ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОСТИ КАК ФАКТОРА КОНФЛИКТНОСТИ ПОДРОСТКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
АГРЕССИВНОСТИ КАК ФАКТОРА КОНФЛИКТНОСТИ ПОДРОСТКОВ 6
1.1 Агрессия как психологический феномен. Понятия агрессия и
агрессивность 6
1.2 Психологические особенности подросткового возраста 13
1.3 Изучение агрессивности как фактора конфликтности
подростков 18
Выводы по первой главе 25
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОСТИ
КАК ФАКТОРА КОНФЛИКТНОСТИ ПОДРОСТКОВ 27
2.1 Организация и проведение исследования 27
2.2 Обработка и интерпретация результатов 29
Выводы по второй главе 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
АГРЕССИВНОСТИ КАК ФАКТОРА КОНФЛИКТНОСТИ ПОДРОСТКОВ 6
1.1 Агрессия как психологический феномен. Понятия агрессия и
агрессивность 6
1.2 Психологические особенности подросткового возраста 13
1.3 Изучение агрессивности как фактора конфликтности
подростков 18
Выводы по первой главе 25
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОСТИ
КАК ФАКТОРА КОНФЛИКТНОСТИ ПОДРОСТКОВ 27
2.1 Организация и проведение исследования 27
2.2 Обработка и интерпретация результатов 29
Выводы по второй главе 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность. Изучение и профилактику негативных эмоций и агрессий в поведении людей в любом обществе можно отнести к проблеме первостепенной важности. В связи с этим в последнее время вызывает озабоченность проблемой агрессивности и конфликтов в подростковой среде.
В настоящее время во всем мире резко изменилась ситуация развития детства. Напряженные социальные, экономические, демографические, экологические проблемы обуславливают нарастание негативных тенденций в становлении личности подрастающего поколения. Среди них особую тревогу вызывают прогрессирующая отчужденность, духовная дезориентированность детей, возрастание их жестокости, агрессивности, потенциальной конфликтности. Эти тенденции проявляются наиболее остро в подростковом возрасте. Подростковый возраст представляет собой как бы «третий мир», существующий между детством и взрослостью
Однако, переходя из детского мира во взрослый, подросток не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому. Специфичность его социальной ситуации и жизненного мира проявляется и в психике, для которой типичны внутренние противоречия, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, конфликтность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения[8].
Подростковый возраст - это возраст серьезного кризиса, затрагивающего и физиологическое, и психическое здоровье ребенка. Кризис этот напрямую связан с периодом полового созревания. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но и возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения. Для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строении личности, протестующий характер поведения по отношению к взрослым, а также агрессивность, повышенная тревожность, жестокость. То есть в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности и конфликтности.
В последнее время взрослые все чаще оказываются в тупике, будучи не в силах прекратить агрессивные выходки детей, происходящие на их глазах. Сегодня учителя и родители нуждаются в самых разнообразных психологических знаниях, чтобы быть компетентными при встрече с детской агрессией. Чтобы сделать менее острыми те трудности, которые испытывает сам подросток, а также его родители и школа, необходимо заранее знать, каковы могут быть проявления асоциальности в этом возрасте [10].
Цель работы: выявление агрессивности как фактора конфликтности подростков
Объект: учащиеся подросткового возраста
Предмет: агрессивность как фактор конфликтности подростков
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по исследуемой теме;
2) дать психологическую характеристику понятиям агрессии и агрессивности;
3) изучение агрессивности, как фактора конфликтности в подростковом возрасте;
4) проведение эмпирического исследования;
5) анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования.
Гипотеза: существует прямая зависимость стратегии поведения в конфликте от индекса агрессивности
Теоретическая значимость заключается в том, что в данном исследовании сделана попытка систематизации теоретических источников в связи с изучаемыми проблемами.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе практического психолога, учителей и родителей при решении задач формирования личности, конструктивных отношений среди подростков.
Методы исследования:
1. Опросник Басса-Дарки
2. Методика оценки поведения в конфликте К. Томаса
3. Математическая статистика - коэффициент корреляции Пирсона
Структура работы: Дипломная работа состоит из введения, двух глав и выводов к ним, заключения, списка используемой литературы, приложения. В работе 5 таблиц и 2 рисунка.
В настоящее время во всем мире резко изменилась ситуация развития детства. Напряженные социальные, экономические, демографические, экологические проблемы обуславливают нарастание негативных тенденций в становлении личности подрастающего поколения. Среди них особую тревогу вызывают прогрессирующая отчужденность, духовная дезориентированность детей, возрастание их жестокости, агрессивности, потенциальной конфликтности. Эти тенденции проявляются наиболее остро в подростковом возрасте. Подростковый возраст представляет собой как бы «третий мир», существующий между детством и взрослостью
Однако, переходя из детского мира во взрослый, подросток не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому. Специфичность его социальной ситуации и жизненного мира проявляется и в психике, для которой типичны внутренние противоречия, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, конфликтность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения[8].
