ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА: I НАУЧНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ОБЖ
1.1 Государственный стандарт образования 5
1.2 Методы проведения уроков ОБЖ 26
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 51
Глава: II ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ ОБЖ
2.1 Специфика нетрадиционных уроков и их педагогическая ценность
для личностного развития учащихся 53
2.2 Исследования влияния игр на уровень знаний школьника 74
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 98
Актуальность. Цель изучения дисциплин - изучение и применение оптимальных средств и методов в преподавании уроков ОБЖ в общеобразовательных учреждениях, развитие личности и формирование его базовой куль-туры в безопасности жизнедеятельности.
Без научно обоснованного и правильно подобранного содержания образования трудно рассчитывать на успешное осуществление цели образования — формирование всесторонне развитой гармоничной личности, способной само реализоваться в условиях изменяющейся реальности не возможно. Требования к содержанию обучения в средней общеобразовательной школе определяются государственной стратегией развития образования. Свою руководящую роль государство реализует через законы, нормативные акты и другие документы, направляющие процессы образования и воспитания. Понятийная база и содержание курса ОБЖ основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности личности, общества и государства. За основу проектирования структуры и содержания примерной программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения.
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в соответствии с базисным учебным планом основного общего образования изучается с 7 по 9 класс из расчета 1 ч в неделю для каждой параллели (всего 105 ч).
При составлении рабочей программы образовательное учреждение может увеличить указанное в БУПе учебное время до 175 ч за счет часов вариативной части базисного плана (изучение предмета с 5 по 9 класс из расчета 1 ч в неделю).
Цель исследования: Доказать эффективность нетрадиционных форм проведения урока ОБЖ
Задачи исследования: 1) Проанализировать источники литературы и положения Госстандарта образования по методам проведения уроков ОБЖ
2) Определить специфику нетрадиционных уроков и их педагогическую ценность для личностного развития учащихся
3) Провести исследования влияния нетрадиционных форм обучения на уровень знаний школьников
4) Разработать типовой игровой урок по тематике ОБЖ
Объект исследования: Пятый «а» и «б» классы, школы №8 города Елабуга
Предмет исследования: Методы обучения ОБЖ
Гипотеза: Игровые методы обучения дают более прочные знания, чем простое изложение материала
Методы исследования: Определения уровня знаний школьника по специально разработанному тесту и сравнения результатов между контрольной и исследовательской группы
Практическая значимость: Разработан типовой игровой урок по изучению правил дорожного движения, который может быть применен в средней общеобразовательной школе.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы
Содержание стандарта по курсу ОБЖ разработано в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. В основной общеобразовательной школе основной акцент делается на формирование и укрепление здоровья обучающихся, формирование компетенций, необходимых для повседневной жизни, поведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, опасных ситуациях социального характера. Без научно обоснованного и правильно подобранного содержания образования трудно рассчитывать на успешное осуществление цели образования — формирование все-сторонне развитой гармоничной личности, способной самореализоваться в условиях изменяющейся реальности, ибо в самом содержании образования заложены основы формирования растущей личности.
Использование компьютера на уроках ОБЖ способствует активной деятельности учащихся. Внутренняя формализованность работы компьютера, строгость в соблюдении “правил игры” с принципиальной познаваемостью этих правил способствует большей осознанности учебного процесса, повышают его интеллектуальный и логический уровень. Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Применение игровых технологий в процессе обучения Правилам дорожной безопасности в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают эффективность образования учащихся в области безопасности жизнедеятельности.
Проведенная практическая работа доказала, что грамотно подобранные методы преподавания, хорошо влияют на рост усвоения знаний. Так же не следует забывать, что только игровой метод, даже если он самый лучший, не может обеспечить достижения всех образовательно-воспитательных целей, поэтому игровые технологии необходимо рассматривать в системе всех форм и методов учебной работы, применяемых в обучении. Важно воспитать гармонично развитую и грамотную личность.
1 А.А.Михайлова. Игровые занятия в курсе ОБЖ, 5-9 классы.- М.: Дрофа, 2005
2 А.А. Волокитин, Н.Н. Грачев. Военно - профессиональная ориентация учащихся, 10-11 классы. - М.: Дрофа, 2003
3 А.В. Наследухов. Экзаменационные вопросы и ответы. Охрана безопасности жизнедеятельности 9-11 классы.- М.: АСТ-ПРЕСС, 2001
4 А.В. Гостюшин, А.Д. Путинцев. ОБЖ, 5 класс. -М.: АСТ, 2002
5 А.И. Одинцова. Учебное пособие по начальной подготовке. -М.: Военное издательство, 1973
6 А.Т. Смирнова. ОБЖ, программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008
7 А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ, 5-9 классы. -М.: Вентана-Граф, 2003
8 А.Т.Маслов. ОБЖ на уроках географии, 6-9 классы.- М.: Дрофа,2003
9 Анисимов В.В. Формы обучения и организации учебного процесса в школе/В.В. Анисимов //Общие основы педагогики: учеб. для вузов. М.: Просвещение, 2006.
10 Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности", М-во образования РФ.-СПб.: Лань, 2002.
11 Защита населения, объектов и территорий: Учебные пособия для студентов вузов, обучающихся по специальности 060800 "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)";Отв. ред. Н.К. Шишкин ; Рец.: А.А. Толкаченко, 12 Б.В. Ракитский ; МО РФ; Лига развития науки и образования (Рос-сия); Общество возрождения России (Италия); Международный "Институт управления" (г. Архангельск), М-во образования РФ.-М. ; Архангельск: Международный "Институт управления", 2002.
