Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕГУЛЯТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КОЛОРАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ И ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИКИ В ЛИРИКЕ А. БЛОКА И Н. ГУМИЛЁВА

Работа №87507

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы60
Год сдачи2013
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
53
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОЛОРАТИВНОЙ
ЛЕКСИКИ И ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИКИ 7
1.1. Цветообозначения в языке поэзии 7
1.2. Теоретические основы изучения колоративной лексики и цветовой
символики в поэтическом дискурсе в аспекте регулятивности 9
ВЫВОДЫ 15
ГЛАВА II. ЦВЕТОВАЯ КАРТИНА МИРА В ПОЭТИЧЕСКИХ ДИСКУРСАХ А.БЛОКА И Н.ГУМИЛЁВА 17
2.1. Анализ цветовой картины мира в дискурсе А.Блока и 1 [.Гумилева..
2.2. Ахроматизмы в лирике А.Блока и Н.Гумилёва 22
2.3. Цвета спектра в лирике А.Блока и Н.Гумилёва 31
ВЫВОДЫ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЯ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Словарь цветообозначений А.Блока 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Словарь цветообозначений Н.Гумилева 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Частотность употребления колоративов в лирике
А.Блока и Н.Гумилева 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Сравнительная таблица цветообозначений А.Блока и
Н.Гумилева

Тема выпускной квалификационной работы: «Регулятивный потенциал колоративной лексики и цветовой символики в лирике А. Блока и Н.Гумилёва». Настоящая работа посвящена изучению регулятивного потенциала цветонаименований в поэтическом дискурсе серебряного века на материале поэтических текстов А.Блока и Н. Гумилёва.
Современная лингвистика предполагает изучение творческих возможностей языковой личности, анализ взаимодействия автора и читателя через текст. Наибольшую значимость для нашего исследования имеет анализ художественного текста в коммуникативном аспекте. Для работ данного направления свойственно особое внимание к тому, как различными средствами текста, включая колоративы, организуется диалог между автором и читателем.
Актуальность работы обусловлена недостаточной изученностью колоративной лексики с точки зрения ее регулятивного потенциала в творчестве разных авторов на уровне стилистического узуса и особенностей идиостиля художников слова.
Творчество А. Блока и Н. Гумилёва рассматривалось многими исследователями (Е.Г. Мельникова, Е.В. Завадская, Н.А. Кожевникова, В.М. Жирмунский, А. Павловский, И.А. Гулова, Ю.А. Карташова и др.), однако регулятивный потенциал цветонаименований в поэтическом дискурсе этих представителей литературы серебряного века остается практически неизученным.
Объектом исследования является колоративная лексика в поэтических текстах А.Блока и Н.Гумилёва.
Предмет изучения - регулятивный потенциал колоративной лексики и цветовой символики в идиосистемах разных поэтов серебряного века.
Цель исследования - выявление идиостилевых особенностей лексической репрезентации цветовой картины мира в аспекте регулятивности в творчестве А.А. Блока и Н.С. Гумилёва.
В соответствии с целью сформулированы задачи работы:
1) выявить основные подходы к определению понятия «цвет» и историю изучения цветовой картины мира и цветонаименований в лингвистике;
2) уточнить теоретические основы анализа колоративной лексики и цветовой символики в поэтическом дискурсе в аспекте регулятивности;
3) исследовать по разным параметрам средства лексической репрезентации цветовой картины мира в поэтических дискурсах А.Блока, Н.Гумилёва;
4) определить особенности функционирования колоративной лексики в творчестве представителей различных литературных направлений;
5) установить узуально-стилистические и идиостилевые особенности репрезентации цветовой картины мира в лирике А. Блока, Н. Гумилёва на основе сопоставительного анализа.
Методика исследования основана на использовании описательного метода, включая различные приёмы: наблюдения, обобщения, сопоставления, интерпретации, классификации и др.; контекстологический, стилистический и количественный анализ.
В качестве материала исследования взяты стихотворения А.Блока (1898-1916 гг.); поэтические тексты Н.Гумилёва (1903-1921гг.). В процессе работы было проанализировано 120 стихотворений поэтов, рассмотрено около 400 словоупотреблений цветообозначений.
Выбор материала исследования обусловлен растущим интересом к поэзии серебряного века, в которой нашли отражение, с одной стороны, кризис веры, ожидание катастрофы, с другой - выдающиеся открытия, новые направления творческого поиска представителей русской культуры.