Подростковый возраст - это возраст серьезного кризиса, затрагивающего и физиологическое, и психическое здоровье ребенка. Кризис этот напрямую связан с периодом полового созревания. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но и возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения. Для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строении личности, протестующий характер поведения по отношению к взрослым, а также агрессивность, повышенная тревожность, жестокость. То есть в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности и конфликтности.
В последнее время взрослые все чаще оказываются в тупике, будучи не в силах прекратить агрессивные выходки детей, происходящие на их глазах. Сегодня учителя и родители нуждаются в самых разнообразных психологических знаниях, чтобы быть компетентными при встрече с детской агрессией. Чтобы сделать менее острыми те трудности, которые испытывает сам подросток, а также его родители и школа, необходимо заранее знать, каковы могут быть проявления асоциальности в этом возрасте [10].
Цель работы: выявление агрессивности как фактора конфликтности подростков
Объект: учащиеся подросткового возраста
Предмет: агрессивность как фактор конфликтности подростков
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по исследуемой теме;
2) дать психологическую характеристику понятиям агрессии и агрессивности;
3) изучение агрессивности, как фактора конфликтности в подростковом возрасте;
4) проведение эмпирического исследования;
5) анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования.
Гипотеза: существует прямая зависимость стратегии поведения в конфликте от индекса агрессивности
Теоретическая значимость заключается в том, что в данном исследовании сделана попытка систематизации теоретических источников в связи с изучаемыми проблемами.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе практического психолога, учителей и родителей при решении задач формирования личности, конструктивных отношений среди подростков.
Методы исследования:
1. Опросник Басса-Дарки
2. Методика оценки поведения в конфликте К. Томаса
3. Математическая статистика - коэффициент корреляции Пирсона
Структура работы: Дипломная работа состоит из введения, двух глав и выводов к ним, заключения, списка используемой литературы, приложения. В работе 5 таблиц и 2 рисунка.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
Исследование конфликтности и агрессии в поведении людей в любом обществе можно отнести к проблеме первостепенной важности. В связи с этим в последнее время вызывает озабоченность проблемой агрессивности и конфликтов в подростковой среде. Имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях обуславливает объективные предпосылки для появления демонстративного неповиновения, агрессивности и разрушительных действий. Интенсивное развитие самосознания и самокритичности подростка приводит к противоречиям в окружающем мире, и собственного представления о себе. Вне зависимости от направленности и особенностей поведения в большинстве подходов агрессивность и агрессивное поведение являются основными качественными характеристиками нарушений поведения. Всестороннее осмысление проблемы нарушений поведения, понимание природы подростковой агрессивности должны основываться на учете онтогенетических особенностей регуляции поведения в целом, половозрастных различий в мотивационной, эмоциональной, волевой и нравственной сферах личности, в частности, а также влияния специфики семейного воспитания и социальной адаптированности ребенка. Знание факторов подростковой конфликтности необходимо для развития у подростков навыков адекватной самооценки, формирования умений анализировать ситуацию межличностного взаимодействия; для коррекции собственного поведения в отношениях с людьми и, таким образом, для преобразования конфликтности в конфликтоустойчивость с помощью активных методов обучения.
Одной из задач нашей работы было проведение эмпирического исследования агрессивности как фактора конфликтности подростков. Исследование проводилось с учащимися детской школы искусств в возрасте 12-16 лет. Ра-бота заключала в себе три этапа. Первый этап был посвящен диагностики агрессивных и враждебных реакций с помощью методики Басса-Дарки. По результатам опросника было получено следующее: высокий уровень вербальной агрессии было выявлено у 13 подростков- 29%, 25% испытуемых- высокая раздражимость. Физическая агрессия была выявлена у 18% опрошенных подростков, косвенная агрессия- 13%. Наименьшие выявленные показатели - обида и негативизм- 2 % испытуемых, что говорит о позитивном отношении к окружающим. Так же был определен общий уровень агрессивности и враждебности, путем подсчет соответствующих индексов. Результат показал, что среднее значение величины индекса агрессивности подростков составляет 19 баллов, а значение величины индекса враждебности- 8 баллов, что является нормой, т.е. дети владеют адекватными способами поведения, это внутреннее состояние умения контролировать свои эмоции. На второй этапе определялись типы поведения в конфликте по методике «Оценка поведения в конфликте» К.Томаса. Результаты методики показали, что высокие показатели у противоположных стратегий- соперничество 36% и сотрудничество -27%. Стратегия компромисс было выявлено у 8 подростков, что составляет 17% испытуемых. Наименьшие выявленные показатели стратегии поведения- избегание- 11% и уступка- 9%. В ходе третьего этапа работы систематизировались и обобщались результаты исследования. Эмпирическое исследование было проведено с целью выявления взаимосвязи между стратегией поведения в конфликте и индексом агрессивности. Для того чтобы определить статистически значимую связь в показателях агрессивности и конфликтности подростков был использован коэффициент корреляции Пирсона. По данным исследования выяснилось, что величина расчетного коэффициента корреляции попала в зону незначимости. Взаимосвязь между стратегиями поведения в конфликте и индексом агрессивности статистически не значима и принимает 5% зону значимости. Результат эмпирического исследования свидетельствует о том, что выбранная стратегия поведения в конфликте не зависит от индекса агрессивности подростков, что противоречит нашей гипотезе.
