Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Гражданские инициативы в дискурсе СМИ: региональный аспект

Работа №87381

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы70
Год сдачи2012
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
33
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
РАЗДЕЛ 1. СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ: КАТЕГОРИЗАЦИЯ И СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ 11
РАЗДЕЛ 2. МЕЖЛИЧНОСТНОЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ДОВЕРИЕ:
ВТОРИЧНЫЙ АНАЛИЗ ДАННЫХ 16
РАЗДЕЛ 3. СМИ В СИСТЕМЕ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА
ГРАЖДАНСКИХ ИНИЦИАТИВ В Г. КАЗАНИ 23
РАЗДЕЛ 4. ОБРАЗ ГРАЖДАНСКИХ ИНИЦИАТИВ Г. КАЗАНИ:
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОДУКТОВ МАСС-МЕДИА 28
РАЗДЕЛ 5. ОТНОШЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ Г. КАЗАНИ К ГОСУДАРСТВЕННЫМ
ИНСТИТУТАМ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВЕННЫМ ИНИЦИАТИВАМ:
РЕЗУЛЬТАТЫ ЗОНДАЖНЫХ ДИСКУССИЙ 47
БИБЛИОГРАФИЯ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 63


Вопрос о существовании в России гражданского общества1, поставленный на повестку дня несколько десятилетий назад, и по сей день можно считать открытым и дискуссионным. Сторонники полярных точек зрения относительно наличия гражданских институтов и инициатив пытаются выстроить доказательную базу. При этом первые апеллируют к современной политической обстановке, в пространстве которой возникновение инициативы снизу было бы возможным и успешным. Вторые ссылаются на функционирование значительного числа некоммерческих организаций. Так или иначе, наблюдающийся в последнее время рост протестной активности и возникновение различного рода объединений граждан, будь то собственники жилья или, например, экологические движения, наводит на мысли о динамическом характере процессов гражданской сферы. Вне зависимости от эффективности и результативности подобных движений, они являются акторами социально-политического пространства и несут определенный посыл в «массы». Например, протестные акции всегда привлекают внимание и вызывают одобрение, в особенности, когда выдвигаемые требования оказываются понятными большинству граждан [10].
Опросы населения, проведенные центрами изучения общественного мнения, показали, что 48 % респондентов испытывают в той или иной степени ответственность за то, что происходит в их населенном пункте, 52 % - в стране в целом; 52 % россиян относят себя к людям, готовым объединяться с другими людьми для каких-либо совместных действий, если их идеи и интересы совпадают, против 27 %, ответивших, что они не готовы объединяться. Среди так называемых «людей XXI века» доля готовых объединяться составляет 65 % (портрет «людей XXI века» по версии Фонда Общественное Мнение представлен в Приложении 6). При этом значительная часть принимавших участие в опросе заявили - в нашей стране среди людей больше несогласия и разобщенности (74 %) и в отношениях с людьми нужно быть осторожными (83 %) [29]. Подобные показатели могут свидетельствовать об осторожном отношении к гражданским инициативам, которое приводит к низкому уровню общественной активности.
На мобилизацию общественных групп влияют самые разнообразные факторы, среди которых и степень межличностного и институционального доверия, отношение деятельности органов государственной власти, социальное самочувствие, отношение к протестной и социальной активности в целом, установок граждан и готовности участвовать в «низовых» инициативах и др.
Ключевыми при исследовании динамики развития гражданских инициатив являются вопросы доверия. Доверие рассматривается на трех уровнях - межличностном, общественном и институциональном. Если на личностном уровне доверие складывается из непосредственного общения на близких социальных дистанциях, то общественное доверие и доверие институтам власти формируется на дальней социальной дистанции. Исследователи говорят о разрыве между первым и остальными уровнями доверия. «На ближней социальной дистанции люди склонны доверять и помогать друг другу. Однако этот потенциал пока практически не задействован общественными организациями», - отмечают Г. Градосельская и Е. Петренко [6].
