СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретический обзор исследований в области технической одаренности в
старшем школьном возрасте 8
1.1 Одаренность и способности 8
1.2 Технические способности и одаренность 10
1.3 Развитие технической одаренности старшеклассников 15
Вывод по первой главе 19
2 Эмпирическое исследование технической одаренности старшеклассников21
2.1 Организация исследования 21
2.2 Результаты исследования 24
2.3 Практическая деятельность, направленная на развитие технической
одаренности старшеклассников 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 44
Смена парадигмы общественного развития и вхождение в информационно-техническое пространство нынешнего века сформулировали новое поле образовательной деятельности России. Большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.
Одним из приоритетных направлений развития российского образования в последние годы стало развитие и совершенствование условий для выявления и поддержки талантливых, одаренных детей. Основные изменения в системе образования осуществляются на основе образовательной политики России, Закона РФ «Об образовании», Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 года.
В послании президента Федеральному собранию на 2013 год отмечается необходимость развития системы технического творчества, воссоздания национальной электронной промышленности, развития новых отраслей промышленности: биотехнологии, генная инженерия, IT-
технологии, инжиниринг и т.д. Для достижения поставленных правительством целей пред образовательной системой, промышленным сектором и экономикой в целом необходимо выстроить систему выявления, поддержки и развития технически одаренных детей и молодежи.
Проблеме способностей и одаренности уделялось большое внимание, проводились глубокие теоретические разработки и разносторонние исследования данной проблемы. Изучением этой проблемы в нашей стране занимались такие известные психологи, как Б.Г. Ананьев, C.JI. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Н. Дружинин, В.Н. Мясищев, Н.С. Лейтес и многие другие, внесшие большой вклад в ее теоретическую разработку. В практическом плане большое внимание уделялось детям с отставанием в развитии, в то время как дети с незаурядными способностями оставались в стороне. В последнее время ситуация несколько изменилась. Начали создаваться программы для диагностики, развития, психологического сопровождения одаренных детей и подростков. Создаются центры поддержки талантов.
Одним из важных факторов развития одаренных старшеклассников является фактор обучения. В школьной педагогике, педагогической и возрастной психологии одной из главных задач является повышение эффективности обучения, что невозможно без учета индивидуальных особенностей школьников. При дифференцированном обучении одаренных детей создаются предпосылки для раскрытия их способностей, реализации их потенциала и активизации их познавательной деятельности. В данной ситуации возникают вопросы о развитии технической одаренности старшеклассников.
Проблема выявления и развития одаренности у детей и подростков в учебной и внеучебной деятельности официально возведена сегодня в России в статус приоритетных [8]. Однако зачастую на действительно широкий потенциал возможностей развития у старших подростков так называемого «практического ума» (Аристотель), их «практического мышления» [29, с. 226], «практического интеллекта» [34, с. 29], либо другими, - по нашему мнению - на сегодняшний день терминологически более точными словами, «невербализуемого практического знания» [21, с. 14] не обращается должного внимания. А именно такое знание в детском техническом творчестве должно занимать едва ли не самое почетное место.
Цель - выявить особенностей развития технической одаренности старшеклассников.
Объект исследования - старшеклассники с признаками технической одаренности.
Предмет исследования - характеристики проявлений технической одаренности старшеклассников.
Задачи исследования:
- определить понятие одаренности и способностей;
- рассмотреть особенности технических способностей и одаренности;
- описать особенности развития технической одаренности старшеклассников;
- организовать и провести эмпирическое исследование технической одаренности старшеклассников;
- представить разработку практической деятельности, направленной на развитие технической одаренности старшеклассников.
Гипотеза исследования. Развитие технической одаренности старшеклассников обеспечивается если:
- техническая одаренность рассматривается с позиции комплексного подхода во взаимосвязи трех составляющих (выявление, обучение, развитие) и опирается на научные критерии одаренности;
- создана и широко применяется объективная диагностика технической одаренности старшеклассников;
- ведущим условием развития одаренных старшеклассников выступает личностно-деятельностный учебно-воспитательный процесс, реализующий индивидуально-ориентированные педагогические технологии.
