Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Диверсификация практик исламофобии в современном российском обществе

Работа №87377

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы48
Год сдачи2013
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
161
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Ислам и исламофобия в позднесовременном обществе 9
§1. Исламофобия в современном социуме: сущность, практики и возможности изучения 9
§2. Ислам в Российской Федерации и Республике Татарстан: общая статистическая и социологическая оценка 17
Глава 2. Мусульманская жизнь и исламофобия в столице Татарстана: опыт эмпирического исследования 25
§1. Мусульмане в Республике Татарстан и за её пределами: сравнительный анализ повседневных практик 25
§2. Жизненный мир верующего мусульманина города Казани: восприятие исламофобии 35
Заключение 44
Список использованных источников и литературы 48
Приложение. Топик-гайд глубинного интервью 53


В условиях господства атеизма в годы советской власти религиозная идентичность человека была незаметна в публичном пространстве. Ситуация в корне изменилась после распада Советского Союза, когда население Российской Федерации получило конституционное право на свободу совести и вероисповедания, и могло применить его на практике, в повседневной жизни. Начался религиозный ренессанс, в том числе и исламское возрождение. Одна из особенностей ислама заключается в том, что он требует от своих последователей соблюдение определенных норм, в частности, это
касается одежды правоверных. За счет этого исламское возрождение более заметно. На улицах стали появляться женщины в символических головных уборах и длинных юбках. Для описания данной ситуации стали использовать термин «исламский бум», «исламизация». «Исламский бум» или «исламский ренессанс» - это возрастание роли ислама в социально-политической жизни государства, бурное вторжение ислама в международные отношения и повседневную жизнь народов немусульманских стран.
Исламский ренессанс повлек за собой многоплановые реакции, в том числе и негативные, одной из которых является исламофобия. Она в последние годы стала довольно популярной темой для обсуждения в средствах массовой информации. Объективные события, такие как террористические акты, как на территории нашей страны, так и за её пределами, поддерживают постоянное внимание к данному вопросу. Террористические акты на 90% совершаются теми, кто имеет отношение к исламу. Это дает основание населению опасаться всех представителей ислама, в том числе и приверженцев мирных течений.
Одна из основных демографических тенденций конца XX и начала XXI вв. сводится к тому, что потоки иммигрантов, большей частью идентифицирующих себя с мусульманской культурой, поселяются в европейских странах в поисках лучших условий для существования. Это приводит к тому, что местное население начинает «неуютно» себя чувствовать рядом с прибывшими, которые обладают чуждой для европейского взгляда культурой. По отношению к ним возникает непонимание и неприятие, которые подогреваются транслируемыми в СМИ сообщениями о террористических актах, «совершенными мусульманами». Вполне естественно, что на бытовом уровне растут конфликтные случаи между представителями двух культур, а в аналитической среде все больше говорят о росте исламофобии - увеличении числа людей, боящихся мусульман. Однако можно ли сводить термин «исламофобия» к такому буквальному его пониманию?
Вышеупомянутые процессы приводят к конкретным действиям властей, которые предпринимают попытку остановить рост исламофобии и защитить ценности светского государства. Например, во Франции был принят запрет на ношение паранджи (мусульманского женского головного убора, закрывающего лицо женщины). Однако где находится грань между ценностями светского государства и ограничениями свободы вероисповедания?
На территории европейской части Российской Федерации протекают абсолютно идентичные процессы: потоки иммигрантов вызывают схожие чувства непонимания и неприятия у коренного населения, которое до этого в повседневной жизни настолько близко не сталкивалось с мусульманской культурой. Это проявляется, например, в нежелании допустить строительство мечетей поблизости от своего дома.
