Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Работа №87464

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

информатика

Объем работы132
Год сдачи2013
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
170
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ КАК
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 13
1.1 Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе 13
1.2 Проблема развития познавательной активности в научно-педагогической литературе 22
1.3 Сущность понятия «познавательная активность» 29
1.4 Влияние некоторых психических процессов на развитие познавательной активности младшего школьника 35
ВЫВОДЫ 40
ГЛАВА 2 РОЛЬ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 42
2.1 Этапы формирования познавательных интересов учащихся на уроках информатики 42
2.2 Условия, способствующие развитию познавательной активности 49
2.3 Способы и приемы развития познавательной активности на уроках информатики 52
2.4 Принципы организации уроков информатики 56
ВЫВОДЫ 62
ГЛАВА 3 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА 63
3.1 Организация и методика исследования 63
3.2 Результаты обучающего эксперимента 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
Приложение 1 77
Приложение 2

Актуальность исследования. Процесс становления школьной информатики с момента введения в 1985 году в общеобразовательные школы курса «Основы информатики и вычислительной техники» характеризуется постоянным изменением концепций, образовательных стандартов, программ, что обусловлено совершенствованием материально-технической базы и изменением общественных потребностей.
Информатика рассматривается как важнейший компонент общего образования современного человека, играющий значимую роль в решении одной из приоритетных задач образования - развитии познавательной активности, формировании целостного мировоззрения, системно-информационной картины мира, учебных и коммуникативных навыков и основных психических качеств учащихся, в том числе и младших школьников.
Выпускник современной школы будет жить и работать в информационном обществе, а такому обществу нужен человек, который умеет самостоятельно учиться, который знает, как достигнуть поставленной перед ним цели, умеет работать с книгой, получать знания из различных источников, знает, где и как найти необходимую ему информацию. Таким образом, современному человеку необходимо:
■ стремиться к самообразованию и самопознанию;
■ всегда достигать поставленной цели;
■ быть активным, пытливым, любознательным;
■ быть творческой личностью;
■ уметь организовывать поиск и отбор информации для решения различных задач;
■ уметь оценить полноту, достоверность, объективность поступающей информации;
■ уметь представлять информацию в различных видах;
■ уметь работать с современными техническими средствами обработки информации.
Если в школе дети хотят учиться, проявляют активность, желание, интерес, то есть большая вероятность того, что в будущем из таких учащихся получится именно та личность, качества которой были перечислены. Но чаще всего можно столкнуться с совершенно противоположной ситуацией, когда большинство школьников не проявляют никакого интереса к обучению. Причиной нежелания учиться является отсутствие мотивов учения. Наиболее ценным и важным из достаточно большого количества таких мотивов можно назвать интерес к учению или познавательный интерес. Следовательно, необходимо формировать и развивать познавательный интерес учащихся [3,11,45].
Познавательный интерес - сложное, многозначное явление, которое можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, познавательный интерес выступает как средство обучения, как внешний стимул, с которым связана проблема занимательности. Во-вторых, познавательный интерес является ценнейшим мотивом учебной деятельности школьника. Для образования мотивов недостаточно внешних воздействий, они должны опираться на потребности самой личности. Поэтому можно выделить внутреннее и внешнее проявления познавательного интереса, а, следовательно, условия, влияющие на его формирование также могут делиться на внутренние и внешние.
При формировании познавательного интереса важно учитывать внутреннюю и внешнюю его стороны. Но так как учитель не может в
полном объеме воздействовать на мотивы, потребности личности, то необходимо сосредоточить внимание на средствах обучения и, следовательно, учитывать внешние условия.
Проблема развития познавательного интереса личности на основе идеи самовоспитания, самообразования и самодеятельности школьников как условия их умственного и нравственного развития в разное время находила отражение в работах П.Ф. Каптерева, Я.А. Коменского [15], Ж.Ж. Руссо [29], Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского [38] и др.
