Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В НЕДЕЛИМЫХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Работа №87488

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы52
Год сдачи2013
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1 Половые отличия мальчиков и девочек 6
1.2 Гендерные стереотипы в обучении мальчиков и девочек в
школе 9
1.3 Особенности совместного обучения мальчиков и девочек на уроках
технологии 15
Выводы по первой главе 19
ГЛАВА II МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ В
НЕДЕЛИМЫХ КЛАССАХ 20
2.1 Анализ программы по технологии для неделимых классов 20
2.2 Содержание учебного курса технологии в неделимых классах 25
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Актуальность темы исследования. Технология как область знаний развивается сегодня наиболее стремительно. Решение ведущих вопросов чаще всего сужает до минимума, а иногда и отодвигает на второй план конкретные практические проблемы, возникающие в образовательном пространстве. На сегодняшний день возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. Проблема дальнейшего развития образовательной области «Технология» нередко становится предметом дискуссии.
В настоящее время активно разрабатывается направление, связывающее различия между мальчиками и девочками в познавательных функциях, темпах, способах переработки и усвоения информации, качестве интеллектуального развития, мотивации деятельности и формировании положительной и отрицательной оценки результатов их деятельности. Создаются максимально благоприятные условия для всех видов совместной деятельности учащихся. Мозг мальчиков и мозг девочек устроены и работают по-разному. Девочки опережают в своем интеллектуальном развитии, а у мальчиков - более развиты зрительно-пространственные способности. Мальчики мыслят и принимают решения быстрее, им надоедает слушать повторное объяснение материала, которое зачастую бывает необходимым для девочек, у них ограничено время на понимание и выполнение заданий, они меньше участвуют в обсуждении совместной работы.
Малокомплектность и малочисленность наших школ ведет к проблеме совместного обучения мальчиков и девочек на уроках технологии. Как при этом быть? Какую программу выбрать? Технический или обслуживающий труд? Как при реализации своей программы в подобных классах не превратить обучение в кружковую деятельность? При этом в подобных классах необходимо учесть гендерные различия и возможности мальчиков и девочек. Именно к решению этих вопросов необходимо направить сегодня максимум усилий. Все это обусловило выбор темы нашего исследования - «Методика обучения школьников на уроках технологии в неделимых классах средней школы».
Цель исследования: разработка методики обучения школьников на уроках технологии в неделимых классах.
Объект исследования: технологическая подготовка школьников в неделимых классах общеобразовательной школы.
Предмет исследования: методика обучения школьников на уроках технологии в неделимых классах.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования в работе были поставлены следующие задачи:
- выявить половые отличия мальчиков и девочек;
- определить, какие проблемы возникают при совместном обучении мальчиков и девочек на уроках технологии;
- разработать программу школьного курса технологии для неделимых классов;
- разработать содержание уроков технологии по разделу «Культура питания» для неделимых классов.
Теоретической базой исследования являются труды о психологических и социальных функциях полоролевых стер' типов (В.С. Агеева, В.А. Геодакяна, А.В. Либна), общенаучные труды о совместном обучении мальчиков и девочек (Ю.А. Моленовой, Т.С. Неволиной, Е.А. Ряхимовой, В.П. Симонова).
Методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ литературы по теме исследования;
эмпирические: анализ продуктов деятельности учащихся, педагогическое наблюдение, изучение и обобщение передового опыта работы педагогов и учителей, проектирование.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что разработанная методика обучения школьников на уроках технологии в неделимых классах может быть использована учителями технологии как городских, так и сельских школ. Полученные в работе данные можно использовать в обучении технологии в малочисленных классах и при разработке программ для подобных классов.
