Проведено анкетирование (20 учащихся).
Есть приложение (анкета).
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.Особенности девиантного поведения в подростковом возрасте 5
1.1. Сущность девиантного поведения 5
1.2. Причины девиантного поведения школьников. 7
1.3. Профилактика девиантного поведения 9
Глава 2. Исследование по выявлению подростков, склонных к девиантному поведению 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14
ПРИЛОЖЕНИЕ 15
Серьезные социально-экономические изменения последних десятилетий привели к обострению общественных противоречий. Особенно сильное воздействие происходящие изменения оказывают на молодое поколение. В современном мире формы психической дезадаптации в подростковом возрасте, в свою очередь, привело к росту масштабов девиантного поведения.
Актуальность: Проблема девиантного поведения подростков – одна из важнейших проблем современности, поскольку по данным официальной статистики за последние 10 лет в нашей стране средний возраст приобщения к курению снизился на 4,5 года и составил 10 лет. Средний возраст приобщения к алкоголю составил 11 лет. Частота случаев впервые выявляемого алкоголизма увеличилась за 10 лет среди детей 15-17 лет на 70,6%. Количество официально зарегистрированных случаев наркомании среди детей в возрасте 15-17 лет увеличилось в 4,1 раза, токсикоманий – в 3,3 раза. Поэтому чрезвычайно важно для своевременного начала психологической работы и наиболее эффективной коррекционной работы раннее выявление детей, склонных к проявлению девиантных форм поведения[1].
Цель: изучение проявления девиантного поведения в подростковом возрасте .
Объект: подростки.
Предмет: причины проявления девиантного поведения у подростков.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие «Девиантное поведение».
2. Определить причины девиантного поведения в подростковом возрасте.
3.Изучить способы профилактики девиантного поведения у подростков.
4. Провести и проанализировать анкетирование по проблеме исследования.
Гипотеза: особенности подросткового возраста создают «благоприятную почву» для возникновения отклоняющегося поведения
Методы исследования:
1. Анализ и синтез научно литературы.
2. Обобщение
3. Социологический метод.
Практическая работа: результаты исследования можно использовать в работе социального педагога и психолога.
В результате исследования были сделаны следующие выводы:
Девиантное поведение – это поведение личности, которое отклоняется от общепринятых и наиболее распространенных общественных норм. Главной причиной появления новых форм девиантного поведения может быть вызвана влиянием биологических и социальных факторов.
Подростковый возраст является переходным. В этот период молодой человек может столкнуться с рядом проблем: в семье, в коллективе, в обучении, психологические проблемы. В подростковом возрасте без помощи со стороны ближайшего окружения данные проблемы могут способствовать проявлению девиантного поведения. Так, гипотеза в исследовательской работе доказана.
Профилактическая работа должна быть направлена не только на подростков и их окружение, но и на общие вопросы современной жизни, когда не только дети, но и взрослые считают такое поведение вполне допустимым. Родители должны контролировать подростков и организовывать их деятельность в свободное время. Также в подростке должны вырабатываться такие качества личности, как самостоятельность, самоконтроль, самоорганизация, уважение личности другого человека, привитие морально-этических качеств. Подросток будет правильно адаптироваться в обществе и за счет этого будет снижен риск проявления девиантного поведения.
В результате анкетирования было выявлено наличие подростков, склонных к девиантному поведению. В связи с этим важно уделить внимание подросткам с таким поведениям.
Таким образом, цель и задачи достигнуты.
1. Абрамцева, Д.И. Проблемы девиантного поведения подростков в современном обществе: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Южно-Сахалинск, 29–30 октября 2015 года. – Южно-Сахалинск: Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Сахалинской области», 2015. – 176 с.
2. Берест, С. М. Особенности девиантного поведения детей и подростков в условиях развития современного общества / С. М. Берест // Вестник научных конференций. – 2017. – № 10-2(26). – С. 12-14.
3. Голубев, Ю.В. Основные подходы к классификации девиантного поведения личности // Армия и общество. 2013. №.2. – 5
4. Евдошенко, О. В. Девиантное поведение подростков как социальная проблема современного общества / О. В. Евдошенко // Вестник науки и образования. – 2019. – № 15(69). – С. 112-115.
5. Черепкова, Н. В. Профилактика девиантного поведения подростков в семье / Н. В. Черепкова, Л. В. Коршикова, О. А. Немцова // Новое слово в науке: перспективы развития. – 2014. – № 2(2). – С. 149-150.