Введение 3
Раздел 1.«Теоретико-методологические направления социальной
экологии, изучающие взаимодействия в системе «общество - природа
Раздел 2.«Отношение граждан РФ к проблеме загрязнения
окружающей среды (вторичный анализ общероссийских социологических исследований)» 25
Раздел 3. «Социальные факторы загрязнения городского
пространства (по результатам эмпирического исследования
жителей г. Казани)» 36
Заключение 46
Список использованных источников и литературы 51
Приложение 1 «Программа социологического исследования» 55
Приложение 2 «Пример анкеты» 63
Приложение 3 «Таблицы частотных распределений»
Изучение экологических проблем современного общества является в настоящее время одним из наиболее актуальных направлений социологической теории. Это вызвано, на наш взгляд, прежде всего серьезной озабоченностью мирового сообщества, состоянием окружающей среды, учащенностью в последние десятилетия количества локальных экологических катастроф не только в пределах одной страны, но и повсеместно.
Познание окружающего мира сопряжено с осмыслением места человечества в сложной системе взаимосвязей между природой и человеческой культурой. В этой структуре особое место принадлежит городам - местам компактного проживания большого числа людей. Повышение жизненных стандартов, рост интенсивности социальных коммуникаций оборачивается усилением антропогенного натиска на природную среду, снижением ее качества и способности к регенерации. В данном ключе, нам бы хотелось отметить, что в настоящее время экология города является наиболее востребованным направлением научного знания в области решения актуальных экологических проблем.
Проблема загрязнения городского пространства бытовыми отходами как одна из наиболее острых проблем, рассматриваемых во многих отраслях научного знания, осознается российским обществом как требующая внимания лишь в последнее десятилетие. Тогда как контролировать свое поведение в отношении загрязнения городского пространства жители страны перестали давно. Именно с данной точки зрения нам бы хотелось рассмотреть поставленную проблему.
Концепции социальной экологии, рассматривающие зависимости взаимодействия индивидов и среды, в особенности, разработанные в данном ключе, теории представителей Чикагской школы послужили теоретической основой рассматриваемой проблемы.
При рассмотрении проблемы загрязнении городского пространства бытовыми отходами, наиболее важным нам видится рассмотрение социального аспекта существующего вопроса. На наш взгляд именно социальные факторы во многом
определяют поведение индивидов в отношении загрязнения городского пространства.
Таким образом, на наш взгляд проблема загрязнения городского пространства бытовыми отходами является одной из наиболее актуальных в настоящее время социальных проблем.
Обзор литературы:
В настоящее время социальная экология, являясь междисциплинарной наукой, предметной областью своих теоретических и эмпирических исследований во многом обязана концепции инвайронментализма, основным принципом которой является приоритетная направленность в отношении окружающей среды, как «главной ценности». В то же время стоит заметить, что в процессе формирования социально-экологическая теория «произвела на свет» множество различных теоретико-методологических концепций.
Глобальные направления реализации устойчивого развития, а также развития ноосферогенеза отражены в работах Римского клуба, В. И. Вернадского, Э.Леруа, Ю.В. Олейникова, А.А. Оносова, П.Тейяра де Шардена, А.Д. Урсула и др.
Проблема кризиса техногенной цивилизации отражена в работах В.И. Белозерцева, В.А. Зубакова, А.Н. Кочергина, К. Маркса, Н.Н. Моисеева, JI. Моргана, A. Н. Новикова, B.C. Степина, А.Дж. Тойнби, О. Тоффлера, О. Шпенглера, Ф. Энгельса, Э. Энча, Ю.В. Яковца и др.
Процесс становления и формирования социальной экологии исследуется в работах Э.Г. Гирусова, А.А. Горелова, В.Д. Комарова, Н.М. Мамедова, Ю.Г. Маркова, Д.Ж. Марковича, О.Е. Новожиловой, А.Д. Урсула, П.П. Федосеева, Г.И. Швебса и др.
