Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Процесс обучения иностранному языку на основе использования ролевых игр

Работа №87476

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2013
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
194
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Сущность ролевой игры 6
1.1. Определение понятия «игра» в методике преподавания иностранного
языка 6
1.2 Ролевая игра как средство обучения иноязычному общению и ее место на уроке иностранного языка 10
1.3. Характеристика, классификация ролевых игр и требования предъявляемые к ним 23
Выводы по 1 главе 27
Глава 2. Использование ролевых игр на уроках английского языка как средство стимулирования познавательной активности и как средство формирования лексических и грамматических навыков 29
2.1. Методика и организация ролевой игры на разных ступенях обучения
лексики по иностранному языку 29
2.1.1. Технология проведения ролевых игр для младшего возраста 29
2.1.2. Технология проведения ролевых игр для среднего возраста 40
2.1.3. Технология проведения ролевых игр для старшего возраста 44
2.2. Описание разных видов игр 46
2.3. Влияние ролевых игр на развитие диалогической речи младших
школьников (на примере 3 класса) 62
Выводы по 2 главе 66
Заключение 69
Список использованных источников 72
Приложение

В условиях реализации задач реформы общеобразовательной школы учителя и методисты постоянно ищут резервы повышения уровня качества эффективности обучения иностранному языку. В настоящее время большой интерес вызывает использование ролевых игр на уроках иностранного языка для моделирования реальной ситуации общения. Психологи утверждают, что ролевая игра чувствительна к сфере деятельности людей и отношений между ними.
Ролевая игра - это методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Внедрение этого приема в учебный процесс способствует достижению целей обучения диалогической и полилогической речи, расширенному монологическому высказыванию, активизации речемыслительной деятельности учащихся, формированию у них навыков самостоятельного выражения мысли, образованию и воспитанию учащихся средствами иностранного языка.
Актуальность данной проблемы вызвана целым рядом факторов. Во- первых, интенсификация учебного процесса ставит задачу поиска средств поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении всего занятия. Эффективным средством решения этой задачи являются учебные игры. Во-вторых, одной из наиболее важных проблем преподавания иностранного языка является обучение устной речи, создающей условия для раскрытия коммуникативной функции языка и позволяющей приблизить процесс обучения к условиям реального общения, что повышает мотивацию к изучению иностранного языка. Вовлечение учащихся в устную коммуникацию может быть успешно осуществлено в процессе игровой деятельности.
Особенно актуально использование ролевых игр при обучении диалогической речи на среднем этапе обучения (6-7 класс, 11-12 лет). Ведущая деятельность подростков - общение. Подростки отдают предпочтение групповой форме учебной работы.
В связи с этим целью данного исследования являлось доказать, что ролевые игры на уроках иностранного языка являются примером инновационных технологий, позволяющих учащемуся не только глубоко и с интересом овладевать иностранным языком и формировать коммуникативную компетенцию, но и развивать свою социально-личностную индивидуальность.
Объектом исследования данной работы является процесс обучения иностранному языку на основе использования ролевых игр.
Предметом исследования является методика использования ролевых игр на уроках иностранного языка как средства развития лексических навыков у учащихся 3 классов на уроке английского языка..
Задачами данной работы являются:
1) рассмотреть понятие «игра» в методике преподавания
иностранных языков;
2) раскрыть сущность и организацию ролевых игр, их места на уроке иностранного языка и методику их проведения;
3) показать, что овладение ролевыми играми на уроке иностранного языка имеет непосредственный «выход» на реалии современной жизни, то есть готовит учеников к ситуации повседневного общения в иноязычной среде.
Методологическую основу составили работы отечественных и зарубежных ученых, разрабатывающих качественно новые приемы использования ролевых игр на разных этапах обучения.
Методы исследования:
1) анализ научной литературы;
2) наблюдение;
3) эксперимент.
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании и выделении наиболее важных в теоретическом плане вопросов сущности и методики проведения ролевой игры как средства активизации лексических навыков в процессе обучения.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и проведении ролевых игр, в выделении особенностей проведения ролевых игр.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Ролевые игры - эффективный прием работы. Учащиеся применяют осваиваемый языковой материал в ситуациях, характерных для окружающей их действительности, что способствует развитию речевой инициативы и усиливает естественно-коммуникативную направленность урока.