В педагогике современной школы достаточно широко используются различные аспекты решения дидактических проблем, связанных с активизацией познавательной деятельности на принципах личностно - ориентированного обучения (В.В. Давыдов [9,10], В.П. Зинченко [12], Н.Ф. Талызина [33, 35], В.Д. Шадриков [39], И.С. Якиманская [47] и др.). Сущность познавательной активности в процессе учебной деятельности как ведущего вида деятельности в младшем школьном возрасте нашла отражение в исследованиях, проведенных Э.И. Александровой, В.В. Давыдовым [9, 10], Л.В. Занковым, Н.Б. Истоминой, Ю.М. Колягиным, Л.Г. Петерсон, A.M. Пышкало, Л.П. Стойловой, М.Н. Скаткиным [31], Д.Б. Элькониным [46] и др.
Психологические и педагогические концепции, раскрывающие содержание познавательной активности и деятельности, взаимосвязь личности и познания отражены в работах Б.Г. Ананьева, Л.А. Аристовой, М.А. Данилова, Б.И. Есипова, И.Я. Лернера, П.И. Пидкасистого, З.Ф. Чехловой, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и др.
Начальный этап обучения информатике носит развивающий характер и призван заложить основы общей информационной культуры школьников, дать первоначальные представления об информации и информационных процессах в окружающем мире, стать основой интеграции предметов начальной школы. Однако, несмотря на накопленный опыт обучения информатике в начальной школе, вопросы, связанные с влиянием информатики на учебный процесс в целом, и вытекающие отсюда проблемы отбора содержания обучения и методов формирования познавательного интереса на уроках информатики остаются недостаточно исследованными. Массовый переход к обучению информатике в младшей школе происходит без достаточного методического обеспечения.
Значительный вклад в разработку вопросов становления информатики на начальном уровне внесли С.А. Бешенков, В.И. Варченко, Ю.М. Горвиц, А.В. Горячев, Е.Н. Зворыгина, А.Л. Камбурова, А.Ю. Кравцова, Я. Б. Марголис, Н.В. Матвеева, А.Т. Паунтова, Ю.А. Первин, М.А. Плаксин, А.Л. Семенов, Н.И. Суворова, М.С. Цветкова, Е.Н. Челак, А.В. Хуторской и др.
У ребенка, который раньше начинает взаимодействовать с компьютером, уровень интеллектуального развития выше и больше проявляется интерес к математике, технике и английскому языку, чем у тех детей, которые не знакомы с компьютером.
Одной из основных проблем обучения в начальной школе является резкая смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную, что влияет на формирование познавательного интереса. Формирование учебной деятельности часто не совпадает с игровыми потребностями ребёнка и очень болезненно воспринимается им. Одним из условий более плавного перехода от преимущественно игровой деятельности к учебной является использование компьютерных технологий. Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является эффективным средством обучения. Единства в решении этого вопроса среди авторов программ и учебников пока не выявлено. Применение графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создает благоприятный фон на уроках. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъём, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером, а неудачный ход игры вследствие пробелов в знаниях побуждает часть из них обращаться за помощью к учителю или самостоятельно добиваться знаний. С другой стороны этот метод обучения весьма привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые формы и методы обучения для активизации познавательного интереса.
Психологи считают, что младший школьный возраст несет в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Плодотворной почвой для этого является учебная деятельность, как источник для целенаправленной работы мысли, развития жизненно важных свойств личности и активности ребенка. Потребность саморазвития и способность удовлетворять ее посредством учения характеризует школьника, который является субъектом учения. Субъектом учения ребенка делает обладание таким качеством как познавательная активность.
Таким образом, актуальность темы формирование познавательного интереса при овладении информатикой в школе определяется противоречиями между:
■ насущной необходимостью развития познавательной активности школьников и недостаточным использованием возможности формирования познавательного интереса на уроках информатики;
■ потребностями современного учебного процесса,
ориентированными в значительной степени на всестороннее развитие личности, формирование системного мировоззрения и познавательных компетенций, и устоявшимся содержанием, методами, формами и средствами обучения;
■ содержанием обучения информатике, аппаратно-программным, методическим обеспечением пропедевтического курса информатики, дидактическими возможностями компьютерной техники и информационных технологий и познавательными возможностями обучаемых, обусловленными особенностями психологии младшего школьного и дошкольного возраста;
■ высокими темпами развития информационных технологий и недостаточным темпом обновления содержания курса информатики;
■ углублением и усложнением курса информатики в среднем и старшем звеньях общеобразовательной школы и недостаточной пропедевтической подготовкой по информатике в младшем звене;
Указанные противоречия определяют проблему исследования.