Теоретико-методологическая база исследования. Исследование опирается на принцип системного подхода (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Е.А. Климов, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков); принцип деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, А.В. Брушлинский, В.В. Давыдов и др.); обобщенные результаты исследований по проблемам одаренности, в том числе возрастной (Г. Айзенк, Б.Г. Ананьев, С. Барт, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Э.А. Голубева, А.В. Жигайлов, Н.Д. Левитов, Н.С. Лейтес, В.П. Озеров, А.И. Савенков, Б.М. Теплов, Е. Торранс, М.А. Холодная, У. Эшби, В.С. Юркевич и др.);
современные концепции личностно-ориентированного образования (А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская и др.); теорию организации познавательной деятельности (В.П. Беспалько, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, М.М.Махмутов, П.И. Пидкасистый, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); теорию поэтапного развития умственных действий (П.Л. Гальперин, Н.Ф. Талызина); теорию персонализации и развития личности (Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Б.Б. Блум, Дж. Бруннер, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В .Петровский и др.). Важными для нашего исследования явились нормативные документы в области образования (Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации).
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов:
1. Теоретические - анализ психолого-педагогической литературы по вопросам развития одаренности, технической одаренности, обучения и развития одаренных детей; моделирование образовательной среды для одаренных старшеклассников;
2. Эмпирические - анкетирование, тестирование учащихся; педагогическое наблюдение; экспериментальная проверка условий развития технической одаренности; анализ продуктов деятельности.
Структура исследования. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Развитие технической одаренности представляет собой очень сложный процесс, который протекает обычно довольно медленно. Его успех напрямую зависит от общего интеллекта, практических навыков, способностей человека к техническому мышлению и целого ряда других факторов. Следует отметить, что развитые технические способности необходимы всем учащимся, в том числе и тем, которые не собираются связывать свою профессиональную деятельность с техникой и технологиями, поскольку наличие данных способностей позволяет решать таким учащимся задачи, возникающие при использовании современной техники в повседневной жизни.
Дети же, имеющие ярко выраженные технические наклонности, требуют дифференцированных учебных программ и индивидуальной поддержки, что выходит за рамки обычного школьного обучения. Так, в работе [3] было показано, что существует противоречие между стоящей перед обучением физике задачей развития технических способностей учащихся и существующей методикой обучения физике в основной школе. Практикуемые методики, как правило, не предусматривают специальной, целенаправленной работы по развитию технических способностей.
Внеклассная работа по техническому творчеству в сочетании с учебными занятиями помогает ученикам приобрести глубокие и прочные знания в области технических наук, ценные практические умения и навыки; воспитывает трудолюбие, дисциплинированность, культуру труда, умение работать в коллективе. Занимаясь техническим творчеством, учащиеся могут практически применять и использовать полученные знания в различных областях техники, что в будущем облегчит им сознательный выбор профессии и последующее овладение специальностью.
Усилиями многих педагогов накоплен большой опыт работы с одаренными юными техниками, сложились конкретные организационные формы этого звена учебно-воспитательного процесса, разработаны основы работы занятий с учащимися по различным направлениям технического творчества.
Техническое творчество - первая, но очень важная ступенька в развитии технической одаренности молодого человека.
Техническая одаренность выступает средством совершенствования производства и развития самой личности, поэтому нацеленность на техническую деятельность должна стать основой подготовки учащихся.
Таким образом, в работе с технически одаренными детьми на первый план выступает внеклассная работа. Она может быть реализована в самых разных формах: организация и проведение индивидуальных и групповых развивающих занятий, кружки технического творчества, наставничество, разработка творческих задач для решения дома, привлечение детей к работе конференций технической направленности и т. д.
В ходе исследования гипотез работы, которая заключалась в том, что развитие технической одаренности старшеклассников обеспечивается если:
- техническая одаренность рассматривается с позиции комплексного подхода во взаимосвязи трех составляющих (выявление, обучение, развитие) и опирается на научные критерии одаренности;
- создана и широко применяется объективная диагностика технической одаренности старшеклассников;
- ведущим условием развития одаренных старшеклассников выступает личностно-деятельностный учебно-воспитательный процесс, реализующий индивидуально-ориентированные педагогические технологии нашла свое подтверждение.
1. Абдуллаев А.Б. Система формирования технического изобретательства учащихся в учреждениях дополнительного образования - Махачкала, Образование 2003 - 270 с.
2. Андриянов Л., Галагузова М.А., Каюкова Н.А., Нестерова В.В., Фетцер В.В. Развитие технического творчества младших школьников.- М.: Просвещение, 2008г.
