Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конструирование гендерных стереотипов в современной российской телевизионной рекламе

Работа №87332

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы45
Год сдачи2013
Стоимость4245 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
163
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы гендерной стереотипизации 6
1.1 Понятия «гендер», «дискурс» и их соотношение 6
1.2 Сущность, особенности формирования и функционирования 12 стереотипов
1.3 Исследования гендерной стереотипизации в современно российской социологии
Глава 2. Гендерные стереотипы в современной российской
телевизионной рекламе
2.1 Телевидение как инструмент конструирования социальной реальности
2.2 Реклама как убеждающая коммуникация 35
2.3 Изучение особенностей конструирования гендерных стереотипов в российской телевизионной рекламе
Заключение
Список использованной литературы


Проблема гендерной стратификации в медиа дискурсе не теряет своей актуальности уже много лет. Средства массовой информации, воспроизводя «традиционное» распределение ролей между мужчиной и женщиной, отражают и конструируют гендерные модели поведения своей аудитории, демонстрируя желательные и нежелательные для каждого пола социальные практики.
Во многих культурах существуют различные нормы поведения для мужчин и женщин. Люди привыкают высоко ценить различные черты характера и варианты поведения. В западной культуре неотъемлемой частью мужественности являются героизм и рыцарство, в то время как от женщин требуется быть заботливой женой, любящей матерью, хранительницей домашнего очага. Все это находит отражение в медиа дискурсе.
Приписывание определенных атрибутов мужественности и женственности создает маркеры «настоящий мужчина» и «настоящая женщина». В этом случае, «женщина» и «мужчина» - это гендер, а не биологический пол. Гендер - это социальная и культурная конструкция, которая предполагает разделение мужских и женских ролей согласно историческим и культурным особенностям общества.
Нас интересует то, как телевизионная реклама отражает и воспроизводит существующие в обществе стереотипы относительно «мужчин» и «женщин».
Можно сказать, что выбранная нами тема достаточно разработана как в зарубежной, так и в отечественной литературе по социологии, социолингвистике, философии. В основу дипломной работы легли работы таких авторов: Рябова Т., Голубева Т., Дорда С., Сидорская И. и др. Также использованы работы, посвященные методу дискурс-анализа и контент- з
анализа (Тичер С.). Наше исследование призвано расширить уже имеющиеся в социологии знания о гендерной стратификации в медиа дискурсе.
Объект исследования -телевизионная реклама.
Предмет - гендерные стереотипы в современной российской телевизионной рекламе.
Цель исследования - выявить особенности конструирования гендерных стереотипов в современной российской телевизионной рекламе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основания изучения медиа дискурса в социологии
2. Дать определение понятиям «гендер», «дискурс», «телевизионный дискурс», «стереотип», «гендерный стереотип»
3. Выявить гендерные стереотипы, транслируемые современной телевизионной рекламой в России, с помощью дискурс- анализа
4. Определить какие образы и символы используются в российской рекламе на телевидении для конструирования «женственности» и «мужественности».
Тип исследования - первичный. Выводы работы будут основаны на результатах авторского социологического исследования. В качестве методов исследования были выбраны: вторичный анализ данных (по материалам социологов и социолингвистов) и дискурс-анализ.
Дискурс-анализ - это анализ взаимоотношений между конкретным использованием языка и более широкими социальными и культурными структурами.
Данный метод можно отнести к качественной стратегии исследования. Дискурс- анализ был выбран для работы исходя из необходимости получить наиболее полное представление об особенностях конструирования гендерных стереотипов в российской телевизионной рекламе.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Первая глава посвящена теоретическим основам гендерной стереотипизации. Здесь проводится операционализация понятий «дискурс», «гендер», «стереотип», а также вкратце анализируются работы отечественных социологов, имеющие отношение к теме исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Каждый день человек неосознанно упрощает окружающую действительность, используя несложные ментальные структуры - схемы, установки и стереотипы.
Схемы - это ментальные структуры, которые люди используют для организации своих знаний о социальном мире, охватывающем различные явления; схемы влияют на то, какую информацию мы отмечаем, обдумываем и запоминаем.
В тот момент, когда схемы начинают применяться в отношении групп, определяющимся по признаку, например, пола или расы, они обычно называются стереотипами.
Установки имеют много общего со схемами, это также ментальные структуры, служащие для упрощения понимания человеком окружающей действительности.
В рекламе используются различные приемы, которые ориентированы на смену уже имеющихся у зрителя установок относительно чего-либо.
Реклама - это особый вид коммуникации, в ходе которой установки зрителя могут измениться под воздействием ряда приемов, используемых рекламистами. Реклама - это убеждающая коммуникация, цель которой понятна из ее названия.
Гендерные отношения фиксируются в языке в виде культурно обусловленных стереотипов, накладывая отпечаток на поведение, в том числе и речевой, личности и на процессы ее социализации.
Реклама подкрепляет старые установки и стереотипы, либо стремится в корне изменить их. Она является частью идеологии и участвует в ее непрерывном воспроизводстве. В случае с изучением гендерного аспекта в телевизионной рекламе, мы можем говорить о доминировании в ней идеологии патриархата.
Телевизионная реклама отличается от всех прочих силой своего воздействия. Телевидение в значительно большей степени, чем печать и звучащее слово, способно снимать эмоциональную реакцию у аудитории и, с другой стороны, наиболее точно и рационально рассчитывать - работая со светом, цветом, формой, динамикой - необходимую для нужного зрительного эффекта, подачу образов.
Телевидение, объединяя зрительный образ и устную речь, еще ближе по форме к межличностному общению, чем радио. Телевидение является самым легким с точки зрения восприятия информации по сравнению с печатью и радио.
Благодаря своим особенностям, телевидение выявляет выразительные возможности лица человека, его движений и речи, которые являются основными «сигналами», раскрывающими индивидуальные особенности данной личности.
Телевидение обладает колоссальной способностью усиливать харизматические или экспрессивные черты в человеке.
Что касается оперативности, то телевидение намного опережает печать, но уступает радио. Однако в телевизионных передачах сильнее, чем на радио, срабатывает «эффект присутствия», повышающий силу воздействия передаваемого сообщения.
Как показало наше исследование, модели поведения и нормы, которые транслируются в телевизионной рекламе, служат для укрепления «лидирующих» позиций «мужчин» в конструируемой реальности (по крайней мере, в той ее части, которая находится за пределами дома, семьи). Это вовсе не означает, что «женщина» ущемлена в правах или каким-то образом принижена. Она эксперт, специалист и хозяйка, но, чаще всего, в тех вопросах, которые каются домашнего уюта и заботы о детях.
Успех «женщины» в профессиональной среде по-прежнему, скорее, исключение, нежели правило.
Выявлено, что в современной рекламе на российском телевидении доминируют «традиционные» гендерные стереотипы, которые достаточно четко разграничивают обязанности «мужчин» и «женщин».
Однако есть и нечто общее для обоих гендеров - стремление к личному успеху, которое во многих случаях выступает в роли «фундамента» всей рекламы.
Зафиксированы специфические, «современные» атрибуты гендерных стереотипов.
Мужчина:
• следит за своей внешностью (имеется в виду не естественная аккуратность, а именно красота);
• может выступать в качестве консультанта (эксперта) для женщин в вопросах красоты;
Женщина:
• успешна не только в том, что касается дома;
• стремится к независимости;
• неплохо управляется с техникой (телефоны, компьютеры, автомобили) Нельзя говорить о глубине и устойчивости этих установок, но отметить их
стоит, так как со временем они могут повлиять на изменение стереотипов о «мужчинах» и «женщинах».
Проанализированная телевизионная реклама конструирует определенные гендерные стереотипы. Однако стоит отметить, что в ходе исследования, было выявлено две группы стереотипов. Условно мы разделили их на «традиционные» и «нетрадиционные». В некоторых рекламных роликах «мужские» и «женские» роли меняются местами, но встречается это относительно редко.
Несмотря на достаточно высокую степень разработанности выбранной темы, в изучении гендерной стереотипизации остается немало вопросов. В частности, интересно было бы проанализировать то, как с течением времени изменяется содержание гендерных стереотипов в телевизионной рекламе (получит ли дальнейшее развитие переход от «традиционных» стереотипов к «нетрадиционным»?), способы их конструирования, а также форма подачи информации и методы убеждения, применяемы в рекламе.



