ВВЕДЕНИЕ 2
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ 6
1.1. Понятие и характерные черты государственного управления 6
1.2. Основные принципы государственного управления 12
1.3. Функции государственного управления 21
2. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 30
2.1 Система органов исполнительной власти, осуществляющих
государственного управления 30
2.2. Организация управления в области агропромышленного комплекса 39
2.3. Проблемы и пути совершенствования государственного управления
агропромышленным комплексом в Российской Федерации 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы. В настоящее время агропромышленный комплекс
России охватывает отрасли хозяйства, ответственные за производство, заготовку, транспортировку, хранение, переработку и доведение до потребителя
сельскохозяйственной продукции, продовольствия для населения и сырья для
промышленности (государственный, коллективный, кооперативный, акционерный, фермерский, мелкотоварный сектора; на долю предприятий, основанных на частной собственности, приходится более 90% производимой продукции). Основные отрасли агропромышленного комплекса - полеводство (в
частности зерновое производство) и животноводство (специальные отрасли -
рыболовство, лесное, водное и охотничье хозяйство, производство этилового
спирта и табачной продукции).
На сегодняшний день государственное управление агропромышленным
комплексом представляет собой чрезвычайно сложную динамичную систему,
каждый элемент которой передает, воспринимает и преобразует регулирующие воздействия таким образом, что они упорядочивают общественную
жизнь. Системность государственного управления агропромышленным комплексом обеспечивает достижение поставленных задач и качественное осуществление функций, так как она связывает и единое целое с помощью
управляющего воздействия (прямых и обратных связей) субъектов и объектов управления.
Государственное управление агропромышленным комплексом призвано осуществить исполнительную власть. С организационной точки зрения
государственное управление - это властное упорядочивающее воздействие
субъекта управления (государства и его специальных органов или должностных лиц) на объекты управления (общество, граждан).
Кроме того, государственное управление, в том числе и агропромышленным комплексом, - это целенаправленная, организующая, подзаконная,
исполнительно-распорядительная и регулирующая деятельность системы ор4
ганов государственной исполнительной власти, осуществляющих функции
государственного управления (обусловленные функциями самого государства) на основе и во исполнение законов в определенных сферах деятельности.
Государственное управление в широком понимании - это регулирующая деятельность государства в целом (деятельность представительных органов власти, исполнительных органов государственной власти, прокуратуры, судов и т. д.). Государственное управление в широком смысле характеризует всю деятельность государства по организующему воздействию со стороны специальных субъектов права на общественные отношения. Функции
государственного управления (такие, как подбор, расстановка, аттестация
кадров, учет и контроль, применение мер принуждения и поощрения, дисциплинарного воздействия, прогнозирование, планирование, финансирование и
т.д.) в той или иной мере осуществляют многие органы государства: суд,
прокуратура, представительные органы публичной власти.
Государственное управление в узком понимании - это административная деятельность, т.е. деятельность исполнительных органов государственной власти на уровне, как Российской Федерации, так и ее субъектов.
Степень научной разработанности темы. Методологически значимы
труды ученых-юристов, комплексно исследующих вопросы государственного управления и правового регулирования: С.А Авакьяна, С.С. Алексеева,
Г.В. Атаманчука, И.Л. Бачило, Н.Д. Бахраха, В.Г. Вишнякова, Б.Н. Габричидзе, С.Э. Жилинского, М.И. Еропкина, В.Н. Иванова, М.А. Краснова, Г.В.
Мальцева, В.А. Прокошина, Ю.А.Тихомирова, Т.М. Шамбы и других. Всесторонне трактуют агропромышленные процессы современной России В.В.
Бакушев, А.М. Емельянов, А.П. Зинченко, А.Ф. Зырянов, Н.М. Казанцев,
А.П. Карпов, А.А. Никонов. И.Ф. Суслов, И.М. Слепенков, И.Ф. Лернявский,
Г.И. Шмелев, И.А. Ярковкая.
