Процесс обучения иностранному языку на основе использования ролевых игр
|
Введение 3
Глава 1. Сущность ролевой игры 6
1.1. Определение понятия «игра» в методике преподавания иностранного
языка 6
1.2 Ролевая игра как средство обучения иноязычному общению и ее место на уроке иностранного языка 10
1.3. Характеристика, классификация ролевых игр и требования предъявляемые к ним 23
Выводы по 1 главе 27
Глава 2. Использование ролевых игр на уроках английского языка как средство стимулирования познавательной активности и как средство формирования лексических и грамматических навыков 29
2.1. Методика и организация ролевой игры на разных ступенях обучения
лексики по иностранному языку 29
2.1.1. Технология проведения ролевых игр для младшего возраста 29
2.1.2. Технология проведения ролевых игр для среднего возраста 40
2.1.3. Технология проведения ролевых игр для старшего возраста 44
2.2. Описание разных видов игр 46
2.3. Влияние ролевых игр на развитие диалогической речи младших
школьников (на примере 3 класса) 62
Выводы по 2 главе 66
Заключение 69
Список использованных источников 72
Приложение
Глава 1. Сущность ролевой игры 6
1.1. Определение понятия «игра» в методике преподавания иностранного
языка 6
1.2 Ролевая игра как средство обучения иноязычному общению и ее место на уроке иностранного языка 10
1.3. Характеристика, классификация ролевых игр и требования предъявляемые к ним 23
Выводы по 1 главе 27
Глава 2. Использование ролевых игр на уроках английского языка как средство стимулирования познавательной активности и как средство формирования лексических и грамматических навыков 29
2.1. Методика и организация ролевой игры на разных ступенях обучения
лексики по иностранному языку 29
2.1.1. Технология проведения ролевых игр для младшего возраста 29
2.1.2. Технология проведения ролевых игр для среднего возраста 40
2.1.3. Технология проведения ролевых игр для старшего возраста 44
2.2. Описание разных видов игр 46
2.3. Влияние ролевых игр на развитие диалогической речи младших
школьников (на примере 3 класса) 62
Выводы по 2 главе 66
Заключение 69
Список использованных источников 72
Приложение
В условиях реализации задач реформы общеобразовательной школы учителя и методисты постоянно ищут резервы повышения уровня качества эффективности обучения иностранному языку. В настоящее время большой интерес вызывает использование ролевых игр на уроках иностранного языка для моделирования реальной ситуации общения. Психологи утверждают, что ролевая игра чувствительна к сфере деятельности людей и отношений между ними.
Ролевая игра - это методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Внедрение этого приема в учебный процесс способствует достижению целей обучения диалогической и полилогической речи, расширенному монологическому высказыванию, активизации речемыслительной деятельности учащихся, формированию у них навыков самостоятельного выражения мысли, образованию и воспитанию учащихся средствами иностранного языка.
Актуальность данной проблемы вызвана целым рядом факторов. Во- первых, интенсификация учебного процесса ставит задачу поиска средств поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении всего занятия. Эффективным средством решения этой задачи являются учебные игры. Во-вторых, одной из наиболее важных проблем преподавания иностранного языка является обучение устной речи, создающей условия для раскрытия коммуникативной функции языка и позволяющей приблизить процесс обучения к условиям реального общения, что повышает мотивацию к изучению иностранного языка. Вовлечение учащихся в устную коммуникацию может быть успешно осуществлено в процессе игровой деятельности.
Особенно актуально использование ролевых игр при обучении диалогической речи на среднем этапе обучения (6-7 класс, 11-12 лет). Ведущая деятельность подростков - общение. Подростки отдают предпочтение групповой форме учебной работы.
В связи с этим целью данного исследования являлось доказать, что ролевые игры на уроках иностранного языка являются примером инновационных технологий, позволяющих учащемуся не только глубоко и с интересом овладевать иностранным языком и формировать коммуникативную компетенцию, но и развивать свою социально-личностную индивидуальность.
Объектом исследования данной работы является процесс обучения иностранному языку на основе использования ролевых игр.
Предметом исследования является методика использования ролевых игр на уроках иностранного языка как средства развития лексических навыков у учащихся 3 классов на уроке английского языка..
Задачами данной работы являются:
1) рассмотреть понятие «игра» в методике преподавания
иностранных языков;
2) раскрыть сущность и организацию ролевых игр, их места на уроке иностранного языка и методику их проведения;
3) показать, что овладение ролевыми играми на уроке иностранного языка имеет непосредственный «выход» на реалии современной жизни, то есть готовит учеников к ситуации повседневного общения в иноязычной среде.
Методологическую основу составили работы отечественных и зарубежных ученых, разрабатывающих качественно новые приемы использования ролевых игр на разных этапах обучения.
Методы исследования:
1) анализ научной литературы;
2) наблюдение;
3) эксперимент.
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании и выделении наиболее важных в теоретическом плане вопросов сущности и методики проведения ролевой игры как средства активизации лексических навыков в процессе обучения.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и проведении ролевых игр, в выделении особенностей проведения ролевых игр.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложение.