Согласно феноменологической и интеракционистской традиции характер взаимодействий определяется не только объективными параметрами (коммуникативные каналы, частота, время и место взаимодействия и т. д.), но и субъективным восприятием собеседника. Ментальные схемы, возникшие в результате первичного знакомства общающихся сторон, могут в корне изменить ход взаимодействия и результат. При этом мнение не всегда формируется, исходя из непосредственного взаимодействия и общения. Часто информационными посредниками между государством и обществом, между отдельными социальными группами выступают индивиды, общественные организации, группы влияния и средства массовой информации.
СМИ, несмотря на возрастающую конкуренцию с новыми медиа, не сдают позиции и продолжают играть значительную роль в формировании общественного мнения. При этом эмоционально окрашенные сообщения СМИ способны формировать не только нейтральные мнения, но и предрассудки, устойчивые установки, не поддающиеся изменению при помощи логических аргументов (так называемые аффективные установки). Более того, информация, противоречащая стереотипам индивида, может не только не устранить их, но напротив закрепить.
Согласно опросам, проведенным Всероссийским центром изучения общественного мнения, с 2008 г. на 10% увеличилось число людей, доверяющих информации, полученной из ближайшего социального окружения (с 24% в 2008 г. до 33 % в 2011). Тем не менее, масс-медиа остаются ключевым источником информации для половины россиян: 53 % опрошенных больше доверяют информации, получаемой из СМИ [30].
И. Мерсиянова, сотрудник Лаборатории Исследований Гражданского Общества НИУ-ВШЭ, сгруппировала регионы РФ по номинальной шкале, взяв за основу интегральный индекс благоприятности развития гражданского общества: 1)
очень неблагоприятные; 2) неблагоприятные; 3) скорее неблагоприятные, чем благоприятные; 4) скорее благоприятные, чем неблагоприятные; 5) благоприятные; 6) очень благоприятные. Индекс складывался, исходя из таких показателей, как: основания для сплочения; виды добровольческой деятельности; распространенность ощущения безопасности; известность общественных и других некоммерческих организаций, гражданских инициатив и др. Республика Татарстан входит в 4- ую группу регионов, то есть предпосылки развития гражданского общества в республике можно в той или иной степени считать благоприятными [6]. Существенная доля общественных инициатив приходится на столицу республики - в Казани за последние десятилетия заметен рост не только общественных организаций, но и движений, некоторые из которых имеют протестную форму.
Тем не менее, становление гражданских институтов в Казани и их освещение в СМИ малоизучено. Как правило, подобные исследования проводятся в рамках прикладной социологии с целью ответить на конкретные вопросы заказчика. В русле академической социологии проводятся исследования по изучению социальных сетей.
В рамках данного исследования поставлена следующая цель: определить обобщенный портрет гражданских инициатив, складывающийся из представления в СМИ и восприятия жителями г. Казани.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие
исследовательские задачи:
1) выявить социально-психологические законы восприятия политической ситуации в России;
2) провести вторичный анализ данных массовых опросов, касающихся вопроса доверия-недоверия граждан государственным институтам власти;
3) рассмотреть основные факторы, влияющие на взаимодействие между государственными органами и общественными институтами, в том числе и СМИ;
4) провести собственное количественное и дискурс-аналитическое исследование материалов общефедеральных, региональных, республиканских и городских СМИ, в которых затрагивается исследуемая проблематика;
5) провести пилотажное исследование отношения отдельных социальных групп г.
Казани к органам власти и гражданским инициативам по качественной стратегии.
Объектом исследования являются общественные инициативы, предпринимаемые активистами в г. Казани.
Предметом исследования стал образ общественных инициатив и их последователей, конструируемый СМИ, и их преломлении в сознании горожан.