13 Программа промежуточной аттестации студентов по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности": Спец.: 031200 "Педагогика и методика начального образования", 030900 "Дошкольная педагогика и психология", 031800 "Логопедия", 030800 "Изобразительное искусство", 230600 "Домоведение";МО РФ; БелГУ, каф. теоретических основ начального образования; Сост.: А.Ф. Кузнецов, Л.К. Григорьева, Е.В. Головко; БелГУ.-Белгород: Бел-ГУ, 2002
14 Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности", М-во образования РФ.-СПб.: Лань, 2001.
15 Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений по специальности 033300-Безопасность жизнедеятельности, УМО вузов России по .-М.: Академия, 2001.
15 Учебник выживания в экстремальных ситуациях; пер. с англ. И. Кудишина.-М.: Яуза : Формула-Пресс, 2000.
16 Подготовка и проведение соревнований учащихся "Школа безопасности": Учебно-методическое пособие, МО РФ, МЧС России.-М.: Владос, 2000.
17 Современные технологии валеологии: Материалы Международной научно-практической конференции, 18-20 октября;Редкол.: Э.Н. Клепиков, В.К. Климова, Ю.И. Журавлёв, А.А. Присный; Под ред. В.А. Савченко.-Белгород: БелГУ, 2000.
18 Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.-М.: Академия, 2000.
19 Катастрофы и образование;Под ред. Ю. Л. Воробьева.-М.: ЭдиториалУРСС, 1999.
20 Защити себя и близких: Энциклопедия экстремальных ситуаций.-М.: РИ-ПОЛ КЛАССИК, 2007.
21 Энциклопедия экстремальных ситуаций.-М.: Издательство "Зеркало"; Изд.дом "Техника молодежи, 2006
22 Как неразлучные друзья дорогу переходили: малышам от 5 до 10 лет, Управление развития .-М.: АСТ-ПРЕСС, 2006.)
23 Как неразлучные друзья дом охраняли: малышам от 5 до 10 лет, Управление развития .-М.: АСТ-ПРЕСС, 2006.
24 Как неразлучные друзья в воде не тонули: малышам от 5 до 10 лет, Управление развития .-М.: АСТ-ПРЕСС, 2006.
25 Энциклопедия экстремальных ситуаций.-М.: Зеркало, 2005.
26 Выживание в городе ; Выживание на море;пер. с ит.: "Sopravvivenza urbana", "Sopravvivenza in mare".-М.: Карвет, 2002.
27 Безопасность жизнедеятельности. Сборник нормативных документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций. М.: Издательство ДиК, М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1998.
28 В.Н.Латчук, В.В.Марков. Методические пособия по ОБЖ, 5 класс.- М.:Дрофа, 2001
29 В.Н.Латчук, В.В.Марков. Методические пособия по ОБЖ, 6 класс.- М.:Дрофа, 2001
30 В.Н.Латчук, В.В.Марков. Методические пособия по ОБЖ, 7 класс.- М.: Дрофа, 2001
31 В.Н.Латчук, В.В.Марков. Методические пособия по ОБЖ, 8 класс.- М.: Дрофа, 2002
32 В.Н.Латчук, В.В.Марков. Методические пособия по ОБЖ, 9 класс.- М.: Дрофа, 2000
33 В.Н. Латчук, В.В. Марков. ОБЖ, 5-9 классы.- М.: Дрофа, 2001
34 Е.Л. Вищневская, Н.К. Барсукова. ОБЖ. -М.: Русское слово, 1995
35 Е.Ф.Шульбинская. Модель непрерывного обучения школьников в обла¬сти ОБЖ, 2-11 классы.- Абакан.: Министерство образования и науки РХ, 2006
36 И.К. Топоров. ОБЖ, 5-9 классы. -М.: Просвещение, 2006
37 М.М.Масленников. Организация работы по охране труда в образователь-ном учреждении.- М.: АРКТИ, 2003
38 Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности: метод. реком.по использованию учебников в учебном процессе, организованном в соответствии с новым образовательном стандартом. 5-11 классы/С.К. Миронов.
39 Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности/сост. Б.И. Мишин. М.: ООО Издательство «Астрель», 2003.
40 Основы медицинских знаний: В. Г. Бубнов, Н. В. Бубнова — Санкт- Петербург, АСТ, Астрель, 2005 г.
42 Основы безопасности жизнедеятельности. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов/авторы-составители Т.Б. Васильева, И.Н. Иванова. М.: Вентана-Граф, 2007.
43 Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений/ С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; под ред. С.А. Смирнова. М.: Академия, 2007.
44 Подласый И.П. Методы и формы обучения/Подласый И.П. //Педагогика: учебник. М.: Высшее образование, 2007.
45 Программы образовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 классы/ под. ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2006.
46 Сборник нормативных документов. Основы безопасности жизнедеятельности/сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.:Дрофа, 2007.
47 Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1. /Г.К.Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
48 Ситаров В.А. Организационные формы обучения//Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В.А. Ситаров; под ред. В.А. Сластенина. М.: «Акадамия», 2004.
49 Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Программа для общеобразовательных учреждений. 10-11 классы. Профильный уровень / А.Т. Смирнов, Р.А. Дурнев, С.К. Миронов. М.: Дрофа, 2007.
50 Экстренные действия православных при внезапных опасностях;Сост. В.В. Михайлов; Конс.: игумен Аристарх (Лоханов), иерей Д. Кулигин, В.И.