Ролевые игры и задания развивают и совершенствуют у школьников речемыслительную деятельность. Они способствуют также появлению у ребят искреннего желания общаться на иностранном языке не только на уроке, но и во внеурочное время. Иными словами, здесь успешно формируется внутренний мотив к изучению иностранного языка.
Уроки с применением ролевых игр и заданий обычно проходят живо, эмоционально, при высокой активности учащихся в благоприятной психологической атмосфере.
В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника в нужный момент, согласиться с ним или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д.
Немаловажным является то, что ролевая игра учит быть чувствительным к социальному употреблению иностранного языка. Хорошим собеседником часто является не тот, кто лучше пользуется структурами, а тот, кто может наиболее четко распознать ситуацию, в которой находятся партнеры, учесть ту информацию, которая уже известна (из ситуации, опыта) и выбрать те лингвистические средства, которые будут наиболее эффективны для общения.
В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения иностранному языку как коммуникации непременно в коллективной деятельности с учетом личностно-межличностных связей: преподаватель - группа, преподаватель - ученик, ученик - группа, ученик - ученик и т.д. Положительное влияние на личность обучаемого оказывает групповая деятельность
В результате анализа литературы мы пришли к следующим выводам:
-ролевая игра мотивирует речевую деятельность, т.к. обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать;
-игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником;
-в играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника в нужный момент, согласиться с ним или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д;
-благодаря ролевой игре, обучение диалогической речи младших школьников становится более интересным и успешным. Это стимулирует учащихся к дальнейшему усвоению иностранного языка;
-игры положительно влияют на формирование познавательных интересов, способствуют осознанному усвоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.
В соответствии с выводами можно отметить, что ролевые игры способствуют более продуктивному развитию диалогической речи.
Для практического подтверждения теоретических выводов мы использовали эксперимент, целью которого являлось установление влияния систематического использования ролевых игр на развитие диалогической речи младших школьников.
В результате работы было проведено исследование, которое проводилось на базе МОУ средняя общеобразовательная школа в 3 классе. Целью исследования являлось выявление влияния ролевых игр на развитие диалогической речи младших школьников на уроках английского языка. Для уроков иностранного языка класс поделен на 2 подгруппы, равные по своим умственным способностям. Исследование проводилось на одной из подгрупп. Количество учащихся в подгруппе 10 человек. Способности у учащихся класса средние, заниматься на «4» и «5» могут большинство ребят. У многих детей есть желание учиться. В целом класс требует высокого темпа работы и постоянной занятости.
На первом этапе были проведены уроки английского языка без использования ролевых игр. На данном этапе детям предлагалось самостоятельно составить диалог на определенные темы с использованием хорошо знакомой лексики. Учащиеся составляли диалоги по следующим ситуациям: «Знакомство», «Животные», «В магазине», «Спорт», «Семья».
Данный этап включал в себя 5 уроков, на каждом из которых мы предлагали детям составить диалог на определенную тему. Дети работали в парах.
Следующий этап был уже с применением ролевых игр.
После обобщения результатов мы установили, что темп речи несколько увеличился (примерно на 8 %). Количество реплик, которые использовались во время работы намного увеличилось. То есть можно сделать вывод, что применение ролевых игр повышает общую эффективность обучения.
В результате исследования пришли к выводам о том, что ролевые игры влияют на развитие диалогической речи. Таким образом, цель работы была достигнута.



1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: учеб. пособие. 3-е изд., доп.-М. : Просвещение, 1999. - 144 с.
2. Арустанянц Е.С. Ролевые упражнения как одно из средств интенсификации обучения диалогической речи. Проблемы интенсификации обучения иностранному языку в высшей школе: учеб.пособие. - М. : Просвещение, 1998. - 455 с.
3. Бачаров Л.Н. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступенях обучения. // Ин. яз. в шк. - №3, 1996. - С. 66 - 68.
4. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди: учеб.пособие / пер. с англ. М.А. Макаровой. - М. : Просвещение, 2005. - 219 с.
5. Бочарова Л.П. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступени обучения // Иностранные языки в школе. - 2006. - № 3. -с. 5¬9.
6. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: учеб.пособие. - М. : Арти-ГЛАССО, 2002. - 281 с.
7. Гацкевич М.А. Учись, играя!: учеб.пособие. - СПб: Каро, 2005. - 256 с.
8. Гудкова Л.М. Игры на уроках английского языка в младших классах. // Ин. яз. в шк. - № 4, 1998. - С. 54-55.
9. Давыдов В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности //Вопросы психологии, - 2003. - №5. - 95 с.
10. Дианова Е.М., Костина Л.Т. Ролевая игра в обучении иностранному языку (Обзор зарубежной методической литературы) // Иностранные языки в школе. - 1998. - № 3. - С. 47-53.
11. Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации // Иностранные языки в школе, - 2005. - № 4. -С. 13-15.
12. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня, - 2004. - №4. - С. 96-99.
13. Иванникова Н.А. Коммуникативно-познавательная деятельность на уроках иностранного языка в начальной школе // Классное руководство, - 2006. - Вып.5. - С. 64-69.
14. Игры - обучение, тренинг, досуг / под ред. В.В. Петрусинского. - М.: Новая школа, 2004. - 382 с.
15. Карих Т.В. Коммуникативно-познавательная модель овладения технологией текстовой деятельности: учеб.пособие для вузов и колледжей. - М. : Арт, 2005. - 184 с.
16. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - № 4, 1989. - С. 14-16.
17. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранным языкам. - СПб.: КАРО, Мн.: Изд-во «Четыре четверти», 2006. - 192 с.
18. Курбатова М.Ю. Игровые приёмы обучения грамматике английского языка на начальном этапе. Иностранные языки в школе, №3, 2006. - 295 с.
19. Куркова В.А. Современному уроку - творческий подход. // ИЯШ, 2003. - № 1. - С. 54-58.
20. Ларина Е.Е. Игра и ее роль в развитии диалогических навыков // Классное руководство. - 2010. - №7. - С. 68-73.
21. Ливингстоун К. Ролевая игра в обучении иностранным языкам: учеб. пособие. 3 изд., перераб. - М. : Высшая школа, 2001. - 236 с.
22. Ловкова П.П. Самостоятельная работа студентов как путь к профессиональной карьере //Среднее специальное образование. - 2002. - №5.
- С. 113-117.
23. Мильруд Р.П. Организация ролевой игры на уроке. // Иностранные языки в школе, № 3, 1987. - С. 45-49.
24. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе, - 2000. - №4. - С. 19-26.
25. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: учеб.пособие. - СПб: Знание, 2001. - 496 с.
26. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Л.С.Глебова. - М. : Большая Российская Энциклопедия, 2008. - 527 с.
27. Рабинович Ф.М. И др. Ролевая игра - эффективный прием обучения говорению // ИЯШ. 1993. № 6. - С. 68 - 74.
28. Родкин К.А. Игра как средство повышения эффективности уроков английского языка. - М.: Просвещение, 1976. - 59 с.
29. Семёнова Т.В. Ролевые игры в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе, - 2005. - №1. - С. 6-8.
30. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций - М.: Просвещение, 2001. - 239 с.
31. Стайнберг Д. 110 игр на уроке английского языка: учеб.пособие / пер. с англ. И.О. Винниченко. - М. :Астрель, 2003. - 126 с.
32. Тюкавкина Т.В. УМК - как основное средство обучения: учеб.пособие. - М. :Владос, 2010. - 253 с.
33. Угрюмова Т.Г. Психологический аспект на уроке иностранного языка // Среднее специальное образование. - 2002. - №5. - С. 124-133.
34. Филатов В.М. Ролевые игры на занятиях по иностранному языку в начальных классах школы // Класс. - 1995. - № 4. - С. 64-68.
35. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учеб.пособие для студентов и преподавателей. - М. :Филоматис, 2004. - 408 с.
36. Эльконин Д.Б. Психология игры: учеб.пособие. - М. :Педагогика, 2008. - 331 с.
37. Tompkins, Р.К. Role Playing Simulation // The Internet TESL Journal, Vol. IV, No. 8, 1998[Электронный ресурс]. URL:http://itesli.org/(дата обращения: 11.05.2009).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