Конституционный Суд РФ: организация, компетенция, конституционное судопроизводство
|
Введение 3
Глава 1. Сущность и развитие федерального конституционного судопроизводства в России 7
1.1. История возникновения и становления конституционного контроля и надзора в России 7
1.2. Понятие и принципы осуществления конституционного судопроизводства 16
Глава 2. Правовое положение Конституционного Суда Российской Федерации 30
2.1. Состав и порядок образования Конституционного Суда РФ 30
2.2. Полномочия Конституционного Суда РФ 39
2.3. Проблемы осуществления конституционного правосудия в РФ 54
Заключение 64
Список использованных источников и литературы
Глава 1. Сущность и развитие федерального конституционного судопроизводства в России 7
1.1. История возникновения и становления конституционного контроля и надзора в России 7
1.2. Понятие и принципы осуществления конституционного судопроизводства 16
Глава 2. Правовое положение Конституционного Суда Российской Федерации 30
2.1. Состав и порядок образования Конституционного Суда РФ 30
2.2. Полномочия Конституционного Суда РФ 39
2.3. Проблемы осуществления конституционного правосудия в РФ 54
Заключение 64
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы. Начавшееся четверть века назад формирование российского конституционализма сопровождалось учреждением ранее неизвестных отечественной государственно-правовой жизни институтов, направленных
на обеспечение развития конституционализма и отдельных его сегментов. Среди таких создаваемых институтов особое место заняло учреждение конституционного контроля как формы специального государственного контроля за соответствием Конституции Российской Федерации1 актов, решений и действий
определенных субъектов права.
В непростой дискуссии начала 90-х гг. ХХ в. зародился специализированный судебный конституционный контроль, призванный обеспечивать охрану Конституции РФ, утверждение и развитие основ конституционного строя,
сбалансированность государственной власти и защиту конституционных прав и
свобод человека и гражданина. В рамках избранной «европейской модели» федеральное конституционное судопроизводство изначально пошло в конституционном механизме своеобразным срединным путем между соблазном возвышения над всеми органами государственной власти в политико-правовой сфере
и принижением его роли, вплоть до иерархического подчинения законодательной и исполнительной власти. Как отмечал в докладе на Международной конференции, посвященной 20-летию Конституционного Суда РФ (28-29 октября
2011 г.), Председатель Конституционного Суда РФ, профессор В.Д. Зорькин,
«Суд решил твердо придерживаться принципа стратегического арбитража не
более того, но и не менее того. Никогда наш Конституционный Суд не уклонялся от этой единственно правильной и достойной роли - роли правового арбитра, касалось ли это споров между ветвями власти, конфликтов между властью и гражданином, властью и обществом»2.
1 Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: по состоянию
на 21 июля 2014 г.] // Российская газета. - 1993. - №237.
2 Зорькин В.Д. Доклад на Международной конференции, посвященной 20-летию Конституционного Суда РФ
[электронный ресурс]. - Доступ: http://www.asozd.duma.gov.ru.4
Конечно, это не означает: 1) что Конституционный Суд, будучи государственным органом, решая государственные вопросы, оказывался всякий раз вне
взаимодействия с иными органами государственной власти; 2) что он не ориентировался в той или иной ситуации на определенные политические решения, на
происходящие государственно-правовые и социально-экономические изменения. Как известно, включение в обновляемый механизм государственной власти России специализированного государственного органа контроля за соблюдением Конституции РФ - Конституционного Суда - сопровождалось утверждением (наряду с гражданским, административным и уголовным судопроизводством) конституционного судопроизводства (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ;
п. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-
ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»1, далее - Закон о судебной
системе). Олицетворяя совместно с общими и арбитражными судами самостоятельную ветвь государственной власти - судебную власть, Конституционный
Суд осуществляет производство по специфическому кругу дел: о толковании
Конституции РФ, о соответствии ей нормативных актов органов государственной власти, договоров между ними и не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации; по спорам о компетенции между органами государственной власти всех уровней; о конституционности законов по жалобам
на нарушения конституционных прав и свобод граждан; о конституционности
законов по запросам судов; о даче заключения о соблюдении установленного
порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; о проверке конституционности инициативы проведения общефедерального референдума.