Объектом исследования являются агропромышленные отношения и их
государственное регулирование на современном этапе в Российской Федерации.5
Предмет исследования - понятие агропромышленных отношений, основы государственного управления агропромышленным комплексом в Российской Федерации, функции и методы государственного регулирования агропромышленных отношений.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение основ
государственного управления агропромышленным комплексом в Российской
Федерации.
Для ее достижения поставлены следующие задачи:
1) раскрыть понятие и характерные черты государственного управления;
2) изучить основные принципы государственного управления;
3) рассмотреть функции государственного управления;
4) охарактеризовать систему органов исполнительной власти, осуществляющих государственного управления;
5) проанализировать организацию управления в области агропромышленного комплекса;
6) обобщить проблемы и сформулировать пути совершенствования государственного управления агропромышленным комплексом в Российской
Федерации.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы, такие как системный, логический, исторический, сравнительный, а
также методы анализа и синтеза.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, подразделенных на
параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы.
Исследование темы позволило прийти к следующим выводам:
1. В процессе изучения понятия и характеристик государственного управления, мы пришли к выводу о том, что государственное управление в широком смысле охватывает деятельность всех государственных органов, а управление в узком смысле - подзаконную государственную деятельность (исполнительно-распорядительную, административную). Согласно классическому подходу административная деятельность (администрирование, управление) предполагает выполнение специальных функций, а именно: программирования (выработки конкретных программ действий); организации (определения структур и кадров для выполнения поставленных задач); распорядительства (выдачи конкретных властных предписаний); координации (гармонизации всех действий и усилий); контроля (проверки соответствия результатов поставленным целям).
Таким образом, государственное управление есть сложный процесс, в котором на разных стадиях выполняются различные функции и в разно-образных сочетаниях. Этот процесс не может всегда быть одинаковым, его содержание и даже форма зависят от общей ситуации.
2. Рассмотрев основные принципы государственного управления, сделали вывод о том, что принципы - начала осуществления управленческой деятельности.
Среди основных принципов управления государственным долгом следует выделить: законность, федерализм, плановость, гласность, безусловность, единство учета и долговой политики, снижение рисков и оптимально-сти. К примеру, принцип законности управления государственным долгом следует раскрывать исходя из того, что законность является определенным состоянием регулирования общественных отношений, состоянием правомерной деятельности, в данном случае эта деятельность связана с функционированием государственного долга.
3. Изучив функции государственного управления, сделали вывод о том, что они представляют собой конкретное направление управляющего (организующего, регулирующего, контролирующего и пр.) воздействия государственного управления на объект управления.
Реализация целей государственного управления осуществляется через систему функций, т.е. взаимосвязанную совокупность стандартизированных действий субъекта управления, нормативно регулируемых и контролируемых уполномоченными на то государственными и социальными институтами. Функции государственного управления - это роль, которую выполняет государственный аппарат (управляющая система государства или ее элементы) для того, чтобы побудить, направить, организовать общественную жизнедеятельность (управляемые государством объекты), оказать на нее влияние для достижения поставленных целей. В функциях государственного управления проявляется сущность этого вида деятельности.
По содержанию и глубине воздействия на систему общественных отношений функции государственного управления делятся на общие и специфические. Общие функции государственного управления отражают сущностные моменты и присутствуют практически в любом управленческом взаимодействии его субъектов и объектов. В теории управления в числе таких наиболее значимых функций выделяются следующие: постановка целей и задач, прогнозирование, планирование, организация, мотивация, регулирование, контроль.
4. Система органов исполнительной власти, осуществляющих государственного управления представляет собой такую организацию, которая, являясь частью государственного аппарата, призвана, в порядке исполнительно-распорядительной деятельности, осуществлять от имени государства и в объеме предоставленных ему государственно-властных полномочий повседневное и непосредственное руководство объектами хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства.
Исполнительная власть представляет собой систему органов, которые осуществляют совокупность полномочий по управлению государственными делами.
