ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫОЙ ШКОЛЕ 6
1.1 Понятие, содержание и методы обучения одаренных детей на
современном этапе 6
1.2 Проблемы одаренных детей в общеобразовательной школе 15
1.3 Особенности обучения одарённых детей в общеобразовательной школе 23
Выводы по I главе 31
ГЛАВА II. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 33
2.1 Методы выявления и диагностики одаренных детей
2.2 Организация исследования. Описание методик 33
2.3 Результаты исследования 35
Выводы по II главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ
Вопрос одаренности является одним из наиболее интересных и загадочных в педагогике и психологии. Проблемой одаренности интересовались педагоги, психологи, родители на протяжении столетий. Однако именно в настоящее время наблюдается значительный рост и развитие новых технологий, а поэтому возросла потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему.
Актуальность темы нашего исследования состоит в том, что на сегодняшний день проблема выявления и развития одаренности у детей, а также условия их воспитания на уровне школы и семьи стоит очень серьезно и насущно.
Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования. Такая постановка цели актуальна, когда речь идет об одаренных детях, представляющих собой особую ценность для общества.
Исследователи развития современного образования Б.М. Бим-Бад, Б. С. Гершунский, В. И. Загвязинский, В. А. Караковский, М. М. Поташник и др. справедливо полагают, что перед школой, перед педагогами сейчас встала проблема воспитания цельной нравственной личности, находящейся в согласии с миром и с собой. Тем более что зависимость самого существования жизни на Земле от разума человека становится всё очевиднее.
Особое значение для современной школы приобретают вопросы обучения, развития и воспитания одаренных детей. Сегодня проблема обучения таких детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области деятельности.
У одарённых детей особенно проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности, которая позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс самообучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, к достижениям в области искусства или спорта, к активному умственному труду и самопознанию.
Проблеме изучения одаренности посвящено множество трудов таких ученых как, М.А. Холодная, Ю.З. Гильбух, С.Л. Рубенштейн, В.А. Крутецкий, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков, В.В. Клименко и др.
Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные психологи. Известны крупные исследования в области психологии творческой одаренности американцев Дж.Гилфорда, П.Торренса, Ф.Баррона, К.Тейлора. На основе идей психологов Дж.Кэррола и Б.Блума их последователями была разработана методика обучения одаренных детей. Изучением особо одаренных детей занимался Ж.Брюно. «Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика».
Проблемы одаренности изучали отечественные психологи: Матюшкин А.М. в работе «Концепция творческой одаренности» и др., Шумакова Н.Б. в ряде своих работ, Чистякова Г.Д. в статье «Творческая одаренность в развитии познавательных структур», Юркевич В.С. в «Проблемах диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога".
Объектом исследования являются одаренные дети в общеобразовательном процессе школы.
Предмет исследования - процесс обучения одаренных детей в общеобразовательной школе.
Цель данной работы - выявление особенностей обучения одаренных детей в общеобразовательной школе.
Исходя из цели данной работы были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть основные понятия, содержание, методы одаренности;
- отразить проблемы, связанные с детской одаренностью;
- описать методы выявления и диагностики одаренных детей;
- провести исследование по выявлению направленности
интересов и склонностей, нестандартного мышления обучающихся в условиях общеобразовательной школы.
Основными методами исследования являлись:
1) теоретический анализ литературы отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования;
2) тестирование.
В данной работе, мы обратились к таким методам исследования, которые наиболее соответствуют поставленным задачам и объекту исследования. При этом использовался не один метод, а ряд методов, взаимно дополняющих и контролирующих друг друга.
Гипотеза исследования:
- процесс формирования лидерских качеств будет эффективным при реализации психолого-педагогических условий.
Этапы исследования:
На первом этапе выполнения дипломной работы осуществлялось изучение литературы по проблеме исследования, разрабатывались идеи, гипотеза, задачи исследования, основные теоретические положения.
