ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО
ПРОЦЕССА ЮНЫХ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 12-13 ЛЕТ 6
1.1. Общее понятое индивидуализации как ведущего компонента при построении тренировочного процесса на этапе начальной спортивной специализации 7
1.2. Физиологические и психологические особенности развития организма подростков 12-13 лет 10
1.3 Характеристика построения тренировочного процесса лыжников гонщиков на этапе начальной спортивной специализации 17
Вывод по I главе 31
ГЛАВА II. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЮНЫХ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ НА ОСНОВЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ И ВЫРАЖЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ 33
Особенности индивидуальной двигательной и физической активности лыжников 12-13 лет 33
2.1 Цель, задачи, методы и организация исследования 39
2.2. Разработка методики построения тренировочного процесса юных
лыжников-гонщиков на этапе спортивной специализации 44
2.3. Эффективность индивидуализированного подхода при построении
тренировочного процесса лыжников-гонщиков 12-13 лет 61
Вывод по II главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 75
Актуальность темы состоит в подборе средств и методов спортивной тренировки юных лыжников-гонщиков, соотношения нагрузок на этапе начальной спортивной специализации основываясь по принципу индивидуализации двигательной типологии. Многочисленные споры о целесообразности применения той или иной методики подготовки юных спортсменов не дают четкого ответа о правильности и однозначности их применения. Вместе с тем, на первый план в системе подготовки спортивного резерва выходит построение тренировочного процесса с учетом индивидуальных особенностей юных лыжников уже на этапе начальной спортивной специализации. Это связано с постоянно растущими результатами.
Под индивидуальными особенностями понимают наличие у спортсмена специфических, свойственных только данному атлету морфо функциональных, двигательных, психологических свойств организма, в совокупности с его социальной принадлежностью. Ведущие специалисты в области теории и методики физического воспитания и спорта, а также в области разработки тренировочных программ пришли к выводу о том, что необходимо планировать и реализовывать тренировочные программы с учетом индивидуализации двигательной типологии. Своевременное определение предрасположенности юных спортсменов к тому или иному двигательному режиму предоставляет тренеру больше времени и возможностей подготовить квалифицированного лыжника. Поэтому вопросы индивидуализации в системе подготовки юных лыжников - гонщиков нуждаются в более тщательном рассмотрении. Это и определило цель нашего исследования.
Цель исследования - Изучение эффективности индивидуализированной системы тренировочного процесса начинающих лыжников 12-13 лет на этапе начальной подготовки.
Гипотеза исследования: путем рационального планирования,
нормирования и сочетания нагрузок в годичной системе подготовки, основываясь на принципе индивидуализации в системе подготовки юных спортсменов специализирующихся в дисциплине «Лыжные гонки» возможно, повысить эффективность тренировочного процесса юных лыжников.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс юных лыжников-гонщиков 12-13 лет.
Предмет исследования: начальный этап учебно-тренировочного процесса юных лыжников-гонщиков 12-13 лет.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по исследуемой проблеме;
2. Выявить индивидуальные особенности юных лыжников гонщиков в контексте групповой системы подготовки;
3. Разработать экспериментальную программу годичной системы подготовки юных лыжников на этапе начальной спортивной специализации с учетом индивидуализации спортивной подготовки;
4. Обосновать эффективность использования индивидуализированных тренировочных программ для юных лыжников-гонщиков на этапе начальной спортивной специализации.
Практическая значимость: разработанная программа системной подготовки юных лыжников-гонщиков на этапе начальной спортивной специализации может быть применена тренерами, как для планирования тренировочного процесса, так и для практической реализации.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, поделенных на параграфы, заключения, списка литературы.
1. Обзор научно-методических литературных источников по исследуемой теме позволил выявить возможные варианты и направления построения тренировочного процесса юных лыжников 12-13 лет.
Выявлено 3 основных направления в системе подготовки, и осуществлено распределение детей по экспериментальным группам:
- со скоростно-силовой направленностью (36,6 %),
- с превалированием развития качества выносливости (34,1 %),
- с относительно равномерным распределением разнонаправленных нагрузок в системе подготовки (29,3 %).
2. Результаты основного констатирующего педагогического
эксперимента достоверно возросли в контрольной группе во всех упражнениях по всем показателям двигательной активности. Тренировочная программа предусматривает на основе общей (базовой) физической подготовки развитие специальной физической подготовленности юных спортсменов. Приоритет в подготовке делался на ведущее физическое качество.
3. Экспериментальное планирование годичной системы подготовки
юных лыжников-гонщиков 12-13 лет и реализация экспериментальной тренировочной программы дали возможность коррекции показателей индивидуально-группового нормирования нагрузки в годичном цикле подготовки спортсменов данной возрастной группы. Так, в подготовительном периоде, при общем годовом объеме циклической подготовки 1550-1650 км, доля нагрузки IV зоны интенсивности составляет 2,5-4 %, III зоны интенсивности 5,5-10,5 %, II и I зон интенсивности 86-91 %. В соревновательном периоде общий объем
предлагаемой циклической нагрузки составляет 650-750 км, процентное соотношение зон интенсивности выглядит следующим образом: IV зона - 4-5,5 %, III зона 12-16 %, II и I зоны интенсивности 79-84 %.