Источники теоретической базы исследования можно условно разделить на четыре блока:
1. Научные труды, посвященные теоретическим аспектам становления гражданского общества. Наибольший интерес представляет коллективная монография «Гражданское общество современной России. Социологические зарисовки с натуры», являющаяся результатом совместного сотрудничества ФОМа и НИУ-ВШЭ [6]. Исследование базируется на опросе 34 ООО россиян в 68 субъектах РФ. Стратегия восхождения от эмпирического исследования к теории позволила авторам выявить закономерности возникновения общественных инициатив, отношения к ним как инициативных групп, так и широких слоев населения. Что касается работ, затрагивающих непосредственно взаимоотношения государственных и гражданских институтов, то они представляют собой исследования вопросов доверия-недоверия в российском обществе (В. Звоновский, Г. Еремичева, Ю. Симпура, Н. Зоркая, Ю. Веселов, Е. Капустина), изучение различных аспектов становления гражданского общества (Г. Градосельская, Е. Петренко, О. Оберемко, П. Лебедев), анализ образа российской властной элиты (Е. Шестопал, Н. Романович, Е. Букреева и др.).
2. Источники, раскрывающие проблему выстраивания коммуникаций/взаимодействия. В данном случае мы опирались как на работы, написанные в сфере социальной психологии, так и труды, касающиеся социологии общественного мнения и социологии массовых коммуникаций. Так, важную роль сыграла работа Аронсона Э., Уилсона Т. и Эйкерт Р. «Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме» [4]. Что касается социологии общественного мнения, здесь большой интерес представляет монография Липмана У. «Общественное мнение», в которой представлены основные проблемы, понятия и изложен интеракционистский взгляд на коммуникации в системе «общество-СМИ». У.Липман также затрагивает проблему структурирования отношений в социальной реальности посредством построения «мы» и «они»- групп, которое происходит под воздействием продуктов масс- медиа [12].
3. Работы, анализирующие конструирование СМИ повестки дня, в частности труд Ясавеева И. Г. «Конструирование социальных проблем средствами массовой коммуникации» [27], а также статья «Do media matter? A social construction model of stereotypes of foreigners» (Elza Ibroscheva, Jyotika Ramaprasad) [28].
4. Источники, позволяющие разработать методику дискурс-анализа. При проведении дискурс-анализа за основу была принята методика, разработанная Ван Дейком Т. А., изложенная в монографии «Язык. Познание. Коммуникация» [9].
5. Литература, посвященная качественным стратегиям в социальных исследованиях. За основу была принята работа Мельниковой О. Т. «Фокус-группы: Методы, методология, модерирование» [14], а также сборник статей «Качественные методы в полевых социологических исследованиях» под редакцией Штейнберга И. Е. [11]
В эмпирическую базу исследования входят:
1. Результаты массовых социологических опросов населения, проведенных всероссийскими центрами изучения общественного мнения.
2. Результаты конкретного социологического исследования материалов СМИ (статистический анализ и дискурс-анализ СМИ).
3. Результаты пилотажного исследования ментальных схем жителей г. Казани относительно гражданских инициатив, проведенного по качественной стратегии.
В соответствии с поставленными целью и задачами работа состоит из введения, четырех разделов, заключения и библиографии.
В первом разделе рассматривается социально-психологическая составляющая отношений, восходящая от личностного уровня к уровню общественному: категоризация окружающих в группы, стереотипизация и стигматизация.
Во втором разделе представлен вторичный анализ социологических данных ФОМа и ВЦИОМа, проводивших с 2005 по 2012 гг. опросы с целью выявления межличностного и институционального доверия в российском обществе.
В третьем разделе проводится целостный анализ объекта исследования, рассматривается место средств массовой информации в системе факторов, влияющих на формирование образа гражданских инициатив в общественном сознании.
В четвертом разделе содержатся результаты количественного и дискурс-анализа материалов СМИ за первый квартал 2012 года.
В пятом разделе представлены результаты зондажного исследования, проведенного по качественной стратегии. В рамках данной работы в качестве основного метода были апробированы открытые групповые дискуссии. Целью их проведения стало выявление представлений о гражданских инициативах жителей города Казани через отношение к сложившейся социально-политической обстановке в стране, определение уровня общественного и институционального доверия.
В заключении в соответствии с целью представлены выводы на основе проведенного исследования.
