ВВЕДЕНИЕ 3
1. Общая характеристика общественных палат субъектов Российской
Федерации 6
1.1. Понятие и признаки общественных палат субъектов Российской
Федерации 6
1.2. Основы правового регулирования общественных палат субъектов
Российской Федерации 12
2. Основы правового статуса общественных палат субъектов Российской
Федерации 20
2.1. Порядок формирования общественных палат субъектов Российской
Федерации 20
2.2. Права и обязанности общественных палат субъектов Российской
Федерации 41
2.3. Ответственность общественных палат субъектов Российской Федерации 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Проблема создания эффективно действующего механизма взаимодействия граждан, общественных объединений, объединений некоммерческих организаций с органами государственной власти и местного самоуправления, участия граждан в принятии органами публичной власти решений по важнейшим социальным, экономическим и иным вопросам является в современной России достаточно актуальной, требующей своего осмысления.
Становление и развитие гражданского общества, неразрывно связанное с новыми политическими и экономическими условиями жизни страны, остается одной из основных задач на протяжении всего постсоветского периода истории России. Очевидно, что отсутствие стабильно функционирующей системы взаимодействия власти и общественных структур, неразвитость институтов гражданского общества, существующая в настоящий момент, способны негативно отразиться на процессе построения демократического правового государства.
Одним из направлений развития гражданского общества, позволяющим вовлечь его представителей в процесс принятия властных решений, является законодательное оформление его отношений с органами власти, обеспечивающее поддержание с ними постоянных контактов.
Не случайно, что на данном этапе развития общества возникла идея о формировании института, представляющего интересы широких кругов российской общественности, способного повысить роль объединений граждан в процессе выработки решений органами государственной власти и местного самоуправления.
Таким институтом, призванным выполнять роль посредника между властью и представителями различных социальных групп, является Общественная палата. Созданная как площадка для широкого диалога, обсуждения гражданских инициатив, Общественная палата должна стать местом проведения экспертизы ключевых государственных решений, имеющих общенациональное значение, осуществления гражданского контроля государственного аппарата, включая правоохранительные органы и специальные службы.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе организации и функционирования общественных палат в субъектах Российской Федерации
Предмет исследования составляют нормы российского
законодательства, определяющие правовой статус общественных палат субъектов Российской Федерации, практика их применения, доктринальные источники.
Основной целью работы является проведение комплексного анализа содержания правового статуса общественных палат субъектов Российской Федерации.
Исходя из цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть правовые основы организации и деятельности палат субъектов Российской Федерации.
2. Показать особенности правового регулирования организации палат в различных субъектах РФ.
3. Показать особенности формирования палат в различных субъектах РФ.
4. Рассмотреть вопросы ответственности общественных палат субъектов РФ.
Методологическую основу работы составили общенаучные и частно-научные методы исследования. В частности, использовался сравнительно-правовой, формально-юридический, статистический методы мсследования.
Сравнительно-правовой метод использован при анализе законов федерального и регионального уровней, различных законов субъектов РФ.
Формально-юридический метод применялся при оценке норм закона, выявления недостатков правового регулирования.
Статистический метод позволил использовать статистические данные для иллюстрации выводов и формулирования рекомендаций.
Работа состоит из введения, двух глав, подразделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
По-прежнему дискуссионным остается вопрос о статусе общественной палаты субъекта РФ с точки зрения ее связи с общественными и государственными структурами. Правовой статус общественной палаты как представительного органа граждан, общественных объединений и иных неправительственных некоммерческих организаций, безусловно, имеет общие черты с правовым статусом общественных объединений в общей институциональной среде гражданского общества. Общественная палата, как и общественное объединение, осуществляет взаимодействие гражданского общества и государства, не преследует цели извлечения прибыли, формируется по принципу добровольного участия. Вместе с тем они имеют существенные различия: общественная палата субъекта РФ, как правило, финансируется из средств регионального бюджета, а общественные объединения за счет взносов, пожертвований и других поступлений; общественная палата субъекта РФ не является юридическим лицом, а общественное объединение может выступать юридическим лицом или не быть таковым; деятельность общественной палаты субъекта РФ обеспечивается государственным бюджетным учреждением либо специально уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, а деятельность общественного объединения осуществляется на принципах выборности и самоуправляемости; в формировании состава общественной палаты субъекта РФ, как правило, принимают участие высшее должностное лицо и законодательный орган субъекта, а общественные объединения формируются без участия органов государственной власти.
Таким образом, большинство общественных палат субъектов Федерации не являются ни органами государственной власти, ни институтами гражданского общества, хотя содержат элементы государственной структуры и общественного объединения, а, следовательно, имеют статус института содействия развитию гражданского общества в
Российской Федерации.