В череду актуальных событий, имеющих конституционно-правовое значение, вошел очередной виток реформы Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»1 (далее - ФКЗ о КС России). Поправки номинально были инициированы
четырьмя депутатами Государственной Думы 13 мая 2014 г.2 Преобразование
ФКЗ о КС России имеет непосредственное значение для вектора отечественного конституционного правосудия. В конечном счете, оно повлияет на всю правовую систему России. Так что анализ современной организации и компетенции Конституционного Суда РФ, конституционного судопроизводства являются насущными задачами и актуальной проблемой
Степень изученности темы. Проблемы конституционного судопроизводства оказались в сфере повышенного научного внимания. В течение последних
лет по этой теме переведены книги, отражающие зарубежный опыт, проведены
сравнительно-правовые исследования, вышли работы с анализом отечественного опыта конституционного контроля и надзора. Такая активность вполне объяснима: этот институт является важнейшим элементом построения правового
государства. Вопросы правового положения, организации и компетенции Конституционного Суда РФ затрагивались в многочисленных монографиях, учебниках, статьях известных ученых-юристов: Чиркина В.Е., Козловой Е.И., Кутафина О.Е., Баглай М.В., Кряжкова В.А. и Кряжковой О.Н., Байтина М.И., Матейковича М.С., Кажлаева С.А. и других.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в ходе организации и деятельности органов конституционного судебного контроля в Российской Федерации.
Предмет исследования - процессы становления и развития органов конституционного контроля и надзора в России, их институциональная природа, а
также основные характеристики, функциональное предназначение, основополагающие принципы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.
на обеспечение развития конституционализма и отдельных его сегментов. Среди таких создаваемых институтов особое место заняло учреждение конституционного контроля как формы специального государственного контроля за соответствием Конституции Российской Федерации1 актов, решений и действий
определенных субъектов права.
В непростой дискуссии начала 90-х гг. ХХ в. зародился специализированный судебный конституционный контроль, призванный обеспечивать охрану Конституции РФ, утверждение и развитие основ конституционного строя,
сбалансированность государственной власти и защиту конституционных прав и
свобод человека и гражданина. В рамках избранной «европейской модели» федеральное конституционное судопроизводство изначально пошло в конституционном механизме своеобразным срединным путем между соблазном возвышения над всеми органами государственной власти в политико-правовой сфере
и принижением его роли, вплоть до иерархического подчинения законодательной и исполнительной власти. Как отмечал в докладе на Международной конференции, посвященной 20-летию Конституционного Суда РФ (28-29 октября
2011 г.), Председатель Конституционного Суда РФ, профессор В.Д. Зорькин,
«Суд решил твердо придерживаться принципа стратегического арбитража не
более того, но и не менее того. Никогда наш Конституционный Суд не уклонялся от этой единственно правильной и достойной роли - роли правового арбитра, касалось ли это споров между ветвями власти, конфликтов между властью и гражданином, властью и обществом»2.
1 Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: по состоянию
на 21 июля 2014 г.] // Российская газета. - 1993. - №237.
2 Зорькин В.Д. Доклад на Международной конференции, посвященной 20-летию Конституционного Суда РФ
[электронный ресурс]. - Доступ: http://www.asozd.duma.gov.ru.4
Конечно, это не означает: 1) что Конституционный Суд, будучи государственным органом, решая государственные вопросы, оказывался всякий раз вне
взаимодействия с иными органами государственной власти; 2) что он не ориентировался в той или иной ситуации на определенные политические решения, на
происходящие государственно-правовые и социально-экономические изменения. Как известно, включение в обновляемый механизм государственной власти России специализированного государственного органа контроля за соблюдением Конституции РФ - Конституционного Суда - сопровождалось утверждением (наряду с гражданским, административным и уголовным судопроизводством) конституционного судопроизводства (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ;
п. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-
ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»1, далее - Закон о судебной
системе). Олицетворяя совместно с общими и арбитражными судами самостоятельную ветвь государственной власти - судебную власть, Конституционный
Суд осуществляет производство по специфическому кругу дел: о толковании
Конституции РФ, о соответствии ей нормативных актов органов государственной власти, договоров между ними и не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации; по спорам о компетенции между органами государственной власти всех уровней; о конституционности законов по жалобам
на нарушения конституционных прав и свобод граждан; о конституционности
законов по запросам судов; о даче заключения о соблюдении установленного
порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; о проверке конституционности инициативы проведения общефедерального референдума.
