Введение 9
1 Теоритические и методологические основы конкурентоспособности
предприятия 12
1.1 Определение конкурентоспособности предприятия 12
1.2 Основы формирования конкурентоспособности предприятия 25
2 Актуальность проблемы конкурентоспособности предприятия
общественного питания 30
2.1 Состояние и тенденции развития общественного питания в России 30
2.2 Специфика и методы оценки конкурентноспобности предприятия
общественного питания 36
3 Разработка инструментария повышения конкурентоспособности на
примере компании «ТрансАвангард» 46
3.1 Характеристика предприятия ООО «ТрансАвангард» 46
3.2 Подходы оценки конкурентоспособности предприятия общественного
питания на примере кафе «Day's 365» 53
3.3 Оценка конкурентоспособности и разработка мероприятий по
повышению конкурентоспособности ООО «ТрансАвангард» 59
ЗАДАНИЕ ДЛЯ РАЗДЕЛА «СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ» 63
4 Корпоративная социальная ответственность 65
4.1 Разработка программы корпоративной социальной ответственности для
компании ООО «ТрансАвангард» 66
4.2 Определение стейкхолдеров программы КСО 68
4.3 Определение элементов программы КСО 69
4.4 Затраты на программы КСО 70
4.5 Ожидаемая эффективность программ КСО 71
Список используемых источников 75
Приложение 1 81
Выпускная квалификационная работа 83 с, 4 рис., 10 табл., 57 источников, 1 прил.
Ключевые слова: конкуренция, монополия, ресторанный бизнес, коммуникационная политика, производство, товарооборот.
Объектом исследования является (ются): оценка конкурентоспособности предприятия в сфере общественного питания на примере ООО «ТрансАвангард».
Цель работы - дать оценку конкурентоспособности и разработать мероприятия по повышению конкунтоспособности компании на примере ООО «ТрансАвангард».
В процессе исследования проводились: рассматривались методологические основы формирования конкурентных рынков общественного питания, исследованы особенности организации и функционирования рынка, проанализировано современное состояние и перспективы развития общественного питания в России.
В результате исследования: на основе анализа текущего состояния рынка общественного питания сформированы комплекс рекомендаций по модернизации его функционирования для обеспечения конкурентного взаимодействия компаний как субъектов рынка.
Степень внедрения: основные положения и выводы настоящей работы были сделаны при прохождении преддипломной практики на предприятии ООО «ТрансАвангард».
Область применения: результаты исследования могут быть использованы руководителями, специалистами организационно-правовых и планово-экономических служб, государственными структурами в процессе управления ресторанным комплексом, а также в преподавании ряда
социально-экономических дисциплин.
Экономическая эффективность/значимость работы: заключается в разработке комплекса рекомендаций по усовершенствованию работы предприятия общественного питания для обеспечения конкурентного взаимодействия компаний как субъектов рынка.
В будущем планируется: глубже изучить проблему формирования рынка общественного питания, разработать подробную методику по оптимизации конкурентного процесса в ресторанной отрасли России.
Для рыночного типа экономических отношений характерна свобода выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка работает через взаимодействие спроса и предложения, что предполагает необходимый баланс цен и конкуренцию товаров. Конкуренцией называется неотъемлемая часть рыночной среды, которая является необходимым условием формирования коммерсантской работы.
Конкуренция предполагает необходимость вхождения финансовых единиц в различную определенную область и необходимость выхода из нее. Такая необходимость нужна для того, чтобы экономика могла правильно приспособиться к модификации вкусов покупателей, технологии или предложения ресурсов. Главное финансовое превосходство рыночной концепции состоит в ее непрерывном стимулировании производительности товаров [11].
Общественное питание - это такая область народного хозяйства, которая занимается производством и продажей готовой пищи и полуфабрикатов. К тому же общепит можно назвать одной из самых развивающихся областей современного предпринимательства.
Именно поэтому в сфере общественного питания так сильно развита конкуренция предприятий - различных кофеен, ресторанов, заведений фастфуда и т.д.