5. Рассмотрение вопроса, посвященного организации управления в области агропромышленного комплекса позволило сделать выводы о том, что содержание государственного регулирования государственного управления агропромышленного комплекса складывается из следующих элементов: нормативное установление общих требований в конкретной сфере управленческой деятельности; экономическое и правовое регулирование развития конкретных отраслей; государственная поддержка и защита российских разработчиков, производителей и потребителей; контроль за выполнением установленных законом требований и положений; координационное управление; реализация надведомственных контрольно-надзорных полномочий. Функция государственного регулирования все чаще находит свое отражение в федеральных и иных законодательных актах.
К примеру, государственное управление в области сельского хозяйства - это управление в области производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья, обеспечения населения продовольствием, а также производственно-технического обслуживания и материально¬технического снабжения агропромышленного производства.
Задачами государственного управления в области сельского хозяйства являются стабилизация и развитие агропромышленного производства, обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации, улучшение продовольственного обеспечения населения, поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, сближение уровней дохода работников сельского хозяйства и промышленности, защита отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.
Таким образом, управление агропромышленным комплексом включает трехуровневую систему органов управления в аграрной сфере: федеральный, региональный (субъектов Федерации), муниципальный (органов местного самоуправления). Государственное управление отличается от регулирования тем, что регулирование не предполагает прямое подчинение субъектов регулирования, скорее речь идет о создании условий, правил, норм поведения для достижения поставленных целей и задач. Регулирование предполагает широкое использование экономических методов.
6. Изучение проблем государственного управления агропромышленным комплексом в Российской Федерации позволило сделать вывод о том, что государственное управление агропромышленным комплексом нуждается развитии. Традиционно управление в агропромышленном комплексе рассматривается как способ обеспечения законности и целесообразности в государственном управлении. Поэтому логичным является представление социально-правовой цели контроля как достижение законности и целесообразности деятельности государственного аппарата.
Однако в условиях современного жесточайшего экономического кризиса на одно из первых мест выступает эффективность государственного управления. В нынешнем понимании Правительства Российской Федерации эффективность включает в себя не только рациональное расходование бюджетных средств, но и оптимизацию, и сокращение неэффективных государственных функций, устранение их дублирования, совершенствование про-цессов принятия и исполнения решений с целью разумного сокращения согласительных процедур и повышения ответственности головного ведомства за конечный результат, внедрение в деятельность органов власти методов проектного управления, снижение объемов документооборота, максимальный его перевод в электронный вид.
I. Законы и иные нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. // Соб-рание законодательства РФ. - 2017. - № 4, ст. 445
2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136- ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ,2016, № 44, ст. 4147
3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 07.03.2017) //Собрание законодательства РФ, 2017, № 1 (часть 1), ст. 16
4. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Собрание за¬конодательства РФ. - 2017. - № 4, ст. 445
5. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собра-ние законодательства РФ, 2015, № 14, ст. 2008
6. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Собрание законода-тельства РФ, 2017, № 15 (Часть I), ст. 213
7. Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ (ред. от 03.07.2016)»Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // Собрание законодательства РФ, 2016, № 27 (часть II), ст. 4294
8. Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» // Собрание законодательства РФ, 2016, № 52 (часть 1), ст. 5276
9. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 07.12.2016) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собра¬ние законодательства РФ,2016, № 50, ст. 7077
10. Указ Президента РФ от 25.07.2013 № 645 «Об упразднении Фе-деральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утра-тившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» // Соб-рание законодательства РФ, 2013, № 30 (часть II), ст. 408
11. Указ Президента РФ от 04.03.2011 № 270 (ред. от 25.07.2013) «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере фи¬нансового рынка Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ,2013, № 30 (часть II), ст. 4086
12. Указ Президента РФ от 24.09.2007 № 1274 (ред. от 05.12.2014) «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // Соб-рание законодательства РФ», 08.12.2014, № 49 (часть VI), ст. 6931.
13. Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 157 (ред. от 30.09.2016)»Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2016, № 15, ст. 2072
14. Постановление Правительства РФ от 15.07.2013 № 598 (ред. от 25.05.2016) «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сель¬ских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ, 2016, № 24, ст. 3525.
15. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017) О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // Собрание законодательства РФ», 20.02.2017, № 8, ст. 1245.
II. Материалы судебной практики:
1. Определение Конституционного Суда РФ от 08.12.2011 № 1624- О-О // КонсультантПлюс.2017.
2. Определение Верховного Суда РФ от 22.12.2016 № 4-АПГ16-42// КонсультантПлюс.2017.
3. Решение Верховного Суда РФ от 19.10.2016 № АКПИ16-821 // КонсультантПлюс.2017.
4. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 24.01.2017 № АПЛ16-580// КонсультантПлюс.2017.
III. Специальная литература:
1. Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Черноморец А.Е. Теоретические проблемы совершенствования аграрного законодательства // Аграрное и зе¬мельное право. 2017. № 4.
2. Барциц И.Н. Реформа государственного управления в России: правовой аспект. М.: Формула права, 2008.
3. Благов Ю.В. Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации: проблемы конституционности // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 12.
4. Братановский С.Н. Административное право. Особенная часть: учебник. М.: Директ-Медиа, 2017.
5. Братановский С.Н., Закурдаева А.Ю. Функциональный анализ деятельности органов исполнительной власти // Аграрное право. 2017. № 2.
6. Еремина О.Ю. О правовых проблемах оценивания органов госу¬дарственной власти // Журнал российского права. 2016. № 11.
7. Замолоцких Ю.Н. Нормативно-правовые аспекты контроля за реализацией межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти Российской Федерации // Государственная власть и местное само-управление. 2016. № 10.
8. Занко Т.А. Анализ изменений системы и структуры федеральных органов исполнительной власти (2004 - 2016 гг.) // Административное и му¬ниципальное право. 2016. № 8.
9. Зубарев С.М. О содержании целей и принципов контроля в госу¬дарственном управлении // Административное право и процесс. 2016. № 11.
10. Ибрагимов Р. Банкротство сельхозорганизаций // ЭЖ-Юрист. 2016. № 20.
11. Кандрина Н.А. Конституционно-правовые основы регулирования отношений в сфере предоставления государственных услуг органами власти субъектов Российской Федерации // Российская юстиция. 2016. № 11.
12. Кайль Я.Я. Административная регламентация публичного управ¬ления: состояние, проблемы, перспективы // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 11 (242).
13. Козырь М.И. Правовые проблемы развития агропромышленного комплекса России // Журнал российского права. 2010. № 4.
14. Кутовой Д.А. Правовой сервис как функция государственного управления в информационном обществе // Государственная власть и мест-ное самоуправление. 2016. № 4.
15. Лейбо Ю.И., Толстопятенко Г.П., Экштайн К.А. Права и свободы человека и гражданина. М.: ЭКОМ, 2010.
16. Мицкевич Л.А. Административное право: Хрестоматия. Красно-ярск: СФУ, 2017.
17. Положихина М.А. Организация государственного управления в современной России: структура, технологии, оценки. М., 2016.
18. Понкин И.В. Теория государственного управления: содержание понятия «порядок» // Административное право и процесс. 2016. № 11.
19. Попова Н.Ф. К вопросу о функциях федеральных органов испол¬нительной власти // Административное право и процесс. 2016. № 12.
20. Правовое регулирование государственного контроля: Моногра-фия / Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М.: ИЗиСП; Анкил, 2012.
21. Правовое обеспечение государственного управления и исполни-тельная власть: учебник для магистров / Э.П. Андрюхина, И.В. Ахрем, Н.Н. Бакурова и др.; под ред. С.А. Старостина. Москва: Проспект, 2017.
22. Сапоткина Т.И. Споры в отношении земель сельскохозяйствен-ного назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного фонда // Арбитражные споры. 2016. № 4.
23. Симонова О.А. Пределы свободного ценообразования при реали¬зации сельскохозяйственной продукции (по материалам судебной практики) // Адвокатская практика. 2016. № 5.
24. Талапина Э.В. Государственное управление: проблемы и пер-спективы правового регулирования // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 3; № 4.