Социально-экологическим проблемам инженерной деятельности уделили внимание в своих работах Ю.М. Забродин, С.А. Кугель, А.А. Крылов, Б.Ф. Ломов, B. Л. Маригцук, Б.Г. Парыгин, Б.А. Смирнов, А.Н. Филатова, О.В. Шиняева, И.П. Яковлев и др.
Среди современных западных ученых, занятых социальными аспектами экологических проблем, в первую очередь следует назвать таких исследователей, как Р. Дэнлап, Дж. и А. Гэллапы, Ф. Баттел, П. Тэйлор, Л. Ган, Б. ван Стенберген, Р. ван Дёр Вурф.
В контексте данной дипломной работы, наиболее логичным, по нашему мнению,
является рассмотрение экологических концепций представителей Чикагской школы социологии, а также инвайронментальной социологии.
Городская экология является одной из основных исследовательских проблем в работах Р. Парка и Э. Берджесса. Изучением городского образа жизни занимался Л. Вирт. Р. Маккензи, рассматривая факторы развития общества, уделял большое внимание естественно-экологическим процессам,
происходящим в социуме. Дальнейшее развитие социальной экологии большинство ученых связывают с концепцией «экологического комплекса» Л. Шнорре и О. Дункана, эволюционировавшей впоследствии в инвайронментальную социологию, как теорию, в которой среда трактуется как «часть ситуации социального воздействия в терминах значения, которое ей придается участниками взаимодействия», то есть главным участником взаимодействия в системе «природа-общество» становится природа.
Объект исследования:
Загрязнение городского пространства бытовыми отходами в РФ.
Предмет исследования:
Социальные факторы, влияющие на загрязнение городского пространства бытовыми отходами в современном Российском обществе.
Цель:
Определить влияние социальных факторов на поведение индивидов в отношении загрязнения городского пространства бытовыми отходами (на примере анализа существующих эмпирических исследований по данной проблематике и проведенного собственного социологического исследования жителей г. Казани).
Задачи:
1. Рассмотреть основные теоретико-методологические направления социальной экологии, касающиеся изучения взаимодействия общества и окружающей среды.
2. Представить результаты и выводы существующих социологических эмпирических исследований по проблеме загрязнения городского пространства бытовыми отходами и произвести их вторичный анализ.
3. Провести социологическое исследование жителей г. Казани по проблеме загрязнения городского пространства бытовыми отходами.
Структура работы:
Дипломная работа состоит из введения, трех разделов и заключения. В первом разделе рассматриваются теоретические концепции социальной экологии в разработках представителей Чикагской школы и инвайронметалистской социологии. Во втором разделе анализируются существующие общероссийские социологические исследования по проблеме отношения индивидов к загрязнению окружающей среды. В третьем разделе представлен анализ данных, полученных в ходе проведения социологического исследования жителей г. Казани по проблеме загрязнения городского пространства бытовыми отходами. В приложении представлены программа проведенного социологического исследования, пример анкеты и таблицы частотных распределений ответов респондентов.
В дипломной работе нами были рассмотрены теоретические концепции социальной экологии* представленные в работах ведущих американских социологов XX века.
Основополагающей по нашему мнению является социально-экологическая теория Р. Парка. Общество, по мнению Парка, биологический феномен, и, в соответствии с этим утверждением, ход социальных изменений видится им как движение от конфликта к согласию. Социальные изменения связаны, прежде всего, с изменениями моральных норм, индивидуальных установок, основывающихся на «человеческой природе».
Дальнейшее исследование в этой области продолжили другие представители Чикагской школы Р. Маккензи и Л. Вирт. Маккензи в контексте рассматриваемой теории указал на важную роль культурных и технических факторов в ходе социальных изменений общества. Анализируя с точки зрения концепции интеракционизма взаимодействие индивидов в городском пространстве, Л. Вирт приходит к выводу, что чем крупнее город, тем интенсивнее взаимодействие между людьми.