Тема данной выпускной квалификационной работы - оценка конкунтоспособности предприятия в сфере общественного питания на примере компании ООО «ТрансАвангард».
Данная тема актуальна, так как конкуренция на рынке общественного питания растет с каждым годом. Это позволяет компании разрабатывать различные методы и подходы по повышению уровня конкуренции среди других компаний. А также учитывать состояние и тенденции развития общественного питания на рынке.
Цель данного исследования дать оценку конкурентоспособности и разработать мероприятия по повышению конкунтоспособности компании на примере ООО «ТрансАвангард».
Задачи, поставленные для достижения данной цели:
1. Изучить теоретические основы конкурентоспособности;
2. Исследовать специфику и особенности конкурентоспособности;
3. Рассмотреть конкурентоспособность в современной сфере общественного питания в России;
4. Описать процесс организации предприятия ООО «ТрансАвангард»;
5. Разработать пути решения проблем и угроз развития конкуренции для компании ООО «ТрансАвангард»;
Объектом исследования являются предприятия общественного питания.
Предмет исследования - конкурентоспособность предприятий общественного питания на примере ООО «ТрансАвангард».
Теоретической и информационной базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных специалистов, изучающих конкурентоспособность, материалы специализированной периодической печати, а так же материалы научно-практических конференций по заявленной проблематике.
Методами исследования послужили: системный анализ, экспертный опрос, описание, анализ динамики структуры.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, главы социальной ответственности и заключения.
В первой главе «Теоритические и методологические основы конкурентоспособности предприятия» описываются теоретические вопросы конкурентоспособности и основы формирования конкурентоспособности предприятия.
Во второй главе «Актуальность проблемы конкурентоспособности предприятия общественного питания» представлены современные тенденции
данного рынка, специфика конкуренции, а также методы и подходы оценки конкуренции.
В третьей главе «Разработка инструментария повышения конкурентоспособности на примере компании ООО «ТрансАвангард», описывается общая характеристика ООО «ТрансАвангард», мероприятия по повышению конкурентоспособности, представлены все формы SWOT- анализа.
Использованные в написании ВКР источники указаны в списке использованной литературы.
В заключении сделаны основные выводы в рамках темы проведенного исследования.
Общественное питание одна из наиболее востребованных и развивающихся отраслей предпринимательства в современное время, которая дает множество возможностей не только владельцам бизнеса, но так же открывает большое количество рабочих мест, скрашивает досуг населения, повышает культуру питья и еды, приносит положительные эмоции клиентам.
Объектом исследования в данной работе стало ООО «ТрансАвангард». На его примере была рассмотрена конкурентоспособность в сфере общественного питания. Помимо изучения поставленных задач, предложены дополнительные мероприятия, которые способствуют качественному производству.
На первых этапах анализа ООО «ТрансАвангард» дана полная характеристика предприятия, определена организационная форма и основные направления деятельности предприятия. В результате анализа эффективности управления конкурентоспособностью, можно сказать, что предприятие в данном направлении работает хорошо. Проводимые исследования помогли выявить факторы, влияющие на работу системы общественного питания на курортной площадке.
В результате исследования, а также учитывая основные направления деятельности ООО «ТрансАвангард», имеющие стратегическое значение и реализуемые на данном предприятии, предложены конкретные мероприятия по повышению конкурентоспособности.
В ходе работы были достигнуты следующие задачи:
• Были изучены теоретические основы
конкурентоспособности - дано определение конкурентоспособности предприятия, а также выявлены основы формирования конкурентоспособности;
• Проведено исследование специфики и особенностей конкурентоспособности - были рассмотрены виды конкурентоспособности и свойства каждого вида;
• Рассмотрены основы конкурентоспособности в современной сфере общественного питания в России - была описана специфика конкурентоспособности в сфере ресторанного бизнеса, выявлены тенденции развития данной области;
• Был описан процесс организации предприятия ООО «ТрансАвангард» - проведено описание функционирования и деятельности данной организации;
• Была проведена разработка решений проблем и угроз развития конкуренции для компании ООО «ТрансАвангард» - внесены предложения по улучшению конкурентоспособности организации;
В ходе исследования была достигнута цель работы - это оценка конкурентоспособности и разработка мероприятий по повышению конкунтоспособности компании на примере ООО «ТрансАвангард».
