1872), остался без внимания. [1,51]
К его книгам критика и читатели начали обращаться лишь в двадцатые годы XX века. Лучшее из созданного им востребовано - те самые рассказы, которые отвергались современниками, пылились в ящиках письменных столов издателей. Первый сборник рассказов Бирса в нашей стране вышел в 1926 году («Настоящее чудовище»), в 1928 году в «Вестнике иностранной литературы» публиковались афоризмы из «Словаря Сатаны». В 1938 году вышел второй, гораздо более полный сборник. С тех пор его рассказы выходили достаточно регулярно.
Традиционно рассказы Аброза Бирса классифицируются как сатирические и психологические (при этом подразумеваются именно рассказы Бирса). Реалистическое изображение будней войны и психологии человека на войне были творческим открытием Бирса, здесь бессмысленно искать американских предтеч. А следовательно, вся его система художественных координат, вызывающая столько ассоциаций с новеллами По, на деле остается явлением вполне самостоятельным и оригинальным.
Благодаря такому комбинированию стилистических средств, впечатление, производимое конкретным рассказом, заметно усиливается. [2,6]
Несмотря на обилие работ о А. Бирсе, многие вопросы, связанные с особенностями его мировоззрения и творчества , остались малоисследованными, что обусловило обращение к творческому наследию писателя в настоящей дипломной работе. Кроме того существует необходимость дальнейшего углубленного исследования литературного процесса Америки на рубеже XIX - XX веков и рассмотрения творчества Бирса.
Обращение в дипломной работе к творчеству А. Бирса представляется весьма актуальным также в связи с необходимостью анализа и научного обобщения многочисленных новых материалов о жизни и творчестве писателя, ставших доступными современному исследователю. Особый интерес в этом отношении представляют некоторые его произведения. Важное значение для исследования литературной обстановки в Америке имеет издание свода статей и рецензий о Бирсе, публиковавшихся в американской прессе по мере выхода в свет его художественных и публицистических произведений. Кроме того за пределами внимания критиков остался широкий спектр проблем, связанных с мировоззрением писателя, формированием и развитием его философских взглядов и их отражением в его творчестве, требующих современного научного исследования.
С учетом необходимости исследования этих важных историко-литературных проблем и определились задачи дипломной работы, включающие в себя в числе прочих изучение своеобразия литературного развития США на рубеже веков: литературную борьбу писателей-реалистов У.Д.Хоуэллса, Х.Гарленда, Д.Лондона, Т.Драйзера с эпигонами романтизма и сторонниками так называемого "нежного реализма", вопросы развития натуралистической традиции в американской литературе и ее места в литературном процессе США.
Исследованию литературного процесса США рубежа веков посвящены многочисленные книги и статьи, поднимающие вопросы своеобразия развития литературных направлений, проблемы традиций и новаторства, жанровых особенностей творчества американских писателей эпохи, а также труды Р. Спиллера, В.Л.Паррингтона, В.В.Брукса, дающие обобщающее представление о литературном развитии США.
Вне поля зрения критиков остались, например, вопросы соотношения различных литературных направлений в творчестве писателей эпохи, проблемы восприятия американскими писателями основных европейских достижений в области философской и научной мысли, философских концепций позитивизма, социал-дарвинизма, немецкой идеалистической философии, изучение которых позволяет установить сложное, противоречивое единство культурного и литературного развития на европейском и американском континентах.
Целью дипломной работы является образ войны в рассказах А. Бирса.
Научная новизна дипломной работы основана на исследовании некоторых малоизученных сторон литературного развития Америки на рубеже XIX -XX веков, включающих в себя в числе прочих литературную борьбу писателей - реалистов У.Д.Хоуэллса, Х.Гарленда, Д.Лондона, Т.Драйзера за утверждение реалистического искусства, своеобразие развития натуралистической традиции в американской литературе и соотношения романтической, натуралистической и реалистической традиций в литературе США означенной эпохи.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Во всех новеллах чувство страха не является единственной доминантой повествования. Гораздо более важен не сам страх, а причина его возникновения. Привидения и призраки - лишь предпосылки возникновения гнетущего чувства, настолько занимавшего воображение писателя. Разнообразными внешними, видимыми и мистическими воплощениями внутреннего страха наполнены его книги. Тонкий психологический анализ самого процесса возникновения и развития человеческого страха является одной из своеобразных особенностей фантастических новелл писателя, знаменуя его вклад в этот жанр американской литературы. [31,44]
Ужас - психологическая пружина большинства наиболее характерных рассказов Бирса. В самом деле - вот лишь некоторые из них: «Человек и змея», «Без вести пропавший», «Случай на мосту через Совиный ручей», «Чикамога», «Паркер Аддерсон - философ», наконец, «Глаза пантеры» - рассказ, в котором действует наследственная травма ужаса. Так замыкается круг: ужас перед жизнью и неуважение к человеку - как осадок от застоявшейся, невыговоренной сатиры; мнимая опасность - как испытание, которому Бирс подвергает своих героев; ужас пред этой опасностью - как показатель внутренней слабости и неустойчивости его героев. Как общий результат - налицо судорога боли, оцепенение людей перед удавом ужаса, какое- то каталептическое состояние, в котором времени больше нет, когда в один миг пережита вновь вся жизнь («Случай на мосту через Совиный ручей») или жизнь протекает как сон, а потом взрывается в одно мгновение («Заполненный пробел»). Время перегружается переживаниями до отказа. Так, например, действие рассказа «Без вести пропавший» укладывается в двадцать две минуты, а за это время человек не только умирает, но в несколько минут агонии становится из юноши неузнаваемым для своего родного брата стариком. В его военных рассказах, где война является своего рода творческой лабораторией, в которой до предела обнажаются все самые сокровенные тайники человеческой души, неподвластные исследователю в обыденной жизни.