Ролевая игра - это методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Внедрение этого приема в учебный процесс способствует достижению целей обучения диалогической и полилогической речи, расширенному монологическому высказыванию, активизации речемыслительной деятельности учащихся, формированию у них навыков самостоятельного выражения мысли, образованию и воспитанию учащихся средствами иностранного языка.
Актуальность данной проблемы вызвана целым рядом факторов. Во- первых, интенсификация учебного процесса ставит задачу поиска средств поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении всего занятия. Эффективным средством решения этой задачи являются учебные игры. Во-вторых, одной из наиболее важных проблем преподавания иностранного языка является обучение устной речи, создающей условия для раскрытия коммуникативной функции языка и позволяющей приблизить процесс обучения к условиям реального общения, что повышает мотивацию к изучению иностранного языка. Вовлечение учащихся в устную коммуникацию может быть успешно осуществлено в процессе игровой деятельности.
Особенно актуально использование ролевых игр при обучении диалогической речи на среднем этапе обучения (6-7 класс, 11-12 лет). Ведущая деятельность подростков - общение. Подростки отдают предпочтение групповой форме учебной работы.
В связи с этим целью данного исследования являлось доказать, что ролевые игры на уроках иностранного языка являются примером инновационных технологий, позволяющих учащемуся не только глубоко и с интересом овладевать иностранным языком и формировать коммуникативную компетенцию, но и развивать свою социально-личностную индивидуальность.
Объектом исследования данной работы является процесс обучения иностранному языку на основе использования ролевых игр.
Предметом исследования является методика использования ролевых игр на уроках иностранного языка как средства развития лексических навыков у учащихся 3 классов на уроке английского языка..
Задачами данной работы являются:
1) рассмотреть понятие «игра» в методике преподавания
иностранных языков;
2) раскрыть сущность и организацию ролевых игр, их места на уроке иностранного языка и методику их проведения;
3) показать, что овладение ролевыми играми на уроке иностранного языка имеет непосредственный «выход» на реалии современной жизни, то есть готовит учеников к ситуации повседневного общения в иноязычной среде.
Методологическую основу составили работы отечественных и зарубежных ученых, разрабатывающих качественно новые приемы использования ролевых игр на разных этапах обучения.
Методы исследования:
1) анализ научной литературы;
2) наблюдение;
3) эксперимент.
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании и выделении наиболее важных в теоретическом плане вопросов сущности и методики проведения ролевой игры как средства активизации лексических навыков в процессе обучения.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и проведении ролевых игр, в выделении особенностей проведения ролевых игр.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложение.
Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Ролевые игры - эффективный прием работы. Учащиеся применяют осваиваемый языковой материал в ситуациях, характерных для окружающей их действительности, что способствует развитию речевой инициативы и усиливает естественно-коммуникативную направленность урока.
Ролевые игры и задания развивают и совершенствуют у школьников речемыслительную деятельность. Они способствуют также появлению у ребят искреннего желания общаться на иностранном языке не только на уроке, но и во внеурочное время. Иными словами, здесь успешно формируется внутренний мотив к изучению иностранного языка.
Уроки с применением ролевых игр и заданий обычно проходят живо, эмоционально, при высокой активности учащихся в благоприятной психологической атмосфере.
В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника в нужный момент, согласиться с ним или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д.
Немаловажным является то, что ролевая игра учит быть чувствительным к социальному употреблению иностранного языка. Хорошим собеседником часто является не тот, кто лучше пользуется структурами, а тот, кто может наиболее четко распознать ситуацию, в которой находятся партнеры, учесть ту информацию, которая уже известна (из ситуации, опыта) и выбрать те лингвистические средства, которые будут наиболее эффективны для общения.
В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения иностранному языку как коммуникации непременно в коллективной деятельности с учетом личностно-межличностных связей: преподаватель - группа, преподаватель - ученик, ученик - группа, ученик - ученик и т.д. Положительное влияние на личность обучаемого оказывает групповая деятельность
В результате анализа литературы мы пришли к следующим выводам:
-ролевая игра мотивирует речевую деятельность, т.к. обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать;
-игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником;
-в играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника в нужный момент, согласиться с ним или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д;
-благодаря ролевой игре, обучение диалогической речи младших школьников становится более интересным и успешным. Это стимулирует учащихся к дальнейшему усвоению иностранного языка;
-игры положительно влияют на формирование познавательных интересов, способствуют осознанному усвоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.
В соответствии с выводами можно отметить, что ролевые игры способствуют более продуктивному развитию диалогической речи.
Для практического подтверждения теоретических выводов мы использовали эксперимент, целью которого являлось установление влияния систематического использования ролевых игр на развитие диалогической речи младших школьников.
В результате работы было проведено исследование, которое проводилось на базе МОУ средняя общеобразовательная школа в 3 классе. Целью исследования являлось выявление влияния ролевых игр на развитие диалогической речи младших школьников на уроках английского языка. Для уроков иностранного языка класс поделен на 2 подгруппы, равные по своим умственным способностям. Исследование проводилось на одной из подгрупп. Количество учащихся в подгруппе 10 человек. Способности у учащихся класса средние, заниматься на «4» и «5» могут большинство ребят. У многих детей есть желание учиться. В целом класс требует высокого темпа работы и постоянной занятости.
