Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕПРОДУКТИВНАЯ И ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Работа №87340

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2013
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
195
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕПРОДУКТИВНОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 7
1.1 Репродуктивная и продуктивная деятельность учащихся на уроках технологии 7
1.2 Сочетание методов обучения репродуктивной и продуктивной деятельности учащихся на уроках технологии в современной школе 16
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 26
ГЛАВА II. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
РАБОТЫ ПО ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА
УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 28
2.1. Изучение проявления активной репродуктивной и продуктивной деятельности на уроках технологии 28
2.2. Организация исследования по повышения уровня репродуктивной и продуктивной деятельности на уроках технологии 34
2.3. Результаты эксперимента по исследованию
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение


Актуальность темы. На современном этапе перед нами стоит задача модернизации российского образования в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выпускнику школы современным развитием общества и мирового сообщества, ориентируемого на постоянное информационное движение, изменение, гибкость, открытость, продуктивный, творческий и коллективный характер деятельности человека. На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика. Учебные предметы должны решать современные задачи образования: сохранение здоровья детей, развитие их способностей, что должно обеспечить адаптацию в постоянно меняющихся условиях, успех в жизни. В настоящее время, в условиях развития рыночной экономики, когда наблюдается рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, принимать решения, а это не возможно без умения работать творчески. От выпускников школ требуется не столько знание самых разнообразных наук, сколько умение адаптироваться в быстроменяющемся мире, способность оперативно находить нужную информацию, обрабатывать и систематизировать, творчески её осмысливать и интерпретировать.
Научить всему невозможно, вложить в головы детей важнейшие достижения различных наук — не в силах преподавателей. Куда важнее дать детям «не рыбу, а удочку», научить их добывать эти знания. Информатизация общества, быстрая смена технологий, обусловленные научно-техническим прогрессом, ставят перед образованием задачу подготовки подрастающего поколения к самостоятельному овладению большими потоками информации, интеллектуальному и профессиональному самосовершенствованию, формированию умений не приспосабливаться, а созидать. Таким образом, приоритеты в обучении смещаются: от формирования определенной совокупности знаний, умений и навыков к развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Решать эти задачи необходимо, прежде всего, через организацию учебной деятельности в рамках каждого школьного предмета.
Личный опыт преподавания в современной школе все больше убеждает - эффективно то обучение, в условиях которого ученик становится активным субъектом, способным приобретать, применять и преобразовать знания. Способность приобретения знания характеризуется показателями обучаемости, применение знаний - показателями интеллекта, а преобразование знаний - креативностью (общими творческими способностями).
Совершенно очевидно, что наше будущее закладывается в современной школе. А современная школа должна быть ориентирована на обеспечение самоопределения и самореализации личности. Где сейчас проходит сложный период поиска новых путей обучения детей. В школе, как в зеркале, отражается общественная жизнь с ее взлетами, падениями. Это естественно. Школа — институт социализации личности, то есть одна из главных ступеней на пути от маленького ребенка к взрослому члену человеческого общества. Изменившемуся социуму нужны уже иные его члены, чем, скажем, 10 лет назад. Школа как образовательная система стремится обеспечить гармоничное слияние глубоко гуманистического опыта традиционной педагогики и новых тенденций в обучении, определяемых сменой социально-экономических, культурных и научных парадигм. В этой связи актуальным становится обращение к возможностям продуктивной творческой деятельности учащихся, осуществляемой в рамках образовательного процесса.
Современные методологические и технологические основы теории продуктивного образования базируются на психологических и педагогических концепциях: деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн); поэтапного усвоения умственных и практических действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина); теории личности и мотивации (Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн); теории активности, подсознательной деятельности и творчества (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.); основных положениях продуктивного обучения (М. Монтессори, С. Френе, Р. Штейнер и др.); развивающих систем обучения (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.).
Противоречие между необходимостью применения форм сочетания продуктивной и репродуктивной деятельности в учебном процессе и отсутствием технологий формирования у учащихся психологической готовности к их применению. Как показывает анализ научных источников и обобщение педагогического опыта к отсутствию широкого применения указанных формы в учебном процессе.
Проблема исследования продуктивной и репродуктивной деятельности учащихся напрямую связана с актуальной проблемой повышения качества образования. От профессионализма и мастерства преподавателей школы зависит эффективность образовательного процесса, качество подготовки учащихся. Решение проблемы повышения качества состоит в применении системного подхода к обеспечению качества образования, учитывающего все аспекты деятельности образовательного учреждения.