Бирсу всегда хотелось заглянуть вглубь, исследовать человека в обстоятельствах особых, чрезвычайных, испытать на излом. Война предоставила неисчислимое количество подобных ситуаций - невероятных, необычайных, но тем не менее реалистически правдоподобных. Ситуаций, похожих на те, которые он сам наблюдал, в которых сам участвовал, о которых ему рассказывали очевидцы. Он сражался в армии северян, но по его рассказам этого не определить, - война у него, всякая война - кровавое, бессмысленное побоище. Такой взгляд на войну был тогда распространен. Это еще война не современная, во многом не оторвавшаяся от поединка древних. К далеким временам восходит преклонение перед личным мужеством в рассказе «Убит под Ресакой» или поведение генерала в рассказе «Паркер Аддерсон, философ». [32,46]
Изображение войны так важно для Бирса не потому только, что это часть его биографии, личный опыт, но и потому, что на войне обнажается сокровенная сущность человека, то, что в мирное время могло лежать под спудом на дне души и остаться тайной для всех и для него самого. В изображении войны много беспощадной правды. Его война не парадная, не приукрашенная, и хотя романтика войны, по замечанию критиков (в т.ч., Орловой Р.) у него еще сохраняется (как тенденция времени), с Бирса ведет свою историю американская проза о войне - о настоящей войне, там, где льется кровь, а не той, где современные рыцари без страха и упрека с завидной легкостью совершают подвиги за подвигом, вдохновляясь высокими словами и воспоминаниями об ангелоподобной невесте.
В Америке чрезвычайно сильны защитные механизмы адаптации и выживаемости традиционного, национального и вместе с тем возможности порождать культурные явления, новые формы культуры, что в очередной раз Амброз Грегори Бирс блистательно подтвердил своим творчеством. Эдгару По по праву принадлежат лавры фактического основателя этого жанра, а Амброз Бирс внес значительный вклад в развитие жанра новеллы и предопределил его дальнейшую судьбу.
Эмоциональный фон новелл Амброза Бирса звучал резковато на фоне настроений, которые преобладали в тогдашней Америке и в ее литературе, пока еще далеко не растративших веры в прекрасный завтрашний день. Пройдет всего десять лет, и мрачные, сардонические интонации Бирса с удвоенной силой откликнутся в памфлетах самого, казалось бы, жизнелюбивого из американских писателей той поры Марка Твена. Бирс словно предвидел этот переворот в мироощущении, на рубеже столетий сделавшийся если не массовым, то характерным и бескомпромиссным. [33,41]
Детализированное изучение ряда новелл А. Бирса позволяет сделать вывод о сознательном использовании писателем художественных приемов в психологических и сатирических новеллах для усиления “эффекта впечатления”. В этом проявилась оригинальность мышления Бирса, его творческий мир, жизненное восприятие.
Для того, чтобы произведение искусства было бессмертным, необходимо, чтобы оно вышло за пределы человеческого, туда, где отсутствует здравый смысл и логика. “...Не надо забывать, что картина должна быть всегда отражением глубокого ощущения и что глубокое означает странное, а странное означает неизвестное и неведомое. Этим оно приближается ко сну и детской мечтательности.”, — писал Джорджо де Кирико, которого полагают предтечей сюрреализма в живописи.
Поколение 20-х годов, пережившее шок первой мировой войны, открыло Бирса заново. С той поры мода над ним не властна. Он занимает свое достойное место в истории литературы, оставаясь одним из самых своеобразных американских писателей рубежа веков.
1. Бирс А.Г. Десять смертей А. Бирса: рассказы. - Тверь,1991 - 531 с.
2. Бирс А.Г. Заколоченное окно. Сборник рассказов. - Свердловск.,1989 - 540 с.
3. Бирс А.Г. Избранное. Сборник. Сост. Зверев А.М. На англ. яз. - М.: Прогресс, 1982. - 532 с.
4. Бирс А.Г. Рассказы и миниатюры. - Свердловск, 1989 - 499 с.
5. Бирс А.Г. «Словарь сатаны» и рассказы. (комм. Орловой Р.).- М.,1966 - 522 с.
6. Завоеватель. Рассказы американских писателей. - М.,1952 - 412 с.