Проблема исследования - выявление и анализ педагогических условий, приемов и способов, способствующих формированию познавательного интереса младшего школьника в процессе овладения информатикой.
Цель исследования - показать роль уроков информатики в формировании познавательного интереса младших школьников, направленных на повышение эффективности учебного процесса в начальной школе.
Объект исследования - процесс обучения информатике младших школьников.
Предмет исследования - педагогические условия и принципы, способствующие формированию познавательного интереса младшего школьника на уроках информатики.
Гипотеза исследования - процесс формирования познавательного интереса младшего школьника на уроках информатики будет существенно улучшен при: ориентации процесса обучения младшего школьника на формирование внутренней мотивации к саморазвитию; направленности образовательного процесса на формирование готовности младшего школьника к самопознанию, самосовершенствованию и самоопределению; ориентации процесса обучения на использование комплекса методов, направленных на мотивацию к самообразованию, развитие рефлексии, включение эвристических упражнений и задач, направленных на интеграцию знаний, создание моделей и др.; сформированности эффективной и психологически комфортной учебно-информационной деятельностно-игровой среды на уроках информатики в начальной школе.
В соответствии с целью и гипотезой в ходе исследования решались следующие задачи:
■ изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
■ изучить практические приемы преподавания информатики младшим школьникам;
■ изучить практику и перспективы применения игровых форм познавательной деятельности на уроках информатики;
■ определить содержание и уточнить сущность формирования познавательного интереса младшего школьника;
■ выявить основные характеристики познавательного интереса младшего школьника;
■ выявить и экспериментально обосновать совокупность
педагогически условий, способствующих формированию познавательного интереса младших школьников на уроках информатики.
Выбор комплекса методов исследования определялся целями и задачами исследования. Применялись:
• теоретико-методологический анализ литературных источников;
• изучение и обобщение педагогического опыта преподавания информатики учащимся начальной школы;
• эмпирические методы (наблюдение, опрос, анкетирование);
• праксеометрический метод (анализ результатов деятельности учащихся);
• педагогический эксперимент;
• статистические методы обработки данных.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: современные философские, педагогические, психологические и социологические концепции, раскрывающие закономерности активизации познавательной деятельности; историко-логический, системный, комплексный, синергетический, личностно-ориентированный подходы к процессу становления личности младшего школьника, теории личности, деятельности, общения, познания и творчества, саморегуляции и самореализации личности в процессе деятельности. В частности, идеи об интегральных характеристиках личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн), о необходимости формирования ориентировочной основы деятельности (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов), о значении формирования в процессе обучения особых познавательных структур - обобщенных схем мышления (П.Я. Г альперин), об особенностях и этапах творческой деятельности (Я.А. Пономарев, П.Я. Лернер, Л.Л. Гурова и др.), о дидактических особенностях организации учебно-познавательной деятельности учащихся (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, П.Я. Лернер, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская и др). Использованы теоретические положения о закономерностях формирования и развития мотивации (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), о психолого-педагогических особенностях детей младшего школьного возраста (А.А. Люблинская, М.В. Матюхина, О.С. Газман, Ю.М. Горвиц и др.).