Исследование конфликтности и агрессии в поведении людей в любом обществе можно отнести к проблеме первостепенной важности. В связи с этим в последнее время вызывает озабоченность проблемой агрессивности и конфликтов в подростковой среде. Имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях обуславливает объективные предпосылки для появления демонстративного неповиновения, агрессивности и разрушительных действий. Интенсивное развитие самосознания и самокритичности подростка приводит к противоречиям в окружающем мире, и собственного представления о себе. Вне зависимости от направленности и особенностей поведения в большинстве подходов агрессивность и агрессивное поведение являются основными качественными характеристиками нарушений поведения. Всестороннее осмысление проблемы нарушений поведения, понимание природы подростковой агрессивности должны основываться на учете онтогенетических особенностей регуляции поведения в целом, половозрастных различий в мотивационной, эмоциональной, волевой и нравственной сферах личности, в частности, а также влияния специфики семейного воспитания и социальной адаптированности ребенка. Знание факторов подростковой конфликтности необходимо для развития у подростков навыков адекватной самооценки, формирования умений анализировать ситуацию межличностного взаимодействия; для коррекции собственного поведения в отношениях с людьми и, таким образом, для преобразования конфликтности в конфликтоустойчивость с помощью активных методов обучения.
Одной из задач нашей работы было проведение эмпирического исследования агрессивности как фактора конфликтности подростков. Исследование проводилось с учащимися детской школы искусств в возрасте 12-16 лет. Ра-бота заключала в себе три этапа. Первый этап был посвящен диагностики агрессивных и враждебных реакций с помощью методики Басса-Дарки. По результатам опросника было получено следующее: высокий уровень вербальной агрессии было выявлено у 13 подростков- 29%, 25% испытуемых- высокая раздражимость. Физическая агрессия была выявлена у 18% опрошенных подростков, косвенная агрессия- 13%. Наименьшие выявленные показатели - обида и негативизм- 2 % испытуемых, что говорит о позитивном отношении к окружающим. Так же был определен общий уровень агрессивности и враждебности, путем подсчет соответствующих индексов. Результат показал, что среднее значение величины индекса агрессивности подростков составляет 19 баллов, а значение величины индекса враждебности- 8 баллов, что является нормой, т.е. дети владеют адекватными способами поведения, это внутреннее состояние умения контролировать свои эмоции. На второй этапе определялись типы поведения в конфликте по методике «Оценка поведения в конфликте» К.Томаса. Результаты методики показали, что высокие показатели у противоположных стратегий- соперничество 36% и сотрудничество -27%. Стратегия компромисс было выявлено у 8 подростков, что составляет 17% испытуемых. Наименьшие выявленные показатели стратегии поведения- избегание- 11% и уступка- 9%. В ходе третьего этапа работы систематизировались и обобщались результаты исследования. Эмпирическое исследование было проведено с целью выявления взаимосвязи между стратегией поведения в конфликте и индексом агрессивности. Для того чтобы определить статистически значимую связь в показателях агрессивности и конфликтности подростков был использован коэффициент корреляции Пирсона. По данным исследования выяснилось, что величина расчетного коэффициента корреляции попала в зону незначимости. Взаимосвязь между стратегиями поведения в конфликте и индексом агрессивности статистически не значима и принимает 5% зону значимости. Результат эмпирического исследования свидетельствует о том, что выбранная стратегия поведения в конфликте не зависит от индекса агрессивности подростков, что противоречит нашей гипотезе.
Подобные работы
- АКЦЕНТУАЦИЯ КАК ФАКТОР ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РОЛИ ЖЕРТВЫ/АГРЕССОРА В СИТУАЦИИ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4680 р. Год сдачи: 2022 - ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ
СИТУАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Агрессивное поведение несовершеннолетних правонарушителей в контексте акцентуаций характера и самоотношения личности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОР АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2015 - АГРЕССИЯ И ПРИМИРЕНИЕ КАК ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА СРЕДИ ОДНОКЛАССНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ КАК ФАКТОР ЭСКАЛАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ
ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2016 - Личностные особенности тревожных подростков
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Нарушения ментализации как фактор самоповреждающего поведения
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2021



