Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КИММЕРИЙСКАЯ ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ МАКСИМИЛИАНА ВОЛОШИНА

Работа №87477

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы51
Год сдачи2013
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
166
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Миф, сакральный образ и мифотворчество 5
1.1. Миф как документ истории 5
1.2. Поэзия и мифотворчество 6
1.3. Волошин в контексте Серебряного века 9
Глава II. Стихи М. Волошина о Киммерии 22
2.1. Обретение Коктебели и киммерийская тема 22
2.2. Цикл сонетов «Звездная корона» 32
2.3. Развитие киммерийской темы 39
Заключение 47
Библиография

Актуальность. Именно сейчас, на рубеже веков и тысячелетий, творчество Волошина становится предметом пристального внимания исследователей литературы. Об этом свидетельствует ряд литературоведческих работ, вышедших в России и за рубежом за последние 20 лет. Так, начиная с 1981 года, вышло десять сборников «Волошинских чтений» и готовится к печати еще три. Увидели свет монографические исследования о Максимилиане Волошине С.М. Пинаева (1996), В. Купченко (1997), З.Д. Давыдова и М.Е. Шварцбанда (1997), Э.С. Менделевича (2001), «Летопись жизни и творчества Волошина 1877-1932» (2002), осветившие разные стороны творчества поэта.
Все исследователи творчества этого выдающегося поэта и мыслителя едины: разговор о творчестве Максимилиана Александровича Волошина никогда не придет «к конечному пределу». Невольно вспоминаются слова самого поэта:
...Продленный миг есть ложь...
И беден мой язык.
Понятно, что художественное, публицистическое и философское наследие крупной личности требует для глубокого осмысления достаточного времени, которое тоже имеет свойство выносить свой объективный вердикт. Только случай с Волошиным особый: мало кого можно поставить рядом с ним по исполненной им миссии замыкать на себе времена, пространство и людей, поиски ими пути, их обретения и утраты. Личность обретает дополнительный масштаб, одновременно усложняясь.
Таким образом, объект нашей работы - это волошинские стихи, в которых находит художественную интерпретацию любимая поэтом Киммерия. Предмет - собственно киммерийская тематика его стихов в их многообразные проявлениях.
Цель нашей работы - исследовать киммерийскую тему в творчестве М.А. Волошина, где важнейшим моментом является рассмотрение функционирование мифа в творчестве поэта. Это предполагает решение ряда задач: 1) концептуальное прочтение его произведений; 2) изучение теоретических аспектов работы, связанных с тематикой, мифотворчеством и сакральной образностью; 3) анализ определенного круга поэтических текстов, связанных с Киммерией; 4) приход к объективным обобщениям и итоговым выводам.
Если говорить о степени изученности, то по проблеме, поставленной в работе, исследований практически нет за исключением книги Э. Менделевича «История в поэтическом мире Максимилиана Волоши- на»(2005) и его же сборника статей «Пойми простой урок моей земли» (2001). Первыми совершили попытки притронуться к данной теме на широком историческом и биографическом фоне патриархи волошиноведения: В. Купченко, З. Давыдов, В. Мануйлов, А. Лавров и Н. Рыкова. В частности, они осуществили ещё в 1988 году грандиозное издание в серии «Литературные памятники» сборника критических и литературоведческих статей Максимилиана Волошина «Лики творчества» , предисловие к которому написал известный поэт Сергей Наровчатов. Этот же год отмечен сборником «Избранное» М. Волошина.
В 1991 году вышло в свет масштабное издание «Максимилиан Волошин. Стихотворения. Статьи. Воспоминания современников» с примечательной вступительной статьей З. Давыдова и В. Купченко «Я - голос внутренних ключей...» Миф и мир М. Волошина». Книга является одним из основных источников исследования мифотворчества М. Волошина.
Немалый интерес к творчеству М. Волошина проявляют сегодня представители зарубежного литературоведения.
Содержание работы определяет научную новизну и общую методологию нашей работы. Тема исследования очень тесно и прочно связана с жизненной предметностью, а потому здесь большое место занимают описательные исследовательские принципы. Впрочем, мы не могли пройти и мимо сравнительно-исторического и культурно-исторического методов, мифопоэтических и структурно-поэтических поисков.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В итоге, мы можем сделать некоторые принципиальные обобщения. Киммерия и Коктебель удивительным образом давали Волошину возможность проникнуть в сущность бытия и постичь место в нем человека- творца. В разные годы он создает замечательные циклы стихов «Киммерийские сумерки» и «Киммерийская весна». Первый из них - венок сонетов. Второй - довольно развернутый цикл. В первую очередь они художественно интерпретируют и являются составляющими этапами оригинального мифа о Киммерии.
