Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Работа №87478

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2013
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
147
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 9
1.1 Понятие о профессиональном интересе учителя 9
1.2 Непрерывный характер формирования профессионального
интереса будущих учителей технологии и предпринимательства 14
1.3 Показатели сформированности профессионального интереса у будущего учителя технологии и предпринимательства 25
Выводы по первой главе 35
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ВУЗЕ 36
2.1 Педагогическая практика студентов как основа формирования профессионального интереса у будущего учителя технологии и
предпринимательства в вузе 36
2.2 Самостоятельная работа студентов в формировании устойчивости профессионального интереса у будущих
учителей технологии и предпринимательства в вузе 40
2.3 Опытно-экспериментальные работы по формированию
профессионального интереса у будущих учителей технологии и предпринимательства 53
Выводы по второй главе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют


Повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни, является необходимым условием модернизации системы образования России. Решение данной задачи во многом зависит от формирования профессионального интереса у будущих специалистов в условиях непрерывного образования.
Эта проблема находится в поле пристального внимания российской науки. Посвящая ей свои фундаментальные исследования, многие ученые особо подчеркивают мысль о том, что деятельность педагога будет успешной только при условии принципиального соответствия личных его качеств характеру профессиональной деятельности. В качестве одной из важнейших личностных черт, которыми должен обладать специалист, необходимо выделить профессиональную направленность личности.
В современных исследованиях наряду с термином «направленность» все чаще встречается такое понятие, отражающее личностные характеристики специалиста, как «профессиональный интерес» (А.Н. Бритвихин, С.Г. Вершловский, Л.Н. Лесохина, А.Д. Сазонов и др.). Пристальное внимание ученых к проблемам ориентации на профессию, формирования устойчивого интереса к работе педагога, обусловлено рядом причин. Прежде всего, это социально обусловленные требования российского общества к профессии учителя. Современный учитель должен быть компетентным специалистом, обладать рядом личностных и управленческих качеств, организаторскими и другими способностями, знаниями в области педагогики, психологии, технологии и предпринимательства, уметь работать с родителями. В педагогическом процессе для развития перечисленных умений важную роль играют непрерывность образования, учебно-производственная практика, целенаправленная, правильно организованная индивидуально-творческая самостоятельная работа по склонностям студентов.
Сформированный интерес к профессии является не только целью учебного процесса в вузе, но и важнейшим условием повышения его эффективности. Производственная практика как особая форма учебно-производственной деятельности обладает весьма большим потенциалом для формирования у студентов общественно значимых мотивов и целей производственной подготовки, активного включения их в решение учебных и производственных задач. Она, прежде всего, позволяет студентам закрепить полученные теоретические знания. Поиск оптимальных путей реализации возможностей эффективного использования производственной практики в учебно-воспитательном процессе является важной задачей педагогического вуза.
Анализ исследований, посвященных названной проблеме, свидетельствует о том, что формирование интереса к профессии учителя рассматривается как типологическая характеристика личности, то есть совокупность ее ценностей, активности и удовлетворенности деятельностью, совместимой с будущей профессией.
В трудах С.Я. Батышева, Е.Д. Варнаковой, Л.А. Воловича, М.И. Рожкова, Н.М. Таланчука и других ведущих ученых в области профессиональной ориентации отмечается, что формирование интереса к профессии требует глубокой разработки в педагогической науке и практике.
Совершенствование профессиональной подготовки молодежи, обусловленное формированием мотивов учения, нашло отражение в трудах В.Б. Брагиной, Р.С. Вайсмана, В.Н. Дружинина, В.И. Жуковской, Е.А. Климова, В.И. Ковалева, Ю.М. Орлова, К.К. Платонова, В.И. Шкуркина др.
В то же время проблема формирования профессионального интереса будущих учителей технологии и предпринимательства разработана в педагогических и психологических исследованиях недостаточно.
Близки к теме нашего исследования работы О. С. Гребенюка, С.П.
Крягдже, Ю.А. Кустова, А.Т. Маленко, А.Я. Наина, Г.Н. Серикова, И.П. Яковлева, которые, исследуя проблемы подготовки кадров в высшей школе, особое внимание уделяют профессиональной направленности обучения и на этой основе рассматривают мотивацию студентов.