Конкурентоспособность предприятия рассмотрена, приведены все данные, способствующие ее повышению и разработаны все возможные мероприятия.
1. Консультант Плюс: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): [Электронный ресурс] № 14-ФЗ от 26.01.1996 (ред. от
29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) // СПС Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/ (дата обращения 27.04.2017).
2. Консультант Плюс: Распоряжение Правительства РФ от 19.07.2010 № 1230-р Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011 - 2016 годы)» [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60107/ (дата обращения
27.04.2017) .
3. Алексеева Д.А. Состояние и тенденции развития общественного питания в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт»
2016. С. 75 - 84.
4. Атамалиева Л. Конкуренция и ее роль в работе предприятий. // ФУА - № 9, 2014. С. 21 - 34.
5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах: учебное пособие. М.: Проспект, 2013. 275 с.
6. Бянкин М.В. Поделинская И.А. Стратегическое планирование. Учебное пособие. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2015. 367 с.
7. Голубева М.А. Ретроспективы развития теории конкуренции // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова - № 4, 2013. С. 34 - 41.
8. Гукасьян Г.М.. Экономическая теория: Учебное пособие. 3-е изд. СПб.: Питер, 2013. 324 с.
9. Гуляев Г.Ю. Эволюция теории конкуренции // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского - № 28,
2012. С. 14 - 18.
10. Дегтярев К. С. Что такое конкуренция? // Современная конкуренция
- № 4, 2014. С. 26 - 32.
11. Добрынин А.И. Тарасевич Л.С. Экономическая теория. Совершенная и несовершенная конкуренция. СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. Питер, 2016. 245 с.
12. Дорогова Е.В. Соотношение недобросовестной конкуренции и ненадлежащей рекламы // Правопорядок: история, теория, практика, том 1,
2013. 269 с.
13. Зюляева Е.А. Шавандина И.В. Качество услуг общественного питания // Вестник НГИЭИ - № 5, 2012. С. 58 - 67.
14. Ильин Л.И. Экономика предприятия: краткий курс - Минск: Новое знание, 2015. 78 с.
15. Кабакова Э.В. Взаимосвязь конкуренции и инновационной деятельности // Известия Оренбургского государственного аграрного университета - № 12-1, том 4, 2016. С. 114 - 125.
16. Колотовкин А.В. Конкуренция в условиях современной экономики // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences - № 9-10, 2014. С. 34 - 52.
17. Конкуренция: теория и практика. Учебно- практическое пособие. -
2- е изд., испр. и доп// Юданов А. Ю. М.: OOO Гном-пресс , 2015. 485 с.
18. Котельникова А.В. О конкурентоспособности предприятий общественного питания // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена - № 39, том 15, 2013. С. 124
- 136.
19. Кураков Л.П., Яковлева Г.Е. Курс экономической теории - М.: Гелиос АРВ, 2015. 157 с.
20. Лоскутова М.В. Анализ теорий конкуренции и конкурентоспособности // Социально-экономические явления и процессы - № 9, 2013. С. 69 - 91.
21. Любимов Л.Л., Липсиц И.В. Фирмы и конкуренция. М.: Просвещение, 2016. 149 с.
22. Макарова В.И. Новикова Н.А. Формы и виды конкуренции в разрезе предпринимательской деятельности, факторы обеспечения ее конкурентоспособности // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева - № 1 (25), 2012. С. 123 - 125.
23. Максимова М.А. Дмитриченко О.П. Разработка маркетинговых стратегий деятельности предприятий общественного питания // Техникотехнологические проблемы сервиса - № 10 том 1, 2016. С. 103 - 115.