Объект исследования - репродуктивная и продуктивная деятельность учащихся на уроках технологии в современной школе.
Предмет исследования - сочетание продуктивного и репродуктивного деятельности учащихся на уроках технологии.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность процесса обучения школьников, построенного на основе сочетания их продуктивной и репродуктивной деятельности.
Исходя из цели данной работы были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие «репродуктивная» и «продуктивная» деятельность;
- исследовать сочетание методов обучения репродуктивной и продуктивной деятельности учащихся;
- провести эмпирическое исследование продуктивной деятельности учащихся на уроке технологии.
Гипотеза исследования - целенаправленная организация сочетания продуктивной и репродуктивной творческой деятельности учащихся на уроках технологии в современной школе будет проходить успешно, если процесс будет основан:
- на сотрудническом характере учителя и учащегося в процессе репродуктивной деятельности, в педагогической поддержке при переходе к продуктивной деятельности;
- на вариативности содержания обучения при сочетании репродуктивной и продуктивной деятельности, создании ситуации свободы выбора, обеспечивающей индивидуальное развитие личности учащегося;
- на ведущей роли продуктивной деятельности, что способствует развитию творческих способностей учащихся и эффективности обучения.
Методы исследования: теоретический анализ психолога - педагогической, методической и технической литературы по исследуемой проблеме, изучение анализ и обобщение передового педагогического опыта, наблюдения, опрос, беседа, анализ уроков технологии в современной школе, моделирование учебных ситуаций, эксперимент.
Практическая значимость работы состоит в том, что основные выводы по работе могут быть использованы как в качестве теоретической, так и практической основы.
Этапы исследования:
Данная работа состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, заключения и списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ состояния проблемы исследования продуктивной и репродуктивной деятельности учащихся на уроках технологии связанный с повышением качества образования показал, что она может быть решена благодаря сотрудничеству учителя и учащегося, вариативности содержания обучения, повышению мотивации учебной деятельности, развитию творческих способностей учащихся. Сочетание репродуктивной и продуктивной учебной деятельности учащихся в учебном процессе, которое предполагает переход к продуктивной деятельности тогда, когда репродуктивная исчерпывает себя, подготавливая все необходимое для продуктивной деятельности и это является необходимым условием развития учащихся и обуславливает эффективность обучения.
Продуктивная деятельность формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка, так как необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его когнитивных процессов, эмоционально-волевой сферы, умений и навыков.
Развитие продуктивной деятельности определяется наличием у ребенка умения добиваться нужного результата, как по заданному образцу, так и при создании и последовательном воплощении собственного замысла. Особенности процесса детской деятельности и ее продуктов могут быть использованы в диагностике развития умений, навыков ребенка, развития его когнитивных процессов, сформированности умения планировать свою деятельность и т.д.
Проанализировав теоретические основы развития творческого мышления мы пришли к выводу, что определение творчества пытались дать представители различных психологических направлений - ассоциативная психология. Однако для всех был характерен односторонний подход к характеристике мышления: оно выступает как процесс только репродуктивный, либо продуктивный.
В аспекте стоящей перед нами проблемы нас интересовал вопрос о том, каковы те признаки, на основе которых исследователи раскрывали специфику творческого мышления, отражали ли они и в какой мере его репродуктивную и продуктивную стороны. Анализ литературы показал, что в любом случае, когда речь шла о творчестве, говорилось о возникновении нового. Таким образом, творческое мышление - это создание новых образов на основе накопленных знаний.
Чтобы сформировать умение творческой работы, требуется постоянный целенаправленный учебный труд. Только тогда, когда человек достигнет определенного уровня навыков в ремесле, получит багаж знаний, он сможет воплотить творческие идеи в готовые изделия. Таким образом, знание ремесла, трудовые навыки, не должны отрываться от решения творческих задач.
Формирование творческих способностей учащихся в процессе обучения определяется особенностями его содержания и организации. Применение проблемного задания, направленного на активизацию творческой деятельности учащихся, когда учащимся предлагается на основе полученных знаний, в новой ситуации внести изменения. Формирование способностей это процесс очень сложный, имеет свои особенности на каждом возрастном этапе, тесно связан с развитием интересов ребёнка самооценкой его успехов в той или иной деятельности. Формирование творческих способностей ведет к развитию у учащихся склонностей к какой-либо деятельности, которая в дальнейшем определяет у них свои жизненные планы.