1. Аронсон Э. Большая психологическая энциклопедия. Почему человек ведет себя так, а не иначе. Психологические законы человеческого поведения/Э.Аронсон, Т.Уилсон, Р.Эйкерт.-СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК,2008.- 558
2. Багиров Э. Г. Очерки теории телевидения. Москва : Искусство, 1978. - 150
3. Бурганова JI. И Ахмадеева К. Гендерные стереотипы в управлении (анализ дискурсивных технологий СМИ). ВЛАСТЬ. 2010. №3.¬65-69 с.
4. Голубева Т.М. Гендер и стратегии дискредитации в предвыборном дискурсе. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2008, № 5, с. 255-258
5. Гриценко Е.С. Язык как средство конструирования гендера:
Дис... докт. филол. наук. Н. Новгород, 2005. С. 267
6. Денисова С.П. Дискурс в коммуникационных системах//Сборник научных статей. - Киев, 2004. - С. 5-14
7. Дорда С.В. Гендерный дискурс и его системные характеристики.
- 7 с.
8. Кейри Б. Женщина-босс любит перемены. Известия, 11 июля
2006
Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты. - М., 1999.- 180
с.
10. Левина Г.М. Невербальная вербальность: некоторые
вопросы и уточнения к понятию «дискурс» //Мир русского слова. - 2003.-№(15)2.-С. 64-71
11. Николаев А.Ю. и Борисов И.В. Феномен имиджа политика. - Новосибирск: НШГО. 2003. - 153 с.
12. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. - Киев, 1999. - 308 с.
13. Рябова Т. Новые маскулинности: мужественность и
женственность в политическом дискурсе современного российского общества. - 19 с.
14. Тартаковская И.Н. «Сильная женщина плачет у окна»: Гендерные репрезентации в советской и постсоветской массовой культуре // Аспекты социальной теории и современного общества / Под ред.С.Е. Кухтерина и А.Ю. Согомонова. М., 2000. С. 155-176; Тартаковская И.Н. Мужчины и женщины в легитимном дискурсе // Гендерные исследования. 2000. № 4.
15. Татарсковская И.Н. «Ну, вот, мораль поменялась»:
медийный гендерный дискурс. 2003. - 23 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