Опытно-экспериментальная база исследования. Исследования проводились в муниципальном образовательном учреждении «Школа № 1» пгт. Джалиль. Исследованием были охвачены учащиеся 2-ых классов. Исследование было реализовано в три этапа. На первом этапе (констатирующий эксперимент) изучалось состояние проблемы в литературных источниках и на практике: анализировались психолого-педагогические особенности организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках информатики в начальных классах, методики преподавания информатики младшим школьникам. Были сформулированы гипотеза, цели и задачи исследования, на основе обобщения результатов состояния проблемы в теории и практике отечественной и зарубежной школы определены методические основы отбора содержания обучения информатике. На втором этапе (обучающий эксперимент) были разработаны основы содержания обучения информатике в классах начальной школы; определены дидактические условия активизации учебно-познавательной деятельности учащихся; сформулированы методические требования к организации на уроках информатики учебно-информационной среды. На третьем этапе (обобщающий эксперимент) были проверены гипотезы об активизации учебно-познавательной деятельности на уроках информатики, о снижении утомляемости учеников за счет рациональной мобилизации их интеллектуальных и психических ресурсов. Проводился количественный и качественный анализ и теоретическое обобщение результатов, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы. Были сформулированы выводы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса — формирование познавательного интереса у школьников.
Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса, учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.
Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.
Научная новизна исследования заключается в том, что уточнена сущность формирования познавательного интереса младшего школьника на уроках информатики; обоснованы функциональные возможности учебного процесса, направленные на развитие познавательной активности младшего школьника; выявлен ряд педагогических условий, способствующих активизации познавательной деятельности младшего школьника и обоснованы педагогические условия её реализации.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении потенциала развития познавательной активности младшего школьника.
Практическая значимость работы состоит в том, что экспериментально проверена совокупность педагогических условий, способов и приемов, способствующих эффективному формированию познавательного интереса у младшего школьника; разработанные и экспериментально апробированные положения и выводы могут быть использованы для разработки спецкурсов при подготовке учителей начальной школы, а также в системе повышения квалификации учителей начальных классов.
В результате выполнения работы сделаны следующие выводы:
1. Развитие познавательной активности младшего школьника — это:
а) целенаправленный процесс формирования устойчивых качеств личности младшего школьника, отражающих потребность, желание и внутреннюю убежденность ученика в необходимости творческого познания реальной действительности, способность формулирования познавательных задач и поиска их решения;
б) результат, фиксирующий факт приобретения младшим школьником навыка творческого отношения к процессу учения, устойчивой потребности в познавательной деятельности;
в) фактор изменения личностных качеств младшего школьника, среди
которых: социальная ориентация, аксиологическая направленность
личности, способность к рефлексии, к сотрудничеству, целеустремлённость, настойчивость, умение выдвигать познавательные задачи и самостоятельно их решать и др.
2. Педагогические условия, способствующие формированию познавательного интереса младшего школьника, носят комплексный характер и включают:
а) научное, учебно-методическое обеспечение образовательной среды;
б) оптимальное сочетание форм и методов обучения, ориентированных на формирование познавательного интереса младшего школьника, включение эвристических упражнений и задач, направленных на интеграцию знаний;
в) ориентацию учебного процесса младшего школьника на формирование внутренней мотивации к саморазвитию;
г) формирование рефлексивной позиции младшего школьника;
д) подготовку педагогических кадров, ориентированных на формирование познавательного интереса младшего школьника.
3. Нужно помнить, чтобы все компоненты познавательной активности ребенка развивались, необходимо тщательно продумывать систему взаимодействия педагога и ребенка и детей в коллективе, т. к. очень важно:
■ мнение каждого ребенка;
■ чувства, которые он испытывает, выполняя ту или иную деятельность, что дает ему возможность осознавать цели деятельности и не бояться, активно действовать.



1. Аристотель. О душе. - М., 1937.
2. Битянова М.Р. Профессия - школьник. Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников. Пособие для учителя / М.Р.Битянова, Т.В.Азарова, Т.В.Земских. - М.; Генезис, 2000. — 110 с.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И.
Божович. - Москва-Воронеж, 1997.
4. Буддизм. Четыре благородных истины. - М., 2001.
5. Вишневская С.О. Использование ИКТ в образовательной
деятельности на уроках / С.О.Вишневская // Интернет-журнал "Эйдос". - 2009.
6. Владимирова Л.П. Взаимодействие учителей в сетевых сообществах / Л.П.Владимирова // Информатика и образование. -2006. - №6. - 25 с.
7. Груздев П.Н. Вопросы воспитания мышления в процессе обучения / П.Н. Груздев, Ш.Н.Ганелин.- М., АПН РСФСР, 1949.