24. Максимова М.А. Зыбин О.С. Развитие рынка предприятий общественного питания в Санкт-Петербурге в условиях повышенной конкуренции // Технико-технологические проблемы сервиса - № 15, том 1,
2012. С. 106 - 125.
25. Мальцева О.В. Анализ проблем и оценка уровня развития конкуренции в России // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики) - № 1, том 5, 2014. С. 67 - 93.
26. Малышкина Е.А. Тенденции развития рынка ресторанного бизнеса России в современных условиях // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки - № 5, 2015. С. 37 - 59.
27. Маркетинг: вопросы и ответы / под ред. Н.П. Кетовой. Ростов н/Д : Феникс, 2013. 48 с.
28. Менеджмент в торговле: учебник / Г. А. Короленок, Г. Г. Гоцкий. - Минск: БГЭУ, 2012. 174 с.
29. Метелев И.С. Конкурентоспособность субъекта предпринимательской деятельности: системные основы и региональная практика: монография. Омск: Издание Омского института (филиала) РГТЭУ,
2013. 132 с.
30. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Основы экономики: Учеб. пособие. 2 изд. СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2012. 347 с.
31. Насретдинов И.Т. Современное состояние и тенденции развития рынка общественного питания России // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана - № 222 (2), 2015. С. 141 - 152.
32. Неганова В.П. Чирков А.В. Состояние и тенденции развития рынка общественного питания региона // Экономика региона - № 1, 2014. С. 86 - 97.
33. Нестерова Е.В. Товарный знак и реклама. Недобросовестная конкуренция при использовании товарного знака // Имущественные отношения в Российской Федерации - № 10, 2014. С. 124 - 138.
34. Основы экономической теории. Учебное пособие // Под редакцией Камаева В.Д. М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2016. 367 с.
35. Платонова Е.Д. Об общенаучных подходах к исследованию конкуренции и конкурентных отношений // Современная конкуренция - № 4,
2014. С. 17 - 35.
36. Портер М. Международная конкуренция./Под ред. В.Д. Щетинина.
М.: Международные отношения, 2013. 156 с.
37. Разу М.Л. Филиппов А.В. Конкуренция как универсальное условие прогресса // Современная конкуренция - № 3, 2016. С. 26 - 42.
38. Сазонова З.Р. Современные особенности развития общественного питания // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена - № 39, том 15, 2014. С. 14 - 25.
39. Скляр Р.В. Недобросовестная конкуренция: понятие и общая характеристика // Имущественные отношения в Российской Федерации - № 2 (149), 2014. С. 64- 81.
40. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо, 2013. 184 с.
41. Татаринова С.С. Сравнительная характеристика правового регулирования конкуренции в Российской Федерации и зарубежных странах // Основы экономики, управления и права - № 2, 2012. С. 62 - 74.
42. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. Стандарт 3-го поколения. 6-е изд. СПб.: Питер, 2015. 214 с.
43. Фатхутдинов Р.А. Концепция новой теории управления конкурентоспособностью и конкуренцией // Современная конкуренция - № 1, 2015. С. 45 - 51.
44. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник для вузов. 5е издание. СПб.: Питер, 2012. 219 с.
45. Федотова К. А. Якушева В. В. Основные требования к разработке конкурентной стратегии предприятия // Вопросы структуризации экономики - № 3, 2014. С. 14 - 16.
46. Фелештин В.И. Современные тенденции развития теории конкуренции // Экономический журнал - № 2, 2014. С. 26 - 31.
47. Фон Хайек Ф. Смысл конкуренции // Современная конкуренция,
2013. 174 с.
48. Хандамова Э.Ф. Хараджян Л.В. Экономическая природа конкуренции и конкурентоспособности предприятия (корпорации) // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета - № 82, 2012. С. 112 - 115.
49. Хвастунов А.Н. Методика оценки конкурентоспособности предприятий общественного питания // Известия Иркутской государственной экономической академии - № 6, 2012. С. 41 - 59.