ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические и исторические особенности конфедерации 6
§ 1. Понятия конфедерации как формы государственного устройства 6
§ 2. Признаки конфедерации как формы государственного устройства 16
Глава 2. Ретроспективный и перспективный анализ конфедерации как формы государства 21
§ 1. Ретроспективный анализ конфедеративного устройства 21
§ 2. Перспективный анализ конфедеративного устройства 29
Глава 3. Европейский Союз как современная конфедерация 33
§ 1. Современный этап развития Европейского Союза как конфедерации .... 33 § 2. Тенденция развития Европейского Союза как конфедерации 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Теория государства и права обычно обращается к основам не только унитаризма и федерализма, но и объединений государств. Прежде всего рассмотрению подлежат конфедерации.
Конфедерация - это временный международно-правовой союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве государства (члены конфедерации) сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах.
Субъекты конфедерации сохраняют суверенитет практически в полном объеме. Они продолжают иметь свои собственные государственные органы, гражданство, территорию, свою конституцию и законодательство, свои источники дохода, самостоятельно осуществляют власть на своей территории.
Конфедерация создается, как правило, на договорной, добровольной основе.
В отличие от федеративного государственного устройства, конфедерация характеризуется следующими чертами:
- конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, характерных для федерации. Конфедеративные органы, состоящие из представителей суверенных государств, решают проблемы экономического, оборонного сотрудничества (ради чего и создается конфедеративное государство);
-конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов и единого государственного бюджета;
-конфедерация сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе, хотя режим перемещения граждан одного государства на территорию другого государства значительно упрощен (без виз и других формальностей);
-конфедеративные (координационные) органы могут договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, а также единой межгосударственной кредитной политике на период существования данного государственного образования.
Объект - правоотношения в сфере реализации конфедерации.
Предметом настоящей работы, определившим тему исследования, стали особенности конфедерации как формы государственного устройства.
Основной целью дипломной работы являются вопросы теоретико-правового и практического исследования конфедерации как формы государственного устройства.
Основная цель работы предопределена задачами:
1) изучить теоретические и исторические особенности конфедерации;
2) дать ретроспективный и перспективный анализ конфедеративного устройства;
3) исследовать Европейский Союз как современную конфедерацию.
Поставленные задачи решаются посредством использования общих и специальных методов теоретического исследования: элементарно¬
теоретический, структурный анализ и синтез, ситуационное моделирование. Отсутствие устойчивой практики применения новейшего российского законодательства в исследуемой области определяет особую значимость формально - логического и исторического методов.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, подразделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
В заключение хотелось бы сделать следующие выводы.
В отличие от конфедерации, федерация - это единое государство, состоящее из нескольких государственных образований, объединившихся для решения центральной властью общих для всех членов федерации задач. В состав федераций XXI века входит различное число субъектов: в США - 50, Австралии - 6, Канаде - 10, Австрии - 9, ФРГ - 16, Бельгии - 3, Индии - 25, Югославии - 2 и т.д.
В конфедерации субъект суверенен, но часть содержания суверенитета союзным договором может делегироваться вверх - конфедерации. Кстати, именно вопрос о делимости суверенитета является главным в споре о том, государство ли конфедерация.
Преобладающая ныне европейская точка зрения (прежде всего, немецкая) исходит из того, что суверенитет неделим. Эта точка зрения традиционна - на протяжении тысячелетий истории человечества все исходили из представления о неделимости суверенитета (определенное исключение составляли иногда только империи). Например, когда Иван III принял после разрыва отношений с Ордой титул самодержца, это означало, что он объявляет себя суверенным государем (т.е. что над ним больше нет ордынского хана), и ровным счетом больше ничего, и лишь позже этот титул наполнился другим содержанием.
Сравнивая особенности законодательства в различных типах государственного устройства, отмечаем, что в федеративном государстве действует примат федерального законодательства и прежде всего федеральной конституции, однако оговаривается, что относится к компетенции законодательства федерального, а что - к компетенции законодательства земель, штатов и пр. И наконец, в конфедерациях действует примат законодательства субъекта конфедерации. Каждый субъект вправе иметь свою конституцию. Законодательство субъектов конфедерации
60 опирается на всегда небольшой по объему союзный договор, хотя могут заключаться и многосторонние соглашения, нацеленные на сближение законов субъектов конфедерации по содержанию. Законодательная власть в конфедерации представлена, как правило, палатами или двухпалатными собраниями (что тоже может быть), которыми обладают субъекты, а сама конфедерация не имеет законодательной палаты в собственном смысле этого слова.
Таким образом, можно заключить, что вопрос о самодостаточности конфедерации как формы государственного устройства на сегодняшний момент является весьма спорным. Граница между федерацией и конфедерацией, безусловно, размыта. Условно конфедерацию можно определить как временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации - сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах. Конфедерации исторически могут быть этапом в образовании единого государства (например, США и Швейцария на начальных этапах были конфедеративными союзами). Конфедерация не обладает суверенитетом, так как создаваемые союзные органы лишь координируют деятельность входящих в конфедерацию государств и только по тем вопросам, для решения которых они объединились.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. // Собрание законодательства РФ. - 2017. - № 4, ст. 44
2. Декларация независимости Соединенных Штатов Америки (4 июля 1776 г.) // Конституции зарубежных стран: Сборник. М., 2017. С. 183.
3. Конституция Швейцарской Конфедерации. М., 2017. С. 23.
