ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
АГРЕССИВНОСТИ КАК ФАКТОРА КОНФЛИКТНОСТИ ПОДРОСТКОВ 6
1.1 Агрессия как психологический феномен. Понятия агрессия и
агрессивность 6
1.2 Психологические особенности подросткового возраста 13
1.3 Изучение агрессивности как фактора конфликтности
подростков 18
Выводы по первой главе 25
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОСТИ
КАК ФАКТОРА КОНФЛИКТНОСТИ ПОДРОСТКОВ 27
2.1 Организация и проведение исследования 27
2.2 Обработка и интерпретация результатов 29
Выводы по второй главе 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность. Изучение и профилактику негативных эмоций и агрессий в поведении людей в любом обществе можно отнести к проблеме первостепенной важности. В связи с этим в последнее время вызывает озабоченность проблемой агрессивности и конфликтов в подростковой среде.
В настоящее время во всем мире резко изменилась ситуация развития детства. Напряженные социальные, экономические, демографические, экологические проблемы обуславливают нарастание негативных тенденций в становлении личности подрастающего поколения. Среди них особую тревогу вызывают прогрессирующая отчужденность, духовная дезориентированность детей, возрастание их жестокости, агрессивности, потенциальной конфликтности. Эти тенденции проявляются наиболее остро в подростковом возрасте. Подростковый возраст представляет собой как бы «третий мир», существующий между детством и взрослостью
Однако, переходя из детского мира во взрослый, подросток не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому. Специфичность его социальной ситуации и жизненного мира проявляется и в психике, для которой типичны внутренние противоречия, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, конфликтность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения[8].
Подростковый возраст - это возраст серьезного кризиса, затрагивающего и физиологическое, и психическое здоровье ребенка. Кризис этот напрямую связан с периодом полового созревания. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но и возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения. Для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строении личности, протестующий характер поведения по отношению к взрослым, а также агрессивность, повышенная тревожность, жестокость. То есть в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности и конфликтности.
В последнее время взрослые все чаще оказываются в тупике, будучи не в силах прекратить агрессивные выходки детей, происходящие на их глазах. Сегодня учителя и родители нуждаются в самых разнообразных психологических знаниях, чтобы быть компетентными при встрече с детской агрессией. Чтобы сделать менее острыми те трудности, которые испытывает сам подросток, а также его родители и школа, необходимо заранее знать, каковы могут быть проявления асоциальности в этом возрасте [10].
Цель работы: выявление агрессивности как фактора конфликтности подростков
Объект: учащиеся подросткового возраста
Предмет: агрессивность как фактор конфликтности подростков
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по исследуемой теме;
2) дать психологическую характеристику понятиям агрессии и агрессивности;
3) изучение агрессивности, как фактора конфликтности в подростковом возрасте;
4) проведение эмпирического исследования;
5) анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования.
Гипотеза: существует прямая зависимость стратегии поведения в конфликте от индекса агрессивности
Теоретическая значимость заключается в том, что в данном исследовании сделана попытка систематизации теоретических источников в связи с изучаемыми проблемами.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе практического психолога, учителей и родителей при решении задач формирования личности, конструктивных отношений среди подростков.
Методы исследования:
1. Опросник Басса-Дарки
2. Методика оценки поведения в конфликте К. Томаса
3. Математическая статистика - коэффициент корреляции Пирсона
Структура работы: Дипломная работа состоит из введения, двух глав и выводов к ним, заключения, списка используемой литературы, приложения. В работе 5 таблиц и 2 рисунка.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
Исследование конфликтности и агрессии в поведении людей в любом обществе можно отнести к проблеме первостепенной важности. В связи с этим в последнее время вызывает озабоченность проблемой агрессивности и конфликтов в подростковой среде. Имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях обуславливает объективные предпосылки для появления демонстративного неповиновения, агрессивности и разрушительных действий. Интенсивное развитие самосознания и самокритичности подростка приводит к противоречиям в окружающем мире, и собственного представления о себе. Вне зависимости от направленности и особенностей поведения в большинстве подходов агрессивность и агрессивное поведение являются основными качественными характеристиками нарушений поведения. Всестороннее осмысление проблемы нарушений поведения, понимание природы подростковой агрессивности должны основываться на учете онтогенетических особенностей регуляции поведения в целом, половозрастных различий в мотивационной, эмоциональной, волевой и нравственной сферах личности, в частности, а также влияния специфики семейного воспитания и социальной адаптированности ребенка. Знание факторов подростковой конфликтности необходимо для развития у подростков навыков адекватной самооценки, формирования умений анализировать ситуацию межличностного взаимодействия; для коррекции собственного поведения в отношениях с людьми и, таким образом, для преобразования конфликтности в конфликтоустойчивость с помощью активных методов обучения.