Суть его в том, что жизнь для М. Волошина была движением человека к Богу, его обращением к Нему. Это обращение возможно только через обретение глубинной изначальной Родины, с которой он готов «делить её судьбу». И здесь особая роль не только Киммерии, но и городка в древнем Крыме Коктебели, по высшему знаку означающей, в переводе с татарского языка, Синяя высь. Здесь находит Волошин свой берег, свою изначальную землю. И связывает ее с творчеством.
В письме к А. Петровой из Парижа (сентябрь 1908 год) М. Волошин писал, что ему надо как можно быстрее ехать «домой», на народную землю. Но это земля для него не вся Россия, а лишь: «Киммерии печальная область. Чувствую, что лишь там умереть и принести плод. В Коктебели».
Вопрос о Родине для Волошина, таким образом, никогда не был праздным. Он проходит через всю жизнь поэта и его творчество. Она становится его главной темой. Ее мы и определили по объективной основе киммерийской темой. Значительный период творчества Максимилиана Волошина в его обращению к мифотворчеству предстает в первом, развернутом и цельном, киммерийском опыте. И в таких стихах, как открывающее «Киммерийские сумерки» стихотворение «Полынь».
Киммерийская тема развивается в двух основных направлениях. Для Волошина важен человек, тесно связанный с творящей землей, обладающей словом, способной на жертву и рождение. В целом ряде стихов раскрывают эти взаимоотношения через общую киммерийскую тему. Древняя земля Крыма для М. Волошина - источник творчества. Не случайна здесь перекличка с античными мифами и библейскими сказаниями. Для поэта- мыслителя творчество - процесс создания космологической системы мифа, где космос одерживает победу над хаосом, ибо лик - это проявление космоса, а значит гармонии. В этом отношении поэтическое мифотворчество Волошина удивительной настойчивостью восходит к пафосу древнего мифа.
Буквально до прямого соприкосновения, подкрепленного историческим фактом. Тогда становится понятно, что логично завершение «Киммерийских сумерек» сонетом «Одиссей в Киммерии».
С другой стороны, для него поэт не просто творец, а Богочеловек, сошедший в ад во имя победы над смертью. Путь человека, развитие человека есть путь от мгновенного, слишком яркого света красоты (озарение красотой) через необходимый болотистый лес (сомнение, раздумие), к отчаянью, к проклятью, к возмездию за утрату прежних идеалов. А дальше - к рождению человека-творца, осознающего себя частью мироздания, совмещающего в себе и прошлое, и настоящее, и будущее человека, несущего в себе Бога - Богочеловека. Этот тематический мотив находит развитие в цикле «Звездная корона» и более предметно - в цикле «Киммерийская весна». Таков путь человека, преображающего себя и мир, воплощающего в себе божественный лик.
Все киммерийские стихи - это этапы духовного становления и роста Волошина и его мифотворчества. И эта восходящая самореализация личности человека во времени и пространстве, как показывает уникальный волошинский опыт, становится возможным только через приобщение к родной земле, являющейся иконой небесного бытия и величайшим первоисточником всего сущего.



1. Бальмонт К.Д. Избранное: Стихотворения. Переводы. Статьи. - М.: Правда, 1990. - 606 с.
2. Белый А. На рубеже двух столетий. - М.: Современник, 1989. - 543 с.
3. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. - СССР: Новая жизнь - Советский Союз, 1991. - 1225 с.
4. Волошин М.А. Записные книжки - М: Астрель, 2000. - 176 с.
5. Волошин М.А. Избранные стихотворения / Сост. вступ. ст., с. 5-26, примеч. Лаврова А.В. - М.: Сов. Россия, 1988. - 382 с.
6. Волошин М.А. Высоко о простом. - М., 1980. -112 с.
7. Волошин М.А. Коктебельские берега: Стихи, рисунки, акварели, статьи / Сост. и коммент. Давыдов З.Д. - Симферополь: Таврия, 1990. - 248 с.
8. Волошин М.А. Лики творчества / Изд. подгот. В.А. Мануйлов, В.П.
9. Цветаева М.И. И сердце рвется от любви ... - М.: Зарницы, 2003. - 298 с.
10. Цветаева М.И. Живое о живом. - Кишинёв: Лумина, 1986. - 544 с.
11. Научная литература.
11. Акбашева А.С., др. «Есть такие голоса.» Диалоги Марины Цветаевой. -
Стерлитамак: Стерлитамакская гос. пед. академия, 2007. - 231 с.