4. Конституция Европейского союза. Договор, устанавливающий Конституцию для Европы (с комментарием) / Ред. С.Ю. Кашкин, А.О. Четвериков. М., 2005
5. Директива Совета ЕС N 2003/6/ЕС об инсайдерских сделках и рыночном манипулировании (рыночных злоупотреблениях) // Official Journal. 2003. N L 96
6. Директива Совета ЕС N 89/592/ЕЭС о координации норм по сделкам с участием инсайдеров // Official Journal. 1989. N L 334.
7. Авраменко С.Л. Швейцарский федерализм на рубеже тысячелетий. М., 2016.
8. Азаров С.О. Юридическая сущность конфедерации и федерации // Общество и право. 2011. N 3.
9. Артамонова О.Ф. Международная правосубъективность Европейского союза // Журнал российского права. 2017. N 8.
10. Брук Б.Я. Предотвращение неправомерного использования льгот, предусмотренных соглашениями (договорами, конвенциями) об избежании двойного налогообложения: настоящее и будущее // Закон. 2016. N 5. С. 12 2 - 136.
11. Всеобщая история государства и права / под ред. З.М.Черниловского. М., 2015.
12. Герасимова А.Е. Всеобщая история государства и права. Учеб. 2015.
13. Капустин А.Я. Общая характеристика основных принципов институционной системы Европейского союза // Правоведение. 2000. N 1.
14. Касьянов Р.А. Финансовое право Европейского союза. М., 2016.
15. Касьянов Р.А. Общие тенденции правового регулирования рынка ценных бумаг в Европейском союзе // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. N 4
16. Касьянов Р.А. Организация деятельности финансовых регуляторов в Европейском союзе // Вестн. МГИМО-Университета. 2012. N
17. Касьянов Р.А. Европейский союз готов пересечь Рубикон, или Новый этап развития правового регулирования в области борьбы с рыночными злоупотреблениями // Российский юридический журнал. 2014. N 5. С. 78 - 88.
18. Касьянов Р.А. Финансовое право Европейского союза // Европейское право. Право Европейского союза и правовое обеспечение защиты прав / Отв. ред. Л.М. Энтин. М., 2016.
19. Кембаев Ж.М. Теоретико-правовой анализ Конституции Европейского союза // Правоведение. 2016. N 4.
20. Конфедерализм: теория, институты, отношения (Сравнительно -
правовое исследование) / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М., 2016.
21. Куракин Р.С. Государственное регулирование биржевого рынка в Швейцарской Конфедерации: новеллы // Право и экономика. 2015. N 4.
22. Кушхов И.Р. Соотношение элементов формы государства //
Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 6.
23. Малько А.В., Соломатин А.Ю. Сравнительное правоведение. М.: Норма, 2010.
24. Марино И. Конституционно-правовая школа Института в теории и практике российского конституционализма // Журнал российского права.
2015. N 9.
25. Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права (государства): Учебник: В 2-х томах. М.: Проспект, 2017. Т. 1, Т. 2. С. 148.
26. Мещерякова О.М. Роль суда ЕС (прецедентного права ЕС) в развитии законодательства о конкуренции Европейского союза // Российская юстиция.
2016. N 9.
27. Мелкумов А.А. Федеративные принципы государственного устройства: концептуальный аспект // Общественные науки и современность. 2002. N 4.
28. Миряшева Е.В. Теория и практика уголовного права Западной Европы // История государства и права. 2014. N 14.
29. Миряшева Е.В. История. Учеб. 2011.
30. Институт чрезвычайных мер и ограничений прав и свобод личности в Российском государстве: история и современность: Монография / Под общ. ред. П.П. Глущенко. СПб., 2010.
31. Иванов А.А. История государства и права зарубежных стран: учеб. пособие для студентов вузов. М., 2012.
32. Иванов А.А. История государства и права зарубежных стран: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». М., 2015.
33. Иншакова А.О., Кожемякин Д.В. Рамочные программы Европейского союза как правовая основа развития и финансирования инновационной экономики региона // Гражданское право. 2012. N 5.
34. Исаева В.И. Принципы межполисных отношений конца V - середины IV в. до н.э. // Античная Греция: проблемы развития полиса / Под ред. Е.С. Голубцовой и др. М., 1983. Т. 2. С. 76
35. История государства и права зарубежных стран / Под ред. Н.В. Михайловой. М., 2015.
36. История государства и права зарубежных стран / под ред. Галанзы. М., 2016.
37. Красинский В.В. О праве народа на восстание // Военно-юридический журнал", 2006, N 4. С. 43
38. Островский В. Прямое народное законодательство (референдум и инициатива в Швейцарии). М., 1917. С. 3
39. Петров В.С. Сущность, содержание и форма конфедерации. М., 2016.
40. Петрова М.А. Конституция Швейцарской Конфедерации 1848 г. и ее влияние на развитие швейцарского конституционализма // История государства и права. 2013. N 17. С. 56 - 60.
41. Саленко А.В. Конституционные основы федерализма // Сравнительное конституционное обозрение. 2015. N 6.
42. Синода Ю. История государства и права зарубежных стран. Учеб.пособие. 2016.
43. Слепак В.Ю. Развитие правовых основ гражданского урегулирования кризисов в рамках Европейского союза и НАТО // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. N 2.
44. Старостина И.А., Савинцева М.И. Конституционный референдум в Японии. М., 2010
45. Фарукшин М.Х. Конфедерализм. Теоретические и прикладные аспекты. М., 2017.
46. Фукидид. О Пелопонесской войне. СПб.: Воен. б-ка, 1837. С.54.