На втором этапе были изучены особенности обучения одаренных детей и выявлен уровень их нестандартного мышления, разработан план и определена методика экспериментальной работы, её методическое обеспечение. На этом этапе была реализована основная программа экспериментальной работы.
На третьем этапе была проведена статистическая обработка данных, полученных в результате исследования, теоретически осмысленны и оформлены результаты, сформулированы выводы и рекомендации по работе с одаренными детьми.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные могут быть использованы психологами и педагогами при работе с учащимися, учителями-практиками, в том числе в процессе психолого-педагогического консультирования.
Данная работа состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложения
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.
Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.
Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми.
С психолого-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ точки зрения необходимо отметить, что одаренность представляет собой сложный психический объект, в котором неразрывно переплетены познавательная, эмоциональная, волевая, мотивационная, психофизиологическая и другие сферы психики человека.
Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе.
Вторая особенность - познавательная непрекращающаяся активность и высоко развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание у одаренных детей интуитивного и дискурсивного (дискурсивный - рассудочный; обоснованный предшествующими суждениями) мышления (в подавляющем большинстве случаев при доминировании первого над вторым) делает процесс получения новых знаний весьма продуктивным и значимым.
В-третьих, большинству одаренных свойственны большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.
Среди педагогов и психологов существует, как минимум, две точки зрения на обучение одаренных. Согласно одной из них, для обучения одаренных детей необходимо создавать специальные классы и специальные образовательные учреждения. Согласно другой точке зрения, одаренные дети должны обучаться вместе со всеми детьми, иначе они не научатся жить среди «нормальных» людей, общаться и работать с ними.
Пока нет комплексной диагностики, позволяющей определить общую и специфическую одаренность, склонность ребенка к тому или иному виду творчества. Одаренность обнаруживается только тогда, когда ей каким-то образом удалось проявиться и закрепиться. Еще не полностью учитывается тот факт, что в силу личностных особенностей одаренные дети наиболее чувствительны к неадекватным оценкам, несправедливым и негативным воздействиям. В этой области имеется дефицит знаний об особенностях поведения и мышления одаренных детей, их личностном развитии и воспитании.
В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.
Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Вообще массовое образование является одним из наиболее важных институтов современного общества. Это образование по самой своей природе обязано заботиться, в первую очередь, о большинстве учеников. Однако ориентированная на средний уровень школа оказывается не очень хорошо приспособленной для тех, кто сильно отличается от этого среднего уровня как в сторону меньших, так и больших способностей.
К сожалению, еще очень мало сделано для детей, превосходящих свою возрастную норму в различных отношениях. Между тем, именно высоко одаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества, и транжирить таланты является непозволительной ошибкой для развития любого государства.
В настоящее время не существует оптимальных программ для одаренных детей, которые помогли бы избежать им трудностей, либо они не в достаточной степени реализуются. Остается только надеяться, что что-то изменится и у таких детей не будет трудностей в будущем или хотя бы их станет меньше.
1. Бархатова Е. Работа с одарёнными учащимися. // Педагогическая техника. №3, - 2006.
2. Богоявленская, Д.Б. Одаренность: теория и практика. - М., 2008. -
С. 3-20.
3. Богоявленская М.Е. Природа проблем одаренных //Материалы дискуссии Международной конференции «Рабочая концепция - в практику образования» //Одаренный ребенок. 2004, №4, С.74-83, 92-97.
4. Богоявленская Д.Б. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. - М.: Изд-во «Открытый университет», 2005. - С.88-150.
5. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979.
6. Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. - 1995.- №4.- с.73.
7. Вульфсон В.Л. Сравнительная педагогика: история и
современные проблемы / В.Л. Вульфсон. - М.: изд-во УРАО, 2003.
8. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети / Ю.З. Гильбух. - М., 2005.
9. Гончарова О.В. Развитие потенциала личности одаренного ребенка // Начальная школа: плюс до и после. - 2003. - N10. - С. 24-27.