В межконфессиональных отношениях на территории Республики Татарстан так же есть «проблемные» моменты. При проведении исследования «Состояние и динамика межэтнических и межконфессиональных отношений в Республике Татарстан» сотрудниками кафедры социологии Казанского федерального университета был задан вопрос «Сталкивались ли вы и ваши близкие с фактами унижения и ущемления в правах по признаку вероисповедания в последние годы?». В ответах респондентов- мусульман встречались различные примеры ущемления, например, запреты на ношение платка или отказ в приеме на работу по причине вероисповедания. Как интерпретировать полученные данные? Являются ли эти примеры проявлениями исламофобии? Если под исламофобией понимать социальную практику исключения и негативного реагирования на мусульман и ислам в целом, то можно говорить о том, что в республике исламофобия есть. Тогда каким образом можно объяснить её существование? Самым универсальным объяснением этого явления можно назвать то, что на территориях, где ислам не является исторически традиционным, или где мусульмане являются меньшинством, ислам воспринимают как «чуждое» явление, что влечет за собой неприятие и ущемление мусульман. Однако в Татарстане почти пятьсот лет мирно сосуществуют две самые крупные на территории нашей страны религии - христианство и ислам. Получается, что обоснованных объяснений возникновения практик исламофобии на территории республики нет. В рамках данной работы мы попытаемся ответить на вопрос, каковы повседневные практики исламофобии, какими особенностями обладает исламофобия в Республике Татарстан, и каковы причины её возникновения.
Объектом исследования является исламофобия в современном российском обществе.
Предмет исследования - особенности проявления исламофобии в публичном пространстве российского общества на примере Республики Татарстан как территории традиционного распространения ислама.
Целью данной дипломной работы является выявление сущности, разнообразия проявлений и причин повседневных практик исламофобии в российском обществе на примере Республики Татарстан.
Научная значимость представляется в обозначении новых аспектов существования феномена исламофобии, в формировании более полной картины религиозной жизни и межконфессиональных отношений в республике.
Анализ литературы и источников по выбранной теме показал, что наиболее полно разработана сфера изучения истории и теории мусульманской религии. В отечественной литературе широко представлены работы, посвященные вопросам ислама как религии, например, историческим аспектам сосуществования религий (А.Каппелер ), мусульманам (А.А.Сухопаров), причинам возрождения ислама в наше время (А.Мирзахмедов), ценностям ислама (А.С.Антипова4) и т.д. Подробно раскрыта тема религиозной идентичности мусульман в работах отечественных исследователей, включая и республиканских, в частности в работах Л.В.Сагитовой3, P.P.Сафина, О.П. Юрис. Однако, тема нарастания практик исламофобии в современном российском обществе далеко не полностью исследована на данный момент, в Республике Татарстан эта тема не затрагивалась вовсе. Можно назвать не так много авторов, которые обращаются к изучению данного феномена - С.Н. Абашин, А.В. Крымин и Г.В. Энгельгардт, Л. Гатагова, А. Малашенко. Стоит отметить, что работы первых исследователей исламофобии до сих пор не были переведены на русский язык. Слабо представлены, а иногда и полностью отсутствуют, точные данные статистического характера, например, о количестве мусульман на территории РФ, или о количестве мечетей. Таким образом, можно говорить, что феномен исламофобии в Республике Татарстан не изучен и представляет широкий простор для исследовательской деятельности.
В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:
1) выявить сущность и причины феномена исламофобии;
2) выявить основные виды исламофобии, сферы ее проявления и действия;
3) через анализ количественных и качественных показателей функционирования ислама в Республике Татарстан показать его место и роль;
4) с помощью качественного анализа публикаций средств массовой информации определить формы исламофобии, вызывающие публичную реакцию;
5) провести опрос жителей города Казани в рамках качественной стратегии анализа с целью определения распространенности повседневных частных примеров исламофобии как социальной практики;
6) провести включенное наблюдение с целью определения специфики отношения к девушкам-мусульманкам, которые носят хиджаб.
Основной гипотезой работы является предположение, что в Республике Татарстан существует исламофобия, и в «мусульманском» регионе протекают сходные «исламофобские» процессы, как и во всей России в целом.
Данная работа основывается на вторичном анализе данных, полученных другими исследователями, данных опроса населения, проведенных Фондом «Общественное мнение», ВЦИОМ и Левада-Центром, данных опроса населения, проведённого кафедрой социологии КФУ в 2012 г.
В основе дипломной работы также лежит анализ данных, полученных в ходе авторского исследования методом полуформализованного интервью в 2013г. Опрос был проведен в рамках гуманистического подхода, который восходит корнями к понимающей социологии. Анализ публикаций СМИ был осуществлен с помощью контент-анализа. В работе используются авторские исследования: контент-анализ новостных порталов 2011г., дискурс-анализ интернет сайтов mecheti.netи open-letter.ru2012г. Так же работа опирается на данные, полученные в рамках включенного наблюдения в образе девушки- мусульманки в 2013 г.
