Введение 3
Глава 1. Социологическое определение стереотипа, как группового феномена 12
§ 1. Понятие, структура и свойства социального стереотипа 12
§ 2. Соотношение стереотипов с личностными и групповыми ценностями.
Глава 2. Механизм формирования стереотипов о реформировании высшего образования: общие закономерности и функциональная обусловленность 27
§ 1. Функции стереотипов для социальной группы 27
§ 2. Суждения на основании ценностей: закономерности формирования стереотипов 30
Глава 3. Основания и условия возникновения стереотипов о модернизации современного российского высшего образования 36
§ 1. Основания возникновения стереотипов о модернизации российского высшего образования 36
§ 2. Основные факторы возникновения стереотипов относительно реформ российского высшего образования 41
Глава 4. Опыт эмпирического исследования стереотипов о модернизации современного российского высшего образования (на примере государственных вузов г.Казань) 45
§ 1. Классификация стереотипов о реформировании современного
российского высшего образования: содержание и эмоциональная окраска.
§ 2. Распространенность стереотипов о реформировании российского высшего образования и тенденции их влияния на профессиональную деятельность субъектов 51
Заключение 62
Список использованной литературы 67
Приложение 1. Программа социологического исследования 70
Приложение 2.Анализируемые источники (статьи, тексты официальных заявлений и открытых писем и выпуски телепередач) 76
Приложение 3. Таблица 1 78
Приложение 4. Анкета 80
Высшее образование, как особая сфера общественной жизни, тесно связанная и с культурой, и с экономикой, в контексте постоянных трансформаций современного российского общества, само становится областью постоянного изменения. Причем, чаще всего, все изменения происходят не «снизу» - через определение необходимых изменений профессионалами, непосредственно в этой области занятыми, а директивно, «сверху» массово и в обязательном порядке. Такой «жесткий» метод реформирования порождает множество проблем, связанных как с
адекватностью решений, так и с неоднозначной реакцией широкой общественности и тех, кто занят в образовательном процессе (студентов, преподавателей, управленцев).
Интенсивная политика модернизации высшего образования в современной России во многом не однозначна: происходит поляризация мнений, как экспертов, так и обывателей по поводу её приоритетов, эффективности и целесообразности. Во многом, это связанно с распространением стереотипов, прямо или косвенно влияющих на деятельность тех, кто в этой модернизации участвует. Причем их влияние можно уловить как в деятельности разработчиков программ реформирования, так и среди простых преподавателей и студентов
Стоит сразу заметить, что понятие «модернизация», может иметь и широкое значение - относящегося ко всем изменениям в целом, и узкое - описывающее конкретные правительственные решения.
В силу того, что в широком значении, модернизация высшего образования может рассматриваться и в философском, и в педагогическом, в политическом, и в психологическом, и в экономическом (и т.д.) ключе, в данной работе мы остановимся на рассмотрении конкретных реформ (относящихся к введению Болонского процесса) и характере социальной реакции на них.
Реформы становятся толчком к активизации как старых стереотипов относительно изменений вообще, так и к формированию новых, уже о конкретных реформах. В свою очередь, эти стереотипы, как фактор, прямо влияющий на деятельность людей, могут оказывать значительное воздействие на ход модернизации высшего образования.
В данной работе мы, основываясь на структурно-функциональном подходе, обращаемся к рассмотрению того, какие стереотипы о модернизации российского высшего образования широко распространенны, как именно стереотипы влияют на процесс модернизации образования, как формируются подобные стереотипы, среди каких групп распространены, какие функции они выполняют, существуют ли возможности их регулирования.
Актуальность разработки этой тематики обусловлена тем, что невнимание к предустановкам субъектов образования ведёт, с одной стороны, к некачественной разработке программ модернизации, с основой на стереотипизированное понимание её целей и задач, а, с другой стороны, не находит понимания, а значит и принятия у тех субъектов и групп, от действий которых, собственно и зависит эффективность изменений (у преподавателей и студентов).