Под продуктивной учебной деятельностью учащихся понимается деятельность по самостоятельному установлению свойств и различных отношений; ответ на проблемные вопросы; решение нестандартных учебных задач. Условием функционирования продуктивных методов является наличие проблемы. Стержнем продуктивной деятельности является стимулирование учащихся к творчеству в познавательной деятельности. А также поддержка педагогом инициатив своих подопечных. При этом учитель отбирает содержание учебного материала согласно критериям проблемности. В процессе изложения проблемы он стремится выстроить отношения диалога с учащимися.
Результаты проведенного исследования в основном подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы. Для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности, повышению мотивации учебной деятельности необходимо условие возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Активными методами обучения легче заинтересовать учащихся. Основное средство это использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.
Проведенная опытно-экспериментальная работа показала, что организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения является одним из эффективных путей реализации продуктивной деятельности в учебном процессе. Необходимость формирования социально-активной творческой личности ставит перед современной школой актуальную проблему - развитие у учащихся активности, самостоятельности, способности к самоорганизации, самоанализу, самооценке своей деятельности, к самообразованию и самосовершенствованию.
И условием достижения этого является следующее: сотруднический характер учителя и учащегося в процессе репродуктивной деятельности, в педагогической поддержке при переходе к продуктивной деятельности; вариативность содержания обучения при сочетании репродуктивной и продуктивной деятельности достигающееся созданием ситуации свободы выбора видов и способов деятельности; ведущая роль в учебном процессе продуктивной деятельности, что способствует развитию творческих способностей учащихся и эффективности обучения.
Экстериментальная работа также показала эффективность использования в обучении творческих проектов, что является основным условием повышения уровня познавательной деятельности и развитию познавательных интересов учащихся на уроках технологии в современной школе. Стимулом творческой активности является повышение уровня мотивации учебной деятельности, стимулирующих учащихся к самостоятельной творческой деятельности, решению нестандартных задач и приобретению новых дополнительных знаний, возможность демонстрации своих творческих работ в конкурсе среди сверстников.
Отсюда следует, что поставленные в нашем исследовании задачи, решены, предложенная гипотеза нашла свое подтверждение.



1. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. - 2-е изд., доп. / Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1991. - 225 с.
2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития:Инновационный курс. Казань: Центр инновационных технологий, 2006. - 608 с.
3. Бем И. Характерные особенности проектров в продуктивном обучении. /[Электронный ресурс] - Режим доступа:ййр://’№№№.уа1иез-еби.ги/’№р- content/uploads/2011/08/nev_4_2003.pdf, свободный.
4. Бордовская Н.В. Педагогика: Учебное пособие .Реян. - СПб.: Питер,
2006. - 304 с.
5. Брушлинский, А.В. Психология субъекта. - М.: Алетейя, 2003. - 272 с.
6. Брунер Дж. Психология познания. - М.: издательство Прогресс, 1977. - 413 с.
7. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика . - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. - 904 с.
8. Беспаленко В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения - М.: Изд-во ИПО МО РФ, 1995. - 336 с.
9. Виноградова Н.Ф. Не только учить, но и развивать. Проблемы реализации государственного стандарта начального общего образования // Журнал научно-педагогической информации. - 2010 - № 4. - С. 7.
10. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Изд- во АПН РСФСР, 1956. - 108 с.
11. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М.: Тривола, 1995. - 64 с.
12. Зимняя И.А. Педагогическая психология.Учебное пособие - М.: Логос, 2002. - 384 с.
13. Крылова Н.В. Основные идеи продуктивного образования. Как работает продуктивная школа?/[Электронный ресурс]. - Режим доступа: [http://www.values-edu.ru/wp-content/uploads/2011/08/nev_4_2003.pdf], свободный.
14. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. - М.: Педагогика, 1975. - 303 с.
15. Лебедева В.П. Психодидактика в теории и практике развивающего образования /Электронный ресурс]. -Режим доступа: [htt p://www.inim-rao.ru/mode.7635 collechtion 182-grnti.tag], свободный.
16. Лебедева В.П. Современные школьные модели, оказывающие преобразующие влияния на социум // Журнал научно-педагогической информации. -
2010.- № 9. - С. 13.
17. Леонтович А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников.-2003. -№4. - С. 12-17.
18. ЛитвиненкоС.В. Вопросы адаптации детей к школе // Журнал научно-педагогической информации. - 2009. - № 1. - С. 23.
19. Литвиненко С.В. Готовность к обучению - адаптация к школе, группы риска, типы школьной дезадаптации // Журнал научно-педагогической информации. 2010. № 2. - С. 18.