Дипломная работа отражает логику решения поставленных задач и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников, приложения. Первая глава посвящена рассмотрению ислама и исламофобии в современном российском обществе и в Республике Татарстан. Во второй главе на базе авторского эмпирического исследования анализируется жизненный мир верующего мусульманина в республике, рассматриваются повседневные проявления исламофобии, сравниваются практики верующих мусульман в республики и за её пределами. В приложении представлен топик- гайд глубинного интервью.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исламофобия понимается нами, как идеология и социальная практика исключения верующих мусульман из равноправного российского согражданства и публичной жизни; это практики невключения мусульман в круг ингруппы, а восприятие их как представителей аутгруппы.
Исследователь исламофобии, прежде всего, задается вопросом как именно её изучать. Существуют три вида исламофобии: политическая, исламофобия СМИ и массовая (бытовая). При изучении первых двух видов, безусловно, продуктивными окажутся как качественные, так и количественные методы. В данной работе мы пришли к выводу, что в основе изучения повседневных практик массовой исламофобии должны лежать качественная стратегия сбора и анализа данных, опирающаяся на такие методы, как глубинное интервью, включенное наблюдение, дискурс-анализ. В рамках качественной стратегии, восходящей корнями к понимающей социологии, можно проникнуть в смысл высказываний, понять жизненную ситуацию респондента и выявить проявления исламофобии.
Анализ данных, полученных в результате вторичного изучения уже имеющихся работ по теме и авторских исследований, показал, что в сложившейся ситуации в Республике Татарстан и Российской Федерации в целом есть как сходные моменты, так и различающиеся аспекты. В республике, как и по всей стране, провозглашено верховенство демократических принципов, среди которых - принцип светскости, т.е. разделения религии и государства, сферы религиозной и публичной жизни. В силу объективных событий исторического развития республики, сложилась ситуация поддержания со стороны государства религиозных традиций жителей региона, что в некоторых случаях идет в разрез ценностям светского государства. С одной стороны, разрешено посещать высшие учебные заведения в традиционном одеянии мусульманки, с другой стороны, есть примеры запрета на ношение хиджаба в школе. Верующие мусульмане ждут, что в сфере образования и на рабочем месте будут выделены места для моления, однако, этого не происходит. До 2012 года Татарстан отличался тем, что не было объективных событий, позволявших называть мусульман «террористами», однако летом 2012 года в Казани произошли теракты, которые поставили республику в один ряд с другими проблемными регионами России. Теперь и в местном медийном пространстве ведется обсуждение радикальных течений ислама. В региональных СМИ исламофобия упоминается в подавляющем большинстве статей как явление, присутствующее в обществе, и феномен, с которым нужно бороться. Появляются практики исламофобии в правоохранительных органах, которые задерживают мусульман по подозрению в экстремистской деятельности.
В других регионах мусульмане в среднем составляют около 10% от населения. Согласно статистическим данным мусульман в Татарстане большинство - около 50%. Это создает благоприятную почву для развития предпринимательства, направленного на удовлетворение нужд верующих. В республике развивается сеть предприятий, производящих продукцию «халяль», налажена организация совершения паломничества, существуют различные образовательные программы для мусульман, предлагают медицинские услуги по нормам шариата, в спортивных учреждениях выделяют «мусульманские» дни, по улицам столицы даже ездит «мусульманское» такси. Но не все правоверные считают все это достаточными условиями для благоприятного положения верующих в республике. Как проблемный аспект, прежде всего, называют сферу труда и трудоустройства. Мусульманкам трудно устроиться на работу, соблюдая все каноны своей религии. Работодатели предпочитают сотрудниц, не демонстрирующих открыто религиозную идентичность. Во время самого рабочего процесса сталкиваются как с непониманием, проявляющимся в неформальной среде общения, так и с отторжением необходимости выполнять такие нормы, как совершение молитв в определённое время, соблюдение поста, которое выражается в отказе от приема пищи в течение трудового дня. В сфере питания и медицины, несмотря на возможность найти предприятие, где окажут услугу по всем нормам шариата, у жителей встречается неудовлетворенность тем, что это не везде доступно. Возможно, это объясняется и тем, что подобные услуги предоставляют частные фирмы за дополнительную плату, что предполагает определенную финансовую обеспеченность для потребителей таких услуг. В сфере неформального общения, возникают случаи непонимания исламского запрета на употребление спиртных напитков, что не соответствует традициям празднования светских торжеств. Проведенное нами исследование показало доброжелательность соседских отношений жителей Казани, отсутствие конфликтов в данной сфере.