7. Американская литература XIX века (очерк развития критического реализма). - М.,1964 - 300 с.
8. Американская литература XIX-XX веков. - КГУ,1981 - 446 с.
9. Американская литература. Проблемы романтизма и реализма: сборник статей.-Краснодар,1979-Кн.5 - 356 с.
10. Американская повесть. (комм. Старцева А.).,в 2 томах-М.,1991- 100 с.
11. Боброва М.Н. Общая характеристика американского романтизма. // История американской литературы.-М.,1971 - 601 с.
12. Гиленсон Б.А. Американская литература KW-^XXвека.-М.,1978 - 351 с.
13. Зверев А.М. Модернизм в литературе США: формирование,
эволюционирование, кризис. - М.,1979 - 599 с.
14. Зенкевич М., Кашкин И. Поэты Америки XX века. Антология.-М.,1939 - 633 с.
15. Засурский Я.Н. Писатели США.-М.,1959 - 756 с.
16. Засурский Я.Н. Сатира времен Гражданской Войны в США (пер. Роттенберга Д.И.).-М.,1966 - 469 с.
17. Из истории реализма XIX века на Западе : сборник статей.-М.,1934 - 320 с.
18. История американской литературы (ред. Старцев А.).-М.-Л.,1947-Т.1 - 543 с.
19. История американской литературы (ред. Самохвалов Н.И.).-М.,1971-Часть 2
20. Ковалев Ю.В. Молодая Америка.-М.,1971 - 200 с.
21. Ковалев Ю.В. Эдгар Аллан По, новеллист и поэт.-М.,1984 - 312 с.
22. Левидов М. Новеллы А.Бирса.// Литературное обозрение,1939- № 7 - 120 с.
23. Либман В.А. Американская литература в русских переводах и критике :
Библиография 1776-1945.-М.,1977 - 230 с.
24. Литературная история США (ред. Спиллер Р.), в 3 т.-М.,1979-Т.2,3 - 435 с.
25. Николюкин А.Н. Американский романтизм и современность.-М.,1968 - 500 с.
26. Оленева В.И. Современная американская новелла. Проблемы развития жанра.- Киев,1973 - 561 с.
27. Оленева В.И. Социальные мотивы в американской новеллистике (60-70-е годы).-Киев,1978 - 499 с.
28. Орлова Р. Амброз Бирс.// Бирс А.Г. Рассказы.-Свердловск,1989 - 536 с.
29. Очерки новой и новейшей истории США., в 2 т.-М.,1960-Т.1 - 566 с.
30. Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли. Американская литература со времен возникновения до 1920-х., в 3 т.-М.,1963-Т.2,3 - 832 с.
31. Писатели США о литературе : сборник статей (комм. Чаковского С.).-М.,1974
32. Проценко И.Б. Эстетика новеллистической прозы Э.По -Л.,1981 - 123 с.
33. Романтические традиции американской литературы XIX века и современность.-М.,1982 - 433 с.
34. Танасейчук А.Б. Традиции литературы США и творчество А.Бирса: Автореф.- Л.,1989 - 320 с.
35. Эйшискина Н. Американская новелла XX века.- М.,1934 - 542 с.
36. Ambrose Bierce. The Short Stories. N.Y., 1897. - 660 с.
37. Интернет: http://thelib.ru/books/ambroz_birs/rasskazi-read.html
38. Оленева В. И. Модернистская новелла США, 60 - 70-е годы. — Киев, 1985.
39. Оленева В. И. Современная американская новелла. Проблемы развития жанра. — Киев, 1973. - 430 с.
40. Оленева В. И. Социальные мотивы в американской новеллистике (60 - 70-е годы). — Киев, 1978. - 710 с.
41. Орлова Р. Амброз Бирс.// Бирс А. Г. Рассказы. — Свердловск, 1989. - 536 с.
42. Очерки новой и новейшей истории США: В 2 т. — М., 1960. — Т. 1. - 590 с.
43. Паррингтон В. Л. Основные течения американской мысли. Американская литература со времен возникновения до 1920-х.: В 3 т. - М., 1963. - Т. 2, 3. - 570с.
44. Писатели США о литературе: сборник статей. — М., 1974. - 410 с.
45. По Э. А. Рассказы. — М., 1968. - 460 с.
46. Проценко И. Б. Эстетика новеллистической прозы Э. По. — Л., 1981. - 310 с.
47. Романтические традиции американской литературы XIX века и современность. — М.,1 982. - 610 с.
48. Самарин Р. М. Проблема натурализма в литературе США и развитие американского романтизма на рубеже XIX - XX веков. // Проблемы истории литературы США. — М., 1964. - 620 с.
49. Старцев А. И. От Уитмена до Хемингуэя: сборник. — М., 1981. - 250 с.
50. Старцев А. И. Марк Твен и Америка. — М., 1985. - 281 с.
51. Танасейчук А. Б. Традиции литературы США и творчество А. Бирса. — Л., 1989. - 439 с.