Косвенно, значимость исследований влияния стереотипов на функционирование общества, подтверждается обилием как теоретических, так и методологических исследований рассматривающих сущность социальных стереотипов, и их функции.
В своем исследовании мы основываемся на структурно-функциональном подходе, однако в виду комплексности понятия «стереотип» и его связи с социальной психологией, а так же социологией общественного мнения, мы используем, так же теории и других теоретических направлений.
Понятие социального стереотипа впервые было введено в научный оборот американским исследователем средств массовой информации У. Липпманом, он также отмечает значимую, с нашей точки зрения, способность стереотипов прямо влиять на поведение индивидов. Сходные позиции высказывали Н. Луман", Э. Ноэль-Нойман.
Хотя данные исследователи рассматривали в основном гендерные и этнические стереотипы, их выводы относительно причин возникновения и последствии распространения стереотипов, могут быть использованы и для анализа стереотипов в системе высшего образования. Причем, как с позиции общих характеристик всех стереотипов, так и с точки зрения особенностей их влияния на реформирование высшего образования.
Творческая и стереотипическая деятельности как виды культурных явлений рассматриваются в научных статьях С. А. Арутюнова, Э. С. Макарян, В. Д. Плахова, И. А. Бескова, Н. С. Злобина, Н. Н. Иванова и др. . Однако в них делается акцент на психологическую составляющую стереотипа, нас же интересует социальные аспекты этого явления.
Социальные стереотипы в некотором смысле обладают функциональным сходством с «коллективными представлениями» Э. Дюркгейма: они стандартизированы, находятся на подсознательном уровне, устойчивы и, наконец, характеризуют особенности поведения масс.
Таким образом, очевидно, что социальные стереотипы в социологическом ключе, необходимо изучать в рамках проблематики группового и, преимущественно, массового сознания.
Среди отечественных исследователей массового сознания можно выделить два лагеря те, кто относил изучение массового сознания к предметной области социологии (Ю.А. Левада, Б. А. Грушин и Б.З. Докторов), и те, кто относил его к социальной психологии (А.К. Уледов, Г.Г. Дилигенский и А.Г. Здравомыслов.). Мы придерживаемся первой позиции, а так же обращаемся в данной работе к предложенной Б.А. Грушиным трех компонентной структуре стереотипа.
Так как, по нашему мнению, эффективность процесса модернизации тесно связанна с перестройкой системы ценностей общества, можно особо выделить работы В.В.Ковалева и его тезис о том, что стереотипы играют огромную роль, как в формировании новых ценностей, так и в поддержании функционирования уже существующих. Кроме того, выделение данным автором категории «естественных» стереотипов, как необходимых, помогающих человеку ориентироваться в социальном пространстве, может быть полезным для поиска механизмов контроля влияния стереотипов на реформирование системы высшего образования .
Из более современных публикаций о стереотипе следует отметить ряд исследований, в частности Лемайра и Смита, Томпсона и Крокера, которые показали, что стереотипы часто более ярко выражены у тех, кто занимает невысокое социально-экономическое положение или чье положение резко ухудшилось . Что можно использовать для объяснения распространения стереотипов при директивном, как в современной России, стиле модернизации образования.
Взаимовлияние стереотипов и модернизации на примере российского общества рассматривает С. Гавров, чьи выводы о характере и роли стереотипов распространенных в условиях модернизации российского общества в целом справедливы и для анализа модернизации системы высшего образования в частности.