Теоретико-методологическую базу исследования составили работы учёных по изучению колоративной лексики (Н.Б. Бахилина, Р.М. Фрумкина, В.Г. Кульпина, О.А. Гузеева, А.А. Брагина, С.Г. Капралова, Е.В. Рахилина, Л. Качаева, К.В. Дмитриева, Л.П. Прокофьева и др.). Также следует назвать диссертационные исследования И.В. Кочетовой: «Регулятивный потенциал цветонаименований в поэтическом дискурсе серебряного века: на материале лирики А. Белого, Н. Гумилева, И. Северянина» и Е.М. Спиваковой: «Язык цвета в идиостиле А. Блока».
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке методики анализа цветообозначений в поэтическом тексте на основе теории регулятивности в соответствии с коммуникативно-деятельностным подходом к изучению текста и его элементов.
Практическая значимость работы связана с уточнением методики смысловой интерпретации поэтического текста на основе анализа колоративной лексики. Данная методика и результаты исследования могут использоваться в школьных элективных курсах по русскому языку.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав с выводами, заключения, библиографического списка и приложения. Во введении обосновывается актуальность, объект, предмет исследования, формулируются цель, задачи и методы, приводится теоретико-методологическая база, теоретическая и практическая значимость, структура работы. В первой главе «Теоретические основы изучения колоративной лексики и цветовой символики» рассматриваются и обосновываются теоретические аспекты работы, определяются ключевые термины, приводятся выводы. Во второй главе «Цветовая картина мира в поэтических дискурсах А. Блока и Н. Гумилёва» осуществлен сопоставительный анализ использования колоративной лексики в творчестве представителей разных литературных направлений серебряного века в регулятивном аспекте, определены некоторые особенности цветовой картины мира и идиостиля А. Блока и Н. Гумилева. В заключении сделаны основные выводы.
Библиография содержит 50 источников, включая сборники стихотворений, научную литературу, статьи, словари и интернет-сайты.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной выпускной квалификационной работе, посвященной изучению регулятивного потенциала цветонаименований в лирике А.Блока и Н.Гумилёва, мы постарались выявить основные подходы к определению понятия «цвет» и историю изучения цветовой картины мира; исследовать по разным параметрам средства лексической репрезентации цветовой картины мира в поэтических дискурсах А.Блока и Н.Гумилёва; определить особенности функционирования колоративной лексики в творчестве представителей различных литературных направлений.
Выявлено, что благодаря цветообозначениям художественный мир текста, его образный строй приобретает особую наглядность, эмоциональность, конкретность и выразительность. Без колоративной лексики стихотворения были бы менее экспрессивными. С помощью цветонаименований А.Блоку и Н.Гумилёву удаётся приобщить читателя к своему видению мира за счёт использования регулятивных структур колоративного типа.
Нами было проанализировано 120 стихотворений поэтов, рассмотрено около 400 словоупотреблений цветообозначений.
В результате анализа употреблений А.Блоком колоративной лексики мы пришли к выводу, что слова-цветообозначения регулярно участвуют в выражении следующих смыслов: «духовность» (в поле духовности входят значения святости, веры, душевной чистоты, невинности); «любовь»; «стихия»; «природа»; «гибель» (ядро поля - значение «смерть», на его периферии - такие смыслы, как «болезнь», «отчаяние», «слабость», «опустошённость»); зло (в поле зла входят такие смыслы, как «мистическое, глобальное зло», «грех», «жестокость»).
Таким образом, язык цвета для А.Блока является универсальным кодом, к которому поэт обращается для того, чтобы выразить ведущие идеи своего творчества. Код этот сложен, во-первых, из-за того, что каждый его символ - многозначен, во-вторых, из-за синонимичности многих символов. При «расшифровке» кода обе эти трудности можно преодолеть: определить, какой именно смысл стоит за каждым конкретным знаком в каждом конкретном случае, помогает контекст, а синонимия знаков не является абсолютной, они различаются оттенками значения.
Самыми частотными в лирике А. Блока являются колоративы группы красного цвета, как образцы цвета зари, цвета огня и цвета крови; белый, как символ святости, душевной чистоты и смерти; и черный, как цвет сажи, темноты, враждебности. Поэт избегает неопределённых, смешанных цветов, но для описания чистых цветов и их оттенков использует широкие возможности синонимии и словообразования русского языка.