С середины 30-х годов представители социальной экологии обращают внимание на содержательную сторону изучаемой теории. Л. Шнорре и О. Дунканом разрабатывается концепция «экологического комплекса», целью которого стало изучение стабильности или изменения социальной системы посредством экологического измерения. Экологический комплекс прочно связал природную, социальную и культурную сферы, отразил влияние природной основы на социальную структуру, численность человеческой популяции, достижения научной мысли.
В середине 60-х годов XX века в наиболее развитых странах появились первые признаки надвигающегося экологического кризиса. Следствием исследования данной проблемы в контексте социальной экологии стало появление «новой экологической парадигмы». Её авторы, У.Кеттон и Р.Данлэп, решение возникающих экологических проблем возлагают на смену систем ценностей, мировоззрения - с антропоцентрического на экоцентрическое, на «революцию в умах».
Логическим завершением процесса формирования теории социальной экологии стало появление в конце 70-х городов XX века нового направления - инвайронментальной социологии. В инвайронментализме «среда» трактуется преимущественно как часть ситуации социального воздействия в «терминах значения, которое ей придается участниками взаимодействия» а не как равноправная в социальном взаимодействии переменная (к средовым переменным относятся: уровень загрязнения, темпы потребления энергии, характер застройки и т.п.). Эмпирическая база данной теории представлена в исследованиях Римского клуба.
В контексте данной дипломной работы, описанная методология была применена как основополагающая теоретическая база. По нашему мнению, это позволило провести системный анализ исследуемых явлений. Данные концепции были использованы при проведении социологического исследования. В данном ключе стоит отметить, что рассмотренные в рамках социальной экологии концепции актуальны в настоящее время.
Также в данной дипломной работе проведен вторичный анализ общероссийских социологических исследований отношения граждан РФ к проблеме загрязнения окружающей среды. Прежде всего, стоит отметить фрагментарность проводимых исследований. В основном исследователей интересует вопрос об участии граждан в митингах и протестных акциях, проводимых различными экологическими организациями. Основная информация о мнении респондентов по вопросам состояния окружающей среды и экологической обстановки находится в отчетных таблицах проводимых ежемесячно омнимбусов (ВЦИОМ). В работе представлен системный анализ двух исследований, проводимых Фондом Общественное Мнение, темой которых было загрязнение города бытовыми отходами в 2008 году. Более поздних исследований по указанной проблематике найдено не было.
В целом, исследования, проведенные Фондом Общественное Мнение по проблеме загрязнения городского пространства бытовыми отходами достаточно информативны. Исследуется мнение респондентов в отношении общей экологической ситуации в городе, в частности обращается непосредственное внимание на чистоту городского пространства, и как её оценивают участники опроса. Рассматриваются причины загрязнения городов, выделяются основные субъектные категории «загрязнителей» на основании полученных данных. В тоже время рассматриваются в основном жилые районы городов. Тогда как зоны размещения промышленных предприятий, лесопарковые зоны, а также загрязнения центров городов в данных исследованиях совершенно не рассмотрены. В ходе анализа открытых вопросов, выделяется множество факторов, влияющих на загрязнение городского пространства, такие как: «некачественная работа коммунальных служб», «незаинтересованность властей в данной проблеме», «поведение самих жителей городов» и др. Но в тоже время не рассматриваются причины, побуждающие жителей города загрязнять городской пространство. Какими мотивами руководствуются индивиды, при выбрасывании мусора в неположенных местах? Данный аспект существующей проблемы в рассмотренных исследованиях не был затронут.
В заключительном разделе дипломной работы представлен анализ проведенного социологического исследования отношения жителей г. Казани к проблеме загрязнения городского пространства бытовыми отходами. Целью данного исследования было определить влияние различных (объективных и субъективных) социальных факторов на поведение индивидов в области загрязнения городского пространства бытовым мусором (на примере жителей г. Казани). Задачи, поставленные при разработке программы исследование, в ходе его проведения были полностью выполнены. Выявлены основные причины, влияющие на загрязнение городского пространства бытовыми отходами. Основной по мнению большинства респондентов является низкий уровень культуры жителей города (40,7%). Были выявлены причинно-следственные зависимости поведения индивидов от возрастного критерия, от типа занятости респондента, а также от материального положения участников опроса.