10. Горбунова И.А. Одаренные дети в начальной школе // ПрОблемы выхавання. - 2003. - Ы2.-С.53-70.
11. Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. - Москва-Челябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993. - 40 с.
12. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - СПб., 2001.
13. Еремкин А.И. Школа одаренности. - М., 2003.
14. Кулемзина, А. Кризисы детской одаренности / А. Кулемзина // Шольный психолог 2002. - №7. - С.5-9.
15. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Н.С. Лейтес. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 320 с.
16. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.
17. Лейтес Н. Что значит "одаренный ребенок"? // Искусство в
школе. - 2003. - N3.-O3-7.
18. Леднева, С.А. Детская одаренность глазами педагогов / С.А.
Леднева Начальная школа 2003. - № 1. - С.80-82.
19. Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными
детьми подросткового возраста. // Журнал практического психолога.- 1998.- №3.- с84.
20. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М.,1992.
21. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. // Вопр. психологии. - 1989. - №6. - с.29—33
22. Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. для учителя: Пер. с нем.- М., Просвещение,
1989. - 160 с.
23. Моренко Е.С. Становление личности творчески одарённого ребёнка. // Одарённый ребёнок. - 2005, №1.
24. Нарикбаева, Л.К. Особенности организации процесса обучения одаренных детей / Л.К. Нарикбаева. - Алматы, 2003. - 156 с.
25. Одаренные дети. Пер. с англ./ Под общ. ред. Бурменской Г.В., Слуцкого В.М. - М., Прогресс, 1991. - 383 с.
26. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 2008.
27. Ознобихин А.И.. Проблемы одарённых детей. // Школа. №2, - 2004.
28. Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976.
29. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В. Ушакова. - М.: «ПЕР СЭ», 2008. - С. 8.
30. Психология одаренности детей и подростков: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина и др; под ред. Н.С. Лейтеса - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 336 с.
31. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В. Ушакова. - М.: ИП РАН, 2008. - 96 с.
32. Путляева, Л. О задатках и способностях / Л. Путляева // Дошкольное воспитание, 2006, №4. - 2006. - С.43-45.
33. Савельев, А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства / А.И. Савельев. - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 220 с.
34. Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе / А.И. Савенков. - М.: «Академия», 2008. - 232 с.
35. Савенков А. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. - 1999. - N9.-C183-185.
36. Седов А. Биология одаренности // Лицейское и гимназическое образование. - 2002. - N2.-C41-50.
37. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студ. высш. учебн. завед./авт.-сост, Л.В.Мардахаев., М., 2002.
38. Сонин, В.А. Методика самооценки эмоциональных состояний (А.Уэссман и Д.Рикс). Психодиагностическое познание профессиональной деятельности / В.А. Сонин. - СПб., 2004. - С.94-96.
39. Тейлор К. Интеллект: проблемы одаренности. Пер. с англ. Наука.1976.
40. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1982.
41. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. С.-П.., 1997.- 35 с.
42. Хеллер К.А. Диагностика и развитие одарённых детей и подростков. Основные современные концепции творчества и одарённости. Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 1997.
43. Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя / А.В. Хуторской. - М.: ВЛАДОС, 2007.
44. Черноголовая Н.Н. Программа работы с одарёнными детьми. // Образование в современной школе. №7,- 2004.
45. Чистякова Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур. // Вопр. психологии. - 1991.- №6.- с.103.
46. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей. - М.: МОДЭК, 2004.
47. Щебланова Е.И. Трудности в учении одарённых детей. // Одарённый ребёнок. №3, - 2005.
48. Юркевич, В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Книга для учителей и родителей / В.С. Юркевич. - М.: Просвещение, Учебная литература, 2008. - 136 с.
49. Юркевич В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога. // Школа здоровья. - 1997.- №1.- с.59.
50. http://lyceum-6.edusite.ru/p88aa1.html