Исследуя лирику Н.С. Гумилёва, мы установили, что цветовая картина мира поэта менялась в зависимости от изменения творческого метода автора и времени создания сборника. Раннее творчество поэта, характеризуется использованием большого количества красочных и активных цветов, что связано со становлением Гумилёва как поэта. Акмеистический период отражает стремление автора к достоверности, реальности изображаемого. Гумилёв отказывается от метафоричности и многозначности поэтического слова, стремится к точности выражения своих мироощущений, используя соответствующие цветообозначения (красный, чёрный, золотой и др.), количество которых в целом значительно уменьшается. На заключительном этапе на смену белому цвету, господствовавшему в каждом сборнике, приходит чёрный цвет, косвенно связанный с состоянием души самого поэта.
В поэзии Гумилева большинство цветообозначений относится к спектру красного цвета (розовый, алый, кровавый, багряный, пурпуровый), соответственно этот цвет составляет самое объёмное микрополе. Цветообозначение белый поэт использовал в каждом сборнике. Этот цвет в картине мира поэта олицетворяет собой не только чистоту и невинность, но и смерть, внося в лирику Н. Гумилёва особую загадочность и неоднозначность. Цветообозначение чёрный то появлялось, то исчезало в стихах автора. Эта колорема связана с чувством тревоги, тоски, одиночества. Цветонаименование золотой заменяло собой жёлтый цвет и часто использовалось в «экзотических» стихотворениях автора. К зелёному и голубому цветам Н. Гумилёв обращался при описании природы.
Таким образом, колоративы в поэзии имеют огромное значение, являются важным элементом картины мира в произведениях любого художника слова. С одной стороны цветообозначения окрашивают текст, придают ему особую яркость, выразительность, символичность, а с другой стороны позволяют организовать диалог между автором и читателем.



1. Блок А.А. Стихотворения. Поэмы. - М.: Дрофа, 2004. - 416с. - (библиотека отечественной классической художественной литературы).
2. Гумилёв Н.С. Стихотворения. Поэмы. Проза. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1991. - 608 с.
3. Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. - М.: Мир, 1982. - 181с.
4. Александр Блок: Новые материалы и исследования: В 5 т. — М., 1980-1993.
5. Арутюнова Н.Д. Дискурс. Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990. - С. 136-137.
6. Баева М. И. Красный цвет в русском и английском языках // Русская речь, 2004. №4. - С. 125-127.
7. Баевский В.С. История русской поэзии: 1730-1980. - М., 1996. С. 200-201.
8. Бахилина Н.Б. История цветообозначений в русском языке. - М.: Наука, 1975. - 287с.
9. Бенвенист Э. О субъективности в языке // Общая лингвистика. Глава XXIII. - М.: Прогресс, 1974. - С. 282-300.
10. Блок А.А. Без божества, без вдохновенья. Сочинения: В 6-ти т. Т.6. -
М., 1963. - С. 174-184.
11. Болдырева Е.М. Русская литература. XX век: большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007. - 668 с.
12. Болотнова Н.С. Лексическая структура художественного текста в ассоциативном аспекте. - Томск, 1994. - 212 с.
13. Болотнова Н.С. О теории регулятивности художественного текста // Stylistyka, 1998. Вып. VII. Opole. - С. 179-189.
14. Борботько В.Г. Принципы формирования дискурса: От
психолингвистики к лингвосинергетике. - М., 2009. - 290 с.
15. Гей Н.К. Искусство слова. О художественности литературы. - М.: Наука, 1967. - 363с.
16. Григорьев В.П. Поэтика слова. - М.: Наука, 1979. - 343с.
17. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. - М., 1935-1940.
18. Донецких Л.И. Семантическое своеобразие и стилистические функции имен прилагательных в трилогии К.Федина: автореф. дис. канд. фил. наук. - Л., 1966. - 18 с.
19. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - М.: Гнозис, 2004. - 390 с.
20. Кочетова И.В. Регулятивный потенциал цветонаименований в поэтическом дискурсе серебряного века: на материале лирики А. Белого, Н. Гумилева, И. Северянина: автореф. дис. канд. фил. наук. - Томск, 2010. - 26 с.
21. Кочетова И.В. О динамике цветообозначений в поэтической картине мира Н. Гумилёва // Вест. Том. гос. пед.ун-та. Вып. 2 (76) 2008. - Томск, 2008. - С. 52-56.