Гипотезы, выдвигаемые нами в программе исследования, были полностью подтверждены:
1. Экологическое воспитание является одним из основных социальных факторов, влияющих на поведение индивидов в отношении загрязнения городского пространства бытовыми отходами. Также одним из социальных факторов, влияющих на поведение респондентов, по нашему мнению можно считать положение индивида в обществе (его социальный статус).
2. При повышении возрастного критерия респондента повышается его интерес к экологическим проблемам.
3. Поведение индивидов в отношении загрязнения города бытовыми отходами можно охарактеризовать как безучастное.
Практическая значимость проведенного исследования подчеркивается тем фактом, что в последнее время все чаще в средствах массовой информации появляются шокирующие материалы, описывающие загрязнение лесных массивов и дворов жилых домов в черте города.
Проблема загрязнения города бытовыми отходами изначально имеет социальную основу. Основополагающим фактором, влияющим на поведение индивидов в разрабатываемой проблемной области, по нашему мнению является экологическое воспитание. Уточняя данную формулировку, нам хочется отметить, что именно малая наполненность и обновляемость знаний и исследований по данной тематике, по нашему мнению, во многом определяет проблемность экологического воспитания вообще.
Экологическое воспитание формируется в процессе социализации индивида, поэтому необходимо большое внимание уделять проблеме загрязнения окружающей среды ещё в детском возрасте. Необходимо введение в обязательную школьную программу экологических дисциплин, способствующих повышению ознакомленности индивидов с последствиями невнимательного отношения к проблемам окружающей среды.
Современный город - это не только улицы, дома, машины, заводы и дороги, это еще и среда обитания человека. Город — это сложная система взаимодействия человеческого общества с природной средой, которая существует гораздо дольше самого города. Столь значительный возраст Казани говорит о длительной эволюции этих взаимоотношений, и для дальнейшего гармоничного развития города необходима современная оценка всех ее основных компонентов, с динамикой происходящих процессов и изменений.
1. Аберкромби, Н. и др. Социологический Словарь / Н.Аберкромби, С.Хилл, Б.Тернер; Пер. с англ. И.Г.Ясавеева под ред. С.А.Ерофеева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономика, 2004, - 620 с.
2. Аверьянов Л.Я. Социология: искусство задавать вопросы.: издание 2-е, переработанное и дополненное. - М., 1998. - 357 с.
3. Баньковская, С.И. Инвайроментальная социология / С.И. Баньковская. - Рига, 1991.
4. Баньковская С.П. Роберт Парк; Эрнст Берджесс / Современная американская социология М: Изд-во МГУ, 1994. - 296 с.
5. Берджесс Э. Рост города: Введение в исследовательский проект // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Сер. 11. Социология. - 2000. -№ 4. -С. 122¬136.
6. Глазычев В. JI. Социально-экологическая интерпретация городской среды/
Сайт В.Л.Глазычева. Режим доступа // (23.04.2012), свободный.
7. Данилов-Данильян, В.И. Экологический вызов и устойчивое развитие / В.И. Данилов-Данильян, К.С. Лосев. - М. : Прогресс - Традиция, 2000. - с.78-216.
8. Добреньков В., Кравченко А. История зарубежной социологии // Сайт
Библиотека Гумер. Режим . доступа // (18.03.2012), свободный.
9. Инвайроментальная социология: потрясение основ (аналитический обзор) // Социологические исследования. - 1992. - № 12.
10. Маккензи Р.Д. Область человеческой экологии // Личность. Культура. Общество.-2003.-Т. V. Вып. 3-4. - С. 174-188.
