Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальная сеть как инструмент мобилизации протестной активности

Работа №87407

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы48
Год сдачи2012
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
38
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Раздел 1. Понятие протестной активности 6
Раздел 2. Мобилизация протестной активности: способы и инструменты.. .27
Раздел 3. Социальные сети и мобилизация протестной активности (на примере качественного исследования активистов групп в социальной сети «vkontakte») 38
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Приложение

Люди, которые не довольны положением в обществе, объединяются в группы и защищают свои интересы, права и свободы человека. Государство, в свою очередь, защищает права человека, но с чем же связан тот факт, что значительная часть людей испытывают недовольство? Как нам известно, интернет и социальные сети влияют на формирование общественного мнения и на гражданскую мобилизацию. Существует множество групп в социальных сетях, созданных для отстаивания общих целей и интересов. В своей работе я буду исследовать группы в социальной сети «вконтакте» и ее участников. Те, кто объединяются в такие группы, преследуют одну цель: решение социальных вопросов. Мотивация к принятию решения нередко возникает благодаря объединению единомышленников. Действительно, общество, объединенное в социальные сети и группы, начинает действовать более организованно и эффективно. Люди находят в социальных сетях единомышленников, начинают воспринимать себя членами некоего организованного сообщества, приступают к коллективным действиям, приглашают своих «друзей». Однако, социальные сети нельзя воспринимать как универсальный инструмент приведения общество в движение. В своем исследовании мы хотели бы выявить, что побуждает людей, объединятся в группы протеста, каким образом люди вступают в эти группы, как договариваются о встрече, что влияет на мнение людей, которые соглашаются поддержать акцию протеста, но по каким-то причинам не приходят на митинги. Сегодня акции протеста внедряются в современное общество и с каждым днем приобретают все большую популярность. И все это происходит с помощью социальных сетей.
Социальные сети изучаются многими известными авторами. Следует начать с того, что термин «социальная сеть» введен английским антропологом Джоном Барнсом. Можно выделить работы Ю.Хабермаса, Б.Велмана, Л.Фримана, С. Вассермана, К. Фауста по изучению социальных сетей. Работа Клемана К., Мирясовой О., Демидова А. «От обывателей к активистам. Зарождающиеся социальные движения в современной России» имеет большое значение. В этой работе подробно описывают путь становления от «обывателей» к «активистам». В этой книге приводятся множество исследований проведенных авторами.
Объект исследования - коммуникация посредством социальных сетей.
Предмет исследования - социальные сети как средство мобилизации протестной активности.
Цель: определить роль социальных сетей в мобилизации протестной активности в современном российском обществе.
Задачи:
1) выявить и проанализировать региональные группы протестной активности в социальной сети «вконтакте»;
2) выявить мотивы и интересы, которые объединяют людей в данные группы.
К большому сожалению, на эту тему мало литературы, так как эта тема является новой и не изученной социологами. Но, тем не менее, есть российские социологи, которые активно начали изучать данную тему Карин Клеман, Ольга Мирясова, Андрей Демидов.
Хотелось бы выделить методологические и теоретические основания работы. Данное исследование можно связать с микросоциологической парадигмой, а конкретно с символическим интеракционизмом.
«Это исследовательский подход, основывающийся на концепции социального взаимодействия как процесса согласования людьми своих поступков с поступками других людей путем установления и изменения значений этих поступков. Взаимодействуя друг с другом, индивиды постоянно определяют и переопределяют значения действий друг друга в зависимости от развития ситуации и ориентируют свои последующие действия на эти значения. При таком подходе общество - это не фиксированная совокупность однозначно заданных социальных норм и не
предустановленная система поведения, а текучий, хотя и структурированный процесс интеракции (от англ. interaction - взаимодействие). Образцом для социологов, придерживающихся концепции символического интеракционизма, служат работы выдающегося американского социального психолога Джорджа Герберта Мида (1863¬1931) и его последователей в социологии Герберта Блумера (1900-1987) и Ирвина Гоффмана (1922— 1982)».
Структура работы: введение, раздел I, в котором рассматривается понятие протестной активности. Во втором разделе анализируются способы мобилизации и протестной активности, третий раздел представляет результаты авторского качественного исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В последние годы прослеживается тенденция к росту недовольства населения. Активизировались протестные настроения граждан в связи с многочисленными фальсификациями на выборах. Акции протеста проходят во многих крупных городах страны. Численность участников акций протеста насчитывает от 20000 до 100000 человек.
Итак, опираясь на социологические исследования, можно отметить, как интересен мир активистов. Мир активистов - это не далекий остров и не подполье - это часть нашего общества, это люди вокруг нас, соседи по подъезду, коллеги по работе. Это обыкновенные люди с нормальными притязаниями, средними способностями и обычными заботами. Самая важная черта нынешней волны общественной активности - то, что обычные люди, обыватели, становятся общественными деятелями и участвуют в социальных движениях. Они отличаются от остальных лишь тем, что в отдельных ситуациях (далеко не всегда) идут другим путем, плывут против течения. Они не хотят пассивно терпеть или приспосабливаться к проблемной ситуации, и поэтому пытаются изменить ее. Рассмотрев мир активистов, мы видим, что в России активных граждан много и идет успешный процесс становления социальных движений. В первой главе был разобран вопрос о том, каким образом происходит становления активистами, как обычные люди становятся «необычными».
Среди главных условий, способствующих началу активизации индивида, мы выделили следующие: столкновение с явной несправедливостью, формирование команды единомышленников, эмоциональный заряд, изменение взгляда на себя и других, первые ощутимые результаты деятельности. На начальном этапе активизации человек подвержен сильным сомнениям и плохо подготовлен к тому противодействию, которое оказывают оппоненты (власть, бизнес, чиновники или внутренние противники). Это противодействие либо подталкивает его к более решительной борьбе, либо останавливает процесс активизации.
Подводя итоги, хочется отметить, что участники акций мобилизуются с помощью интернета, а точнее социальных сетей. У большинства есть современные гаджеты iPhone и iPad, которые мгновенно дают возможность передавать информацию через социальные сети. В Казани также проводятся акции протеста, механизмы мобилизации при этом те же, что в Москве и Петербурге.
В ходе исследования были выявлены факторы, способствующие протестной активности населения. Одним из них является неудовлетворительный уровень жизни населения, недовольство ростом цен, инфляционными процессами, повышениями цен на услуги ЖКХ, а также вопросы, связанные с культурными и социальными сферами жизни общества. Среди факторов протестной активности следует отметить неэффективную работу органов власти разного уровня. Значимой причиной существующей протестной активности населения является «отсутствие объективной и полной информации в СМИ». О своём недовольстве результатами думских и президентских выборов заявили большинство респондентов.
Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что протестные настроения в городе Казань становятся все более заметными и сохраняют свою активность на одном и том же уровне.
Существующее сегодня разнообразие полей политической коммуникации (политические блогосообщества, институциональные общественно-политические интернет-площадки, персональные интернет- страницы и другие виртуальные поля) способствуют развитию гражданского общества.