Несмотря на обилие публикаций относительно природы возникновения, функций, типах и видах стереотипов, система высшего образования изучена только относительно распространения в ней гендерных (А.А. Абрамян, Н.И. Ажгихина, А.А. Альчук, С.Ю. Барсукова, О.А. Воронина, Е.Е. Гапова, И.В. Ерошев, И.М. Козина, Д.Л. Нечаевский, В.В. Радаев, Т.В. Рябова, З.А. Хоткина и др. ) и этнических стереотипов (И.С. Кон, С.А. Мурадян, М.Г. Еерасимова, С.В. Еладких, Н.Н. Еусарова, К.Н. Касьянова, В.Н. Куницына, Е.У. Кцоева (Солдатова), Н.М. Лебедева, В.А. Маслова, С.В. Ливанова, Л.Е. Почебут, Ю.Е Лрохоров, Е.В. Савва и М.В. Савва, З.В. Ситкевич, Т.Е. Стефаненко, Г.М. Андреева, А.Е. Шмелев и др.) отчасти проблем межкультурного диалога (Ю. М. Лотман, Б. Ф. Поршнев, А. В. Сагадеев, И. С. Урбанаева, 3. П. Морохоева, А. Швейце) и представлена как некоторая статическая модель.
Методологические основания изучения стереотипов достаточно полно представлены в работах уже упомянутого Б.А. Крушина, и О.Н. Ваниной, исследования которых являются методологической базой данной работы.
Непосредственно рассмотрению проблем и специфики внедрения болонского процесса в системе российского высшего образования (особенностям, трудностям и противоречиям) посвящено множество статей, которые, однако, носят большей частью публицистический характер, например Еретченко С.А., Нечаев В. (анализ мифов вокруг реформ), Сазонова З. (внимание к установкам преподавателей), Н.В Сорокина (об установках студентов) , С.И. Плаксий
Отдельно, стоит отметить работы Речкина Н.С. (о стереотипах в образовании как в социальной системе, стереотипизации мышления) и Коржовой С.Б Однако первый автор рассматривает проблему с позиции философского анализа, хотя и опирается отчасти на социологические методы, и рассматривает школьное образование. Второй же автор сосредоточен на педагогических аспектах изучения стереотипов.
Таким образом, в целом, система высшего образования, как специфическая область распространения стереотипов, обладающая рядом отличительных черт, и являющаяся одной из самых социально значимых областей, социологами изучена мало. В этом свете рассмотрение роли стереотипов при реформировании высшей школы может быть источником новых тем, как для теоретических, так и для практических исследований.
Объектом данного исследования является система высшего образования в России
Предметом: распространение среди её субъектов стереотипов относительно модернизации высшего образования
Целью данного исследования является установление уровня распространенности, содержания стереотипов и тенденций их влияния на ход модернизации высшего образования в России.
Данное исследование значимо с точки зрения подтверждения уже существующих теорий относительно источников происхождения и основных функциях стереотипов (теорий У. Липпмана, Н. Лумана и др.), а так же может являться источником новых знаний относительно характера происхождения, распространенности, и содержания стереотипов относительно модернизации системы высшего образования. Последний аспект сегодня изучен мало, однако для эффективной модернизации, прежде всего, необходимо тщательное изучение предмета реформ, в структуре которого социальные стереотипы играют значимую роль.
В данной работе мы ставим перед собой следующие задачи:
• Выявить стереотипы о модернизации высшего образования
• Определить характер стереотипов влияющих на ход модернизации системы высшего образования
• Выявить механизмы формирования стереотипов в системе высшего образования
• Определить основные функции стереотипов в системе модернизации высшей школы
• Провести эмпирическое исследование характера и функций стереотипов в системе модернизации высшего образования (среди вузов г. Казань)
• Сформулировать возможные пути регулирования возникновения, распространения и влияния стереотипов
А так же выдвигаем следующие гипотезы:
• Представления субъектов системы образования о модернизации стереотипизированны
• Субъекты образования под влиянием стереотипов не включаются активно в осуществление изменений
• Относительно модернизации высшего образования распространены в основном негативные стереотипы
• Стереотипы возможно использовать для повышения лояльности к процессу модернизации
Теоретической базой исследования выступает концепции Липпмана о «моральных кодексах» как основаниях стереотипа. «Моральные кодексы» - это некие образцы понимания действительности, действующие как на одного субъекта, так и на группы субъектов и целые общества. Именно моральные кодексы - основание для стереотипов. Сами же они складываются под воздействием ценностей, как обще культурных, так и групповых. Моральные кодексы основа «экономии мышления» - не вдумчивого восприятия действительности, которое ведет к упрощенному, абсолютизированному представлению об достаточно сложных процессах и явлениях (т.е. к стереотипам ). Заявления экспертов, как создателей «кодов».1
Так же мы используем тезис Липпмана о прямой связи стереотипов и действий индивидов
Эмпирической базой данной роботы является авторское исследование, проведенное нами в период с 20.03.13 по 20.04.13 среди студентов, преподавателей и управленцев государственных вузов г. Казань, с использованием репрезентативной выборки и состоящее из двух этапов: анализа экспертных оценок транслируемых через каналы СМИ и анкетного опроса субъектов, занятых в системе высшего образования.
