ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСВОЕНИЯ СТУДЕНТАМИ
КУРСА «ДЕТАЛИ МАШИН» 6
1.1 Курс «Детали машин», его связь с дисциплинами технической
механики и машиноведения 6
1.2 Особенности преподавания курса «Детали машин» студентам
немашиностроительных специальностей 13
1.3 Проектно-расчетные работы в курсе «Детали машин» 19
Выводы по первой главе 21
Глава 2 ИННОВАЦИОННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕТОДИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ПРОЕКТНО-РАСЧЕТНЫХ РАБОТ ПО КУРСУ «ДЕТАЛИ МАШИН» 22
2.1 Интенсификация учебного процесса - как условие эффективности выполнения проектно-расчетных работ 22
2.2 Особенности проектно-расчетных работ по курсу «Детали
машин», выполняемых с помощью компьютерных программ 25
2.3 Методическое обеспечение использования специализированных
компьютерных программ в проведении проектно-расчетных работ по курсу «Детали машин» 28
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
Приложение А 53
Приложение Б 54
Приложение В
В современном мире сфера производства имеет приоритет по сравнению со сферой услуг. Реальный сектор экономики нуждается в специалистах, способных решать технические задачи самой разной сложности.
Большое значение в обеспечении такой потребности имеют профессиональные образовательные учреждения. Отечественная педагогика накопила значительный опыт по подготовке специалистов различных направлений. Существуют наработанные методики преподавания технических дисциплин, множество литературных источников в помощь преподавателю и обучающемуся. Интерес в данной работе представляют направления подготовки студентов немашиностроительных специальностей - будущих учителей технологии, в нашем случае. Это обусловлено, в частности, тем, что в основной общеобразовательной школе именно учитель технологии дает учащимся базовые знания из сферы производства. Для этого он проходит соответствующую подготовку в вузе. Так, на инженерно-технологическом факультете Елабужского института Казанского федерального университета предусмотрено изучение целого ряда технических дисциплин: «Техническая механика», «Сопротивление материалов», «Детали машин» и др. Каждая дисциплина представлена в учебном плане рядом курсов.
Освоение указанных курсов студентами инженерно-технологического факультета обучающихся по направлениям подготовки «Педагогическое образование (технология)», «Профессиональное обучение (транспорт)» сопряжено с кропотливой методической работой преподавателя. Содержание курсов требует максимальной адаптации к студентам немашиностроительных специальностей. На кафедре общей
инженерной подготовки проводится серьезная работа по методическому обеспечению технических дисциплин.
В рамках выпускной квалификационной работы мы рассмотрели специфику курса «Детали машин», входящего в направление «Техническая механика» и особенности его освоения студентами инженерно-технологического факультета. Выбор курса обусловлен, прежде всего, тем, что «Детали машин» является кульминационным для большинства курсов, составляющих технические дисциплины. Кроме того, данный курс обладает значительным образовательным потенциалом для студентов, который реализуется в ходе выполнения ими проектно-расчетных работ.
Таким образом, в настоящий момент в образовательной практике сложилось противоречие между необходимостью выявления специфики курса дисциплин по технической механике и определения особенностей его освоения студентами - с одной стороны, и недостаточным уровнем проработки методических аспектов проведения проектно-расчетных работ по технической механике студентами указанных направлений подготовки - с другой стороны.
Проблема исследования заключается в недостаточности методического обеспечения выполнения проектно-расчетных работ по технической механике студентами направлений подготовки «Педагогическое образование» и «Профессиональное обучение».
Объект исследования: процесс освоения студентами содержания курса дисциплин по технической механике
Предмет исследования: Методика выполнения студентами проектно-расчетных работ по технической механике.
Цель исследования: Разработать методическую составляющую выполнения студентами немашиностроительных направлений подготовки проектно-расчетных работ с использованием компьютерных технологий по технической механике (на примере дисциплины «Детали машин»), - обеспечивающую интенсификацию подготовки студентов по техническим дисциплинам.