Общий объем дипломной работы 62 страницы. Дипломная работа иллюстрирована двумя диаграммами; двумя таблицами; шестью приложениями. Библиографический список включает 30 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Аберкромби, Н. Социологический словарь: Пер. с англ. / Аберкромби Н., Хилл С., Теренер Б. С. - М.: Экономика, 2004. - 620 с.
2. Андерсон, Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. - М.: «Канон-пресс-Ц», «Кучково поле». — 288 с.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 376 с.
4. Аронсон, Э. и др. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме / Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. - СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2004. - 560 с.
5. Белановский, С. А. Индивидуальное глубокое интервью. М.: Кикколо- Медиа, 2001. - 320 с.
6. Гражданское общество современной России. Социологические зарисовки с натуры / Отв. Ред. Е. С. Петренко. М.: Институт Фонда «Общественное мнение». 2008. - 392 с.
7. Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования.
- М.: Политиздат, 1987. — 368 с.
8. Девятко, И. Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998. -208 с.
9. Дейк, Т.А. ван. Анализ новостей как дискурса // Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация.- Благовещенск: БГК им. И.А.Бодуэна де Куртене, 2000. - С.190¬227.
10. Климов, И. А. Деньги вместо льгот. История и значение протеста // Социальная реальность. 2006. № 12. - С. 92-97.
11. Ковалев Е. М. и др. Качественные методы в полевых социологических исследованиях / Ковалев Е. М., Штейнберг И. Е. - СПб.: Алетейя, 2009. - 356 с.
12. Липман, У. Общественное мнение. М.: Институт Фонда
«Общественное мнение», 2004. - 384 с.
13. Маклюен, М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. - М.: КАНОН- пресс-Ц, Кучково поле, 2003. - 464 с.
14. Мельникова, О. Т. Фокус-группы: Методы, методология,
модерирование. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 320 с.
15. Михалёва, О. Л. Политический дискурс: способы реализации
атональности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rus-
lang.isu.ru/about/group/mikhaleva/state2/(26 мая 2012 г.).
16. Назаров, М.М. Массовая коммуникация и общество. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://psyfactor.org/lib/nazarovl.htm(09 мая 2012).
17. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М.: Прогресс-Академия, 1996. - 352 с.
18. Общественная роль социологии / под ред. П. Романова и Е. Ярской- Смирновой.
- М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2008. - 176 с.
19. Общество и власть в условиях политического кризиса: доклад Центра стратегических разработок Комитету гражданских инициатив А. Кудрина [электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.vedomosti.rU/politics/news/l779365/mirnvi ishod maloveroyate n (29 мая 2012 г.).
20. Рабочая книга социолога / отв. ред. Г. В. Осипов [электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.socd.umv.kiev.Ua/LIB/PUB/0/OSIPQV/workbook.pdf(20 мая 2012 г.).
21. Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия / Пер. с англ.; сост. И. Г. Ясавеев. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2000. - 224 с.
22. Федотова, Л. Н. Анализ содержания - социологический способ изучения печати, радио и телевидения // Вести. Моск. ун-та. Cep.ll, Журналистика. 1969. № 4. - С. 57 - 65.
23. Федотова, JI. Н. Контент-аналитические исследования средств массовой информации и пропаганды / Учебно-метод. пособие. - М., 1988.-77 с.
24. Федотова, JI. Н. Социология массовой коммуникации. - СПб.: Питер, 2003, — 400 с.
25. Цаллер, Дж. Происхождение и природа общественного мнения. - М.: Ин-т Фонда "Общественное мнение", 2004. - 559 с.
26. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М.: Добросвет, 1998. - 596 с.
27. Ясавеев, И. Г.. Конструирование повестки дня: социальные проблемы российского общества в новостях федеральных телеканалов // Управление общественными и экономическими системами. 2007. № 1. - С. 1-7.
28. Ibroscheva Elza, Jyotika Ramaprasad. Do media matter? A social construction model of stereotypes of foreigners, [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.immi.se/intercultural/nrl6/ibroscheva.htm(26 марта 2011).
29. www.fom.ru- сайт Фонда Общественное мнение.
30. www.wciom.ru- сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