Введение 3
1 Теоретические подходы в изучении социальных установок 7
1.1. Ценности и установки: понятие, составляющие, функции 7
1.2. Формирование установок в процессе социализации 15
2 Формирование полоролевых установок 23
2.1. Влияние агентов социализации на формирование полоролевых
установок 23
2.2. Государственная политика в области полового просвещения 28
2.3. Механизмы социализации и формирования установок в семье 44
3 Исследование полоролевых установок подростков г. Казани 50
3.1. Особенности подростков как объекта исследования 50
3.2. Исследование половых установок подростков 55
Заключение 65
Список использованной литературы 68
Приложение 1
Демографический кризис, реформы в сфере повышения рождаемости, повышение пенсионного возраста, изменения в семейных ролях женщин и мужчин - таков лишь примерный перечень процессов, охватывающих не только Россию, но и другие страны. Все они самым непосредственном образом относятся к бытующим в сознании людей установкам в сфере половых ролей, их ориентаций в сфере семьи, брака, репродуктивного поведения.
На установки индивида в этих сферах решающим образом влияет то, как прошла его социализация в подростковом возрасте. К сожалению, исследуя литературу возрастной и социальной психологии, можно заметить, что развитию подростков - а в частности, и их половому воспитанию - уделяет внимание сравнительно небольшое число авторов, а ведь именно оно способно оказать влияние на всю последующую жизнь будущего полноправного члена общества и во многом формирует его личность.
Установки, из измерение и их влияние на поведение представляет собой тему, долгое время являвшуюся одной из наиболее популярных в социальной психологии; пик ее популярности приходится на 30е-70е года XX века. Бурное изучение этого социально-психологического явления проходило как на Западе, так и в СССР; в советской науке оно было представлено работами таких ученых, как Узнадзе Д.Н., Леонтьев А.Н. Вокруг установок строится и концепция личностных диспозиций В.А.Ядова, на которую опирается данная работа. В западной науке проблемы, связанные с установками, исследовались М.Смитом, Р.Лапьером; широкую известность приобрели исследования У.Томаса и Ф.Знанецкого, проведенные еще в 1918 году и спровоцировавшие впоследствии бум в изучении социальных установок.
Необходимо заметить, что не все аспекты данного явления разработаны одинаково хорошо. Поскольку социальные установки находятся в области пересечения социологии и психологии, много работ (за авторством как ученых- социологов, так и психологов) посвящено изучению установок на психологическом, глубоко личностном уровне; в целом следует отметить, что «пограничное» положение установок на стыке двух наук порождает возможность большого количества разночтений в понимании. Социологические исследования социальных установок акцентированы больше на взаимовлиянии установок и поведения, а также установок и отношения к чему-либо (что относительно обоснованно, поскольку установки, в самом общем смысле отражают переживание в отношении нормы либо объекта). Мало внимания уделяется переходу между личностным и социальным, который собственно и представляют собой установки; то, каким образом побуждения личности, потребности и мотивы переходят в конкретный выбор и социально значимые действия.
Основополагающими трудами в данной области можно считать труды У.Мастерса и И.С.Кона, посвященные детальному исследованию подросткового периода, в особенности вопросам полового развития. Также можно обратить внимание на большое количество статей, среди которых выделяется цикл статей о сексовалеологии и ценностном отношении к здоровью Зайцева Г.К.
При разработке категориально-понятийного аппарата исследования основной литературой послужили труды Э. Гидденса, Э. Эриксона, Г.М. Андреевой. Немаловажную роль сыграли исследования И. Журавлевой, посвященные репродуктивному здоровью и установкам подростков в области половых отношений.
Пристального внимания заслуживает работа И.В. Понкина «Половое воспитание школьников в России. Материалы к оценке ситуации», как источник ценной информации о фактическом применении различных программ полового воспитания в регионах России.
В фокусе внимания исследования находятся юноши и девушки старшего подросткового возраста, поскольку именно в этот период актуализируются ценности в области отношений между полами, заложенные в детском возрасте и прошедшие свое основное формирование в течении подросткового периода.
Предмет исследования - формирование полоролевых установок подростков под влиянием агентов социализации.
Цель данного исследования - выявить специфику формирования полоролевых установок подростков агентами социализации.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Дать определение опорным понятиям исследования.
2) Выделить этапы в формировании установок в процессе социализации.
3) Выделить агентов, оказывающих наиболее значительное влияние на половую социализацию подростков.
4) Охарактеризовать влияние наиболее значимых агентов социализации на формирование полоролевых установок подростков.
5) На основании полученной информации провести конкретное исследование в г.Казань.
В исследовании выдвигаются следующие предположения:
1) На сегодняшний день подростки в своей половой социализации подвержены не целенаправленному половому воспитанию, а стихийному влиянию различных агентов социализации
2) Подростки дезориентированы в своих представлениях и установках в области отношений между полами
3) Попытки целенаправленного воспитания подростков на сегодняшний день оказываются неэффективны
4) Наибольшим доверием в качестве источника информации и опыта
со стороны подростков пользуются такие агенты, как СМИ, сверстники;
5) Наиболее эффективным каналом трансляции социального опыта
являются семья и образовательные учреждения.