• В соответствии с целью исследования нами были сформулированы
следующие задачи:
1. Проанализировать содержание курса технической механики.
2. Определить методику преподавания курса «Детали машин» студентам немашиностроительных специальностей.
3. Раскрыть значение проектно-расчетных работ в курсе «Детали машин».
4. Разработать методику выполнения проектно-расчетных работ по курсу «Детали машин», выполняемых студентами инженерно-технологического факультета.
Теоретико-методологической основой настоящего исследования послужили учебная и методическая литература по данному курсу, представленная следующими авторами: И.А. Болотовский, П.Ф. Дунаев, М.Н. Иванов, О.П. Леликов, В.Н. Нарышкин и др.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в разработке методических рекомендаций по выполнению проектно-расчетных работ по курсу «Детали машин» с использованием специализированной компьютерной программы, которые могут использовать студенты направлений подготовки «Педагогическое образование» и «Профессиональное обучение», а также других немашиностроительных специальностей.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы и приложения.
В результате анализа содержания курса «Детали машин» мы пришли к следующим выводам: данный курс составляют такие разделы как основы проектирования деталей машин, соединения деталей машин, передачи и др. Данный курс является завершающим для целого блока курсов: «Теоретическая механика», «Сопротивление материалов», «Теория механизмов и машин» и др.
Изучение методики преподавания курса «Детали машин» студентам инженерно-технологического факультета позволяет говорить о том, что преподавателями используются традиционные методики, которые десятилетиями оттачивались в отечественной педагогике. Было подчеркнуто положительное влияние используемых на практике методов творческого уровня активности познавательной деятельности.
Реализация рассматриваемого курса не может быть эффективной без проведения проектно-расчетных работ, позволяющих закрепить полученные знания на практике. Выполняя такие работы самостоятельно, студенты не просто воспроизводят полученный на занятиях учебный материал. Они занимаются во многом творческой работой, поскольку задание - проектирование изделий машиностроения, является субъективно новым для студентов.
Изучая перспективы совершенствования методики проведения проектно-расчетных работ, мы пришли к выводу о целесообразности использования на факультете специализированной компьютерной программы «Компас 3D». В тексте работы мы представили способы работы программы при создании чертежей. Для выполнения курсового проекта по деталям машин достаточно поверхностного ознакомления с программой «Компас 3D», технологией создания двухмерных чертежей и вставки буквенных и числовых обозначений. Одновременно данная работа может стать отличным началом для освоения систем автоматизированного проектирования.
Использование компьютерных технологий позволяет своевременно корректировать и исправлять ошибки, возникающие при выполнении чертежей, и позволяет интенсифицировать учебный процесс изучения курса «Детали машин».
1. Алаи, С.И. Практикум по машиностроению / С.И. Алаи. - М: Просвещение, 1985. - 235 с.
2. Алексеева, Н.А. Основы проектирования и конструирования узлов и деталей машин и механизмов: учебное пособие к расчетной работе для студентов экономических и других немашиностроительных специальностей технических вузов, изучающих курсы «Детали машин и механизмов» и «Основы проектирования и конструирования деталей машин» / Н.А. Алексеева. - М.: МАИ, 2006. - 104 с.
3. Анурьев, В.И. Справочник конструктора-машиностроителя: в
3-х томах / В.И. Анурьев. - Т.1-3. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 2001. - 936 с.; 968 с.; 936 с.
4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление 540500 Технологическое образование. Утвержден Зам. Министра образования и науки Российской Федерации А.Г.Свинаренко «31» января 2005 Номер государственной регистрации 726 пед/бак (новый). - Режим доступа: http://uwv.edu.ru/db/portal/spe/os_zip/540500b_2005.htrn!
5. Дмитриев, В.Г. Детали машин: учебник для студентов немашиностроительных специальностей вузов / В.Г. Дмитриев - М.: МГОУ, 2001.-304 с.
6. Дунаев, П.Ф. Конструирование узлов и деталей машин / П.Ф. Дунаев, О.П. Леликов. - М.: Академия, 2003. - 469 с.