22. Кошелева А.Л. Поэзия «Серебряного века»: пособие для учителей- словесников и студентов-филологов по русской литературе 1-ой половины XX века. - Абакан, 1995. - 234 с.
23. Кульпина В.Г. Лингвистика цвета: Термины цвета в польском и русском языках. - М.: Московский лицей, 2001. - 470 с.
24. Лаврова С.Ю. Художественно-лингвистическая парадигма идиостиля Марины Цветаевой: автореф. дис. док. фил. наук. - М., 2000. - 47 с.
25. Маслова В. А. О понятиях «языковая картина мира» и «поэтическая картина мира» // Разноуровневые характеристики лексических единиц. Ч. 2. - Смоленск: Смыдянь, 2004. - С. 66-69.
26. Минералова И.Г. Русская литература серебряного века (Поэтика символизма). - М., 2004. - 272 с.
27. Минц 3. Г. Поэтика Александра Блока. СПб.: Искусство, 1999. - 727 с.
28. Монгилева Н. В. Семантическое пространство поэтического дискурса: диссертация ... кандидата филологических наук. - Челябинск, 2004. - 168 с.
29. Носовец С. Г. Цветовая картина мира Владимира Набокова в когнитивно-прагматическом аспекте: Цикл рассказов "Весна в Фиальте": диссертация ... кандидата филологических наук. - Омск, 2002. - 249 с.
30. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 2001. - 433 с.
31. Панкеев И.А. «Высокое косноязычие» Николай Гумилёв: судьба, биография, творчество // Литература в школе, 1990. № 5. - С. 12-24.
32. Поцепня Д. М. Проза А. Блока. Стилистические проблемы. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1976. - 136 с.
33. Поцепня Д. М. Образ мира в слове писателя: монография. - СПб.: Изд- во СПбГУ, 1997. - 264 с.
34. Рахилина Е. В. Когнитивный анализ предметных имён: семантика и сочетаемость. - М.: Русские словари, 2000. - 416 с.
35. Сидоров Е.В. Проблемы речевой системности. - М., 1987. - 140 с.
36. Спивакова Е.М. Роль колоративной лексики в реализации концепта ЛЮБОВЬ у А. Блока // Вестник Поморского университета. Гуманитарные и социальные науки. - Архангельск: Издательский центр Поморского ун-та, 2009. №8. - С. 200-203.
37. Спивакова Е.М. Язык цвета в идиостиле А. Блока: автореф. дис. канд. фил. наук. - В., 2009. - 24 с.
38. Тернер В. Символ и ритуал. - М.: Главная редакция восточной
литературы издательства «Наука», 1983. - 277 с.
Интернет-ресурсы
39. Большая советская энциклопедия. Антропософия. - [Электронный ресурс]. - URL:www.slovari.ru.
40. Ван Дейк Т. А. (1998). К определению дискурса. - [Электронный ресурс]. - URL:http: //www.nsu.ru/psych/
41. Гумилев Н.С. Электронное собрание сочинений. [Электронный ресурс].
- URL:http: //gumilev.ru/verses/370/
42. Дубкова О. В. Цвет в китайском языке и культуре. - [Электронный ресурс]. - URL:http://www.philology.ru/linguistics4/dubkova-04.htm
43. Интернет-сайт «Стихи поэтов XIX-XX веков». - [Электронный ресурс].
- URL:http: //www.stihi-xix-xx-vekov.ru/blok373 .html
44. Интернет-сайт «Реферун». - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.referun. com/n/yazyk-tsveta-v-idiostile-a-bloka
45. Миронова Л.И. Символика цвета. - [Электронный ресурс]. - URL: www.Mironovacolor.org.
46. О типологии регулятивных структур в тексте как форме коммуникации
// Вестник ТГПУ. 2011. №3. - [Электронный ресурс]. - URL:
http: //cyberleninka.ru/article/n/o -tipologii-regulyativnyh-struktur-v-tekste- kak-forme-kommunikatsii(дата обращения: 27.05.2013).
47. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - [Электронный ресурс]. - URL:http://www.ozhegov.org/
48. Особенности серебряного века: идеи, люди, время. - [Электронный ресурс]. - URL:www.diagelevcenter.ru.
49. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка.
- [Электронный ресурс]. - URL:http://classes.ru/all-russian/russian-
dictionary-Ushakov-term-1434.htm
50. [Электронный ресурс]. - URL:http://opredelim.com/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