12. Артамонов С. Литература древнего мира. - М.: Просвещение, 1988. - 256 с.
13. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Иск-во, 1963. - 444 с.
14. Бахтин М.М. Человек в мире слова. - М.: Прогресс, 1995. - 204 с.
15. Белкина М.И. Скрещивание судеб. - М.: Книга, 1988. - 312 с.
16. Гинзбург Л. О лирике - Л.: Советский писатель, 1974. - 329 с.
17. Гумилев Н. Письма о русской поэзии. - М.: АСТ, 1990. - 245 с.
18. Дамаскин И. Точное изложение православной веры - Ростов - на- Дону: Приазовский край, 1992. - 446 с.
19. Данте Алигьери. Божественная Комедия / Пер. с итал. М. Лозинского / Вступ. ст. К. Державина. - М.: Правда, 1982. - 640.
20. Дуганов Р. В. Велимир Хлебников. - М.: Планета, 1990. - 98 с.
21. Жирмунский В.М. Творчество А.А. Ахматовой. - Л.: Наука, 1973. - 165 с.
22. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции . — М.: СТД, 2002. - 560 с.
23. Куприянов И.Т. Судьба поэта. - Киев: Наукова думка, 1978. - 231 с.
24. Купченко В. П. Остров Коктебель. - М.: Планета, 1981. - 176 с.
25. Колобаева Л. А. Концепции личности в русской литературе рубежа Х1Х - ХХ вв. - М.: Грани, 1990. - 265 с.
26. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. - М.: Правда, 1990 - 656 с.
27. Лотман. Ю.М. Об искусстве. - СПБ: «Искусство - СПБ», 1998. - 676 с.
28. Лившиц Б. Полутораглазый стрелец. - М.: Современник, 1989. - 351 с.
29. Лосская В. Марина Цветаева в жизни: Неизданные воспоминания современников. - М.: Современник, 1992. - 315 с.
30. Маковский С. Портреты современников. - Нью-Йорк: LS, 1995. - 120 с.
31. Мандельштам О. Слово и культура. - М.: Искусство, 1987. - 275 с.
32. Машбиц-Веров И.М. Русский символизм и путь Александра Блока. - Куйбышев: Куйбышевское кн. изд-во, 1969. - 352 с.
33. Мелетинский Е.М. Аналитическая психология и происхождение архетипических сюжетов // Вопросы философии. - 1991. - № 10. - с. 41-48.
34. Менделевич Э. «Пойми простой урок моей земли...»/ Статьи о Максимилиане Волошине. - Орёл: 2001. - 160 с.
35. Менделевич Э. История в поэтическом мире Максимилиана Волошина. - Орел: 2005. - 221 с.
36. Миролюбов Ю.П. «Сакральное Руси» // Собрание соч. в двух томах. Т.1. - М.: Изд. АДЕ «Золотой век», 1996. - 600 с.
37. Модернизм: критика основных направлений. - М.: Политиздат, 1986.
38. Николай Гумилев в воспоминаниях современников. - М.: Советский писатель, 1990. - 437 с.
39. Одоевцева И. На берегах Невы. - М.: Правда, 1988. - 225 с.
40. Пинаев С.М. Гимническая поэзия М. А. Волошина. - Симферополь. Крымский архив, 2000. - 129 с.
41. Сарычев В. А. Эстетика русского модернизма. - Воронеж: Черноземье, 1991. - 230 с.
42. Саакянц А. Жизнь М. Цветаевой - М.: Центрполиграф, 2002. - 300 с.
43. Словарь античности. - М.: Прогресс, 1989. - 704 с.
44. Флоровский Г. Пути русского богословия. - Вильнюс: Нямунас, 1991. - 601 с.
45. Федоров А.В. Иннокентий Анненский: Личность и творчество. Л.: Невский проспект, 1984. - 231 с.
46. Тютчев Ф.И. Стихотворения. Письма / Вступ. ст. К. Пигарева. - М.: Худ. лит-ра, 1957. - 627 с.
47. Ханзен-Лёве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов.
Космическая символика. - СПБ.: «Академический проект», 2003. - 816 с.
48. Ходосевич В. Колебаемый треножник. - М.: Советский писатель, 1991. - 688 с.
49. Эткинд Е. Русская поэзия ХХ века как единый процесс / Вопросы литературы. - 1988. - № 10. - С. 45 - 59.
50. Эткинд Е.Г. Там, внутри. О русской поэзии ХХ века. - СПб.: Максима, 1997. - 568 с.
51. Яковлев Е. Г. Заметки об эстетике русского авангарда / Философские науки. - 1989. - № 9. - С. 14 - 23.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