На первом этапе были проведены уроки английского языка без использования ролевых игр. На данном этапе детям предлагалось самостоятельно составить диалог на определенные темы с использованием хорошо знакомой лексики. Учащиеся составляли диалоги по следующим ситуациям: «Знакомство», «Животные», «В магазине», «Спорт», «Семья».
Данный этап включал в себя 5 уроков, на каждом из которых мы предлагали детям составить диалог на определенную тему. Дети работали в парах.
Следующий этап был уже с применением ролевых игр.
После обобщения результатов мы установили, что темп речи несколько увеличился (примерно на 8 %). Количество реплик, которые использовались во время работы намного увеличилось. То есть можно сделать вывод, что применение ролевых игр повышает общую эффективность обучения.
В результате исследования пришли к выводам о том, что ролевые игры влияют на развитие диалогической речи. Таким образом, цель работы была достигнута.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Ролевые игры - эффективный прием работы. Учащиеся применяют осваиваемый языковой материал в ситуациях, характерных для окружающей их действительности, что способствует развитию речевой инициативы и усиливает естественно-коммуникативную направленность урока.
Ролевые игры и задания развивают и совершенствуют у школьников речемыслительную деятельность. Они способствуют также появлению у ребят искреннего желания общаться на иностранном языке не только на уроке, но и во внеурочное время. Иными словами, здесь успешно формируется внутренний мотив к изучению иностранного языка.
Уроки с применением ролевых игр и заданий обычно проходят живо, эмоционально, при высокой активности учащихся в благоприятной психологической атмосфере.
В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника в нужный момент, согласиться с ним или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д.
Немаловажным является то, что ролевая игра учит быть чувствительным к социальному употреблению иностранного языка. Хорошим собеседником часто является не тот, кто лучше пользуется структурами, а тот, кто может наиболее четко распознать ситуацию, в которой находятся партнеры, учесть ту информацию, которая уже известна (из ситуации, опыта) и выбрать те лингвистические средства, которые будут наиболее эффективны для общения.
В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения иностранному языку как коммуникации непременно в коллективной деятельности с учетом личностно-межличностных связей: преподаватель - группа, преподаватель - ученик, ученик - группа, ученик - ученик и т.д. Положительное влияние на личность обучаемого оказывает групповая деятельность
В результате анализа литературы мы пришли к следующим выводам:
-ролевая игра мотивирует речевую деятельность, т.к. обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать;
-игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником;
-в играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника в нужный момент, согласиться с ним или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д;
-благодаря ролевой игре, обучение диалогической речи младших школьников становится более интересным и успешным. Это стимулирует учащихся к дальнейшему усвоению иностранного языка;
-игры положительно влияют на формирование познавательных интересов, способствуют осознанному усвоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.
В соответствии с выводами можно отметить, что ролевые игры способствуют более продуктивному развитию диалогической речи.
Для практического подтверждения теоретических выводов мы использовали эксперимент, целью которого являлось установление влияния систематического использования ролевых игр на развитие диалогической речи младших школьников.
В результате работы было проведено исследование, которое проводилось на базе МОУ средняя общеобразовательная школа в 3 классе. Целью исследования являлось выявление влияния ролевых игр на развитие диалогической речи младших школьников на уроках английского языка. Для уроков иностранного языка класс поделен на 2 подгруппы, равные по своим умственным способностям. Исследование проводилось на одной из подгрупп. Количество учащихся в подгруппе 10 человек. Способности у учащихся класса средние, заниматься на «4» и «5» могут большинство ребят. У многих детей есть желание учиться. В целом класс требует высокого темпа работы и постоянной занятости.
На первом этапе были проведены уроки английского языка без использования ролевых игр. На данном этапе детям предлагалось самостоятельно составить диалог на определенные темы с использованием хорошо знакомой лексики. Учащиеся составляли диалоги по следующим ситуациям: «Знакомство», «Животные», «В магазине», «Спорт», «Семья».
Данный этап включал в себя 5 уроков, на каждом из которых мы предлагали детям составить диалог на определенную тему. Дети работали в парах.
Следующий этап был уже с применением ролевых игр.
После обобщения результатов мы установили, что темп речи несколько увеличился (примерно на 8 %). Количество реплик, которые использовались во время работы намного увеличилось. То есть можно сделать вывод, что применение ролевых игр повышает общую эффективность обучения.
В результате исследования пришли к выводам о том, что ролевые игры влияют на развитие диалогической речи. Таким образом, цель работы была достигнута.
Подобные работы
- ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4670 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОФИЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 770 р. Год сдачи: 2019 - Применение игровых технологий при обучении иностранному языку на среднем этапе обучения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОИ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ - ЭКОНОМИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017 - Развитие речевых умений у старшеклассников с использованием ролевых игр (на материале английского языка)
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2015 - СЮЖЕТНО РОЛЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