7. Жуков, К.П. Передачи ременные: учебное пособие по курсам «Детали машин» и «Прикладная механика» / К.П. Жуков, В.П. Ковалевский, И.И. Лисицкий. - Оренбург: ОГУ, 2000. - 90 с.
8. Задания на курсовой проект: методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «Детали машин и основы конструирования» / Сост.: С.С. Прокшин [и др.]. - Уфа: УГАТУ, 2006. - 34с.
9. Иванов. М.Н. Детали машин: учебное пособие для студентов втузов / Под ред. В.А. Финогенова. - М.: Высш.шк., 2000. - 383 с.
10. Куклин, Н.Г. Детали машин: учебник для машиностроит. спец, техникумов / Н.Г. Куклин, Г.С. Куклина. - М.: Выш. шк., 1987. - 383 с.
11. Кушнаренко, В.М. Основы проектирования передаточных механизмов: учебное пособие / В.М. Кушнаренко, В.П. Ковалевский, Ю.А. Чирков. - Оренбург: ОГУ, 2003. - 251 с.
12. Методические указания для выполнения расчетно-графических заданий по дисциплине «Детали машин и основы конструирования» для студентов специальности 220402, 150201, 150202, 151001, 151002, 130501, 160302 всех форм обучения. / Сост. В.А. Нилов [и др.]. - Воронеж: Воронеж, гос.техн.ун-т, 2005. - 4.1. - 36 с.
13. Методические указания для выполнения расчетно-графических заданий по дисциплине «Детали машин и основы конструирования» для студентов специальности 220402, 150201, 150202, 151001, 151002, 130501, 160302 всех форм обучения. / Сост.: В.А. Нилов [и др.]. - Воронеж: Воронеж, гос.техн.ун-т, 2005. - 4.2. -45 с.
14. Методические указания по оформлению учебно-конструкторской документации и задания на курсовые проекты по деталям машин и основам конструирования. / Сост.: В.В. Морозов [и др.]. - Владимир: Владим. гос. ун-т., 2001. - 20 с.
15. Муллабаев, А.А. Коробки передач со связанными шестернями: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.А. Муллабаев. - Оренбург: ИПК ОГУ, 2001. - 110 с.
16. Мухутдинов, Р.Х. Интенсификация учебного процесса как условие эффективности выполнения проектно-расчетных работ по деталям машин. / Р.Х. Мухутдинов. Р.М. Тимербаев. И Материалы всероссийской научно-практической конференции «Техноогическая подготовка в школе и в вузе» Стерлитамак: Стерлитамакская гос.пед.академия, 2009. - с. 84-87
17. Павлова, Е.С. Технология интенсификации учебного процесса в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.С. Павлова. - Новокузнецк,2007.- 19 с.
18. Подшипники качения и свободные детали: Каталог / Сост.: Л.Г. Бордышева, Л.П. Носова: ВНИИ ТЭМ ИКФ «Каталог». Ч. 2 — 2003. — 122 с.
19. Примерная программа дисциплины ОПД.Ф.07 Машиноведение. Утверждена Руководителем Департамента образовательных программ и стандартов профессионального образования Л.С. Гребневым «30» августа 2001 г. Рекомендована Министерством образования Российской Федерации для направления подготовки 540500 Технологическое образование. - Электронный ресурс. -http://www.edu.ru/db/portal/spe/progs/540500_pf.07.htrn
20. Политехнический словарь. - М.: Советская энциклопедия,
1989.-656 с.
21. Толковый словарь иноязычных слов / под ред. Л.П. Крысина. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 944 с.
22. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / под ред. С.И. Ожегова и П.Ю. Шведовой. - М.: А Темп, 2004. - 944 с.
23. Чернавский, С.А. Курсовое проектирование деталей машин: учебное пособие для учащихся / С.А. Чернавский [и др.]. - М.: Машиностроение, 1988. -416 с.
24. Шейнблит, А.Е. Курсовое проектирование деталей машин: Учебное пособие / А.Е. Шейнблит. - Калининград: Янтарный сказ, 2004. - 454 с.