Исламофобия предполагает дихотомию «мы» и «они», когда мы воспринимаются как «свои, хорошие», а они, как «чуждые, инородные, возможный источник проблем». Косвенно подобное восприятие мусульман доказало авторское включенное наблюдение, в рамках которого было выявлено увеличение социальной дистанции в публичном пространстве.
На основе поделанной работы можно выделить следующие блоки причин, которые способствуют как появлению исламофобии, так и её дальнейшему распространению и росту. Во-первых, это исламский ренессанс, т.е. религиозное возрождение традиций и практик мусульман в публичном пространстве. После распада Советского Союза, была провозглашена свобода совести, и мусульмане, в частности правоверные Татарстана, стали публично демонстрировать свою религиозную приверженность. Это проявилось, например, в ношении мусульманками хиджаба, головного убора, который исторически и традиционно не свойственен региону. Второй блок причин связан с угрозой мирового терроризма, который исходит из мусульманских стран и «прикрывается» исламом. Ислам бурно вторгается в международные отношения, участником которых является и Российская Федерация, поэтому террористическая угроза актуальна и для нашей страны. Как следствие, терроризм - глобальный источник исламофобии. Следующий блок причин связан с предвзятым отношением к мусульманам в средствах массовой информации и в Интернете, что проявляется в неравном освещении условно «положительных» и «отрицательных» событий мира ислама, употреблении в заголовках ставших штамповыми словосочетаний, таких, как например, «исламская угроза» или «исламский террорист». Несмотря на то, что в региональных СМИ ситуация другая, на территории всей республики у жителей есть свободный доступ к федеральным СМИ и Интернету. Как отдельный блок причин можно выделить реакцию государственных и правоохранительных структур на криминальные события лета 2012 года, после чего начались аресты мусульман, и полиция стала дежурить у всех мечетей столицы, что не могло не сказаться на образе правоверных в глазах немусульман города. И самым большим блоком причин исламофобии в регионе можно назвать конфликт ценностей светского государства и принципа свободы вероисповедания. Этот конфликт проявляется повсеместно, охватывает все стороны жизни мусульман: работу, образовательные учреждения, все сферы предоставления государственных и социальных услуг.
Перспективы дальнейшей разработки темы связаны с необходимостью более детального изучения многообразных способов и форм проявления исламофобии как на федеральном, так и на региональном уровнях, механизмов разрешения конфликта между светскими и религиозными ценностями в постсекулярном обществе.



1. Абашин С.Н. Исламофобия // Гуманитарная мысль Юга России. - 2005. - № 1.-С. 20-26.
2. Антипова А.С. Ценности ислама и светского государства в социологическом измерении // Социологические исследования. - 2007. - №3. - С. 111-118.
3. Баширов JI.A. Ислам и этнополитические процессы в современной России (Точка зрения). - М.: РАГС, 2000. - 100 с.
Бокова Н. Существует ли исламофобия в России? - 2010. (10.04.2013)
4. В хиджабе - на уроки? Возрождение дискуссий о школьной форме. Пресс- выпуск ВЦИОМ №2160 (10.04.2013)
5. Васильев JI.C. Ислам и террор // Общественные науки и современность. -2006.- № 1.-С. 83 - 90.
6. Габдрахманова Г.Ф Инновационные ресурсы социально-экономической адаптации татар Татарстана // Консолидирующие идентичности и модернизационный ресурс в Татарстане [Электронный ресурс]. - М.: Институт социологии РАН, 2012.- 149с.
7. Гайнутдин Р. Ислам в современной России. - М.: Фаир-Пресс, 2004. - 322 с.
8. Гараева А.М. Влияние СМИ на формирование исламофобии в современном российском обществе // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского университета 2011 года (сборник статей). Казань: Издательство Казанского университета. 2011. - 568с.
9. Гатагова JI. Между страхом и ненавистью: Исламофобия в России. // Родина. - 2006. - №6.
10. Гузельбаева Г .Я. Религиозные идентичности и практики православных и мусульман // Этничность, религиозность и миграции в современном Татарстане - Казань: Казан, ун-т, 2013. - С. 55 - 74.
