Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности Я - концепции младших школьников с разными типами субъектной регуляции

Работа №87432

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2013
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
114
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ «Я - концепций» младших школьников, имеющих разные типы субъектной регуляции 7
1.1 Психологические особенности младшего школьного возраста 7
1.2 Содержание и особенности Я - концепции 12
1.3. Особенности Я - концепции в младшем школьном
возрасте 19
1.4. Специфика функционирования системы субъектной регуляции ...25
Выводы по 1 главе 32
Глава 2 Эмпирическое исследование «Я - концепции» младших школьников с разными типами субъектной регуляции 33
2.1 Организация и методы исследования 33
2.2. Исследования взаимосвязи «Я - концепции» и типов субъектной
регуляции младших школьников 34
2.3. Психологический анализ полученных результатов 38
Выводы по 2 главе 42
Заключение 45
Список литературы 46
Приложение

Я - концепция - это совокупность представлений о себе, сопряжённая с их оценкой, формируется в процессе взаимодействия индивида с окружающей средой и с момента своего зарождения становится активным началом, фактором, определяющим развитие личности.
Сенситивным в формировании позитивной Я - концепции является младший школьный возраст, так как на данном этапе Я - концепция характеризуется наибольшей пластичностью, поэтому возможно её качественное изменение в ходе значимой для ребёнка учебно-познавательной деятельности, структура которой позволяет органично включить в её содержание педагогически управляемый процесс формирования у младшего школьника позитивной Я - концепции [49, с.98].
В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом.
Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении [6, с.98].
На уровне социального взаимодействия следует, прежде всего, принимать во внимание «внешнюю» (объективную) эффективность системы субъектной регуляции, поскольку речь идет о социально- нормативной активности субъекта, которая подчинена соответствующим определенным критериям. Именно в этом случае можно говорить о том, что система субъектной регуляции «проявляет» себя на социальном уровне регуляции, и именно на этом уровне целесообразно говорить о «подборе» профессиональной деятельности к личностным особенностям субъекта. Очевидно, например, что разные виды деятельности требуют различной степени регламентации ее выполнения и в этом аспекте предъявляют к субъекту деятельности разные ролевые и функциональные требования.
Актуальность решения задачи формирования у младших школьников позитивной Я - концепции с разными типами субъектной регуляции в учебно-познавательной деятельности подтверждается сохраняющимися в практике начального обучения противоречиями:
1) между преимущественной ориентацией педагогов на конечный результат обучения и необходимостью целостного личностного развития ребёнка (не только интеллектуального, но и мотивационного, эмоционального, нравственного);
2) между высокими потенциальными возможностями учебно-познавательной деятельности в плане реализации требований к ученику на этапе перехода в основную школу и их явной недооценкой в современной практике начального образования;
3) между имеющимися научными исследованиями и методическими
разработками по развитию отдельных, востребованных в настоящее время качеств личности младшего школьника (ответственность, самостоятельность, инициативность, способность к рефлексии и др.) и отсутствием в реальном образовательном процессе начальной школы целостного подхода к формированию позитивной Я - концепции, обусловливающей развитие данных качеств.
Названные противоречия обусловливают необходимость разработки модели организации учебно-познавательной деятельности, обеспечивающей эффективное формирование позитивной Я - концепции младших школьников, что и составляет проблему данного исследования.
Актуальность данной проблемы, её недостаточная теоретическая и практическая разработанность в логике современных требований к организации образовательного процесса в начальной школе явились основанием для определения темы нашего исследования: «Особенности Я - концепции младших школьников с разными типами субъектной регуляции».
Объект исследования - младшие школьники.
Предмет исследования - «Я - концепция» младшего школьника.
Цель исследования - выявить особенности взаимосвязи «Я - концепции» младших школьников с их типами субъектной регуляции.
Гипотеза исследования состоит в том, что в ходе учебно-познавательной деятельности возможно эффективное формирование у младших школьников позитивной Я - концепции если учитывать особенности их субъектной регуляции.
Задачи исследования:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по «Я- концепции» младших школьников и по типологии субъектной регуляции;
- Провести эмпирическое исследование по «Я-концепции» младших школьников, имеющих разные типы субъективной регуляции.
- Проанализировать полученные результаты
Методологическую основу нашего исследования составили труды Рогова Е. И., Зимней И. А., Божович Л. И. П.К. Прыгина Г.С.
Методы исследования:
- теоретические (анализ литературы по теме исследования);
- эмпирические (тестирование);
- методы математической обработки данных.
База исследования: МБОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодежи» Чистопольского муниципального района. В исследовании принимало участие 30 девочек и 30 мальчиков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Обобщая информацию, полученную в ходе проведения теоретического и эмпирического исследования, можно сделать заключения:
1) Существует множество определений о понятии положительной - Я концепции.
2) Рассмотренные теоретические основы Специфика функционирования системы субъектной регуляции Прыгина Г.С.
3) При включении личности в деятельность происходит создание особого пространства в котором идет преобразование личностных свойств и избранных им условия и требований деятельности, в которых проявляется личностно - типологические особенности субъектной регуляции.
4) При проведении эмпирического исследования выдвинутая гипотеза, что в ходе учебно-познавательной деятельности возможно эффективное формирование у младших школьников позитивной Я - концепции если учитывать особенности их субъектной регуляции была доказана.