11. Маккензи Р.Д. .Экологический подход к изучению человеческого сообщества // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Сер. 11. Социология. - 2000. - № 4. - С.136-152.
12. Маклаков А. Общая психология / Библиотека Сайта Гумер. Режим доступа //
(02.04.2012) , свободный.
13. Моисеев, Н.Н. В раздумьях о будущем / Н.Н. Моисеев. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1998.-56 с.
14. Науменко О.А. Истоки и ценностные ориентации инвайронментализма / Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук. Ташкент. 2011. Режим доступа // (23.04.2012), свободный.
15. Николаев В.Г. Многомерные и редукционистские стратегии в чикагской социологической традиции: трансформации человеческой экологии // Социологический журнал. - 2009. - № 2. - 38с.
16. Николаев В.Г. Берджесс о социализации // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Сер. 11. Социология. - 2003.-№ 3. - С. 146-153.
17.Опрос населения «Экологическая ситуация в регионах», 07.07.2005г. / База данных Фонда Общественное Мнение. Режим доступа //
(10.04.2012) , свободный.
18.Опрос населения «Экология в России: динамика ситуации»,
09.08.2007г./ Фонд Общественное Мнение. Режим доступа //
(10.04.2012) , свободный.
19.Опрос «Георейтинг», 05.09.2010г. / База данных Фонда Общественное Мнение. Режим доступа // (10.04.2012), свободный.
20.Опрос населения «Чистота дворов и улиц: убирать или не сорить?», 14.07.2005г./ База данных ФОМ. Режим доступа //
(10.04.2012), свободный.
21.Опрос населения «Чистота городов и сел», 03.04.2008г. / База данных Фонда
Общественное Мнение. Режим доступа // (10.04.2012), свободный.
22. Опрос населения «Как бороться с мусором?», 02.10.2008г. / База данных
Фонда Общественное Мнение. Режим доступа
// (10.04.2012), свободный.
23. Остроумов, С.А. Всемирная стратегия охраны природы / С.А. Остроумов // Природа. - 1980. - №12. - С. 40-41.
24. Парк Р.Э. Городское сообщество как пространственная конфигурация и моральный порядок / Пер. с англ. В. Николаева // Социологическое обозрение. -
2006. - Т. 5. № 1. — С. 11-19.
25. Парк Р. Социальная экология / Сайт socioline.ru. Режим доступа // (18.03.2012), свободный.
26. Парк Р.. Экология человека. // Теоретическая социология: Антология: В 2
ч. / Пер. с англ., фр., нем., ит. Сост. и общ. ред. С. П. Баньковской. — М.: Книжный дом «Университет», 2002. — Ч. 1. - 424с.
27. Социологический словарь. Режим доступа // (02.04.2011), свободный.
28. Социология. Материалы для подготовки к семинарским занятиям. Режим доступа // ^ttpV/www.grsmu.by/file/kafedry/kgn/uch mat/mat sem.doc>
(02.04.2011, свободный.
29. Стегний А. Теоретические истоки и особенности институционализации
социологии окружающей среды // Социология: теория, методы,
маркетинг. - 2009. - № 3. - С. 17-45.
30. Толковый словарь ruLib.info. Режим доступа // (02.04.2012), свободный.
31. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004 г.)
32. Численность населения городских округов, муниципальных районов Республики Татарстан. / Территориальный Орган Федеральной Службы Государственной Статистики по Республике Татарстан. Режим доступа // (03.04.2012), свободный.
33. Экологический словарь. Режим доступа/ (02.04.2012), свободный.
34. Энциклопедия социологии. Режим доступа //
<ййр://81оуап.уапбех.ги/~книги/Энциклопедия%20социологии/Опрос/> (03.04.2012) , свободный.
35. Ядов, В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Психология самосознания: хрестоматия. - Самара: БАХРАХ - М., 2003. - 672с.
36. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. / Библиотека учебной и научной литературы. Режим доступа // (02.04.2012), свободный.