ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СУИЦИДАЛЬНОГО
РИСКА В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 3
1.1. Суицид, его виды, суицидальный риск 6
1.2. Мотивы, причины и факторы суицидального поведения в
подростковом и юношеском возрасте 11
1.3. Специфика трудностей в подростковом и юношеском
возрасте 19
Выводы 31
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛА 33
2.1. Выбор методик и организация исследования 33
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 34
Выводы 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность исследования состоит в том, что суицид одна из вечных проблем человечества, поскольку существует как явление практически столько же, сколько существует на Земле человек.
В России XX в. суицидальное поведение долго рассматривалось только лишь в рамках болезней. В 80-х годах прошлого столетия группой ученых во главе с А.Г.Амбрумовой был создан Всесоюзный научно-методический суицидологический центр, а также разработана концепция суицидального поведения, как следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого ею микросоциального конфликта.
Уже с 60-х годов XX века суицид становился все более и более ощутимой проблемой в разных странах мира. Наиболее опасный для суицида возраст - около 30лет - стал уменьшаться до 24-х и даже 15-ти лет, суицидологи были вынуждены констатировать страшный показатель "помолодевшего суицида": самоубийство становится третьей по счету ведущей причиной смерти среди 15-24 летних людей.
В последние десятилетия проблема суицидального поведения приобретает все большую актуальность. Уровень самоубийств среди населения России и других экономически развитых стран мира неуклонно растет.
Суицид как основная причина смертности занимает третье место, в подростковой и юношеской смертности после несчастных случаев и убийств. Какими бы тревожащими эти данные не были, они вероятно занижены. О самоубийцах не всегда сообщают, по причинам религиозных запретов и исходя из пожеланий семьи.
Высокий уровень самоубийств в большинстве стран мира заставляет ставить вопрос о причинах этого явления и какой возраст больше склонен к суициду.
Психологи считают, что риск суицидального поведения возникает у юношей и девушек на стадии перехода из подросткового в ранний юношеский возраст.
Цель исследования: Исследование суицидального риска в подростковом и юношеском возрасте в зависимости от пола
Объект исследования: Мальчики и девочки учащиеся 8-9-х
классов, в возрасте 14-15 лет; юноши и девушки учащиеся 10-11 классов, в возрасте 16-17 лет
Предмет исследования: Суицидальный риск
Гипотеза исследования: Уровень суицидального риска в большей степени зависит от возраста, чем от пола
Задачи исследования:
1. На основе аналитического анализа зарубежной и отечественной литературы рассмотреть понятие суицида, суицидального риска, причины и факторы суицидального поведения;
2. Провести теоретический анализ специфики трудностей в подростковом и юношеском возрасте;
3. Провести эмпирическое исследование суицидального риска у подростков и юношеского возраста;
4. Проанализировать полученные эмпирическим путем результаты исследования.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Психологическое тестирование с использованием психологической методики «Опросник суицидального риска» модификация Т.Н.Разуваевой.
3. Обработка результатов с помощью графических и статистических методов. Сравнительный анализ осуществлен с использованием t-критерия Стьюдента.
Эмпирическая база исследования:
Для проверки предположения организовали и провели исследования на базе Чистопольско-Высельской средней школы г. Чистополя, в которых приняли участие 30 мальчиков и 30 девочек учащиеся 8-9-ых классов; 30 юношей и 30 девушек учащиеся 10-11 классов.
Теоретико-методологическая основа: Концепция зависимости аутоагрессивного поведения от внешних, социальных факторов Э. Дюркгейм; концепция суицидального поведения как следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального конфликта А.Г. Амбрумовой.
Практическая значимость исследования: Заключается в том, что полученные результаты по проведенной работе могут помочь педагогам- предметникам, школьным психологам и родителям, в профилактике и в целях предотвращения суицидальных попыток со стороны детей подросткового и юношеского возраста; а также в работе клинического психолога с подростками и юношами, при оказании экстренной психологической помощи.
Структура работы состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Можно сделать вывод, что подростковый возраст является периодом сложных измерений, перестроения общения со взрослыми и сверстниками, преображается и подстраивается под общество его психика, сильно изменяется его внутренний мир, он начинает осознавать, что он личность, что он часть окружающего его мира.
Юность является периодом завершения физического созревания и формирования первичной социализации личности. В юности расширяются временные представления, включая будущее, личные и социальные перспективы. Мировозренческий поиск в юношеском в юношеском возрасте обуславливает социальную ориентацию личности, способствует осознанию себя частицей, элементом социальной общности, выбору своего будущего социального положения и способов его достижения.