В структурном отношении работа состоит из введения, двух глав и выводам по ним, заключения, списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Самая важная проблема на сегодня в школах - это создание необходимых условий для технологической подготовки школьников. Технология в 5-7 классах традиционно представлена такими направлениями, как технический, обслуживающий и сельскохозяйственный труд. Во многих школах учащиеся обучаются в группах с малой наполняемостью. Между тем, в последнее время все чаще появляются так называемые неделимые классы (менее 25 учащихся в городе и 20 - в сельской местности). При этом на уроках технологии учителю приходится одновременно заниматься с девочками и мальчиками. Но для этого нужна программа обучения, в равной степени удовлетворяющая потребностям тех и других.
Весь мир не одно десятилетие решает вопросы полового неравенства, и сегодня, когда кажется, что данный вопрос полностью исчерпан, в нашей стране, где общее образование более чем в других странах строится по принципу разносторонности знаний, образовательную область «Технология» мы изучаем по принципу половой дифференциации профессий.
Очевидно, что школа, продолжая настаивать на традиционном половом разделении, игнорирует изменения в обществе, и, тем самым, дискредитирует свой образовательный потенциал. Исключения, демонстрирующие практическую значимость уроков технологии (особенно это касается малокомплектных сельских школ), только подтверждают правило: в ситуации, когда на первом месте стоит востребованность предлагаемого материала учениками, головое разделение и половые стереотипы практически отсутствуют.
Совместные уроки технологии ни в ко :м случае не ущемляют правовые ценности равноправия личности, но и способствуют наилучшей реализации личностных склонностей. Для создания условий максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек, их совместного пребывания на уроках нужны разработки новых способов научения - компьютеризации и других форм с акцентом на технические знания, отличных по качеству, способу организации учебного процесса и темпам. Приемы и методы работы на уроках: высокий темп подачи материала с широким спектром разнообразной нестандартно поданной информации, разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач, развитие поисковой активности с акцентом на самостоятельность принимаемых решений. Перед учителем становится непростая задача преодоления формализма в обучении и воспитании, поворота к интересам и потребностям конкретного ребенка, к умению видеть, слышать и понимать его своеобразие, индивидуальные и возрастные особенности вне зависимости от пола. Новой стала структура уроков за счет особенностей преподавания в совместных классах. Мальчики с интересом следили за работой девочек и наоборот. Осмысление теоретического материала проводится после практической работы, то есть через практическую работу, используются групповые формы работы с акцентом на взаимопомощь, используется большое количество наглядного материала. Групповые формы работы также эффективны, любая выполненная работа требует эмоциональной оценки с обозначением перспективы.
Важной проблемой проведения занятий по технологии в неделимых классах является разработка методики проведения занятий одновременно с мальчиками и девочками.
В рамках нашего исследования была разработана программа по технологии для неделимых классов. Программа была используется в школе им. Бехтерева во время педагогической практики.



1. Агеев, В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов / В.С.Агеев // Вопросы психологии. - 1987. -№ 2. - С. 152-158.
2. Баранова Е.А. Образование мальчиков и девочек в России: гендерный подход [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-298784.html.
3. Васильченко, Е.Д. Занятия по трудовому обучению 5 кл.: Книга для учителя. / Е.Д.Васильченко, А.Я.Лабзина. - М.: Просвещение, 1990. - 202 с.
4. Геодакян, В.А. Эволюционная теория пола / В.А.Геодакян // Природа. - 1991. -№8. - С. 60-69.
5. Евланова В.Д. Обучение: совместное или раздельное? / В.Д.Евланова // Медицинская газета . - 2006 - №26. - С. 32-33.
6. Закон РФ «Об образовании» / ООО "НЛП «Гарант-Сервис». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//www.garant.ru/law/10064235- 000.htm.
7. Казакевич, В.М. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии / В.М.Казакевич, А.В.Марченко. - М.: Просвещение, 2000.-252 с.
8. Капустин, В.С. Методика занятий по разделу «Проект в 5-7 классах» / В.С.Капустин // Школа и производство. - 1999. - №4. - С. 2-6.
9. Кожина, О.А. Структура содержания и примерное тематическое планирование учебного материала по технологии (обслуживающий труд) в 5¬9 классах / О.А.Кожина // Школа и производство - 2001. - №2. - С. 5-8.