Согласование общественно значимых интересов граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъекте РФ обеспечивается путем выработки палатой рекомендаций органам публичной власти региона. Рекомендации даются в форме специальных актов - заключений, предложений и обращений, которые не наделены признаком общеобязательности, характерным для нормативных правовых актов органов власти, а носят рекомендательный характер. Общественная палата субъекта РФ, таким образом, представляет собой совещательный консультативный орган. Однако рассмотрение ее решений органами государственной власти и органами местного самоуправления должно быть обязательным в целях обеспечения надежной обратной связи, конструктивного диалога с властью на языке сотрудничества.
Одной из основных задач общественных палат субъектов РФ является общественный контроль за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления. Предоставляя возможность отреагировать на уже нарушенные права, общественная палата становится дополнительным правозащитным механизмом. Однако отсутствие в региональных законах легальной дефиниции общественный контроль и перечня форм общественного контроля усложняет реализацию общественно-контрольной функции и допускает неоднозначность толкования в правоприменении этой нормы.
Задача превентивного недопущения нарушения прав граждан, общественных объединений решается посредством общественной экспертизы, которая относится к числу приоритетных форм взаимодействия общественности и органов публичной власти. Фактически региональные общественные палаты предоставляют гражданскому обществу, его представителям возможность реального влияния на законотворческую деятельность. Однако, как и в случае общественного контроля, эта норма требует дальнейшего усовершенствования. Объем полномочий общественной палаты субъекта РФ при осуществлении общественной экспертизы в определяющей мере зависит от перечня и степени юридической силы экспертируемых нормативных правовых актов. В большинстве субъектов законы об общественной палате субъекта РФ устанавливают право проведения общественной экспертизы проектов законов субъекта РФ, а также проектов иных нормативных правовых актов региона и проектов правовых актов органов местного самоуправления. Более широкими полномочиями наделены, к примеру, Общественные палаты Владимирской, Калужской, Орловской областей, которые кроме вышеперечисленных нормативных правовых актов могут осуществлять общественную экспертизу также проектов федеральных законов по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.
Общественная палата субъекта РФ, таким образом, как институт содействия развитию гражданского общества является постоянно действующим независимым образованием и обладает действенным механизмом учета мнений общественности при принятии и реализации государственных решений. Палата имеет статус, который открывает широкие возможности для развития институтов гражданского общества, дает право осуществлять общественный контроль за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, обеспечивает взаимодействие граждан с органами государственной власти и местного самоуправления, позволяет защищать права и свободы граждан, общественных объединений. Существенные различия в законах об общественных палатах субъектов РФ, учитывая региональные особенности, создают, однако, неравные условия для деятельности общественных палат.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. // Собрание законодательства РФ. - 2017. - № 4, ст. 4
2. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 07.03.2017) // Собрание законодательства РФ, 2017, № 7, ст. 1032
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ,.2016, № 27 (часть II), ст. 4281
4. Федеральный закон от 04.04.2005 N 32-ФЗ (ред. от 28.12.2016)"Об Общественной палате Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 02.01.2017, N 1 (Часть I), ст. 28
5. Федеральный закон от 23.06.2016 № 183-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 27.06.2016, № 26 (Часть I), ст. 3852
6. Федеральный закон от 07.02.2011 N 6-ФЗ (ред. от 04.03.2016) «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 903
7. Федеральный закон от 07.05.2013 № 78-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 13.05.2013, № 19, ст. 2305.
8. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, № 40, ст. 3822
9. Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 28.07.2014, № 30 (Часть I), ст. 4213
10. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 03.11.2016) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 08.05.2006, № 19, ст. 2060
11. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства РФ, 22.05.1995, N 21, ст. 1930
12. Закон РТ от 14.10.2005 № 103-ЗРТ (ред. от 09.07.2016) «Об
Общественной палате Республики Татарстан» //Республика Татарстан, № 208, 18.10.2005
13. Закон РТ от 12.05.2003 № 16-ЗРТ (ред. от 24.07.2016) «Об обращениях граждан в Республике Татарстан» //Республика Татарстан, № 111, 02.08.2014
14. Закон Тверской области «Об Общественной палате Тверской области» от 25 сентября 2014 года № 70-З // КонсультантПлюс.2017
15. Закон Республики Дагестан «Об общественной палате Республики Дагестан» от 17 октября 2006 № 48 (с изменениями 10.03.2017 год) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 28.05.2017).
16. Закон Калининградской области «Об общественной палате
Калининградской области» от 20 сентября 2007 года № 162 // СПС
КонсультантПлюс (дата обращения 28.05.2017).