Теоретический анализ суицидального риска подросткового и юношеского возраста показал, что юношеский возраст больше склонен к суициду, и психологи считают этот возраст суицидально опасным. С возрастом уровень суицидального риска повышается, независимо от пола.
В связи с этим проведено эмпирическое исследование. Гипотезой, которого являлось предположение о том, что уровень суицидального риска в большей степени зависит от возраста, чем от пола. В ходе эмпирического исследования использовалась методика «Опросник суицидального риска» модификация Т.Н. Разуваевой.
Из полученных эмпирическим путем данных следует, что подростки обоих полов характеризуются преобладанием отрицательной концепции окружающего мира, доминированием эмоций над эмоциональным контролем в оценке ситуации, отрицательной концепции собственной личности и выражением желания привлечь внимание окружающих к своим несчастьям.
Юношеский возраст, в свою очередь на психотравмирующую ситуацию реагируют эмоциональнее, чем подростки. Они воспринимают мир как враждебный, не соответствующий представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружением.
Также было выявлено, что у девочек юношеского возраста суицидальный риск выражен более ярко, чем у девочек подросткового возраста по таким показателям, как «демонстративность», «уникальность», «социальный пессимизм» и «временная перспектива».
У девочек в юношеском возрасте более выражены различия с подростковым возрастом по показателям несостоятельность и временная перспектива.
Отсюда следует, что различия по этим показателям с возрастом становятся более выраженными.
В свою очередь, у мальчиков юношеского возраста, присутствует преобладание статистически значимых различий с мальчиками подросткового возраста, по таким показателям, как «демонстративность», «аффективность», «уникальность», «несостоятельность», «социальный пессимизм», «максимализм», «временная перспектива», «антисуицидальный фактор».
Таким образом, что склонность к суицидальному риску с возрастом возрастает, независимо от пола.
Следовательно, гипотеза о том, что уровень суицидального риска в большей степени зависит от возраста, чем от пола, подтвердилась.
1. Акопян К.С. Самоубийство: Проблемы мотивации (размышления в связи с психологическим этюдом Н.А. Бердяева "О самоубийстве"). -
2004. - № 3. - С. 153-159.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб: Питер, 2004.-156с.
3. Алан Л. Суицид. Общие теории и предотвращение. - СПб.: Питер,
2008. -210с.
4. Андриенко, Е.В. Самоубийство / Е.В. Андриенко : учебное пособие для
студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. - 304 с.
5. Амбрумова А.Г. О самоубийцах//Аргументы и факты. - 2009.- март,
№12. - 12 с.
6. Бойко, О.В. Предотвратить суицид / О.В. Бойко // Психологическая
газета. - 2002 . - № 7/8. - С. 32-35.
7. Вагин И. Психология жизни и смерти. - СПб: Питер, 2001. - 160 с.
8. Ведрин Ж., Вебер Д. Можно ли оценить риск суицида? // Социальная и клиническая психиатрия.- 2004. - № 3. - С. 69-70.
9. Волков, Ю.Г. Социология молодежи / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков,
Ф.Д. Кадария, И.П. Савченко. - Ростов-на-Дону: Феникс,2001. - 598 с.
10. Волков Ю. Г, Добреньков В. И, Кадария Ф. Д, Савченко И. П,
Шаповалов В. А. Социология молодежи. Под ред. проф. Ю. Г. Волкова. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2006. - 176 с.
11. Волкова А.Н. Психолого-педагогическая поддержка детей
суицидентов//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2008.- №2. - С. 36-43.
12. Вроно Е. Что толкает в петлю//Деловой мир.-2008(30.05 - 06.06) - С. 30.
13. Гроллман Э. Суицид: превенция, интервенция, поственция. // Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в
трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных
текстах. - М.: Аспект Пресс, 2001.- С. 305-306.
14. Гулина, М.А. Психология социальной работы / М.А. Гулина, С.Ф.
Левин. - М.: 2002. - 326 с.
15. Дарк О. Право на смерть: феноменология суицида // Независимая газета. - 2003. - № 25 от 3сентября. - 16 с.
16. Дарк О. Право на смерть//Независимая газета.-2009 (3 сентября) - С. 16.
17. Джалагония В. Суицид. Можно ли остановить беду? // Эхо планеты. -
2007. - № 34 от 13 сентября. - С. 40-45.
18. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. Пер. с франц. М.:
Просвещение, 2004. - 375 с.
19. Ефремов В. С. Е92 Основы суицидологии. - СПб.: «Издательство
«Диалект», 2004. - 480 с.
20. Карпухин О. Легко ли быть молодым? // Диалог. - 2002. - № 2. - 14 с.
21. Карпов, А.В. Суицидальное поведение при депрессии в рамках
расстройств настроения и личностных расстройств / А.В. Карпов: учебное пособие для вузов. - М.: ГАРДАРИКИ, 2005. - 584 с.
22. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл
развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Сфера, 2001. - 464с.
23. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков: учебник для вузов.
- СПб.: Питер, 2000. - 693 с.
24. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. Пер. с англ. - СПб.:
Питер, 2008. - 352 с.
25. Меркулова, О.С. Психология старшеклассника / О.С. Меркулова. -
СПб.: Приор-издат, 2008. - 80 с.
26. Меннингер К. Война с самим собой. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 76 с.
27. Моховиков А.Н. Введение к клинико-психологическому разделу. //
Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных
текстах.- М., 2001.- С. 230-235.
28. Моховиков А.Н. Социология. Прошлое и настоящее. Проблема
самоубийства. М.: Высшая школа, 2001. - 214 с.
29. Научные и организационные проблемы в суицидологии. - М.: Высшая
школа, 2003.- 120с.
30. Никифоров, Г.С. На приеме у психолога подросток / Г.С. Никифоров. -
М.: Речь, 2003. - 448 с.
31. Орлова И.Б. Самоубийство - явление социальное // Социологические
исследования. - 2002. - № 8. - С. 69-72.
32. Павлов И.П. Самоубийство - великая печаль русской
жизни//Медицинская газета. 2009.- (28 мая). - С. 15.
33. Пономаренко, В.А. Психопатии и акцентуации характера у подростков
/ В.А. Пономаренко. - М.: Институт психологии РАН, 2007. - 400 с.
34. Помро К. и др. Суицидальное поведение в юношеском возрасте //
Социальная и клиническая психиатрия. - 2005. - № 3. - С. 63-68.
35. Попов Ю.В., Бруг А.В. Аддиктивное суицидальное поведение
подростков //Обозрение психиатрии и медицинской психологии. -
2005. - №2. - 5с.
36. Психология подростка / Полное руководство. - М.: Логос, 2007. - 255 с.
37. Психология подростка. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 240 с.
38. Психология суицида: Методические рекомендации. Н.Новгород: Изд-
во НГПУ, 2007. - 51 с.
39. Пурич-Пейакович Йу., Дуньич Душан Й. Самоубийство подростков: Пер. с сербск. - М.: Медицина, 2000. - 168 с.
40. Реана А.А Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реана. -
М.: Прайм-Еврознак, 2005. - 656 с.
41. Романова, Е.С. Клиническая динамика и терапия психических
расстройств у подростков в постсуицидальном периоде / Е.С. Романова. - СПб.: Питер, 2008. - 464 с.
42. Рыбалко, Е.Ф. Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах
философов, социологов, психологов, психотерапевтов и в художественных текстах / Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Питер, 2001. - 224 с.
43. Сорокин, П.А. Самоубийство как общественное явление / П.А. Сорокин
// Социс. - 2003. - № 2. - С. 104-115.
44. Старшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия. - М.:
Когито - Центр, 2005. - 375 с.
45. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко Практикум
Ред.-сост. - Рн/Д: Феникс, 2005. - 204 с.
46. Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблемы самоубийства в
трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. - М.: Когито - Центр, 2001. - 469 с.
47. Тетерский, С.В. Введение в социальную работу / С.В. Тетерский. - М.:
Академ, проект, 2000. - 465 с.
48. Трегубов Л., Вагин Ю. Эстетика самоубийства. - М.: Инфра, 2003. -90с.
49. Фарбероу Н., Шнейдман Э. Крик о помощи //Плюс-минус жизнь:
социально-психологические аспекты суицида. / Под ред. А.Н.Моховикова. - М., 1999. - 46 с.
50. Фрейд З. Печаль и меланхолия // Суицидология: прошлое и настоящее /
Под ред. А.Н.Моховикова. - М., 2001. - 75 с.
51. Шнейдман Э. Десять общих черт самоубийств и их значение для психотерапии // Суицидология: прошлое и настоящее / Под ред.
А.Н.Моховикова. - М., 2001. - 17 с.