5) Цель исследования - выявить особенности взаимосвязи «Я - концепции» младших школьников с их типами субъектной регуляции была достигнута.
6) Поставленные задачи в ходе теоретического и эмпирического исследования были реализованы.
Актуальность данной проблемы, её недостаточная теоретическая и практическая разработанность в логике современных требований к организации образовательного процесса в начальной школе явились основанием для определения темы нашего исследования.
Таким образом, гипотеза нашего исследования была доказана, цель достигнута, задачи реализованы. Исходя из выше изложенного Сенситивным в формировании позитивной Я - концепции является младший школьный возраст, так как на данном этапе Я - концепция характеризуется наибольшей пластичностью.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический проект: Альма Матер, 2005 - 499с.
2. Амонашвили Ш.А. «Возможность обучения без отметок в начальных классах». «Экспериментальные исследования по проблемам перестройки начального обучения». Тбилиси, 1999 - 405с.
3. Ананьев Б.Г. «Психология педагогической оценки» // Избранные психологические труды. Том 2. М., Просвещение,1999 - 500с.
4. Бабанский Ю.К. «Оптимизация учебно-воспитательного процесса в учебной деятельности». М., Просвещение, 2000 - 399с.
5. Бернс Р. Развитие «Я - концепции» и воспитание. М.: Прогресс,2002 - 368с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,1998
- 499с.
7. Большой психологический словарь/ Сост и общ. ред. Б. Мешеряков, В. Зинченко. СПб: ЕВРОЗНАК, 2004 - 499с.
8. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб.: Питер, 2006 - 467с.
9. Возрастные возможности усвоения знаний / под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, М., 1996 - 448с.
10. Вопросы общей детской психологии / под ред. Б.Г. Ананьева, М., 2004
- 399с.
11. Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Теория обучения. М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003 - 500с.
12. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М.:Логос, 2004 -448с.
13. Зубков Т.И. Формирование познават. активности слабоуспевающих учащихся начальных классов. - Дисс. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1999 - 143с.
14. Кларин М.В. Инновация в мировой педагогике. - Рига, 2005 - 449с.
15. Ковалев А.Г. «Психология личности». М., Просвещение, 1999 - 378с.
16. Лейтес Н.С. «Умственные способности и возраст». - М.: Воронеж, 2001 - 564с.
17. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - М.: Воронеж, 1997 - 378с.
18. Липкина А.И. «Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего школьника» // Психологические проблемы неуспеваемости школьников. - М.: 1991 - 387с.
19. Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1999 - 399с.
20. Лозовая В.И. Целостный подход к формированию познавательная активность школьников. Автореферат дисс. канд. пед. наук. - Тбилиси, 1990 - 120 с.
21. Макаренко А.С. Книга для родителей. М.: Педагогика, 1983 399с.
22. Матюхина М.В. «Психология младшего школьника». - М.:
Просвещение, 2000 - 400с.
23. Мудрость воспитания / Сост. Бим-Бад Б.М., Днепров Э.Д., Корнетов Г.Б. - М., 1988.- 288с.
24. П - 85 Прыгин Г.С. Психология самостоятельности: Монография. - Ижевск, Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2009. - 408 с.
25. Першина Л.А. Возрастная психология. - М.: Академический проект, 2004 - 399с.
26. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - 2 - е издание дополнено и переработано. - СПБ.: Питер. - 2005. - 560с.
27. Практикум по психодиагностике под ред. В. В.Столина и А. Г. Шмелева М: Изд- во МГУ 1984 - 358с.
28. Психология А - Я: Словарь-справочник/Майк Кордуэлл. - М.: ФАИР- ПРЕСС, 2002
29. Ратанова Т.А., Шляшта Н.Ф. Психологические методы изучения личности. М: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998 - 390с.
30. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. Пособие - СПб; Изд-во СПб ун-та 2001г., 224с.
31. Реан А.А. Психология изучения личности. СПб.: Изд-во Михайлова, 1999 - 400с.
32. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2005.
33. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное посоие. -М.: ВЛАДОС, 1996г. - 529с.
34. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Владос, 2004.- 499с.
35. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Издат. Группа «Прогресс», 1994 - 500с.
36. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Педагогика, 2000 - 499с.
37. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М., 2001 - 349с.
38. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: пособие для ВУЗов. - М.: «Ось-89», 2006 - 569с.
39. Слободчиков В.И. Формирование Я - концепции, журнал «Начальная школа» №3, 2002 - 487с.
40. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972 - 389с.
41. Сухомлинский В.А. Родина в сердце. М.: Молодая гвардия, 1980 - 590.
42. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произв. М.: Просвещение, 1989 - 448с.
43. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - 3 - е изд. - СПб.: Питер, 2007.-607с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»)
44. Чкрносвистов Е.В. Личность и ее окружение. М.: Крон, 1996 - 589с.
45. Шадриков В.Д. Системный подход при рассмотрении предмета психологии: волевые процессы // Труды Ярославского методологического семинара. Т. 2. Предмет психологии / Под ред. В.В. Новикова (гл. ред.), И.Н. Карицкого, В.В. Козлова, В.А. Мазилова.-Ярославль: МАПН, 2004.- С. 302-315.
46. Шахова И.П. Практикум по лабораторным работам курса возрастной психологии. М. - Воронеж, 1998 327с.
47. Шорохова Е.В. Разработка Б.Ф. Ломовым методологических проблем психологии // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Ч. 1. Общая психология, психология труда и инженерная психология: Материалы юбилейной научной конференции ИП РАН, 28-29 января 2002.- 231-245с.
48. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 2004 - 389с.
49. Якобсон С.Г. Формирование Я - потенциального положительного, как метод регуляции поведения, №3, 1997 - 465с.
50. Ярошевский М.Г. История психологии.-3-е изд.-М., 1974 - 400с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