Психолого-педагогический аспект профессиональной ориентации рассмотрен в трудах С.И. Вершинина, Е.А. Климова, А.Е. Голомштока, Е.И. Головахи, Н.Н. Дьяченко, П.А. Шавира и др. Но проблеме формирования профессионального интереса мало уделяется внимания при рассмотрении вопросов обучения студентов инженерно-технологического факультета.
Осуществленный нами анализ современных исследований, близких данной проблеме, позволяет сделать вывод о необходимости целостного исследования существующей зависимости между профессиональным интересом студентов и качеством организации непрерывного учебно - воспитательного процесса.
В концепции модернизации российского образования предъявляются новые социальные требования, в частности, «обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями независимо от места проживания, национальной принадлежности, состояния здоровья».
Задача педвузов - создать все условия для формирования на базе личностных интересов и склонностей профессионального интереса у будущих учителей.
Анализ учебно-педагогической литературы, условий профессиональной деятельности учителей технологии и предпринимательства школ Татарстана, их подготовки в вузе позволил сделать вывод, что в вопросах формирования профессионального интереса имеются нерешенные проблемы.
1. Отсутствует целостный подход к формированию профессионального интереса в системе непрерывного образования (с учетом его довузовского, вузовского и послевузовского профессионального становления).
2. Педагогическая практика не всегда осознается не только студентами, но и преподавателями как основа формирования профессионального интереса (зачастую руководство педагогической практикой возлагается на молодых преподавателей).
3. Не вошла в практику работа вузов по организации внеучебной, индивидуально-творческой самостоятельной деятельности студентов по склонностям в целях развития у них профессионального интереса.
С учетом названных противоречий и была сформулирована тема исследования.
Объект исследования: профессиональная подготовка будущих учителей технологии и предпринимательства в педагогическом вузе.
Предмет исследования: процесс формирования профессионального интереса у будущих учителей технологии и предпринимательства в педагогическом вузе.
Цель исследования: Выявить, обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования профессионального интереса у будущих учителей технологии и предпринимательства
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что эффективность формирования профессионального интереса у будущих учителей технологии и предпринимательства, обеспечивается, если:
• формирование профессионального интереса будущего учителя носит целостный и непрерывный характер;
• педагогическая практика студентов осознается студентами и преподавателями как основа формирования профессионального интереса будущего специалиста;
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и содержание профессионального интереса учителя.
2. Выявить и экспериментально обосновать педагогические условия, при которых обеспечивается эффективность формирования интереса к профессии учителя технологии и предпринимательства:
3. 0босновать учебно-педагогическую практику как важнейшее педагогическое условие формирования профессионального интереса у будущих учителей технологии и предпринимательства.
Методологической основой исследования является учение о социальной и воспитательной роли учителя в обществе, о значении педагогической профессии.
В своем исследовании мы опирались на труды выдающихся педагогов Н.К. Крупской, Макаренко А.С., Сухомлинского В.А. и других. Важное значение для развития научных взглядов имели положения развитые в трудах Атутова П.Р., Батышева С.Я., Максимова В.Г., Симоненко А.С., Максимовой О.Г..
Для решения поставленных исследовательских задач применялись социолого-педагогические методы (анкетирование, социологические опросы учителей, студентов технолого-экономического факультета).
Систематически осуществлялись целевые наблюдения в школах, опытно-педагогическая работа по профессиональному само-определению; осуществлялся анализ и синтез, теоретическое обобщение данных, полученных входе опытно-педагогической работы.
Базой исследования явились средние общеобразовательные школы Республики Татарстан, инженерно-технологический факультет Елабужского института КФУ.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении основных компонентов профессионального интереса, разработке показателей определения уровня их развития у будущих учителей; в раскрытии типичных недостатков и затруднений педагогов системы непрерывного образования в формировании профессионального интереса у будущих учителей технологии и предпринимательства.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и рекомендации дипломной работы могут быть успешно использованы в работе педагогических коллективов различных типов школ, педколледжей, вузов в формировании профессионального интереса будущих учителей технологии и предпринимательства в системе непрерывного образования.
Достоверность результатов исследования обеспечивается качественным и количественным анализом теоретического и практического материала; комплексным использованием методов научного исследования, адекватных его предмету, последовательным проведением этапов педагогического эксперимента.
Структура ВКР: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное нами опытно-экспериментальное исследование подтвердило правомерность выдвинутой гипотезы и позволило сформулировать следующие обобщенные выводы и рекомендации.
Интерес - это форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на опознавание целей деятельности, тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности. Развитие интереса не ведет к его угасанию, а порождает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности.