В череду актуальных событий, имеющих конституционно-правовое значение, вошел очередной виток реформы Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»1 (далее - ФКЗ о КС России). Поправки номинально были инициированы
четырьмя депутатами Государственной Думы 13 мая 2014 г.2 Преобразование
ФКЗ о КС России имеет непосредственное значение для вектора отечественного конституционного правосудия. В конечном счете, оно повлияет на всю правовую систему России. Так что анализ современной организации и компетенции Конституционного Суда РФ, конституционного судопроизводства являются насущными задачами и актуальной проблемой
Степень изученности темы. Проблемы конституционного судопроизводства оказались в сфере повышенного научного внимания. В течение последних
лет по этой теме переведены книги, отражающие зарубежный опыт, проведены
сравнительно-правовые исследования, вышли работы с анализом отечественного опыта конституционного контроля и надзора. Такая активность вполне объяснима: этот институт является важнейшим элементом построения правового
государства. Вопросы правового положения, организации и компетенции Конституционного Суда РФ затрагивались в многочисленных монографиях, учебниках, статьях известных ученых-юристов: Чиркина В.Е., Козловой Е.И., Кутафина О.Е., Баглай М.В., Кряжкова В.А. и Кряжковой О.Н., Байтина М.И., Матейковича М.С., Кажлаева С.А. и других.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в ходе организации и деятельности органов конституционного судебного контроля в Российской Федерации.
Предмет исследования - процессы становления и развития органов конституционного контроля и надзора в России, их институциональная природа, а
также основные характеристики, функциональное предназначение, основополагающие принципы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.
По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.
Конституционное судопроизводство единственное является организационно обособленным в судебной системе РФ, в то время как остальные виды
юрисдикции осуществляются не специальными, а общими судами. Конституционный Суд РФ - это судебный орган конституционного контроля, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Конституционный Суд РФ - единственный суд с функциями конституционного контроля, а не глава особой отрасли судебной юрисдикции. Никакие суды не находятся в подчинении Конституционного Суда РФ, в том числе и конституционные суды субъектов. Конституционные суды субъектов могут решать
лишь вопрос о соответствии их законов своим Конституциям, что не относится к
юрисдикции Конституционного Суда РФ - он проверяет соответствие актов
только Конституции РФ. Таким образом, не может идти речи ни о том, что Конституционный Суд РФ является органом организационно и инстанционно вышестоящим по отношению к конституционным судам субъектов, ни о том, что все
они являются звеньями единой системы конституционного правосудия.
Организация Конституционного Суда РФ представляет собой определенную структуру деятельности данной инстанции. Конституционный Суд РФ обязан производить рассмотрение всех дел исключительно в заседании, с проведением слушания. В тоже время, есть случаи, когда суд может осуществлять рассмотрение дел без слушания. То есть, структура деятельности суда представляет
собой определенный план работы всего аппарата суда, а также описывает детальный процесс проведения самих заседаний.
Конституционный Суд занимает одно из ключевых мест в системе судебной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Данный орган осуществляет свои полномочия в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения65
верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей
территории Российской Федерации. Из положений законодательства, регулирующего вопросы организации и деятельности Конституционного Суда РФ,
следует, что Конституционный Суд осуществляет правозащитную функцию.
Права и свободы человека и гражданина защищаются Конституционным Судом
как в порядке осуществления конкретного нормоконтроля (т.е. при разрешении
конкретных дел по конституционным жалобам, запросам), так и в порядке абстрактного нормоконтроля (при осуществлении контроля за соответствием
Конституции РФ нормативно-правовых актов по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ, органов законодательной, исполнительной власти субъектов РФ).
В наибольшей степени защита прав и свобод человека и гражданина Конституционным Судом Российской Федерации осуществляется в порядке конкретного конституционного контроля, т.е. при рассмотрении конституционных
жалоб и запросов судов по конкретному делу. Но даже при осуществлении Судом конкретного конституционного контроля одновременно с правами заявителя защищаются права неопределенного круга лиц. Судебную защиту получают
не только заявители конституционных жалоб, но и другие граждане, права которых были нарушены законом, признанным Конституционным Судом РФ неконституционным. Поэтому конституционное судопроизводство воспринимается как средство защиты публичных интересов.