При проведении исследования используются как первичные методы (анкетирование, интервью), так и вторичные (анализ данных по материалам ВЦИОМ и др.).
Эмпирической базой для исследования послужили:
1) Результаты разведывательного исследования - анкетирования подростков, проведенного автором в 2011 году;
2) Результаты исследования установок подростков методом неформализованного интервью, проведенного в 2013 году;
3) Материалы исследований ВЦИОМ в области полового воспитания и половой социализации (результаты опросов);
3) Нормативные документы: законы Российской Федерации, нормативные акты органов власти субъектов РФ, приказы и методические указания министерств и пр.
Структура работы обусловлена решением поставленных задачи и включает в себя введение, три главы, которых подразделяется на параграфы, заключение и список использованной литературы. В конце работы приводятся приложения.
Социальные установки - это доминирующие социально-психологические образования, отражающие направленность личности относительно какой-либо значимой отрасли социальной деятельности и относящиеся не только к каким- то объектам, но и социальным нормам. Совокупность установок образует ценностные ориентации; в свою очередь, ценностные ориентации задают план поведения личности в конкретных жизненных ситуациях, хотя и не детерминируют его в полной мере. Формирование установок происходит в течении жизни индивида параллельно приобретению социального опыта, социализации личности. Каждый этап в этом процессе имеет свою определенную специфику; обладает такой спецификой и подростковый возраст, имеющий особое значение в рамках половой социализации.
Половая социализация - это процесс формирования мужской или женской половой идентичности в соответствии с принятыми в обществе культурными нормами, формирование гендерной роли. В подростковом возрасте гормональные сдвиги гормонального и психосоциального развития побуждает подростка заново осмысливать и оценивать свою гендерную идентичность во всех ее проявлениях. Именно подростковом возрасте конкретизируются и закрепляются представления о содержании и исполнении гендерных ролей.
Формирование установок и ценностных ориентаций наиболее интенсивно осуществляется на начальных этапах, когда формируется личность и происходит его подготовка к взрослой жизни. Ведущая роль в этом процессе отводится родителям и другим членам семьи, оказывающих непосредственное воздействие на процесс становления ребенка. По мере его роста усиливается влияние на него и других агентов. В этот процесс включаются дошкольные воспитательные учреждения, затем школьные коллективы, внешкольные учебно-воспитательные заведения, детские теле- и радиопередачи и т. п. Один из немаловажных элементов на этой стадии - половое воспитание в школе - следует рассматривать как часть воспитательного процесса, направленную на то, чтобы помочь детям чувствовать себя в школе комфортно и справиться с проблемой социализации, важной составной частью которой является самоидентификация ребенка как мальчика или девочки. Таким образом, можно говорить о том, что если в подростковом возрасте одним из основных агентов социализации является школа, то половое воспитание - основной способ ее институционализированного влияния на половую социализацию.
По результатам исследования можно сделать вывод о необходимости создания и внедрения программы полового воспитания. Большинство из немногих существующих программ полового воспитания направлены только на какое-то одного направление сексуального развития подростка, в то время как для полноценного полового воспитания необходим системный подход. Кроме того, они специализированны и сложны для внедрения в общеобразовательные учреждения на постоянной основе.
Невозможно говорить о том, что оказывается какое-то целенаправленное влияние на подростков с целью формирования установок в области отношений полов, семьи и брака и тд. Социализация в семье в этой сфере осуществляется чаще стихийно, на уровне универсальных социально-психологических механизмов. Так же отсутствует какая-либо целостная государственная политика в области формирования благоприятных установок в сфере семьи и брака, полового поведения, отсутствует половое воспитание в школах или каких-либо специализированных организациях - при этом, родители и учителя являются для подростков источниками информации, заслуживающими наибольшего доверия.
Несмотря на то, что сами подростки, по результатам опроса, не испытывают острой потребности в целенаправленном воспитании либо просвещении в этой области и как правило уверенно себя чувствуют в области полоролевых отношений, вполне вероятно что это свидетельствует об усвоении ими определенных установок, но невозможно сделать вывод о том, будет ли из влияние благоприятно или нет.
Рассматривая таких агентов как государство (образовательные учреждения), СМИ, группы сверстников, различные образовательные организации, а также семью, можно резюмировать, что все они способны оказать значительное влияние на молодого человека, в том числе и в сфере половой социализации. В подростковом возрасте возрастает влияние групп сверстников; все еще остается достаточно сильным влияние семьи, но по мере взросления подростка оно ослабевает; при этом родители считаются надежным источником информации по вопросам пола. СМИ не оказывают какого-либо целенаправленного и систематического влияния, и играют меньшую роль, чем уже перечисленные институты. Стабильным остается влияние образовательных учреждений; при этом, агенты социализации - педагоги - говорят о том, что сами подростки не считают их достаточно доступным и надежным источником информации.