10. Кон И.С. Мальчик - отец мужчин: i И.С.Кон. - М.: Время, 2009. - 704 с.
11. Кругликов, Г.П. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Г.И.Кругликов. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 480 с.
12. Левицкая, Л.В. Занятия по трудовому обучению 6-7 кл.: Книга для учителя. / Л.В.Левицкая, О.Г.Радугина, В.А.Перов. - М.: Просвещение. 1990. - 575 с.
13. Либин, А.В. Половые различия: биологическая эволюция и социальные традиции / А.В.Либин // Дифференциальная психология. - 1999. -С. 272-287.
14. Личностно-ориентированное обучение: Хрестоматия: Для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений/ Е.О.Иванова, И.М.Осмоловская. -М: СГУ, 2005, 236 с.
15. Марченко, А.В. Сборник нормативно-методических материалов по технологии / А.В.Марченко, И.А.Сасова, М.И.Гуревич. - М.: Вентана-Граф, 2002.-224 с.
16. Мейлах, Б.С. «Положение об единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики» от 30 сентября 1918 года / Б.С.Мейлах, Н.А.Хренова. -М.: Дрофа, 2002. - 143 с.
17. Мейлах, Б.С. Национальная Доктрина образования РФ / Б.С.Мейлах, Н.А.Хренова. -М.: Дрофа, 2002. - 511 с.
18. Моленова, Ю.А. Зачем нужно раздельное обучение мальчиков и девочек в школе? И нужно ли? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://shkolazhizni.rU/archive/0/n-21763/.
19. Муравьев, Е.М. Общие основы методики преподавания технологии. / Е.М.Муравьев, В.Д.Симоненко. - Брянск: изд-во БГПУ им. И.Г. Петровского. ИМЦ «Технология», 2000. -136 с.
20. Муравьев, Е.М. Уроки по технологии / Е.М.Муравьев // Школа и производство-1998. - №5. - С. 16-18
21. Неволина, Т.С. Особенности совместного обучения мальчиков и девочек на уроках образовательной области «Технология» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/lib/id/5626/.
22. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2010. - 96 с.
23. Ряхимова, Е.А. Проблема совместного обучен* л мальчиков и девочек на уроках технологии ' Е.А.Ряхимова Педагога - кая академия. - 2009. -№1 - С. 50-52.
24. Сасова, И.А. Технология. Программа 5-8 классы. И.А.Сасова, А.В.Марченко. - М.: Вентана-Граф, 2005. 96 с.
25. Симоненко, В.Д. Методика обучения технологии Н учителя
/ В.Д.Симоненко. - Брянск. Ишим, 19И'. - 295 с.
26. Симоненко, В.Д. Программы общеобразовате&-ючх учреждений. Технология. Трудовое обучение. / В.Д.Симоненко. - М:. «Просвещение», 2008,- 189 с.
27. Симоненко, В.Д. Технология: Псстгаммы начал? « о и основного общего образования / В.Д.Симоненко. -М : Вен с зяа-Грао? Иг И - ; е'2 с.
28. Симонов, В.П. Учет гендерных различий в образовательном процессе / В.П.Симонов .7 Педагогика. - 2005 - №4. - С.44.
29. Технология. Программы. для агады Мин¬ ОСНОВЕ: ч берега
образования / М.В.Хохлова [и др.]. - АП Вен шн* -«•Граф. ?'"i: ■ ; --
30. Тхоржевский, Д.А. Методика трмдсв<л ю обучения ; • и-л мом:
Учебное пособие для студентов педагагичесих инее га св л учащихся
педучилищ / Д.А.ТхоржевскйЙ -- М.. Поселяем не. 1987. -• л С
31. Цейтлин, Н.Е. Справочник по трутовом; v обучению 4 т Цейтлин. -
М.: Просвещение. 1983.-288 с


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