Таким образом, данная работа состоит из четырех разделов: первый посвящен рассмотрению понятия «стереотип» в социологии, и соотношению личностного и группового содержания стереотипа (на примере как стереотипа вообще, так и стереотипов в определенной социальной группе).
Второй раздел заключает в себе анализ основных функций стереотипа на групповом уровне, а так же рассмотрение механизма формирования стереотипов и связь этого механизма с ценностями личности и группы.
В третьем разделе, мы рассматриваем конкретные реформы высшего образования в России с точки зрения их воздействия на ценности групп задействованных в изменениях, а так же возможность определения данных реформ как оснований, толчков к развитию некоторых стереотипов.
Заключительный раздел работы посвящен анализу опыта конкретного социологического исследования распространенности и содержания стереотипов о реформировании высшего образования среди субъектов образовательного процесса вузов г. Казань (студентов, преподавателей, административных работников вузов).
В данной работе, мы добились основной поставленной нами цели, а именно определили уровень распространенности, содержание, восприятие и тенденции влияния стереотипов на ход модернизации высшего образования в России.
Проделанная теоретическая работа, а так же анализ эмпирических данных, полученных в ходе проведенного нами авторского прикладного исследования, позволяет сделать следующие выводы:
1. Стереотипы, относящиеся к модернизации высшего образования, распространены среди большинства субъектов высшей школы.
2. Содержание стереотипов о реформировании крайне разнообразно, и представлено стереотипами о
1) . Неграмотности разработки, организации и внедрения реформ
2) . необходимом содержании реформ, критериях оценки качества образования и учебных стандартах
3) . неэффективности жесткого, административного реформирования системы высшего образования.
4) . намеренном снижении качества образования для усиления разрыва между
«массой и элитой»
5) . неэффективности ЕГЭ
6) . о латентных целях реформ (западное лобби, коррупция, снижении расходов государства на образование)
7) . об опосредованном ущербе национальной культуре
8) . об эффективности для России моделей образования (советской и болонской)
Во многом, восприятие нововведений характеризуется конкретными, распространенными суждениями. Они отличаются для каждой из групп респондентов. Так например, для студентов это такие стереотипы так «реформы не нравятся всем, они плохо разработаны и организованы» и «новые образовательные стандарты намного хуже старых».
Для преподавателей : «реформы высшего образования. - катастрофа. Они губят все хорошее, что оставалось» и «реформа ведет к расслоению общества». Для административных работников «реформы ориентирующие экономику на высшее образование необходимы» и «Преподаватели и студенты вынуждены играть по новым правилам, они никогда в них не вольются».
Широко распространенными в каждой из исследуемых групп оказались стереотипы «ситуацию в высшем образовании нужно срочно менять» и «реформы превращают образование из ценности в товар»
3. Тенденции влияния стереотипов на модернизацию высшего образования выражаются через влияние стереотипов на профессиональную и учебную деятельность его субъектов. Можно выделить две тенденции, первая — негативное влияние, реформирование затрагивает ценности групп, включенных в изменения, и заключается в снижении мотивации к труду и учебе. Вторая тенденция - ограничение деятельности в рамках реформ, обусловленная ценностной неопределенностью отсутствием объективной информации для оценки изменений.