Подростки остаются детьми и нуждаются в помощи и внимании, которые бы помогли им успешно пройти период полового созревания; необходимо дать возможность юношам и девушкам сформировать для себя верные нравственные и социальные установки, осознать самих себя и свое место в обществе, а в последующем - создать счастливую семью. Именно для этой цели необходимо половое воспитание. Подготовка к браку и семейной жизни сегодня является одной из главных задач подростково-юношеского возраста.
Данная область представляется чрезвычайно интересной для дальнейших исследований. Изучение подросткового поведения и влияния на него полового воспитания, а также разработка эффективных методов и программ по половому воспитанию подростков, могут дать плодотворные результаты, в частности — снизить количество случаев девиантного поведения в подростковой среде.
1) Абдурагимова Х.А. Структура и классификация ценностей // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2008. - №10.
2) Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2001.
3) Белинская Е.П. Социальная психология / М: Аспект Пресс. - 2003. - 475 с.
4) Бирюченко Е.Б., и др. Особенности личностных установок у подростков, воспитывающихся в неполных семьях // Вестник КАСУ. - 2007. - №3.
5) Валентей Д.И. Демографический энциклопедический словарь / М.: Советская энциклопедия. - 1985.
6) Власов В.В., и др. Информированность студентов и старшеклассников о СПИДе // Социологические исследования. - 2001. - №2.
7) Гилинский Я. И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. - 1971. - № 9.
8) Годфруа Ж. Что такое психология / М.: Мир. - 1996.
9) Головин С. Словарь практического психолога / М.: Харвест. - 1998.
10) Дугин А. Г. Социология пола // М.: Структурная социология. - 2010.
11) Журавлева И. В. Репродуктивное здоровье подростков и проблемы полового просвещения // Социологические исследования. - 2004. - № 7.
12) Журавлева И.В. Самосохранительное поведение подростков и заболевания, передающиеся половым путем // Социологические исследования. - 2000.-№ 5.
13) Зайцев Г.К. и др. Педагогика здоровья. // Инновации в образовании.- 2004. - №4.
14) Информация о деятельности Отдела образования Московского района г.Казани по вопросам полового воспитания / Ответ заместителя главы Администрации Московского района муниципального образования города Казани Ю.В. Нехорошкова от 31.03.2008 № 1-1242.
15) Информация о деятельности Отдела образования Московского района г.Казани по вопросам полового воспитания / Ответ заместителя главы Администрации Московского района муниципального образования города Казани Ю.В. Нехорошкова от 31.03.2008 № 1-1242.
16) Клецина И. С. Гендерная социализация / СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена. - 1998.
17) Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей / И.С. Кон - М.: Просвещение. - 2009.
18) Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.
19) Курамшев, А.В. Гендерная социализация // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. -2010.-05.
20) Мастерс У. и др. Основы сексологии / М.: Мир. - 1998.
21) Новейший философский словарь/ Минск: Интерпрессервис, Книжный дом, 2003. — 1280 с.
22) О деятельности Министерства образования и науки Республики Татарстан по профилактике социально-значимых заболеваний / Ответ заместителя министра образования и науки Республики Татарстан А.К. Зиннурова от 09.11.2007 № 7260/7; Информация о деятельности отдела образования Московского района г.Казани по вопросам полового воспитания / Ответ заместителя главы Администрации Московского района муниципального образования города Казани Ю.В. Нехорошкова от 31.03.2008 № 1-1242.
23) О деятельности
Министерства образования и науки Республики
Татарстан по профилактике социально-значимых заболеваний / Ответ
заместителя министра образования и науки Республики Татарстан А.К. Зиннурова от 09.11.2007 № 7260/7.
24) О деятельности
Министерства образования и науки Республики
Татарстан по профилактике социально-значимых заболеваний / Ответ
заместителя министра образования и науки Республики Татарстан А.К. Зиннурова от 09.11.2007 № 7260/7.
25) Обуховский К. Психология влечений человека / К. Обуховский. — СПб.: Речь. - 2003.
26) Олифирович Н.И.
Анализ функциональных показателей семейной
системы» / СПб.: Речь. - 2012.
27) Ответ главы Администрации Кировского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани А.Р. Нурутдинова от
31.03.2008 №992.
28) Ответ Главы Администрации Кировского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани А.Р. Нурутдинова от
31.03.2008 №992.
29) Савруцкая Е., и др. Анализ динамики качественных характеристик ценностного сознания молодежи России // Власть. - 2011. -№10.
30) Семенов В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. - 2007. - № 4.
31) Смотрова J1H. К вопросу о формировании гендерной социализации ребенка в семье // М.: 2005. - 560 с.
32) Халкачев М.Н. Рождаемость и репродуктивные установки молодежи
Карачаево-Черкесии // Социологические исследования. - 2005. - №8.
33) Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни / Д. Элкинд - М.: Когито-центр, 1996.
34) Юсупова Е. В. Ценностные ориентации, установки и направленность личности «человека юридического» // Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции «Основные проблемы и направления воспитательной работы в современном вузе». - Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова. - 2010.