1. Американские ученые разработали универсальный алгоритм мобилизации людей через социальные сети (28.10.2011)
2. Барышева, О.В. Библиография в эпоху электронных коммуникаций / О.В.Барышева, Р.С.Гиляревский // Библиография.—Б.м...—1999.—N2.—С.3-14.
3. Блумер Г. Общество как символическая интеракция. http://www.ecsocman.edu.ru/text/16710989.
4. Воискунский А.Е. Психологические аспекты деятельности человека в Интернет
- среде // Тезисы 2-й Российской конференции по экологической
психологии.
http://www.psychology.rU/internet/ecology/01.stm.
5. Гитер Д.М. Использование Интернет для эффективного доступа к электронным и традиционным источникам информации / Гитер Д.М., Лавринович, М.Б. // Научные и технические библиотеки.— Б.м...—1999.—N2.—С.37-41.
6. Даниленко Т. С "мамонтом" в Интернет / Даниленко Т. // Библиотека.—Б.м...— 1999.—N11.—С. 18-20.
7. Иванов, Д.В. Парадигмы в социологии: учеб. пособие. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. - 72 с.
8. Исследовательский проект по изучению среды российской бюрократии под руководством А. Н. Олейника (2006-2008).
9. Интернет и российское общество / Под ред. И. Семенова. Моск. Центр Карнеги. —М.: Гендальф, 2002. — 118 с.
10. Капустин, В. Ф. Вхождение России в глобальную инфомагистраль: проблемы и перспективы / Капустин Виталий Федорович // Вестник Санкт-Петербургского университета., Экономика.—Б.м...—1997.—Вып.4.—С.3-18.
11. Ковалев Е.М. Качественные методы в полевых социологических исследованиях// Логос-М. - 1999.- с.84.
12. Клеман, К. и др. От обывателей к активистам. Зарождающиеся социальные движения в современной России / К. Клеман, О. Мирясова, А. Демидов. М.: Три квадрата, 2010
13. Корытникова Н.В. Интернет-зависимость и депривация в результате виртуальных взаимодействий// Социологические исследования,- 2010.-№6.- с.70-79.
14. Науменко, Т. В. Социология массовых коммуникаций в структуре социологического знания / Т.В. Науменко // СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:Ежемесячный научный и общественно-политический журнал Российской Академии наук / Российская Академия наук; Российский Союз промышленников и предпринимателей.—2003.—N10.—С.39-46.
15.Опрос «Интернет в России» за 2009 г. (05.03.2010)
16. Перфильев, Ю. Территориальная организация российского интернет- пространства // Интернет и российское общество / Под ред. И. Семенова; Моск.
Центр Карнеги. М.: Гендальф, 2002. -С. 21-48.
17. Россия: социальные сети мобилизуют общество
( 20.12.2011)
18. Россиянео майских митингах в Москве (21.05.2012)
19. TNS Россия представляет последние тренды развития аудитории Интернета в России ( 22.04.2011)
20. Силаева, В.Л. Интернет как социальный феномен // Социологические исследования. -2008. - № 11. - С. 101-106.
21. Филиппова, Т.В. Интернет как инструмент социологического исследования. // Социологические исследования - 2001 - № 9. - С. 115
22.Чураков, А. Н. Информационное общество и эмпирическая социология / Чураков Александр Николаевич // Социологические исследования.—1998.—N1.—С.35- 44
23.Чудова, Н.В. Особенности образа "Я" жителя Интернета / Н.В. Чудова //
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ / Институт психологии. РАН.—М...—2002,— Т.23,1.—С. 113-117.
24. iPad и iPhone как символы «Фейсбук-революции»
(12.12.2011)
25. Митинг в Казани: как правые оказались под монархическим штандартом с
Фаузией Байрамовой

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