Необходимо понимать, что правозащитная функция Конституционного
Суда в рамках осуществления конкретного нормоконтроля имеет двоякую природу. С одной стороны, в данном случае имеет место защита конституционных
прав заявителей, а с другой - защита основ конституционного строя Российской
Федерации и обеспечение верховенства Конституции. Данный подход виден из
системного толкования норм ст. 3 и 96 Федерального конституционного закона
«О Конституционном Суде Российской Федерации». При этом с точки зрения
юридической техники представляется неверной формулировка абзаца 1 ст. 9666
Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской
Федерации». При буквальном прочтении нормы, содержащейся в абзаце 1 указанной статьи, можно увидеть, что право на обращение в Конституционный
Суд имеют только граждане и иные лица, чьи права и свободы нарушаются законом. То есть буквально право лица обратиться в Суд за защитой своего права
исключается, если отсутствует юридический факт нарушения такого права.
Результаты проведенного исследования позволяют судить о том, что для
совершенствования организации и деятельности Конституционного Суда РФ
остается широкий простор. В целях преодоления отдельных проблем конституционного судопроизводства важно, прежде всего, дальнейшее повышение правового авторитета Конституционного Суда РФ как официального интерпретатора Конституции РФ и арбитра в спорах между органами государственной
власти и гражданами. Конституционный Суд может играть более инициативную роль по синхронизации практики общей и арбитражной юрисдикции в части защиты ключевых конституционных ценностей посредством различных организационных форм (регулярных совместных координационных совещаний,
совместных аналитических обзоров по отдельным вопросам юридической
практики, посланий о состоянии конституционной законности и пр.).
На наш взгляд, в деятельности конституционной юстиции в первую очередь явно выражен принцип судебного федерализма. Рассмотренные нами проблемы могут получить свое разрешение на современном этапе судебноправовой реформы путем внесения ряда поправок в действующее законодательство РФ:
1) ст. 5 («Основные принципы деятельности Конституционного Суда
РФ») Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» дополнить ч. 2: «Конституционный Суд РФ руководствуется принципом взаимодействия (координации действий) с Верховным Судом
РФ при принятии решений, направленных на обеспечение единства судебной
практики, выработки общих направлений судебной политики и устойчивости
судебной системы»;
Конституционное судопроизводство единственное является организационно обособленным в судебной системе РФ, в то время как остальные виды
юрисдикции осуществляются не специальными, а общими судами. Конституционный Суд РФ - это судебный орган конституционного контроля, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Конституционный Суд РФ - единственный суд с функциями конституционного контроля, а не глава особой отрасли судебной юрисдикции. Никакие суды не находятся в подчинении Конституционного Суда РФ, в том числе и конституционные суды субъектов. Конституционные суды субъектов могут решать
лишь вопрос о соответствии их законов своим Конституциям, что не относится к
юрисдикции Конституционного Суда РФ - он проверяет соответствие актов
только Конституции РФ. Таким образом, не может идти речи ни о том, что Конституционный Суд РФ является органом организационно и инстанционно вышестоящим по отношению к конституционным судам субъектов, ни о том, что все
они являются звеньями единой системы конституционного правосудия.
Организация Конституционного Суда РФ представляет собой определенную структуру деятельности данной инстанции. Конституционный Суд РФ обязан производить рассмотрение всех дел исключительно в заседании, с проведением слушания. В тоже время, есть случаи, когда суд может осуществлять рассмотрение дел без слушания. То есть, структура деятельности суда представляет
собой определенный план работы всего аппарата суда, а также описывает детальный процесс проведения самих заседаний.
Конституционный Суд занимает одно из ключевых мест в системе судебной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Данный орган осуществляет свои полномочия в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения65
верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей
территории Российской Федерации. Из положений законодательства, регулирующего вопросы организации и деятельности Конституционного Суда РФ,
следует, что Конституционный Суд осуществляет правозащитную функцию.