Использованная нами трехкомпонентная система анализа стереотипа, разработанная Б.А.Грушиным, позволила зафиксировать значительное количество, как оценок стереотипа, так и его проявлений. Это подтверждается тем, что практически все утверждения, полученные при ответах на открытые вопросы, подходят под выделенные нами индикаторы стереотипов о реформировании.
Так же, нами был выявлен следующий механизм формирования стереотипов о реформировании высшей школы состоящий из 4 компонентов: 1) влияние конкретных правительственных решений на уровень групповой деятельности (управление, преподавание и научную работу, обучение). 2) совпадение ценностей / актуализация конфликта ценностей и группы и ценностями преследуемыми реформами, 3) реакция группы выражающаяся в повышении/понижении мотивации к учебе, работе.
Таким образом, механизм влияния стереотипов на модернизацию высшего образования заключается в изменении деятельности субъектов занятых в образовательном процессе, их включенности в реформирование. Вектор этих изменений зависит от того совпадают ли ценности пропагандируемые в рамках реформ с групповыми ценностями.
Основной функцией стереотипов в данном случае является защитная функция, т.к. многие из изменений воспринимаются субъектами как посягательство на духовные и статусные ценности. Во многом, это связанно с тем, что изменения носят директивный характер, а источник этих изменений (государство, чиновники) априори оценивается негативно. Это недоверие источнику реформ можно отметить как один из самых значимых факторов распространения стереотипов.
С точки зрения регулирования распространенности и влияния стереотипов важна так же их сигнальная функция. Рассматривая эмпирические данные относящиеся к преподавателям, студентам и административным работникам вузов г. Казани можно отметить, что содержание и характер влияния стереотипов сигнализирует о ряде проблем реформировании высшей школы.
Так, например, невозможность влиять на ход модернизации - один из самых значимых факторов не желания включаться в процесс реформирования, а широкое распространение стереотипа о не разработанности реформ - показатель наличия проблем так содержательного так и организационного характера.
Так же, высвечивают проблемные аспекты реформирования и распространение стереотипов об игнорировании особенностей вузов и различных направлений подготовки.
В целом, большинство распространенных стереотипов сигнализируют об игнорировании культурной составляющей высшего образования, а так же об ошибках в организации изменений.
Приступая к данному исследованию, мы выдвигали гипотезу о том, что относительно модернизации высшего образования распространены в основном негативные стереотипы, это предположение полностью подтвердилось, как на первой, так и на втором этапах эмпирического исследования.
Частично была подтверждена и гипотеза о негативном влиянии стереотипов на включенность респондентов в осуществление изменений. Такое влияние прослеживается у 46% опрошенных.
Одна из гипотез, звучащая как «стереотипы возможно использовать для повышения лояльности к процессу модернизации» и изначально предполагающая использование стереотипов для популяризации реформ, в процессе исследования трансформировалась в гипотезу, которую нам удалось подтвердить, звучащую как «лояльность к реформирования высшего образования можно повысить, обращая внимание на стереотипы как сигнал о существующих недоработках и условиях улучшения изменений».
Однако, для эффективности такой работы необходим прежде всего открытый, равноправный диалог всех участников образовательного процесса, который сможет привести к сбалансированным и эффективным управленческим решениям.
1. Агеев В. С. Стереотипизация как механизм социального восприятия // Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. С. 177-188.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 376 с.
3. Винокуров, М. А. (проф. ; ректор Байкал, гос. ун-та экономики и права).
Реформируя, не навреди / М. А. Винокуров // Высшая школа XXI века:
альманах. - 2011. - N 15. - С. 26-27.
4. Гавров С.Н. Социокультурная традиция и модернизация российского общества. М.: МГУКИ, 2002. 146 с.