Одной из задач нашей работы было проведение эмпирического исследования агрессивности как фактора конфликтности подростков. Исследование проводилось с учащимися детской школы искусств в возрасте 12-16 лет. Ра-бота заключала в себе три этапа. Первый этап был посвящен диагностики агрессивных и враждебных реакций с помощью методики Басса-Дарки. По результатам опросника было получено следующее: высокий уровень вербальной агрессии было выявлено у 13 подростков- 29%, 25% испытуемых- высокая раздражимость. Физическая агрессия была выявлена у 18% опрошенных подростков, косвенная агрессия- 13%. Наименьшие выявленные показатели - обида и негативизм- 2 % испытуемых, что говорит о позитивном отношении к окружающим. Так же был определен общий уровень агрессивности и враждебности, путем подсчет соответствующих индексов. Результат показал, что среднее значение величины индекса агрессивности подростков составляет 19 баллов, а значение величины индекса враждебности- 8 баллов, что является нормой, т.е. дети владеют адекватными способами поведения, это внутреннее состояние умения контролировать свои эмоции. На второй этапе определялись типы поведения в конфликте по методике «Оценка поведения в конфликте» К.Томаса. Результаты методики показали, что высокие показатели у противоположных стратегий- соперничество 36% и сотрудничество -27%. Стратегия компромисс было выявлено у 8 подростков, что составляет 17% испытуемых. Наименьшие выявленные показатели стратегии поведения- избегание- 11% и уступка- 9%. В ходе третьего этапа работы систематизировались и обобщались результаты исследования. Эмпирическое исследование было проведено с целью выявления взаимосвязи между стратегией поведения в конфликте и индексом агрессивности. Для того чтобы определить статистически значимую связь в показателях агрессивности и конфликтности подростков был использован коэффициент корреляции Пирсона. По данным исследования выяснилось, что величина расчетного коэффициента корреляции попала в зону незначимости. Взаимосвязь между стратегиями поведения в конфликте и индексом агрессивности статистически не значима и принимает 5% зону значимости. Результат эмпирического исследования свидетельствует о том, что выбранная стратегия поведения в конфликте не зависит от индекса агрессивности подростков, что противоречит нашей гипотезе.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Смысл, 2000. -367 с.
2. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. - М.: Академия, 2006.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Издательство Московского университета, 2003.-286 с.
4. Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М., 1995
5. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. 1, Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. - М.: Педагогика, 1990.-263 с.
6. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Избранные психологические труды. Под.ред. А.А. Бодалева. - Воронеж: МОДЭК 2006.-369 с.
7. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2000.
8. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1990. - С. 8-25,132-173.
9. Белопольская А.М. Самосознание проблемных подростков.- М., 1989
10. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. - М.:Международная педагогическая академия, 2004 с. - 358 с.
11. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Международная педагогическая академия, 2003-368 с.
12. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике.
- СПб.: Питер, 2006.
13. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования / Науч. Редактор Б.С. Волков: Учебное пособие для вузов.- 4-е изд. испр. и доп. - М., 2005.
14. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. Собрание сочинений в 6 томах, Т. 2 - М.: Педагогика, 1982.-448 с.
15. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие. - М.: Педагог. общество России, 2009.
16. Давыдов В.В. Психологический словарь. - М.: Педагогика, 2003. - 389 с.
17. Драгунова Т.Б. Проблема конфликта в подростковом возрасте. - М.: Вопросы психологии, 1992, №2. С. 96.
18. Казанская В.Г. Психология и педагогика. - Спб.: Питер, 2008.
19. Краевский В.В. Общие основы педагогики.- М.-Волгоград,2002.
20. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2006.
21. Крившенко Л.П. Педагогика. - М.: Проспект, 2010
22. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М.: Владос,2010.
23. Корчагина Ю.И. Агрессивные дети// Здоровье детей. Приложение к газете «1 сентября» №2 2008.
24. Крутецкий В.А. Психология подростка. - М., 2001
25. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. - М., 2001
26. Леонтьев А.А. Психология общения. - 3-е изд. - М.: Смысл, 1999.-395 с.
27. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983. - 379 с.
28. Мельников В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 2004. - 394 с.
29. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 2001
30. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1984. - 359 с.
31. Нравственность, агрессия, справедливость // Вопр. психологии. 1992. №1.С. 84-89.
32. Немов Р.С. Психология: в 3 книгах. Кн. 1: Общие основы психологии. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 688 с.
33. Немов Р.С.Общая психология. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с
34. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 2003. - 367 с.
35. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. М., 2000. - 478 с.
36. Проблемы психологии современного подростка/ Под ред.
Д.И. Фельдштейна, Г.И. Кузнецовой, М.Г. Тайчинова. -М.: Политиздат,
2002. - 379 с.
37. Романов К.М. Практикум по общей психологии. - М., 2004.-359 с.
38. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопр. психологии. 2002. №5-6. С. 95-103.
39. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопр. психологии. 2001. №1. С. 67-73.
40. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков. - М.,1996
41. Семенюк Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявление у детей подросткового возраста // Метод. рекомендации. М., 1991.-358 с.
42. Соковнин М.В. О природе человеческого общения: Опыт философского анализа. Фрунзе, 2004. - 389 с.
43. Соковнин В.М. Социализация, общение, педагогика // Вопросы педагогики и психологии общения. Научные труды. - Фрунзе, 1975. - 378 с.
44. Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч.: В 3 т. Т. 3. - М., 1981.-358 с.
45. Толстых Н.Н. Современные исследования по психологии развития. - М.:Научная жизнь, 1996, №6. С. 102-107.
46. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989. - 483 с.
47. Фурманов И.А. Агрессивность и ее проявление в детском возрасте. Минск, 2004. - 387 с.
48. Фурманов И.А. Детская агрессивность: аффективно-динамический
подход // Психология. 2005, №5. С. 68-71.
49. Шахова И.П. Самоактуализация современных подростков и юношей в определении взросления // Мир психологии. 2006. №1. С. 79-84.
50.Эльконин Д.Б. Избр психологические труды. - М.: Учпедгиз, 1960. - 480 с.