20. Литвиненко И. многоканальная деятельность - способ развития познавательной активности // Дошкольное воспитание. - 2002. -№4. - С. 22-23.
21. Лихачев Б.Т. Педагогика.Учебное пособие. - М.: Юрайт-М,2001.-607с.
22. Литвиненко С.В. Развитие познавательных способностей и основ учебной деятельности детей младшего школьного возраста. Коллективная монография. Часть II: Пути формирования продуктивной творческой деятельности младших школьников в различных формах образовательной/ Под ред. Мухиной С.Е. - М., 2011.
23. Ляудис В.Я. Структура продуктивного учебного [Электронный ресурс].
- Режим доступа: /http://psychlib.ru/mgppu/hre/hre-044.htm,свободный.
24. Ляудис В.Я. Продуктивная совместная деятельность учителя с учениками как метод формирования личности // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации- М., 1983.
25. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности- М.: Смысл, 1993 - 43 с.
26. Лында А.С. Методика трудового обучения. М.: Просвящение, 1997. 232с.
27. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому / Составители М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. // Сборник фрагментов из переведенных книг М. Монтессори и статей российских авторов о педагогике М. Монтессори. - М.: ИД «Карапуз», 2000. - С.10.
28. МещеряковГ. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 672 с.
29. Морозова Е.А. Проблема развития познавательных интересов учащихся в педагогических теориях П.Ф. Каптерова и В.П. Вахтерова - Смоленск: ОРАГС, 2007. - 179 с.
30. Муравьев Е.М. Общие основы методики преподавания технологии. - Брянск: НМЦ»Технология», 2000. - 342 с.
31. Нессонова Л.И. Технология. Организация проектной деятельности. - Волгоград: Учитель, 2009. -207 с.
32. Павлуцкая Н.М. Организация продуктивной познавательной деятельности учащихся при обучении решению физических задач /[Электронный ресурс]. - Режим доступа: [http://www.dissercat.com/content/organizatsiya-
produktivnoi-poznavatelnoi-deyatelnosti-uchashchikhsya-pri-obuchenii-resheniy- 0?_openstat=cmVmZXJ1bi5jb207bm9kZTthZDE7], свободный.
33. Подласый И.П. Продуктивная педагогика. Кн. для учителя - М.: Нар. образование, 2003. - 496 с.
34. Репродуктивные, продуктивные, алгоритмические педагогические технологии[Электронный ресурс]. Режим доступа: [http://old.ysu.ru/institut/pedinst/tecnology/files/gl5.html], свободный.
35. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. - М.: 1958. -586 с.
36. Рубинштейн С. Л. Психологические воззрения И. М. Сеченова и советская психологическая наука // Вопр. психол. - 1955. - № 5. С. 26—37
37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1989. - 328 с.
38. Рослякова С.В. Развитие познавательной активности учащихся подросткового возроста в учебном процессе: автореф. дис.. ..канд. пед. наук:13.00.01 - Екатеренбург, 2007. - 23 с.
39. Сотникова С.Р. Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе продуктивной деятельности в образовательной среде: автореф. дис. ... канд. пед. Наук. [Электронный ресурс].- Режим доступа:
/http://www.dissercat.com/search], свободный.
40. Симоненко В.Д. Основы технологической культуры. - Брянск.: Издательство БГПУ, 1998. - 268 с.
41. Симоненко.В.Д. Технологическое образование школьников. - Брянск: Издательство БГПУ, 1999. - 269 с.
42. Сластенин,В.А. Психология и педагогика. Учебное пособие- М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 480 с.
43. Столяренко,Л.Д. Психология: Учебник для вузов. - СПб.: Лидер, 2005. - 592 с.
44. Сосновский, Б.А. Мотив и смысл (психолого-педагогическое исследование). - М.: Прометей, 1993. - 198 с.
45. Усанов В.Е. Развитие образования в контексте реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: психолого-правовые и институциональные основания // Учителю о развивающем образовании. - М.: ИНИМ РАО, 2011. - С.12.
46. Френе С. Избранные педагогические сочинения [ Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/120983/,свободный.
47. Щукин Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М.: Педагогика, 1988. - 208 с.
48. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды/ под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1989. -560 с.
49. Яковлев В.В. Метод проектов как способ реализации компетентестного подхода в современном учебно-воспитательном процессе// Образование в современной школе. - 2008. №1. - С. 15-23.
50. Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопросы психологии. - 2004. - № 5. - С. 14-15.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