17. Закон Республики Мордовия от 26 декабря 2016 г. N 97-З "О регулировании отдельных вопросов организации и деятельности общественной палаты Республики Мордовия" // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 28.05.2017)
18. Закон Московской области «Об Общественной палате Московской области» от 10 апреля 2009 года № 30/2009-ОЗ (с изменениями на 23 марта 2017 года) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 28.05.2017
19. Закон Ивановской области от 15 июня 2006 г. N 62-ОЗ "Об
Общественной палате Ивановской области" // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 28.05.2017)
Специальная литература
20. Авакьян С.А. Политические партии, общественные движения и иные общественные объединения, общественные палаты, религиозные объединения в механизме российского гражданского общества: вопросы политической продуктивности и общественного диалога // Гражданское общество как гарантия политического диалога и противодействия экстремизму: ключевые конституционно-правовые проблемы: Коллективная монография / Отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Юстицинформ, 2015
21. Абдулгалимов Р.З., Сунцов А.П. Юридическая ответственность общественных объединений как субъекта управления делами государства // Административное и муниципальное право. 2014. N 8. С. 807 - 813
22. Арутюнян Р.Э. Конституционно-правовой статус институтов общественного контроля при органах государственной власти субъектов Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. М., 2011. 22 с
23. Борисов Н.И., Тюрина С.Ю. Взаимодействие населения и власти как фактор повышения эффективности местного самоуправления // Административное и муниципальное право. 2013. N 8. С. 802 - 810.
24. Братановский С.Н. Административное право. Общая часть: учебник. М.: Директ-Медиа, 2013. 921 с.
25. Вавилов Н.С. Роль гражданского общества в обеспечении гласности местного самоуправления // Административное и муниципальное право. 2016. N 1. С. 6 - 12; N 2. С. 132 - 138.
26. Вавилов Н.С. Правовые предпосылки гражданской активности на местах // Административное и муниципальное право. 2015. N 12. С. 1238 - 1243.
27. Виноградов В.А. Основание конституционно-правовой
ответственности // Законодательство. 2015. N 2
28. Герасимова Е.В., Ландау И.Л. К вопросу о правовом регулировании общественного контроля в субъектах Российской Федерации (на примере Калининградской области) // Конституционное и муниципальное право. 2016.
N 9. С. 47 - 50.
29. Гончаров В.В. Проблемы организации и деятельности Общественной палаты Российской Федерации // Современное право. 2016. N 4. С. 50 - 54.
30. Гриб В.В. Модели и принципы формирования общественных палат в субъектах Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 3. С. 39 - 42.
31. Гриб В.В. Обязанности субъектов общественного контроля и проблемы их реализации // Российский следователь. 2015. N 21. С. 30 - 33
32. Гриб В.В. Актуальные проблемы формирования правовых основ общественного контроля // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 12. С. 32 - 37.
33. Гриб В.В. Общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации как участники общественного контроля: российский и зарубежный опыт // Гражданское общество в России и за рубежом. 2015. N 4. С. 3 - 6.
34. Иванов А.В. Конституционно-правовые основы формирования и деятельности Общественных палат субъектов Российской Федерации (на опыте Центрального федерального округа): автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. М., 2011. 24 с.
35. Киреева Е.Ю. Трансформация механизмов участия институтов гражданского общества в обновлении власти // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 1. С. 9 - 12.
36. Князев А.П. К вопросу об организационных структурах общественного контроля // Юридический мир. 2016. N 8. С. 47 - 49.
37. Кузнецов А.С. Субъекты осуществления общественного контроля в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2011. N 6(78).
38. Лапшина А.И. К вопросу об унификации правового регулирования деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2015. N 6. С. 525 - 529.
39. Миллер Р.О. Институт общественного контроля в Российской
Федерации // Реформы и право. 2016. N 1. С. 3 - 6.
40. Михеева Т.Н. Актуальные проблемы формирования региональных общественных палат // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 8. С. 52 - 55.
41. Михеева Т.Н., Яичникова Ю.С. Общественные палаты субъектов Российской Федерации: новые тенденции и перспективы // Юридический мир. 2015. N 1. С. 18.
42. Михеева Т.Н., Горнев Р.В. К вопросу о формировании общественных советов при органах местного самоуправления // Российская юстиция. 2015. N 8. С. 9 - 11.
43. Полещук А.С. К вопросу о субъектах общественного (гражданского) контроля в Российской Федерации и их системе // Вестник Московского университета МВД России. 2011. N 6.
44. Порохов М.Ю., Порохова А.Н. Отдельные проблемы, возникающие при реализации права на судебную защиту // Ленинградский юридический журнал. 2016. N 1. С. 247 - 256.
45. Прудентов Р.В. Общественный контроль как инструмент противодействия коррупции // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 10. С. 37 - 42.
46. Тепляшин И.В. Формы участия граждан в управлении делами государства: классические, перспективные и допустимые // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 5. С. 18 - 21.
47. Уваров А.А. Вопросы конституционно-правового статуса общественных некоммерческих организаций // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 9. С. 39 - 42.
48. Чеботарев Г.Н. Общественная палата в системе общественного контроля субъекта Российской Федерации // Российский юридический журнал. 2015. N 6. С. 125 - 130.
49. Шадже А.М., Парасюк Е.А., Дзыбов С.Г. Значение института общественного контроля в современной России // Российская юстиция. 2015. N 3. С. 2 - 5.
50. Яковлев В.Ф., Талапина Э.В. Юридические лица и субъекты публичного права: в поисках правового баланса // Журнал российского права. 2016. N 8. С. 125 - 140.
1 Михеева Т.Н. Актуальные проблемы формирования региональных общественных палат // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 8. С. 52 - 55.