Анализ показал, что профессиональный интерес - это интегральное свойство личности, позволяющее осознанно и самостоятельно осуществлять стратегию профессионального выбора, это результат целенаправленной подготовки и самоподготовки к профессиональному самоопределению; одно из проявлений уровня общего и профессионального развития личности.
Под формированием профессионального интереса следует понимать становление профессионально значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности - творческой самореализации в профессии.
Основными компонентами (показателями) профессиональных качеств, характеризующих сформированность профессионального интереса, являются интеллектуальный, эмоциональный, волевой.
• эмоциональный: положительное отношение к предметам
потребностей (к профессиональной деятельности), любовь и уважительное отношение к выбираемому роду занятий, осознание его востребованности обществом, психологический контакт с представителями этой профессии, общительность, коммуникабельность;
• интеллектуальный; заинтересованность в профессиональном росте, интеллектуально-познавательное отношение к профессиональным знаниям, четкое следование программе профессионального становления, широкий профессиональный кругозор;
• волевой: волевая активность, успешность преодоления студентом
ряда профессионально значимых трудностей, настойчивость, нициативность, ответственность за порученное дело, наличие у него профессиональных способностей: операционных, оценочно-аналитических,
организаторских, коммуникативных, конструктивно-прогностических.
Эффективность формирования профессионального интереса у будущих учителей технологии и предпринимательства, обеспечивается при соблюдении следующих педагогических условий:
• формирование профессионального интереса будущего учителя носит целостный и непрерывный характер с учетом особенностей его формирования на этапах до вузовского, вузовского и после вузовского образования;
• педагогическая практика студентов осознается студентами и преподавателями как основа формирования профессионального интереса будущего специалиста;
• широко используется в целях расширения круга профессиональных интересов внеучебная, индивидуально-творческая самостоятельная деятельность студентов с учетом их склонностей.



1. Актуальные проблемы подготовки учителя общетехнических дисциплин / Под ред. Д. А. Тхоржевского.- Киев: Вища школа, 1986. - 174 с.
2. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 1980. - 368 с.
3. Андреев, В. И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: Учеб. пос. / В. И. Андреев. - Казань: Школа, 2005. — 500 с.
4. Батышев, С. Я. Трудовая подготовка школьников. Вопросы теории и методики / С. Я. Батышев. - М.: Педагогика, 1981. -192 с.
5. Блонский, П. П. Выбор профессии // Избранные педагогические произведения / П. П. Блонский. - М.: АПН РСФСР, 1962. - 214 с.
6. Васильев, Ю. К. Задачи трудового обучения и профессиональной ориентации в сельской школе / Ю. К. Васильев // Советская педагогика.- 1970.- № 12.- С. 3-9.
7. Васильев, А. А. Готовить школьников к труду /А. А. Васильев // Советская педагогика /А. А. Васильев. -1966. - № 6.- С. 24 - 30.
8. Голомшток, А. Е. Выбор профессии и воспитание личности
школьника. Воспитательная концепция профессиональной ориентации / А. Е. Голомшток. - М.: Педагогика, 1979. - 160 с.
9. Елагина, В.С. Теоретико-методические основы подготовки учителей естественнонаучных дисциплин к деятельности по реализации межпредметных связей в школе. - М. : Педагогика, 2003. - 273 с.
10 . Елагина, В. С. Становление педагогической компетентности студентов педагогического вуза / В. С. Елагина // Современные наукоемкие технологии. - 2010. - № 10. - С. 113-116.
11. Климов, Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации / Е. А. Климов. - М.: Знание, 1993. - 214 с.
12. Ковалев, А. Г. Личность и пути её формирования / А. Г. Ковалев. - М.: Знание, 1971. - 31с.
13. Ковалев, В. И. К проблеме мотивов / В. И. Ковалев // Психологический журнал. - 1981. - № 1.- С 29 -43.
14. Корчинцкий, Е. К. Подготовка учителей труда на индустриально- педагогических факультетах / Е. К. Корчинский // Советская педагогика. -
1973. - № 1. - С. 82
15. Крупская, Н. К. Об учителе / Н. К. Крупская. - М.: АПН РСФСР, 1959. - 273 с.
16. Лаптева, И. Д. К вопросу о педагогической компетентности / И. Д. Лаптева // Педагогическое образование и наука. 2007. - № 4. - С. 35-38.
17. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность /А. Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1997.- 296 с.
18. Макаренко, А. С. Выбор профессии // Сочинения: В 7 т. т . / А. С. Макаренко - М.: АПН РСФСР, 1958. - Т. 5. - С. 392 - 394.
19. Максимов, В. Г. Школьникам о профессиях / В. Г. Максимов, О. Г. Максимова.- Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1990.-164 с.
20. Митина, JI. M. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб.пособ.для студ.высш.пед.учеб.заведений / Л. М. Митина. - М.: Изд-во «Академия», 2004.- 320 с.
21. Морозова, В. С. Подготовка учащихся к выбору педагогических профессий, как важная часть профориентационной работы в школе / В. С. Морозова. - М.: Педагогика, 1989.-134 с.
22. Никитина, Л. Технология формирования профессиональной компетентности / Л. Никитина, Ф. Шагеева, В. Иванова // Высшее образование в России. 2006. - № 9. - С .125-127.
23. Павлютенков, Е. М. Формирование мотивов выбора профессии / Е. М. Павлютенков. - Киев: Наукова думка, 1990. - 245 с.
24. Платонов, К. К. Цели и задачи профориентационной работы / К. К. Платонов. - М.: Педагогика, 1976. -156 с.
25. Поляков, В. А. Политехнический принцип в трудовом обучении школьников / В. А. Поляков. - М.: Просвещение, 1977. - 80 с.
26. Программы педагогических институтов. Практикум в учебных мастерских. - М.: Просвещение, 1980. - 39 с.
27. Психологические основы профессионально - технического обучения / Под ред. Т. В. Кудрявцева, А. И. Сухариковой. - М.: Высшая школа, 1988. - 220 с.
28. Роботова, А. С. Введение в педагогическую деятельность / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др. М. : Издательский центр Академия, 2000. - 208 с.
29. Румянцев, В. И. Педагогическое мастерство будущих учителей / В. И. Румянцев, П. Н. Дербенёв, О. А. Баранов // Советская педагогика
1974. - № 1.- С. 139 - 142.
30. Сазонов, А. Д. Профориентация учащихся / А. Д. Сазонов. - М.: Просвещение, 1995. - 214 с.
31. Сазонов, А. Д. Профессиональная ориентация учащихся / А. Д. Сазонов, В. Д. Симоненко, В. С. Аванесов, Б. И.Бухалов. - М. : Просвещение, 1988. - 198 с.
32. Симоненко А. С. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения /А. С. Симоненко.- М.: Просвещение, 1985.-156 с.
33. Сластенин, В. А. О профессиональной адаптации молодого учителя / В. А. Сластенин // Советская педагогика. - 1976. - № 3. - С. 88.
34. Сухомлинский, В. А. Рождение гражданина / В. А. Сухомлинский. - М.: Молодая гвардия, 1971.- 336 с.
35. Татур, Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3. - С. 8-11.
36. Тхоржевский, Д. А. Проблемное обучение на уроках труда / Д.
A. Тхоржевский. - Минск: Народная асвета, 1986. - 125 с.
37. Тятма, М. X. Выбор профессии как социальная проблема / М.
Х. Тятма. - М.: Мысль, 1985.-214 с.
38. Харламов, И. Ф. Педагогика: Учебное пособие. Издание 4 / И. Ф. Харламов. - М.: Просвещение, 2006. - 410 с.
39. Хмелюк, Р. И. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к работе учителя / Р. И. Хмелюк // Советская педагогика. 1971.- № 8.- С. 75-80.
40. Чечель, И. Д. Предпрофильная подготовка учащихся основной школы / И. Д. Чечель. М. : Педагогика, 2004. - 142 с.
41. Шадриков, В. Д. Ментальное развитие человека / В. Д. Шадриков. М.: Аспект Пресс, 2007. - 284 с.
42. Шуман, В. П. Формирование профессионально-педагогической направленности студентов / В. П. Шуман // Советская педагогика. - 1973. - № 4. - С. 81 -89.
43. Шустова, М. В. Профессиональная компетентность учителя / М.
B. Шустова // Педагогическое образование и наука. 2009. - № 1. - С. 60-65.
44. Ярошенко, В. В. Школа и профессиональное самоопределение учащихся / В. В. Ярошенко. - Киев: Вища школа, 1993. - 219 с.
45. Ясвин, В. А. Образовательная среда. От моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. — М.: Смысл, 2001.- 227 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