Права и свободы человека и гражданина защищаются Конституционным Судом
как в порядке осуществления конкретного нормоконтроля (т.е. при разрешении
конкретных дел по конституционным жалобам, запросам), так и в порядке абстрактного нормоконтроля (при осуществлении контроля за соответствием
Конституции РФ нормативно-правовых актов по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ, органов законодательной, исполнительной власти субъектов РФ).
В наибольшей степени защита прав и свобод человека и гражданина Конституционным Судом Российской Федерации осуществляется в порядке конкретного конституционного контроля, т.е. при рассмотрении конституционных
жалоб и запросов судов по конкретному делу. Но даже при осуществлении Судом конкретного конституционного контроля одновременно с правами заявителя защищаются права неопределенного круга лиц. Судебную защиту получают
не только заявители конституционных жалоб, но и другие граждане, права которых были нарушены законом, признанным Конституционным Судом РФ неконституционным. Поэтому конституционное судопроизводство воспринимается как средство защиты публичных интересов.
Необходимо понимать, что правозащитная функция Конституционного
Суда в рамках осуществления конкретного нормоконтроля имеет двоякую природу. С одной стороны, в данном случае имеет место защита конституционных
прав заявителей, а с другой - защита основ конституционного строя Российской
Федерации и обеспечение верховенства Конституции. Данный подход виден из
системного толкования норм ст. 3 и 96 Федерального конституционного закона
«О Конституционном Суде Российской Федерации». При этом с точки зрения
юридической техники представляется неверной формулировка абзаца 1 ст. 9666
Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской
Федерации». При буквальном прочтении нормы, содержащейся в абзаце 1 указанной статьи, можно увидеть, что право на обращение в Конституционный
Суд имеют только граждане и иные лица, чьи права и свободы нарушаются законом. То есть буквально право лица обратиться в Суд за защитой своего права
исключается, если отсутствует юридический факт нарушения такого права.
Результаты проведенного исследования позволяют судить о том, что для
совершенствования организации и деятельности Конституционного Суда РФ
остается широкий простор. В целях преодоления отдельных проблем конституционного судопроизводства важно, прежде всего, дальнейшее повышение правового авторитета Конституционного Суда РФ как официального интерпретатора Конституции РФ и арбитра в спорах между органами государственной
власти и гражданами. Конституционный Суд может играть более инициативную роль по синхронизации практики общей и арбитражной юрисдикции в части защиты ключевых конституционных ценностей посредством различных организационных форм (регулярных совместных координационных совещаний,
совместных аналитических обзоров по отдельным вопросам юридической
практики, посланий о состоянии конституционной законности и пр.).
На наш взгляд, в деятельности конституционной юстиции в первую очередь явно выражен принцип судебного федерализма. Рассмотренные нами проблемы могут получить свое разрешение на современном этапе судебноправовой реформы путем внесения ряда поправок в действующее законодательство РФ:
1) ст. 5 («Основные принципы деятельности Конституционного Суда
РФ») Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» дополнить ч. 2: «Конституционный Суд РФ руководствуется принципом взаимодействия (координации действий) с Верховным Судом
РФ при принятии решений, направленных на обеспечение единства судебной
практики, выработки общих направлений судебной политики и устойчивости
судебной системы»;
Подобные работы
- Особенности Конституционного Судопроизводства в Российской Федерации
Магистерская диссертация, судебная власть. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ: ОРГАНИЗАЦИЯ,
КОМПЕТЕНЦИЯ, КОНСТИТУЦИОННОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2016 - ЗАЩИТА ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РФ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ - СУДЕБНЫЙ ОРГАН КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2016 - Место Конституционного суда РФ в судебной системе
Рефераты, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 999 р. Год сдачи: 2012 - ДОКТРИНАЛЬНОЕ КОНСТИТУЦИОННОЕ ТОЛКОВАНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ (12.00.02)
Диссертации (РГБ), конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - СУДЕБНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ СПОРОВ О КОМПЕТЕНЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(12. 00. 02 )
Диссертации (РГБ), конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ НАЛОГОВОГО ПРАВА (на примере ЕС и РФ)(12.00.14 )
Диссертации (РГБ), административное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016