3. Белов А.А. Коваленко В.И., Художественное проектирование, М.,
2009.
4. Беляков Н.А. Внеклассные занятия по труду, М., «Просвещение»,
1996.
5. Болонкин А. Теория полета летающих моделей. - М.: ДОСААФ. - 2010
6. Болотина Л.А. Журавлева А.Г., Техническое моделирование, М., «Просвещение», 1998.
7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. -М., 1991. - 96 с.
8. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011.
9. Гришакина О.П. Учитель и одаренные дети. Мастер-класс. Приложение к журналу «Методист» «Мастер-класс» №1, 2009
10. Ермаков А. Простейшие авиамодели.- М: Просвещение, 2009г.
11. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990г.
12. Коменский Я.А. Избранное, Москва, «Просвещение», 2010
13. Кудрявцев Т.В. Система проблемного обучения. // Проблемное и программированное обучение / Под ред. Т.В. Кудрявцева, А.М. Матюшкина. М.: Советская Россия, 1973.С. 10 — 29.
14. Курилева Н. Л. Развитие технических способностей учащихся при обучении физике в основной школе: Дисс... канд. пед. наук. - М., 2007. - 260 с.
15. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. - М.: Академия, 2003. - 302 с.
16. Лосева А. А., Матюшкин А. М., Волков А. С. Психологическая диагностика одаренности. - М.: Изд-во Трикса: академический проект, 2004. - 176 с.
17. Мараховский С.Д., Москалев В.Ф. Простейшие летающие модели. - М.: " Машиностроение",1999г.
18. Мартенсон А. Начинаем мастерить из древесины, М., 1999.
19. Матюшкин А.М., Сиск ДА. Одаренные и талантливые дети //Вопросы психологии, 1988, №4
20. Мерзон Е.Е., Штерц О.М., Панфилов А.Н. Лабильность и гибкость мышления как фактор развития технической одаренности личности // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 3
21. Практическое мышление: теоретические проблемы и прикладные аспекты : монография / под ред. А. В. Карпова, Ю. К, Корнилова. Ярославль : ЯрГУ, 2007.
22. Рабочая концепция одаренности Министерства общего и профессионального образования РФ. ИЧП «Издательство Магистр», Москва 1998
23. Размахнина Д.Ю. Решение задач развития в подростковом возрасте как условие формирования идентичности. Психология и школа №1, 2006
24. Рензулли Дж., Рис С. М. Модель обогащенного школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренных детей // Современные концепции одаренности и творчества / Под ред. Д. Б. Богоявленской. - М.: Междунар. пед. академия, 1997. - С.214-226.
25. Рожков В. Авиамодельный кружок. - М: "Просвещение" , 2008г.
26. Смирнов Э. Как сконструировать и построить летающую модель .- М: ДОСААФ СССР, 2003г.
27. Субъект и объект практического мышления. Коллективная монография / Под ред. А. В. Карпова, Ю. К. Корнилова. - Ярославль: Ремдер, 2004.
28. Теплов Б. М. Избранные труды. В 2 т. - М.: Академия, 2005. - 327 с
29. Теплов Б. М. Ум полководца. Опыт психологического исследования мышления полководца по военно-историческим материалам // Избранные труды : в 2 т. Т. 1. М. : Педагогика ,1985. С. 223--305.
30. Турьян А. Простейшие авиационные модели. - М.: ДОСААФ СССР,2002г
31. Филенко Ф.Н. Поделки из природных материалов, М., 1997.
32. Хворостов А.С. Художественное конструирование, М., 2007.
33. Хворостов А.С., Новиков С.Н. «Основы художественного проектирования» - М., «Просвещение»,2010г.
34. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002.
35. Шурыгин В.Ю., Дерягин А.В. Развитие технической одаренности детей во внеклассной работе // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 2
36. Экспериментальные задачи по механике [Электронный ресурс] /
Фишман А. И., Скворцов А.И., Кавтрев А.Ф. и др., Мин-во образования и науки РФ; Национальный фонд подготовки кадров; Проект "Информатизация системы образования". - М.: ООО "КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ", 2008. - 1
электрон. опт. диск (CD-ROM).
37. Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников. - М.: Просвещение, 2010. - 240 с.