11. Ежова Ф. Исламофобия в России и ее виды: частное мнение мусульманского аналитика. - 2007.
(10.04.2013)
12. Ильичев Г. и Клин, Б. В России можно только верить? 2006 г. (10.04.2013)
13. Каппелер А. Две традиции в отношениях России к мусульманским народам Российской империи // Отечественная история. - 2003. - № 7. - С. 129- 135.
14. Королев Л.А., Королева А.А. «Неоджадидизм», «евроислам», «татарский ислам» в постсоветской России:к вопросу о терминах. (10.04.2013)
15. Крымин А.В., Энгельгардт Т.Н. Исламофобия // Отечественные записки. - 2003. - №5
16. Ларина Ю. План на полумесяц // Журнал "Огонёк". - 2009. - №11 (5089).
17. Малашенко А. Ислам для России. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. — 192 с.
18. Мирзахмедов А. Феномен ислама // Социологические исследования. - 2003. -№3. -С.93-95.
19. Мухаметшин P.M. На путях к конфессиональной политике: ислам в Татарстане // Преодолевая государственно-конфессиональные отношения: Сборник статей. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2003. - 279 с.
20. Национальный состав населения Республики Татарстан по
результатам Всероссийской переписи населения 2010 года
(10.04.2013)
21. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 5. - М.: Большая Российская энциклопедия, ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2007. - 512 с.
22. Нурутдинова А.Н. Репрезентация дискурса религиозного экстремизма в республике (кейс-стади по материалам газетной прессы) // Этничность, религиозность и миграции в современном Татарстане - Казань: Казан, ун-т, 2013.-С. 138-165.
23. Опрос Левада-Центра 2010г.
(10.04.2013)
24. Официальный Татарстан, Религия
(10.04.2013) 2008 г.
(10.04.2013)
27. Сагитова Л.В. Поволжский ислам в эпоху глобализации: традиция- реставрация или традиция-инновация? // Вестник Института Социологии. - 2010.-№1.-С. 484 -487.
28. Сагитова Л.В. Региональная идентичность: социальные детерминанты и конструктивистская деятельность СМИ (на примере Республики Татарстан), 2003 г. 29. Сафин P.P. Образ «чужого» в сознании численно доминирующих этнических групп Республики Татарстан // Девиации и контроль: результаты эмпирических исследований девиантного поведения в современной России. — М.: Институт социологии РАН, 2007. - С.265-290.
30. Семенов В. В. Этнические мусульмане и межнациональные отношения в Поволжье // Ислам в России: Взгляд из регионов. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 289 с.
31. Сорокина М. Хиджаб раздора // Ва-банкъ. - 2013. - №12. - С.4.
32. Сотниченко А. Исламофобия в России: история возникновения и современное состояние // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2008. - №6. - С. 32-43.
33. Степанова Н. Пейзаж без минарета // Московский комсомолец. - 2009. - №271. - С.6.
34. Сухопаров А.А. Советские мусульмане: между прошлым и будущим // Общественные науки и современность. - 1991. - № 6. - С. 108-117.
35. Сюкияйнен JI. Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. - М.: Институт государства и права РАН, 1997. - 48 с.
36. Хакимов Р. С. «Евроислам» в межцивилизационных отношениях // Независимая газета. - 1998. - С. 31-38.
37. Хасанов М. Феномен российского мусульманства // Ислам в татарском мире: История и современность. Материалы международного симпозиума, Казань 29 апреля - 1 мая 1996 г. - Казань: Панорама-Форум, 1997. - 299 с.
38. Этничность, религиозность и миграции в современном Татарстане / под ред. Р.Г. Минзарипова, С.А. Ахметовой, JI.P. Низамовой. - Казань: Казан, ун-т, 2013.-268 с.
39. Юрис, О.П. Масс-медиа как коммуникативный инструмент современного терроризма // Девиации и контроль: результаты эмпирических исследований девиантного поведения в современной России. - М.: Институт социологии РАН, 2007. - С. 311 - 319.
40. Якупов В. Неофициальный ислам в Татарстане: движения, течения, секты, (10.04.2013)
41. Conway, G. Islamophobia: A Challenge For
Us All // Summary Runnymede Trust. - 1997.
(10.04.2013)
42. Spencer, R. The politically incorrect guide to Islam and the Crusades - Washington: Regnery publishing, 2005. - 297 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