5. Грушин, Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования./Б.А. Грушин. - М.: Политиздат, 1987. - С. 292-296.
6. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда./ Э. Дюркгейма. - М.: Канон, 1996.-С. 87.
7. Ковалев В.В. Проблемы типологии социокультурных стереотипов / В.В. Ковалев // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007, №4.
8. Кон И.С. Социологическая психология: избранные психологические труды. М., 2009.
9. Кон И.С. Социологическая психология: избранные психологические труды. М., 2009.
10. Левада Ю. От мнений — к пониманию: социологические очерки. 1993- 2000. — М.: Московская школа политических исследований, 2000
П.Липпман, Уолтер. Общественное мнение/Пер. с англ. Т.В. Барчуновои Редакторы перевода К.А. Левинсон, К.В. Петренко. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. — 384 с
12. Луман Н. Общество как социальная система. Пер. с нем./ А. Антоновский. М: Издательство "Логос". 2004. - 232 с.
13. Национальные и этнические стереотипы и их роль в межличностном познании // Познание человека человеком. Возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты/Подред. А. А. Бодалева, Н. В. Васиной. СПб., 2005.
14. Нечаев, В. Болонский процесс: мифы, иллюзии, реалии // Высшее образование в России. - 2004. - N 7. - С. 86-95
15' Нечаев, В. Болонский процесс: мифы, иллюзии, реалии // Высшее образование в России. - 2004. - N 7. - С. 86-95
16.Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания: Пер. с нем./Общ. ред. и предисл. Мансурова Н.С. — М.: Прогресс- Академия, Весь Мир, 1996. — 352 е.: илл.
17.0 модернизации образования в России. Историко-социологический анализ / A. JI. Андреев // Социологические исследования. - 2011. - N 9. -
С. 111-120. - Библиогр.: с. 120. - НБ УлГТУ
18,О.Н.Ванина. Методы исследования стереотипа. Портал CaMry.http://www.vestnik-
samgu.samsu.ru/gum/1997webl/soci/199710702.html (14.02.13)
19. Плаксий С. Парадоксы реформирования российского высшего образования // Alma Mater: Вестник высшей школы. - 2005. - N 10. -
20. Речкин, Николай Степанович Стереотипы и процессы стереотипизации в социальных системах (на примере систем школьного образования) : дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.08 Ростов н/Д, 2006 334 с. РГБ ОД, 71:07-9/14
21. рус. пер: Адорно Теодор и др. Исследование авторитарной личности. Под общ. ред. д. филос. н. В. П. Култыгина. — М.: Серебряные нити, 2001,—416 с.
22. Рябова, Т. Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерных исследований / Т. Б. Рябова // Личность. Культура. Общество. — 2003.
23. Сазонова 3. Болонский процесс: позиция российского преподавателя // Высшее образование в России. - 2004. - N 3. - С. 30-34.
24. Сорокин Ю.А. Стереотип, штамп, клише: К проблеме определения понятий Сорокин Ю.А. Общение: Теоретические и прагматические проблемы. М., 2008.
25. Сорокина О.Н. Манипуляция общественным сознанием при создании образов как информационных моделей в современных СМИ / О.Н. Сорокина // Концепт и культура: материалы II Международной научной конференции (Кемерово, 30¬31 марта 2006). - Прокопьевск: Полиграф-Центр. - С. 835-846. (0,7 п.л.)
26. Томпсон Дж. Б. Идеология и современная культура // Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. - М., 1999.
27. ФЗ. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Сайт Министерства Образования и науки Российской Федерации. <Минобрнауки.рф>. (14.04.13)
28. Шихирев Н.Н: Исследование стереотипа в американской социальной науке
//Вопросы философии. - 1971. - № 5. - 168-176.
29. Ядов В.А. Методологические проблемы социальной психологии. - М., 2005.
30. Днепров Э.Д. Новейшая политическая история Российского образования: опыт
и уроки. с.З. - М.: Мариос, 2011. - 472 с.