8. Гурьев С.В. Использование компьютера как инструмента образовательного процесса / С.В.Гурьев. - М.:Просвещение, 2002. - 234 с.
9. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М., 1986.
10. Давыдов В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников // Формирование учебной деятельности школьников / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1982. - 10-21 с.
11. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина. - Бийск, 2002.
12. Зинченко В.П. Принципы психологической педагогики / В.П.Зинченко // Педагогика. 2001. - №6. - С. 9-17.
13. Кант И. Лекции по этике. М., 2000.
14. Каргинцева Е.И. Пути формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности / Е.И. Каргинцева // Начальная школа. - № 11-12. - 1992. - С. 29-31.
15. Коменский Я.А. Великая дидактика: изб. пед. произведения. В 2 т. / Я.А.Коменский. - М., Педагогика, 1982 - Т.1.
16. Красновский Э.А. Активизация учебного познания. / Э.А.Красновский // Сов. педагогика. - 1989. - №5. - С. 10-14.
17. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А.Карпенко; Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. - 21с.
18. Ламберг Р.Г. О самостоятельной работе учащихся. / Р.Г.Ламберг // Сов. педагогика - 1962. - №2. - С. 16-27.
19. Левченко И.В. Общие вопросы методики обучения информатике в средней школе. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и университетов / И.В. Левченко, Н.Н. Самылкина. - М.: МГПУ, 2003.
20. Локк Д. Мысли о воспитании. / Пед. Наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. - М., Педагогика, 1989.
21. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии / Б.Ф. Ломов. - М., 1991.
22. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: В 3 т. / К.Маркс, Ф.Энгельс. -М., 1986. - Т.1.
23. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: Проблемы и
перспективы / Е.И. Машбиц. - М.: Знание, 1986. - 80 с.
24. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г.
Морозова. - М.: Знание, 1979. - 47с.
25. Переломов Л.С. Слово Конфуция. - М., 1992.
26. Платон. Сочинения. Т. 1-3. - М ., 1968-1972.
27. Роберт И.В. Современные информационные технологии в
образовании: дидактические проблемы; перспективы
использования / И.В. Роберт. — М.: Школа—Пресс, 1994. — 205 с.
28. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования / С.Л. Рубинштейн. - М., 1958.
29. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании. Пед. соч. в 2 т. / Ж.- Ж.Руссо. - М.: Педагогика, 1981. - Т.1.
30. Сергеева Т. Новые информационные технологии и содержание обучения / Т.Сергеева // Информатика и образование. - 1991. - № 1. - С. 3-10.
31. Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скаткин. - М., 1998.
32. Соколова Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий / Т.Е.Соколова // Начальная школа.- 2004. - № 3. - С. 21-23.
33. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина. - М., 1998.
34. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя / Н.Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 1988. - 172 с.
35. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся / Н.Ф. Талызина. - М., 1983.
36. Узнадзе Д.Н. Избр. соч. в 3-х т. Т. 1. - Тбилиси, 1933. гл. 1,2.
37. Управление познавательной деятельностью учащихся / Под ред.
П.Я.Гальперина и Н.Ф.Талызиной. - М.: МГУ, 1972. - С. 260-273.
38. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 т. / К.Д. Ушинский. - М.: АМП, 1950. - Т.1.
39. Шадриков В.Т. Психология деятельности и способности человека / В.Т. Шадриков. - М, 1996.
40. Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова - М.: Педагогика, 1983.
41. Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований (методологический анализ) // Педагогика и логика / Г.П. Щедровицкий. - М., 1993.
42. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979.
43. Щукина Г.И. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся / Г.И.Щукина. - М.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1985. - 170 с.
44. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1988.
45. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования
познавательных интересов учащихся / Г.И.Щукина. - М.:
Педагогика, 1988. - 203 с.
46. Эльконин Д.Б. Избранные педагогич. труды. / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - М., 1989.
47. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М., 2000.
48. Ямвлих. Жизнь Пифагора / Ямвлих // Человек. - 1991. - № 3. - С. 83-96.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